Баннер ФЗ-54
11.05.2017 11:03:00 11 мая 2017, 11:03 1427 просмотров

Сигареты без бренда

Стали ли французы меньше курить, и повлиял ли запрет брендирования упаковки на табачный бизнес?

С января 2017 года во Франции вступил в силу запрет на брендированную упаковку сигарет. Уже несколько месяцев сигареты продаются в одинаковых пачках, которые «украшают» лишь пугающие иллюстрации и надписи о вреде курения. Чтобы понять, как повлиял этот запрет на потребителей и отразился ли он на продаже табачной продукции, Retail.ru пообщался с несколькими представителями табачной индустрии французской столицы.

Что курит парижанин?

Сигареты без брендаЗакон, запрещающий брендинг, был принят достаточно быстро, если не сказать скоропостижно, так что не все курильщики были в курсе изменений правил продажи сигарет. «Первое время некоторые покупатели удивлялись, увидев, что исчезли все бренды и остались только голые пачки с устрашающими картинками, но это мало кого останавливало от покупки. Хотя поначалу были те, кто отказывался покупать — видимо, сработал эффект неожиданности. Но это продолжалось недолго, и в конечном итоге покупатели быстро привыкли и стали спрашивать знакомые им марки», — рассказывает владелец одной из парижских торговых точек. По заверению столичных продавцов, чаще всего потребитель спрашивает Winston и Marlboro.

Производители табака также не отмечают снижения продаж своей продукции за первые три месяца после введения обезличенной упаковки. 

По информации французской таможни, контролирующей продажи табака в этой стране, отгрузки сигарет за первые три месяца 2017 года, т. е. после введения обезличенной упаковки, не уменьшились, а наоборот выросли на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас цена пачки во Франции составляет 6,5-9 евро для среднеценового сегмента.

За последние несколько лет количество курящих французов (как и жителей других развитых стран) постепенно снижается. На снижение числа курильщиков больше всего влияет пропаганда здорового образа жизни и ограничение мест, где можно курить. Во Франции с точки зрения закона нельзя курить в ресторанах — с 2008 года, за исключением открытых террас, в общественных местах — с 2007 года, правда, этот закон не всегда соблюдается — французы спокойно курят на улицах, на выходах из вокзалов и аэропорта.

Первой страной, где была введена обезличенная упаковка сигарет, была Австралия. Там запретили брендинг с декабря 2012 года. Если смотреть на эффективность запрета спустя несколько лет, то, по мнению участников рынка, которое опирается на отчет австралийского правительства об итогах реализации запрета на брендирование сигарет, опубликованный в 2016 году, закон не повлиял на скорость снижения числа курильщиков. Их количество сокращалось такими же темпами, как и в предыдущие годы, когда закон еще не был принят.

В 2015 брендирование сигаретных пачек запретили в Ирландии, а в 2016 в Великобритании.

Сколько стоит табачная лавка?

Во Франции сигареты не поступают в свободную продажу в супермаркеты, нет и сетевых точек по продаже табачной продукции. Сигареты продаются только в табачных лавках и специальных барах, и те, и другие принадлежат частным предпринимателям, которых насчитывается около 34 тыс.

Так уж повелось еще со времен французских королей, что продавцы табака, платившие немалые отчисления прямо в казну, считались почти что государственными служащими. С введением запрета на брендинг многие владельцы табачных точек начали опасаться, что снизится как прибыльность бизнеса, так и стоимость самой торговой точки.

Сигареты без бренда

«Новый закон, возможно, уменьшит престижность профессии табакониста, а также стоимость самого розничного бизнеса, хотя на данный момент снижения стоимости предприятий пока не наблюдается», —  считает Жан-Поль Васлен (Jean-Paul Vaslin), генеральный директор конфедерации табачников.

Сейчас купить розничную точку по продаже табака в зависимости от ее местоположения, размера и самого помещения можно от 350 тыс. евро до 1,5 млн евро. По заверению самих собственников, бизнес окупается примерно за 7 лет и часто является семейным предприятием, в котором работают члены семьи владельца. Кроме сигарет в точках продаются лотерейные билеты и аксессуары. С сигарет торговец зарабатывает не более 7% от стоимости пачки, цена на которую фиксирована. Торговую точку и лицензию на продажу табачной продукции часто передают по наследству, либо продают, чтобы обеспечить безбедную старость.

Рынок «чернеет»

После того, как сигареты перестали брендировать, держатели табачных точек вышли на баррикады, протестуя в первую очередь против увеличения контрафактной продукции. Ведь у продавцов нелегальных сигарет появилось еще одно преимущество, помимо более низкой цены, — брендированная пачка.

«Сейчас во Франции 27% продукции поступает с параллельных рынков, часть товара продают эмигранты. Кроме того, распространена покупка табачной  продукции через интернет, и жители приграничных территорий часто покупают сигареты в соседних странах», — рассказал Жан-Поль Васлен.

Сигареты без бренда

Кстати, когда в России звучали инициативы по введению обезличенной упаковки сигарет, ФАС их не поддержала именно по причине возможного роста контрафакта. «Стандартная упаковка сильно сократит возможности различия оригинальной и контрафактной продукции за счет уникальных признаков и особенностей дизайна, присущих только легальным товарам, произведенным на современном оборудовании в фабричных условиях», — объяснили свою позицию в ФАС.

Хитрости мерчандайзинга

С тех пор как с пачек исчезли бренды, у розничных торговцев стало уходить больше времени на приемку, сортировку и поиск товара. «Если раньше мы видели, какой товар есть в наличии, а какого нет, то сейчас весь товар выглядит как обезличенная стенка», — рассказывает один из продавцов табачных изделий.

Однако продавцы достаточно быстро нашли выход из положения — они начали клеить цветные ценники или делать наклейки на полку в цветах продаваемого бренда, чтобы было легче находить нужную пачку.

Некоторые продавцы отметили, что есть большая вероятность, что слабые бренды могут со временем быть выведены из ассортиментной линейки, тогда как сильные станут еще сильнее.

Сигареты без бренда

Часть продавцов надеется, что закон все-таки отменят, например, после выборов, но большинство уже научились работать в новых условиях. И, кстати, когда французские торговцы узнавали о том, что в России запрещена открытая выкладка сигарет – они сочувствовали российским коллегам, комментируя, что, по их мнению, нет смысла в обезличенной упаковке, если пачки сигарет и так находятся в закрытых боксах.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Статья относится к тематикам: Марка. Брэнд. PrivateLabel, Товар на полку, Исследования
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1033
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
946
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
734
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1772
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
585
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
610

Стали ли французы меньше курить, и повлиял ли запрет брендирования упаковки на табачный бизнес?

С января 2017 года во Франции вступил в силу запрет на брендированную упаковку сигарет. Уже несколько месяцев сигареты продаются в одинаковых пачках, которые «украшают» лишь пугающие иллюстрации и надписи о вреде курения. Чтобы понять, как повлиял этот запрет на потребителей и отразился ли он на продаже табачной продукции, Retail.ru пообщался с несколькими представителями табачной индустрии французской столицы.

Что курит парижанин?

Сигареты без брендаЗакон, запрещающий брендинг, был принят достаточно быстро, если не сказать скоропостижно, так что не все курильщики были в курсе изменений правил продажи сигарет. «Первое время некоторые покупатели удивлялись, увидев, что исчезли все бренды и остались только голые пачки с устрашающими картинками, но это мало кого останавливало от покупки. Хотя поначалу были те, кто отказывался покупать — видимо, сработал эффект неожиданности. Но это продолжалось недолго, и в конечном итоге покупатели быстро привыкли и стали спрашивать знакомые им марки», — рассказывает владелец одной из парижских торговых точек. По заверению столичных продавцов, чаще всего потребитель спрашивает Winston и Marlboro.

Производители табака также не отмечают снижения продаж своей продукции за первые три месяца после введения обезличенной упаковки. 

По информации французской таможни, контролирующей продажи табака в этой стране, отгрузки сигарет за первые три месяца 2017 года, т. е. после введения обезличенной упаковки, не уменьшились, а наоборот выросли на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас цена пачки во Франции составляет 6,5-9 евро для среднеценового сегмента.

За последние несколько лет количество курящих французов (как и жителей других развитых стран) постепенно снижается. На снижение числа курильщиков больше всего влияет пропаганда здорового образа жизни и ограничение мест, где можно курить. Во Франции с точки зрения закона нельзя курить в ресторанах — с 2008 года, за исключением открытых террас, в общественных местах — с 2007 года, правда, этот закон не всегда соблюдается — французы спокойно курят на улицах, на выходах из вокзалов и аэропорта.

Первой страной, где была введена обезличенная упаковка сигарет, была Австралия. Там запретили брендинг с декабря 2012 года. Если смотреть на эффективность запрета спустя несколько лет, то, по мнению участников рынка, которое опирается на отчет австралийского правительства об итогах реализации запрета на брендирование сигарет, опубликованный в 2016 году, закон не повлиял на скорость снижения числа курильщиков. Их количество сокращалось такими же темпами, как и в предыдущие годы, когда закон еще не был принят.

В 2015 брендирование сигаретных пачек запретили в Ирландии, а в 2016 в Великобритании.

Сколько стоит табачная лавка?

Во Франции сигареты не поступают в свободную продажу в супермаркеты, нет и сетевых точек по продаже табачной продукции. Сигареты продаются только в табачных лавках и специальных барах, и те, и другие принадлежат частным предпринимателям, которых насчитывается около 34 тыс.

Так уж повелось еще со времен французских королей, что продавцы табака, платившие немалые отчисления прямо в казну, считались почти что государственными служащими. С введением запрета на брендинг многие владельцы табачных точек начали опасаться, что снизится как прибыльность бизнеса, так и стоимость самой торговой точки.

Сигареты без бренда

«Новый закон, возможно, уменьшит престижность профессии табакониста, а также стоимость самого розничного бизнеса, хотя на данный момент снижения стоимости предприятий пока не наблюдается», —  считает Жан-Поль Васлен (Jean-Paul Vaslin), генеральный директор конфедерации табачников.

Сейчас купить розничную точку по продаже табака в зависимости от ее местоположения, размера и самого помещения можно от 350 тыс. евро до 1,5 млн евро. По заверению самих собственников, бизнес окупается примерно за 7 лет и часто является семейным предприятием, в котором работают члены семьи владельца. Кроме сигарет в точках продаются лотерейные билеты и аксессуары. С сигарет торговец зарабатывает не более 7% от стоимости пачки, цена на которую фиксирована. Торговую точку и лицензию на продажу табачной продукции часто передают по наследству, либо продают, чтобы обеспечить безбедную старость.

Рынок «чернеет»

После того, как сигареты перестали брендировать, держатели табачных точек вышли на баррикады, протестуя в первую очередь против увеличения контрафактной продукции. Ведь у продавцов нелегальных сигарет появилось еще одно преимущество, помимо более низкой цены, — брендированная пачка.

«Сейчас во Франции 27% продукции поступает с параллельных рынков, часть товара продают эмигранты. Кроме того, распространена покупка табачной  продукции через интернет, и жители приграничных территорий часто покупают сигареты в соседних странах», — рассказал Жан-Поль Васлен.

Сигареты без бренда

Кстати, когда в России звучали инициативы по введению обезличенной упаковки сигарет, ФАС их не поддержала именно по причине возможного роста контрафакта. «Стандартная упаковка сильно сократит возможности различия оригинальной и контрафактной продукции за счет уникальных признаков и особенностей дизайна, присущих только легальным товарам, произведенным на современном оборудовании в фабричных условиях», — объяснили свою позицию в ФАС.

Хитрости мерчандайзинга

С тех пор как с пачек исчезли бренды, у розничных торговцев стало уходить больше времени на приемку, сортировку и поиск товара. «Если раньше мы видели, какой товар есть в наличии, а какого нет, то сейчас весь товар выглядит как обезличенная стенка», — рассказывает один из продавцов табачных изделий.

Однако продавцы достаточно быстро нашли выход из положения — они начали клеить цветные ценники или делать наклейки на полку в цветах продаваемого бренда, чтобы было легче находить нужную пачку.

Некоторые продавцы отметили, что есть большая вероятность, что слабые бренды могут со временем быть выведены из ассортиментной линейки, тогда как сильные станут еще сильнее.

Сигареты без бренда

Часть продавцов надеется, что закон все-таки отменят, например, после выборов, но большинство уже научились работать в новых условиях. И, кстати, когда французские торговцы узнавали о том, что в России запрещена открытая выкладка сигарет – они сочувствовали российским коллегам, комментируя, что, по их мнению, нет смысла в обезличенной упаковке, если пачки сигарет и так находятся в закрытых боксах.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Сигареты без брендаСигареты, бренд, рынок, законы
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Сигареты без бренда
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/cases/142504/2017-05-25