Практически каждая крупная продуктовая сеть развивает сегмент товаров под СТМ. Размещая на упаковке свою айдентику, ритейлер берет на себя ответственность за качество продуктов. Поэтому к поставщикам СТМ у сетей особые требования. О том, что именно требуется от производителя, чтобы сеть выбрала его в качестве поставщика продукции своей торговой марки Екатерина Арно, старший категорийный менеджер по СТМ SPAR на XIV форуме производителей и ритейлеров «Собственная Торговая Марка-2017».
Цена-качество
Одно из главных условий – соответствие качества продукции его цене. Например, если говорить о сегменте эконом, то сеть не ждет ничего сверхъестественного – тут важна минимальная цена и стандартное качество. Но уже в среднем сегменте, где стоимость товара чуть выше, соответственно и качество должно быть на более высоком уровне.
Стабильность
Огромную роль при выборе поставщика играет его система контроля качества продукции, документация и прохождение аудитов. Ранее Retail.ru уже писал о возникновении проблем с качеством продуктов под СТМ у компании Metro.
- Мы устали от истории, когда на тендере предъявляется один образец товара, а в магазины потом поставляется совсем другой. В 2017 году все старые проекты будут пересматриваться, – сказала Екатерина Арно.
Имидж товара напрямую влияет на отношение покупателей к бренду, а у компании SPAR на СТМ в среднем сегменте стоит название сети. Поэтому в компании решили с 2017 года по некоторым позициям продукции срднего сегмента проверка качества будет проводиться ежемесячно. Контроль качества включает в себя лабораторные испытания, аудит производства и дегустации. В SPAR потребительские свойства товаров, кроме сложных позиций, вроде кофе, проверяют категорийные менеджеры.
- Мы, как потребители, можем определить, что происходит с качеством товара на уровне органолептики. Но это не отметает лабораторную экспертизу, – пояснила Арно.
Логистика
Для SPAR вопрос логистики при выборе поставщика очень важен из-за особенностей структуры компании в России. Сеть представлена девятью партнерами, которые сами выбирают поставщиков. В каждом регионе присутствия отдельный распределительный центр, и централизованной логистики у компании нет.
- Единственный вариант, который мы можем рассматривать, это когда производитель своими силами или при помощи нанятого транспорта доставляет продукт до склада в каждом регионе, – сообщила Арно.
Для сетей важно, чтобы поставщик был готов к различным вариантам доставки, объемам продукции и так далее. Как отметила Арно, сложно договориться, если поставщик может доставлять товар только в Нижний Новгород и только автомобильным транспортом. Ритейлерам нужны в том числе и нестандартные решения.
Гибкость и инициативность
Также сеть хочет видеть у поставщиков инициативность, которая заключается в предложении нового продукта, информировании о новых возможностях производителя.
Приветствуется готовность к развитию, как в плане ассортимента, так и в улучшении условий производства. Арно убеждает, что сеть хотела бы расти вместе с поставщиком.
Понимание специфики
Контракт на поставку СТМ несколько отличается от обычных договоров на поставку. Поэтому поставщик должен иметь представление о специфике СТМ и представлять, какие обязательства он на себя берет.
Например, контроль качества со стороны ритейлера в отношении товаров под СТМ намного жестче, потому что от продукции зависит имидж бренда.
SPAR прекращает сотрудничество
Екатерина Арно рассказала о наиболее распространенных случаях, приводивших к досрочному прекращению сотрудничества с поставщиком, поставляющим товары под СТМ .
- Срыв поставок. Так, в 2016 году ряд поставщиков перестали принимать заказы.
- Систематические проблемы с качеством и нежелание принимать адекватные меры.
- Немотивированное повышение цен на продукцию говорит компании о неспособности поставщика работать с себестоимостью.
Нарушение условий контракта. «Если вы умудрились отгрузить товар под брендом SPAR не партнеру SPAR, помимо штрафа вы еще и потеряете контракт», – привела пример Екатерина.
О сети
SPAR – сеть, появившаяся в Голландии в 1932 году. Изначально она называлась DESPAR – «Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig», что можно перевести как «Все выигрывают от сотрудничества». В России компания SPAR начала свою работу в 2000 году. SPAR имеет четыре формата магазинов: INTERSPAR, EUROSPAR, SPAR и SPAR Express. На сегодняшний день в России представлены девять партнеров SPAR, достаточно автономных друг от друга. Каждый из них имеет право вести свою собственную ценовую и закупочную политику. Сеть в России насчитывает порядка 430 магазинов SPAR разных форматов. Оборот составляет порядка 95 млрд рублей, в компании трудится порядка 30 тыс. сотрудников.
Артем Сергеев, специально для Retail.ru