
Почему нелегальные продажи сигарет выросли за год в 1,5 раза
В исследовании мы анализировали узкий аспект, связанный с особенностями реализации табачных изделий в рознице – изучали политику торговых объектов разных форматов на предмет отклонения цены продажи табачных изделий и отклонения цены реализации от максимальной розничной цены (МРЦ), указанной на пачках. Оказалось, что ниже МРЦ сигаретами торгуют более 95% сетевых магазинов и более 55% объектов традиционной торговли.
У крупнейших ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте (дискаунтеры, алкомаркеты, гипермаркеты), ниже МРЦ продается до 90% табачной продукции – то есть фактически все виды, кроме некоторых позиций в премиальном сегменте. В традиционной рознице ниже МРЦ реализуется всего около 35–45% табачных изделий, в специализированных табачных павильонах – не более 50–55%. При этом средняя величина отклонения цены реализации табачных изделий от МРЦ в наиболее агрессивных с точки зрения ценовой политики дискаунтерах и алкомаркетах приблизилась к 18%, в то время как в традиционных форматах она достигает лишь 13,5%.
Что это значит? С одной стороны, Минпромторг старается сформировать законодательную базу для ускоренного роста малых форматов торговли, что должно позволить поставщикам снизить зависимость от крупнейших торговых сетей и сетевого канала в целом. И в то же самое время специфика государственного регулирования на рынке табачных изделий явно приводит к формированию конкурентных преимуществ для крупной сетевой розницы.
За последние нескольких лет реализован комплекс мер, нацеленных на ограничение доступности табачных изделий при их розничной продаже, включающий запрет на торговлю ими в ларьках и павильонах, повышение акцизов на табачные изделия, а также установление максимальной розничной цены (МРЦ) и возможных отклонений от неё в размере до 25%. Именно эта возможность реализации табачных изделий по цене, отклоняющейся от МРЦ, фактически даёт преимущество торговым сетям перед традиционной торговлей, у которой финансовые возможности и закупочная сила меньше.
Это негативно влияет на конкурентоспособность традиционных форматов торговли, которые не могут предложить такие же цены на табачные изделия, как крупнейшие сети, и теряют покупателей, что подталкивает их к уходу в «серую зону». Результатом является увеличение продаж нелегальной продукции в 1,5 раза по итогам 2017 года – с 12 до 18 млрд сигарет, на нее приходится до 4,5% рынка в физическом выражении.
По нашим подсчетам в рамках исследования, совокупная выручка торговых предприятий за счет продажи сигарет ниже МРЦ только в 2017 году могла оказаться на 210 млрд руб. ниже, а выпадающие доходы бюджета от НДС в 2017 году ввиду снижения налогооблагаемой базы оцениваются в 21 млрд руб.
На мой взгляд, реализация табачной продукции с отклонением от МРЦ является «законодательным атавизмом» (решение принималось законодателями, когда не было понимания масштаба данного явления), польза которого неочевидна. Фактическая цена реализации в 2017 году ближе к нижней границе 75% от МРЦ, чем к МРЦ. Негативное влияние этого фактора с каждым годом становится всё сильнее: как в части формирования выпадающих доходов бюджета от НДС и других налогов, так и в связи с невозможностью решения задачи ограничения ценовой доступности табачных изделий, что являлось одной из целей антитабачной политики государства.