Крупные мировые ритейлеры
26 октября 2007, 11:21 5896 просмотров

Архитектор «Матрицы»

www.finansmag.ru

За тринадцать лет Тимур Гизатуллин прошел путь от студента-экономиста до одного из самых молодых участников рейтинга российских миллиардеров.

Игорь Терентьев

Архитектор «Матрицы»

«Если раньше мы могли набрать денег на фуру конфет, заработать прибыль, часть из них отложить, то теперь с фуры ничего не заработаешь. Тем людям, которые хотят себя реализовать, я бы посоветовал получить больше знаний и сделать карьеру в качестве наемных работников», – по мнению владельца холдинга «Матрица» Тимура Гизатуллина, попытки создания нового бизнеса в большинстве случаев не будут иметь успеха. При этом он оговаривается, что открыть семейное дело в отдельной нише можно, но вряд ли маленький проект развернется в компанию с заметной капитализацией. Впрочем, в начале 90-х все было иначе.

От МГУ к «Матрице». Школьник Тимур Гизатуллин связывал свою карьеру с наукой. Перед его глазами был пример отца – профессора и доктора экономических наук. Будущий предприниматель решил поступать в МГУ, но открывающиеся перспективы в бизнесе изменили приоритеты: «Посмотрел, что такое Москва, и изучил ее более внимательно. Жить в столице и приезжать в нее – совершенно разные понятия. Я понял, что жизнь в Уфе можно приукрасить, поэтому вернулся в родной город, поступил в Башкирский государственный университет и организовал поставки продуктов питания из Москвы». Первоначального капитала у Тимура Гизатуллина фактически не было – помогли поставщики, которые предоставили отсрочку. Из-за нехватки средств он привлек в бизнес друзей и однокурсников, согласившихся на долю в будущей прибыли.

Новым этапом стало создание компании для оптовой торговли алкогольной продукцией (сейчас доля холдинга на этом рынке в Башкирии составляет около 65%). Фирма регулярно сталкивалась с неплатежами, что подтолкнуло ее владельца к созданию собственной розницы. В 2000 году Тимур Гизатуллин открыл сеть профильных магазинов «Мир вин». Но уже в следующем году предприниматель вошел в продуктовую розницу, купив компанию «Универсал-трейдинг» у банка «Уралсиб».

В какую сумму обошлась покупка? И кто сделал предложение – вы или «Уралсиб»?

– $400 тысяч. Это была стоимость 5 магазинов, взятых в аренду у муниципалитета. Нельзя сказать, что бизнес являлся убыточным, но развиваться за счет своей прибыли он не мог и требовал реструктуризации. Предложение исходило от «Уралсиба» – мы всегда находились в тесном контакте («Уралсиб» до покупки его акций «Никойлом» Николая Цветкова и интеграции в одноименную финансовую группу являлся крупнейшим местным финансовым институтом. – «Ф.»). Первым предложение поступило к нам, мы на него оперативно отреагировали и приобрели сеть в считанные месяцы.

Почему сеть супермаркетов называется «Матрица»?

– (С улыбкой). Безусловно, ассоциации с фильмом однозначные, но очень сложно придумать название брэнда, чтобы оно поразило всех. К тому же его необходимо запатентовать. А этот брэнд был свободен – это первый фактор. Второй – слово «матрица» используется розничными сетями для ассортиментного перечня. И третий – это математическая система чисел, которая очень правильно организована. А мы стремимся к организованному и правильному бизнесу.

От закрытости к конкуренции. О «Матрице» в Москве впервые услышали весной 2005 года, когда сеть открыла в столице свой гипермаркет. В том же году, только в декабре, о ней узнали и инвесторы – компания разместила облигации. До этого бизнес Тимура Гизатуллина фактически варился в собственном соку – Башкирия (и Татарстан) длительное время оставались закрытыми рынками для внешних инвесторов. Согласен с этим определением и сам предприниматель:

– У нас нет серьезного конкурента, который мог бы наступать нам на пятки. Мы долгое время находимся в очень комфортных условиях без внешних воздействий, но рано или поздно все федеральные сети начнут работать на нашем рынке.

С чем связана закрытость рынка?

– Возможно, мы являемся сдерживающим фактором в плане того, что конкуренты не успевают предложить больше денег или оперативно среагировать на поступившее предложение. Кроме того, в республике долгое время было трудно получить земельные участки для строительства новых объектов. Теперь ситуация изменилась – я знаю о шести проектируемых магазинах «Перекресток».

Сложности с получением земли распространялись на всех инвесторов или только на внешних?

– Я думаю, для всех. Город отличается тем, что не так много свободной земли.

Новых конкурентов Тимур Гизатуллин не боится, так как считает, что формат супермаркетов у дома безопасен в части воздействия более крупных магазинов: «Практика показывает, что даже такие сети, как Metro, влияли на нас только в течение двух-трех недель, когда продажи «Матрицы» упали на 2–3%, а потом показатели восстановились. Новые игроки отъедают долю рынка у неорганизованной торговли». Но аналитики Райффайзенбанка полагают, что крупные федеральные сети являются одним из основных рисков для компании: «Финансовые результаты «Матрицы» могут существенно пострадать из-за конкуренции с более крупными игроками, которые имеют возможность получать более комфортные закупочные условия от поставщиков».

Эксперты также отмечают еще один негативный фактор – концентрацию бизнеса компании в одном регионе – Башкирии. Летом «Матрица» открыла первый супермаркет в Самаре, но экспансия продвигается с трудом. «Мы вынуждены откладывать открытие магазинов из-за того, что требования Роспотребнадзора регулярно ужесточаются. Также много проблем с энергоснабжением», – объясняет Тимур Гизатуллин.

Что касается столичного региона, то единственным объектом компании остается гипермаркет. И в ближайшее время число активов «Матрицы» в Москве не увеличится. По мнению Тимура Гизатуллина, на рынке нет нормального предложения коммерческой недвижимости: «Мы хотим войти в построенные жилые кварталы с форматом супермаркета у дома. В крупных форматах – гипермаркетах или супермаркетах в торговых центрах я себя не вижу, потому что здесь мощные игроки, которым «Матрица» не сможет составить конкуренцию». Правда, компания проектирует в Москве четыре мини-торговых центра.

Девелопмент, наряду с оптовой торговлей и розницей, еще одно направление деятельности группы. Стратегия компании в этой сфере достаточно проста: после формирования потока арендных платежей она планирует продать торговые комплексы профильным инвесторам. При этом супермаркеты «Матрица» останутся в качестве якорных арендаторов в этих центрах.

От инвесторов к слиянию. До прошлого года бизнес Тимура Гизатуллина представлял собой не структурированную группу компаний без центра консолидации. При помощи консультантов Ernst & Young была осуществлена реорганизация, в результате которой ОАО «Холдинг Матрица» стала головной компанией группы. Как правило, подобная реструктуризация связана с предстоящей продажей бизнеса стратегическому инвестору. Но у владельца «Матрицы» более многогранная идея: «Мы можем развиваться теми же темпами, пусть постепенно, зато уверенно. Но параллельно холдинг дал задание инвестиционной компании искать розничные сети, которые готовы себя продать. Финансирование подобных покупок невозможно осуществить при помощи кредитов и облигационного займа. Если мы получим интересное предложение, холдинг сделает дополнительную эмиссию и привлечет ресурсы инвестора. Это оперативный план». Заманчивых предложений пока не поступало – Тимур Гизатуллин говорит, что не видит причин для покупки сетей с невысокой рентабельностью.

Есть еще и стратегический план, который рассчитан на 2–2,5 года. Весной следующего года «Матрица» получит аудиторское заключение по отчетности по МСФО за 2007 год (пока компания публикует неаудированные отчеты. – «Ф.») и начнет поиск партнера среди инвестиционных фондов, которому в 2009 году продаст до 40% акций.

Что может привлечь инвесторов в компании? Во-первых, высокие темпы роста. В 2006 году выручка холдинга выросла на 47%, по результатам первого полугодия 2007 года – на 48%. Во-вторых, большая доля недвижимости находится в собственности компании – 80% из 122 тысяч кв. метров торговых площадей (но большая часть из них заложена по кредитам банков. – «Ф.»).

Минусов также два. Согласно отчетности по МСФО у холдинга низкая эффективная ставка налога на прибыль. Вместо стандартных 24% в 2006 году она составила 1,1%, в первом полугодии 2007 года – 12,6%. Аналитики Райффайзенбанка связывают эти показатели с низкой прозрачностью группы. Тимур Гизатуллин призывает не драматизировать ситуацию: «Мне даже в налоговой инспекции однажды пришлось объяснять эти цифры. По МСФО часть процентных расходов мы капитализируем (и получаем прибыль), так как объекты, по которым получены кредиты, еще не запущены». Второй минус более существенен. У холдинга – высокая долговая нагрузка. По итогам первого полугодия 2007 года коэффициент долг/EBITDA составил 6,5, а для розничных сетей комфортным считается показатель, не превышающий 4. Неудивительно, что средства, полученные от инвестиционных фондов согласно стратегическому плану, холдинг планирует направить не в развитие, а на погашение кредитов. «В 2009 году мы обязательно должны реструктуризировать долг, иначе не сможем дальше развиваться», – поясняет предприниматель.

Прежде чем обратить внимание на фонды, Тимур Гизатуллин обсуждал возможность слияния с пермской группой «Норман-Виват»: «Идея понравилась и мне, и Вадиму Юсупову (владелец «Норман-Виват». – «Ф.»). Хотели создать совет директоров из независимых специалистов для управления обеими сетями, но никаких движений вперед не осуществили – я, например, полностью был занят аудитом «Матрицы». Думаю, мы вернемся к этому разговору через некоторое время». Вадим Юсупов добавляет, что дело не пошло дальше обмена первичной информацией: «Важнейшей причиной стало то, что сама «Матрица» рассматривала себя как единую компанию, которая занимается оптовой торговлей и розницей. А мы предлагали выделить для слияния розничный бизнес. Мы сами занимаемся примерно такими же бизнесами, но четко их разделили – у них самостоятельное управление и стратегия развития». Он также не исключает возможности возобновления переговоров: «Нам интересны любые пути развития в уральском регионе, включая слияния и поглощения».

Даже гипотетически объединенная компания, не говоря уже о самой «Матрице», не сможет противостоять крупнейшим игрокам и, скорее всего, станет их жертвой в среднесрочной перспективе. Но Тимур Гизатуллин призывает не спешить с выводами: «К примеру, в Италии есть много сетей, которые успешно существуют в определенной нише и зарабатывают деньги для своих акционеров. И такая ситуация меня полностью устраивает».

Цитаты

Об инфляции: «В моем понимании ее темпы в этом году составят 20%, потому что резко возросла стоимость импортного сыра, хлеба, молока. Мы получим дополнительную прибыль, так как доход от подорожавшего товара будет выше, но не стоит забывать о том, что стоимость заработной платы тоже растет».

О семье: «Не понимаю бизнесменов, у которых не остается времени на семью, видимо, они завязли в рутине. Сам занимаюсь только глобальными решениями, и могу их принимать как дома, так и на отдыхе».

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Архитектор «Матрицы»

www.finansmag.ru

За тринадцать лет Тимур Гизатуллин прошел путь от студента-экономиста до одного из самых молодых участников рейтинга российских миллиардеров.

Игорь Терентьев

Архитектор «Матрицы»

«Если раньше мы могли набрать денег на фуру конфет, заработать прибыль, часть из них отложить, то теперь с фуры ничего не заработаешь. Тем людям, которые хотят себя реализовать, я бы посоветовал получить больше знаний и сделать карьеру в качестве наемных работников», – по мнению владельца холдинга «Матрица» Тимура Гизатуллина, попытки создания нового бизнеса в большинстве случаев не будут иметь успеха. При этом он оговаривается, что открыть семейное дело в отдельной нише можно, но вряд ли маленький проект развернется в компанию с заметной капитализацией. Впрочем, в начале 90-х все было иначе.

От МГУ к «Матрице». Школьник Тимур Гизатуллин связывал свою карьеру с наукой. Перед его глазами был пример отца – профессора и доктора экономических наук. Будущий предприниматель решил поступать в МГУ, но открывающиеся перспективы в бизнесе изменили приоритеты: «Посмотрел, что такое Москва, и изучил ее более внимательно. Жить в столице и приезжать в нее – совершенно разные понятия. Я понял, что жизнь в Уфе можно приукрасить, поэтому вернулся в родной город, поступил в Башкирский государственный университет и организовал поставки продуктов питания из Москвы». Первоначального капитала у Тимура Гизатуллина фактически не было – помогли поставщики, которые предоставили отсрочку. Из-за нехватки средств он привлек в бизнес друзей и однокурсников, согласившихся на долю в будущей прибыли.

Новым этапом стало создание компании для оптовой торговли алкогольной продукцией (сейчас доля холдинга на этом рынке в Башкирии составляет около 65%). Фирма регулярно сталкивалась с неплатежами, что подтолкнуло ее владельца к созданию собственной розницы. В 2000 году Тимур Гизатуллин открыл сеть профильных магазинов «Мир вин». Но уже в следующем году предприниматель вошел в продуктовую розницу, купив компанию «Универсал-трейдинг» у банка «Уралсиб».

В какую сумму обошлась покупка? И кто сделал предложение – вы или «Уралсиб»?

– $400 тысяч. Это была стоимость 5 магазинов, взятых в аренду у муниципалитета. Нельзя сказать, что бизнес являлся убыточным, но развиваться за счет своей прибыли он не мог и требовал реструктуризации. Предложение исходило от «Уралсиба» – мы всегда находились в тесном контакте («Уралсиб» до покупки его акций «Никойлом» Николая Цветкова и интеграции в одноименную финансовую группу являлся крупнейшим местным финансовым институтом. – «Ф.»). Первым предложение поступило к нам, мы на него оперативно отреагировали и приобрели сеть в считанные месяцы.

Почему сеть супермаркетов называется «Матрица»?

– (С улыбкой). Безусловно, ассоциации с фильмом однозначные, но очень сложно придумать название брэнда, чтобы оно поразило всех. К тому же его необходимо запатентовать. А этот брэнд был свободен – это первый фактор. Второй – слово «матрица» используется розничными сетями для ассортиментного перечня. И третий – это математическая система чисел, которая очень правильно организована. А мы стремимся к организованному и правильному бизнесу.

От закрытости к конкуренции. О «Матрице» в Москве впервые услышали весной 2005 года, когда сеть открыла в столице свой гипермаркет. В том же году, только в декабре, о ней узнали и инвесторы – компания разместила облигации. До этого бизнес Тимура Гизатуллина фактически варился в собственном соку – Башкирия (и Татарстан) длительное время оставались закрытыми рынками для внешних инвесторов. Согласен с этим определением и сам предприниматель:

– У нас нет серьезного конкурента, который мог бы наступать нам на пятки. Мы долгое время находимся в очень комфортных условиях без внешних воздействий, но рано или поздно все федеральные сети начнут работать на нашем рынке.

С чем связана закрытость рынка?

– Возможно, мы являемся сдерживающим фактором в плане того, что конкуренты не успевают предложить больше денег или оперативно среагировать на поступившее предложение. Кроме того, в республике долгое время было трудно получить земельные участки для строительства новых объектов. Теперь ситуация изменилась – я знаю о шести проектируемых магазинах «Перекресток».

Сложности с получением земли распространялись на всех инвесторов или только на внешних?

– Я думаю, для всех. Город отличается тем, что не так много свободной земли.

Новых конкурентов Тимур Гизатуллин не боится, так как считает, что формат супермаркетов у дома безопасен в части воздействия более крупных магазинов: «Практика показывает, что даже такие сети, как Metro, влияли на нас только в течение двух-трех недель, когда продажи «Матрицы» упали на 2–3%, а потом показатели восстановились. Новые игроки отъедают долю рынка у неорганизованной торговли». Но аналитики Райффайзенбанка полагают, что крупные федеральные сети являются одним из основных рисков для компании: «Финансовые результаты «Матрицы» могут существенно пострадать из-за конкуренции с более крупными игроками, которые имеют возможность получать более комфортные закупочные условия от поставщиков».

Эксперты также отмечают еще один негативный фактор – концентрацию бизнеса компании в одном регионе – Башкирии. Летом «Матрица» открыла первый супермаркет в Самаре, но экспансия продвигается с трудом. «Мы вынуждены откладывать открытие магазинов из-за того, что требования Роспотребнадзора регулярно ужесточаются. Также много проблем с энергоснабжением», – объясняет Тимур Гизатуллин.

Что касается столичного региона, то единственным объектом компании остается гипермаркет. И в ближайшее время число активов «Матрицы» в Москве не увеличится. По мнению Тимура Гизатуллина, на рынке нет нормального предложения коммерческой недвижимости: «Мы хотим войти в построенные жилые кварталы с форматом супермаркета у дома. В крупных форматах – гипермаркетах или супермаркетах в торговых центрах я себя не вижу, потому что здесь мощные игроки, которым «Матрица» не сможет составить конкуренцию». Правда, компания проектирует в Москве четыре мини-торговых центра.

Девелопмент, наряду с оптовой торговлей и розницей, еще одно направление деятельности группы. Стратегия компании в этой сфере достаточно проста: после формирования потока арендных платежей она планирует продать торговые комплексы профильным инвесторам. При этом супермаркеты «Матрица» останутся в качестве якорных арендаторов в этих центрах.

От инвесторов к слиянию. До прошлого года бизнес Тимура Гизатуллина представлял собой не структурированную группу компаний без центра консолидации. При помощи консультантов Ernst & Young была осуществлена реорганизация, в результате которой ОАО «Холдинг Матрица» стала головной компанией группы. Как правило, подобная реструктуризация связана с предстоящей продажей бизнеса стратегическому инвестору. Но у владельца «Матрицы» более многогранная идея: «Мы можем развиваться теми же темпами, пусть постепенно, зато уверенно. Но параллельно холдинг дал задание инвестиционной компании искать розничные сети, которые готовы себя продать. Финансирование подобных покупок невозможно осуществить при помощи кредитов и облигационного займа. Если мы получим интересное предложение, холдинг сделает дополнительную эмиссию и привлечет ресурсы инвестора. Это оперативный план». Заманчивых предложений пока не поступало – Тимур Гизатуллин говорит, что не видит причин для покупки сетей с невысокой рентабельностью.

Есть еще и стратегический план, который рассчитан на 2–2,5 года. Весной следующего года «Матрица» получит аудиторское заключение по отчетности по МСФО за 2007 год (пока компания публикует неаудированные отчеты. – «Ф.») и начнет поиск партнера среди инвестиционных фондов, которому в 2009 году продаст до 40% акций.

Что может привлечь инвесторов в компании? Во-первых, высокие темпы роста. В 2006 году выручка холдинга выросла на 47%, по результатам первого полугодия 2007 года – на 48%. Во-вторых, большая доля недвижимости находится в собственности компании – 80% из 122 тысяч кв. метров торговых площадей (но большая часть из них заложена по кредитам банков. – «Ф.»).

Минусов также два. Согласно отчетности по МСФО у холдинга низкая эффективная ставка налога на прибыль. Вместо стандартных 24% в 2006 году она составила 1,1%, в первом полугодии 2007 года – 12,6%. Аналитики Райффайзенбанка связывают эти показатели с низкой прозрачностью группы. Тимур Гизатуллин призывает не драматизировать ситуацию: «Мне даже в налоговой инспекции однажды пришлось объяснять эти цифры. По МСФО часть процентных расходов мы капитализируем (и получаем прибыль), так как объекты, по которым получены кредиты, еще не запущены». Второй минус более существенен. У холдинга – высокая долговая нагрузка. По итогам первого полугодия 2007 года коэффициент долг/EBITDA составил 6,5, а для розничных сетей комфортным считается показатель, не превышающий 4. Неудивительно, что средства, полученные от инвестиционных фондов согласно стратегическому плану, холдинг планирует направить не в развитие, а на погашение кредитов. «В 2009 году мы обязательно должны реструктуризировать долг, иначе не сможем дальше развиваться», – поясняет предприниматель.

Прежде чем обратить внимание на фонды, Тимур Гизатуллин обсуждал возможность слияния с пермской группой «Норман-Виват»: «Идея понравилась и мне, и Вадиму Юсупову (владелец «Норман-Виват». – «Ф.»). Хотели создать совет директоров из независимых специалистов для управления обеими сетями, но никаких движений вперед не осуществили – я, например, полностью был занят аудитом «Матрицы». Думаю, мы вернемся к этому разговору через некоторое время». Вадим Юсупов добавляет, что дело не пошло дальше обмена первичной информацией: «Важнейшей причиной стало то, что сама «Матрица» рассматривала себя как единую компанию, которая занимается оптовой торговлей и розницей. А мы предлагали выделить для слияния розничный бизнес. Мы сами занимаемся примерно такими же бизнесами, но четко их разделили – у них самостоятельное управление и стратегия развития». Он также не исключает возможности возобновления переговоров: «Нам интересны любые пути развития в уральском регионе, включая слияния и поглощения».

Даже гипотетически объединенная компания, не говоря уже о самой «Матрице», не сможет противостоять крупнейшим игрокам и, скорее всего, станет их жертвой в среднесрочной перспективе. Но Тимур Гизатуллин призывает не спешить с выводами: «К примеру, в Италии есть много сетей, которые успешно существуют в определенной нише и зарабатывают деньги для своих акционеров. И такая ситуация меня полностью устраивает».

Цитаты

Об инфляции: «В моем понимании ее темпы в этом году составят 20%, потому что резко возросла стоимость импортного сыра, хлеба, молока. Мы получим дополнительную прибыль, так как доход от подорожавшего товара будет выше, но не стоит забывать о том, что стоимость заработной платы тоже растет».

О семье: «Не понимаю бизнесменов, у которых не остается времени на семью, видимо, они завязли в рутине. Сам занимаюсь только глобальными решениями, и могу их принимать как дома, так и на отдыхе».

матрица, году, компании, года, которые, время, бизнес, холдинга, инвесторов, компанияАрхитектор «Матрицы»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/arkhitektor-matritsy/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052