Баннер ФЗ-54
11 августа 2015, 22:05 7734 просмотра

"Самое страшное в обувном ритейле уже произошло"

Девальвация рубля привела к росту цен на обувь «весна-лето 2015» в среднем на 25 – 30%, по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года. Не меньше вырастут цены и на коллекцию осень-зима. Рынок в 1-м полугодии в парах «просел» на 25% - основное падение пришлось на март-апрель, и это можно считать дном. Летом динамика сокращения рынка замедлилась. Рынок будет восстанавливаться уже с весенне-летнего сезона 2016 года, когда спрос начнет расти.

 

Негативные тенденции характерны для всего российского ритейла: девальвация рубля и высокая валютная составляющая в себестоимости товаров привела к резкому росту цен и сокращению спроса. Так, на обувном рынке доля импорта превышает 70%, а доля импортных комплектующих даже в обуви отечественного производства составляет 50 – 70% в зависимости от ассортимента. Именно этим объясняется рост себестоимости готовой продукции и, как результат, увеличение цен для конечного потребителя.

 Оценивая «масштаб трагедии», я могу сказать, что объем рынка обуви в этом году снизился на 25% в натуральном выражении, а в денежном — остался на прежнем уровне – около 1 трлн рублей. Показатели нашей компании, "Обувь России", лучше: у нас выручка в 1-м полугодии выросла более чем на 50% в денежном выражении, прежде всего за счет значительного расширения розничной сети — в прошлом году мы открыли более 120 магазинов и купили одного из региональных обувных ритейлеров. За 6 месяцев 2015 года мы наблюдаем прирост трафика по сопоставимым магазинам на 8%, средний чек like-for-likeувеличился на более чем 35%. Сгладили падение спроса на обувь услуга рассрочки платежа и другие направления работы компании. Так, мы заметили большой прирост продаж по высокомаржинальным сопутствующим товарам, которые широко представлены в наших магазинах.

В целом, все самое страшное для обувного рынка уже произошло – дальнейшие колебания стоимости валюты в коридоре 58 – 65 рублей за доллар уже не приведут к резким скачкам цен. Кризис 2015 года более затяжной, восстановление спроса происходит медленно, однако ситуация будет развиваться по сценарию 2008 – 2009 годов.  Тогда спрос на обувь показал положительную динамику уже весной 2010 года, хотя экономика на тот момент еще не начала восстанавливаться.

 Конечно, в текущих условиях поменялась структура потребления обуви, однако революции не произошло – клиенты, которые предпочитали качественную обувь, не ушли покупать на базаре. Они также приобретают брендовую обувь, только реже. Поэтому даже в условиях кризиса компаниям нужно продолжать инвестировать в разработку коллекций, так как именно новизна ассортимента является ключевым конкурентным преимуществом для fashion-ритейла. Да, структура спроса поменялась — люди чаще предпочитают классическую обувь универсальных цветов, именно поэтому мы уменьшили долю более дорогой модельной обуви в наших коллекциях с 30% до 15%.

 Кризисные явления характеры для всех розничных рынков, разница лишь в специфике продукта и его жизненном цикле, что напрямую влияет на то, как быстро начнет восстанавливаться спрос на рынке. Так, по нашим прогнозам, рынок обуви пойдет в рост уже весной 2016 года, в том числе и за счет эффекта отложенного спроса, — в среднем пара обуви изнашивается за год-полтора. Если в этом году потребитель еще экономит, то в следующем — покупка станет необходимостью.

Достаточно быстрому восстановлению обувного рынка способствуют два фактора: во-первых, рынок обуви слабо консолидирован — федеральным обувным сетям на нем принадлежит не более 20%, а все остальное приходится на мелкие сети и вещевые рынки. Это значит, что зарабатывать можно даже на падающем рынке за счет увеличения своей доли. К тому же сейчас мы наблюдаем, что многие мелкие сети уходят с рынка и их место занимают федеральные игроки. Во-вторых, в нашей стране невысокий уровень потребления обуви: россияне покупают обуви в два раза меньше европейцев и в три раза меньше американцев. Сейчас в нашей стране на каждого потребителя приходится 2,2 пары в год, а для относительно комфортной жизни в нашем климате в течение года, чтобы не ходить босиком, требуются две пары обуви. Т.е. фактически потребление обуви приблизилось к уровню физического износа, и это критическое значение для потребителя — дальше спрос не может сокращаться.

Как чувствуют себя крупные сети? Каждая компания выбрала для себя свою стратегию работы в кризис. Кто-то решает вопросы, как уменьшить долговую нагрузку, кто-то принял решение «переждать» кризис, сократив товарные запасы и урезав бюджеты на развитие. Мы также отказались от идеи экстенсивного развития и запуска новых точек, однако инвестируем в качественное развитие — сосредоточились на повышении эффективности работы каждого магазина, расширяем ассортимент, вводим новые линейки, развиваем дополнительные сервисы для покупателей. Новые магазины в этом году не открываем, однако перевозим часть торговых точек в новые, более проходимые места, так как сейчас высвобождаются привлекательные торговые площади. Всего в этом году планируем переместить 60 магазинов, 25 уже перевезли в 1-м полугодии.

Во временном снижении активности розничного рынка есть свои плюсы: арендодатели, в том числе и торговые центры, стали дорожить хорошими арендаторам. За 1-е полугодие нам удалось снизить арендные ставки в среднем на 12%, в некоторых регионах, где мы работаем не один год, арендодатели пошли и на большие уступки.

 

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России», специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: E-commerce, интернет-магазины, Retail, Бизнес мнения
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
510
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2069
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
251
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
481
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1155
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2668

 

Негативные тенденции характерны для всего российского ритейла: девальвация рубля и высокая валютная составляющая в себестоимости товаров привела к резкому росту цен и сокращению спроса. Так, на обувном рынке доля импорта превышает 70%, а доля импортных комплектующих даже в обуви отечественного производства составляет 50 – 70% в зависимости от ассортимента. Именно этим объясняется рост себестоимости готовой продукции и, как результат, увеличение цен для конечного потребителя.

 Оценивая «масштаб трагедии», я могу сказать, что объем рынка обуви в этом году снизился на 25% в натуральном выражении, а в денежном — остался на прежнем уровне – около 1 трлн рублей. Показатели нашей компании, "Обувь России", лучше: у нас выручка в 1-м полугодии выросла более чем на 50% в денежном выражении, прежде всего за счет значительного расширения розничной сети — в прошлом году мы открыли более 120 магазинов и купили одного из региональных обувных ритейлеров. За 6 месяцев 2015 года мы наблюдаем прирост трафика по сопоставимым магазинам на 8%, средний чек like-for-likeувеличился на более чем 35%. Сгладили падение спроса на обувь услуга рассрочки платежа и другие направления работы компании. Так, мы заметили большой прирост продаж по высокомаржинальным сопутствующим товарам, которые широко представлены в наших магазинах.

В целом, все самое страшное для обувного рынка уже произошло – дальнейшие колебания стоимости валюты в коридоре 58 – 65 рублей за доллар уже не приведут к резким скачкам цен. Кризис 2015 года более затяжной, восстановление спроса происходит медленно, однако ситуация будет развиваться по сценарию 2008 – 2009 годов.  Тогда спрос на обувь показал положительную динамику уже весной 2010 года, хотя экономика на тот момент еще не начала восстанавливаться.

 Конечно, в текущих условиях поменялась структура потребления обуви, однако революции не произошло – клиенты, которые предпочитали качественную обувь, не ушли покупать на базаре. Они также приобретают брендовую обувь, только реже. Поэтому даже в условиях кризиса компаниям нужно продолжать инвестировать в разработку коллекций, так как именно новизна ассортимента является ключевым конкурентным преимуществом для fashion-ритейла. Да, структура спроса поменялась — люди чаще предпочитают классическую обувь универсальных цветов, именно поэтому мы уменьшили долю более дорогой модельной обуви в наших коллекциях с 30% до 15%.

 Кризисные явления характеры для всех розничных рынков, разница лишь в специфике продукта и его жизненном цикле, что напрямую влияет на то, как быстро начнет восстанавливаться спрос на рынке. Так, по нашим прогнозам, рынок обуви пойдет в рост уже весной 2016 года, в том числе и за счет эффекта отложенного спроса, — в среднем пара обуви изнашивается за год-полтора. Если в этом году потребитель еще экономит, то в следующем — покупка станет необходимостью.

Достаточно быстрому восстановлению обувного рынка способствуют два фактора: во-первых, рынок обуви слабо консолидирован — федеральным обувным сетям на нем принадлежит не более 20%, а все остальное приходится на мелкие сети и вещевые рынки. Это значит, что зарабатывать можно даже на падающем рынке за счет увеличения своей доли. К тому же сейчас мы наблюдаем, что многие мелкие сети уходят с рынка и их место занимают федеральные игроки. Во-вторых, в нашей стране невысокий уровень потребления обуви: россияне покупают обуви в два раза меньше европейцев и в три раза меньше американцев. Сейчас в нашей стране на каждого потребителя приходится 2,2 пары в год, а для относительно комфортной жизни в нашем климате в течение года, чтобы не ходить босиком, требуются две пары обуви. Т.е. фактически потребление обуви приблизилось к уровню физического износа, и это критическое значение для потребителя — дальше спрос не может сокращаться.

Как чувствуют себя крупные сети? Каждая компания выбрала для себя свою стратегию работы в кризис. Кто-то решает вопросы, как уменьшить долговую нагрузку, кто-то принял решение «переждать» кризис, сократив товарные запасы и урезав бюджеты на развитие. Мы также отказались от идеи экстенсивного развития и запуска новых точек, однако инвестируем в качественное развитие — сосредоточились на повышении эффективности работы каждого магазина, расширяем ассортимент, вводим новые линейки, развиваем дополнительные сервисы для покупателей. Новые магазины в этом году не открываем, однако перевозим часть торговых точек в новые, более проходимые места, так как сейчас высвобождаются привлекательные торговые площади. Всего в этом году планируем переместить 60 магазинов, 25 уже перевезли в 1-м полугодии.

Во временном снижении активности розничного рынка есть свои плюсы: арендодатели, в том числе и торговые центры, стали дорожить хорошими арендаторам. За 1-е полугодие нам удалось снизить арендные ставки в среднем на 12%, в некоторых регионах, где мы работаем не один год, арендодатели пошли и на большие уступки.

 

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России», специально для Retail.ru

"Самое страшное в обувном ритейле уже произошло"Обувь России, Антон Титов
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
"Самое страшное в обувном ритейле уже произошло"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/91068/2018-09-21

Прямая трансляция