25 марта 2015, 00:01 9295 просмотров

Вендинг: о кофе, снэках и космическом питании

Как и многие сегменты российской торговли, за последнее время вендинг снизил свое активное развитие. Тем не менее участники рынка видят в бизнесе перспективы и не собираются опускать руки.

Популярен не только кофе

По данным Европейской вендинговой ассоциации (EVA), рынок вендинга в России оценивается порядка €500 млн, на нем 180 тыс. автоматов, а оборот рос на 20-25% ежегодно. С момента появления вендинга в России автоматы по продаже кофе были самыми популярными, в 2014 году автоматы по продаже снэков стали догонять кофе-автоматы. По мнению самих участников рынка, производителей автоматов становится больше, качество машин и их возможность обслуживать покупателя также улучшается посредством новых технологических решений.

В 2014 году отрасли удалось избежать торгового сбора – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, не облагается этим налогом. Однако негативные явления в экономике сказываются и на вендинге: подорожали продукты ингредиенты и сами торговые автоматы. Борис Белоцерковский, президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) рассказал: «Понятно, что такого бурного развития, как раньше, не будет. Нас будет поджимать падение доходов населения.  Можно уверенно сказать по опыту прошлых кризисов, Москва пострадает меньше, регионы – больше. Тем не менее у рынка огромный потенциал и популярность автоматизированной торговли будет только нарастать, так как все больше покупателей готовы покупать в автоматах».

Москва - не вся Россия

В Москве и Московской области в связи с более активной поддержкой властей вендингу развиваться проще: вендинговые автоматы с напитками и едой устанавливают в госучреждениях, больницах, вокзалах. Сейчас полным ходом идет реализация программы по установке автоматизированных киосков «Все Сам» по Москве, используется уличное пространство, существуют проекты по установке вендинговых автоматов в музеях и театрах. Согласно концепции развития вендинга в столице, в 2015 году в городе должно появиться около 90 тысяч торговых автоматов. Покупатель этих регионов уже доверяет автоматической торговле и не боится их. В регионах же еще предстоит готовить покупателя к тому, что в автомате можно покупать не только кофе, но и другие продукты и товары, и что автоматическая торговля – это удобство не только на вокзалах и аэропортах.

Малый бизнес vs крупный бизнес

Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Крупным операторам проще пережить кризис: для них падение спроса даже сразу на нескольких точках не так ощутимо, как для малых операторов, кроме того крупным игрокам проще договариваться на выставление товара с транснациональными производителями продуктов, такими как, например, PepsiСo или Coca-Cola и быть их вендинговыми операторами. Хотя на самом деле 80% вендингового бизнеса – это малые и средние предприниматели. Готовые к развитию и жаждущие деловой активности они ограничены недоступностью финансовых ресурсов и завышенными кредитными ставками, а также высокими ставками аренды. В 2014 году была даже создана Ассоциация малых вендинговых предприятий России, куда вступили около 30 малых вендинговых компаний из более чем 10 регионов России. Ранее своя ассоциация была только у крупных игроков рынка, но кризис объединил и небольшие предприятия. Возможно, консолидация позволит более точно и продуктивно отстаивать интересы малого бизнеса автоматизированной торговли.

Возможно ли импортозамещение?

Минимизация рисков, связанная с импортозамещением в вендинговой торговле, на сегодняшний день проблема не решенная и, по сути, не решаемая. Самые востребованные кофе-автоматы полностью зависят от импортных ингредиентов. Наработанные за годы поставщики кофе, молока и других компонентов известны своим качеством, и их замена может привести не только к ухудшению вкусовых характеристик готового продукта, но и к проблемам с использованием автоматов. Даже удорожание кофе как продукта не мотивирует вендинговых операторов отказываться от качественных иностранных поставщиков. Альтернативы, как говориться, нет.

Александр Смирнов, генеральный директор ООО «СИБА-Вендинг Санкт-Петербург» рассказал: «Поскольку в вендинговом автомате ограниченное количеств полок, там должны стоять бестселлеры. Продвигать через автомат новое, по нашему опыту, практически невозможно. Покупатель покупает только то, что он видит или пробовал в обычном магазине». Поэтому терминалы, киоски и снэк-автоматы наполняются топовыми продуктами: напитками, шоколадом и другими брендовыми продуктами транснациональных и иностранных корпораций. Российским производителям сложно выходить в вендинговую торговлю, особенно с крупными операторами.

Российские производители, в свою очередь, высказывают заинтересованность новым каналом продаж. Олег Куликов, руководитель группы по работе с РТТ категории «А», «Очаково»: «Нам сегодня интересно развивать вендинговый канал продаж, но пока наш опыт не самый позитивный. Отдача от представленного в ячейке товара не так интересна нам, особенно если сопоставлять со стоимостью ячейки, которая, если вести переговоры с крупным вендинговым оператором, везде одинакова и порой не учитывает место и проходимость».

Вендинг: от снэков до космического питания

 Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
В России выбор товаров, продающихся через вендинговые автоматы, достаточно ограничен: упакованные напитки, снэки, шоколад и, конечно, кофе. Надо отметить, что за последние годы ассортимент пополнили упакованные и хранящиеся несколько дней бутерброды, кроме того, вендинг стали использовать как место продажи разливного молока и молочных продуктов. В категории же непродовольственных товаров ассортимент также не очень большой: контактные линзы, изделия личной гигиены, игрушки и сигареты. Однако на рынке появляются новые и неожиданные проекты, как например «Лаборатория космического питания» предлагает покупателям приобрести в автомате питание для космонавтов. По словам Андрея Ведерникова, акционера и генерального директора компании, несмотря на то, что сейчас сами космонавты в условиях космического полета уже не потребляют еду из тюбиков, стилизованная по упаковке, но соответствующая реальной рецептуре продуктов для космонавтов продукция пользуется особой популярностью у покупателей, хотя цена такого тюбика составляет 300 рублей. Компания «ЭнергоСтиль» (экологически чистые продукты) так же выбрала вендинг как способ продажи и продвижения экологически чистой продукции.

По материалам форума «VendExpo 2015: Вендинг в России. Антикризисная перезагрузка», организованного компанией EMTG.

 Ирина Баскакова, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Девять сетей, поделивших китайский рынок
806
Как «умные» кассы меняют работу предпринимателей
323
Артем Афанасьев, директор юридического департамент...
3886
Лев Волков, генеральный директор крупнейшей регион...
5003

Как и многие сегменты российской торговли, за последнее время вендинг снизил свое активное развитие. Тем не менее участники рынка видят в бизнесе перспективы и не собираются опускать руки.

Популярен не только кофе

По данным Европейской вендинговой ассоциации (EVA), рынок вендинга в России оценивается порядка €500 млн, на нем 180 тыс. автоматов, а оборот рос на 20-25% ежегодно. С момента появления вендинга в России автоматы по продаже кофе были самыми популярными, в 2014 году автоматы по продаже снэков стали догонять кофе-автоматы. По мнению самих участников рынка, производителей автоматов становится больше, качество машин и их возможность обслуживать покупателя также улучшается посредством новых технологических решений.

В 2014 году отрасли удалось избежать торгового сбора – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, не облагается этим налогом. Однако негативные явления в экономике сказываются и на вендинге: подорожали продукты ингредиенты и сами торговые автоматы. Борис Белоцерковский, президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) рассказал: «Понятно, что такого бурного развития, как раньше, не будет. Нас будет поджимать падение доходов населения.  Можно уверенно сказать по опыту прошлых кризисов, Москва пострадает меньше, регионы – больше. Тем не менее у рынка огромный потенциал и популярность автоматизированной торговли будет только нарастать, так как все больше покупателей готовы покупать в автоматах».

Москва - не вся Россия

В Москве и Московской области в связи с более активной поддержкой властей вендингу развиваться проще: вендинговые автоматы с напитками и едой устанавливают в госучреждениях, больницах, вокзалах. Сейчас полным ходом идет реализация программы по установке автоматизированных киосков «Все Сам» по Москве, используется уличное пространство, существуют проекты по установке вендинговых автоматов в музеях и театрах. Согласно концепции развития вендинга в столице, в 2015 году в городе должно появиться около 90 тысяч торговых автоматов. Покупатель этих регионов уже доверяет автоматической торговле и не боится их. В регионах же еще предстоит готовить покупателя к тому, что в автомате можно покупать не только кофе, но и другие продукты и товары, и что автоматическая торговля – это удобство не только на вокзалах и аэропортах.

Малый бизнес vs крупный бизнес

Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Автомат по продаже зонтов. Фото с сайта Geo.ru
Крупным операторам проще пережить кризис: для них падение спроса даже сразу на нескольких точках не так ощутимо, как для малых операторов, кроме того крупным игрокам проще договариваться на выставление товара с транснациональными производителями продуктов, такими как, например, PepsiСo или Coca-Cola и быть их вендинговыми операторами. Хотя на самом деле 80% вендингового бизнеса – это малые и средние предприниматели. Готовые к развитию и жаждущие деловой активности они ограничены недоступностью финансовых ресурсов и завышенными кредитными ставками, а также высокими ставками аренды. В 2014 году была даже создана Ассоциация малых вендинговых предприятий России, куда вступили около 30 малых вендинговых компаний из более чем 10 регионов России. Ранее своя ассоциация была только у крупных игроков рынка, но кризис объединил и небольшие предприятия. Возможно, консолидация позволит более точно и продуктивно отстаивать интересы малого бизнеса автоматизированной торговли.

Возможно ли импортозамещение?

Минимизация рисков, связанная с импортозамещением в вендинговой торговле, на сегодняшний день проблема не решенная и, по сути, не решаемая. Самые востребованные кофе-автоматы полностью зависят от импортных ингредиентов. Наработанные за годы поставщики кофе, молока и других компонентов известны своим качеством, и их замена может привести не только к ухудшению вкусовых характеристик готового продукта, но и к проблемам с использованием автоматов. Даже удорожание кофе как продукта не мотивирует вендинговых операторов отказываться от качественных иностранных поставщиков. Альтернативы, как говориться, нет.

Александр Смирнов, генеральный директор ООО «СИБА-Вендинг Санкт-Петербург» рассказал: «Поскольку в вендинговом автомате ограниченное количеств полок, там должны стоять бестселлеры. Продвигать через автомат новое, по нашему опыту, практически невозможно. Покупатель покупает только то, что он видит или пробовал в обычном магазине». Поэтому терминалы, киоски и снэк-автоматы наполняются топовыми продуктами: напитками, шоколадом и другими брендовыми продуктами транснациональных и иностранных корпораций. Российским производителям сложно выходить в вендинговую торговлю, особенно с крупными операторами.

Российские производители, в свою очередь, высказывают заинтересованность новым каналом продаж. Олег Куликов, руководитель группы по работе с РТТ категории «А», «Очаково»: «Нам сегодня интересно развивать вендинговый канал продаж, но пока наш опыт не самый позитивный. Отдача от представленного в ячейке товара не так интересна нам, особенно если сопоставлять со стоимостью ячейки, которая, если вести переговоры с крупным вендинговым оператором, везде одинакова и порой не учитывает место и проходимость».

Вендинг: от снэков до космического питания

 Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
Автомат по продаже космического питания. Фото с сайта «Век вендинга»
В России выбор товаров, продающихся через вендинговые автоматы, достаточно ограничен: упакованные напитки, снэки, шоколад и, конечно, кофе. Надо отметить, что за последние годы ассортимент пополнили упакованные и хранящиеся несколько дней бутерброды, кроме того, вендинг стали использовать как место продажи разливного молока и молочных продуктов. В категории же непродовольственных товаров ассортимент также не очень большой: контактные линзы, изделия личной гигиены, игрушки и сигареты. Однако на рынке появляются новые и неожиданные проекты, как например «Лаборатория космического питания» предлагает покупателям приобрести в автомате питание для космонавтов. По словам Андрея Ведерникова, акционера и генерального директора компании, несмотря на то, что сейчас сами космонавты в условиях космического полета уже не потребляют еду из тюбиков, стилизованная по упаковке, но соответствующая реальной рецептуре продуктов для космонавтов продукция пользуется особой популярностью у покупателей, хотя цена такого тюбика составляет 300 рублей. Компания «ЭнергоСтиль» (экологически чистые продукты) так же выбрала вендинг как способ продажи и продвижения экологически чистой продукции.

По материалам форума «VendExpo 2015: Вендинг в России. Антикризисная перезагрузка», организованного компанией EMTG.

 Ирина Баскакова, Retail.ru

Вендинг: о кофе, снэках и космическом питаниивендинг, автоматизация торговли
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Вендинг: о кофе, снэках и космическом питании
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/88224/2019-01-22