Баннер ФЗ-54
02.03.2015 06:00:00 2 марта 2015, 06:00 4313 просмотров

Что происходит в компаниях в кризис?

#photo1#Недавно разгорелся скандал – РБК опубликовали статью о запрете на упоминание словосочетания «экономический кризис» на «Первом канале» и «России 1». Но если даже об этом не говорить, кризис ощущают все – от бизнесменов до бабушек в продуктовых магазинах. И если бабушкам остается только обсуждать, как стало тяжело жить, то владельцам и управляющим бизнесов в текущей ситуации надо быстро и оперативно принимать решения.

Первая реакция

Первой реакцией управляющих было приостановление всех ресурсоемких проектов развития, таких как открытие новых филиалов, магазинов, офисов, внедрение новых IT и обучающих систем, новых программ развития персонала и повышения его лояльности.

Экономия на аренде

Следующий шаг, который сделали если не все, то очень многие – экономия на аренде и фонде оплаты труда.

Часть владельцев помещений, офисных и торговых центров с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и снизили арендные ставки. Кто-то снижал ставки «в розницу», лично торгуясь с каждым арендатором. Кто-то предпочел снижать на определенный процент в целом по объекту. Обычно уступки составляли 5-20%. Где-то и кому-то удавалось добиться снижения до 50-60%. Торговые центры понижали стоимость своих квадратных метров чуть менее охотно, чем арендодатели стрит-ритейла. Очень непростые обсуждения происходят в офисах тех компаний, где договор аренды заключен в долларах и евро. Именно эти документы и условия чаще всего пересматривались, многие компании зафиксировали курс иностранный валюты. Часть собственников площадей пошли на серьезные уступки, часть – наотрез отказались менять условия действующих договоров.

Появились и более мягкие способы снижения арендного бремени: «подселение» к себе в офис или на склад «гостей» на условиях субаренды. Такие истории мы слышали от коллег по консалтинговому бизнесу, от региональных представителей крупных федеральных бизнесов. И, наконец, самый радикальный способ – переход бизнеса в режим виртуального офиса. Правда, это решение имеет свои ограничения: сотрудник должен обладать очень высокой внутренней мотивацией, чтобы отдача от его работы оставалась на достойном уровне. Либо оплата должна быть сдельной и производиться исключительно в зависимости от результатов работы.

Уменьшение фонда оплаты труда

Самый популярный способ снизить затраты – уменьшение фонда оплаты труда. Остановили набор на незаполненные вакансии или резко уменьшили перечень вакансий к заполнению почти все. Ряд торговых сетей и компаний с большим количеством маленьких региональных офисов начали сокращать людей вместе с закрытием офисов и магазинов. Нередко доля таких закрываемых точек доходит до 20%. Некоторые идут на сокращение численности персонала, но при этом повышают зарплаты работающим, индексируют их. Другие стремятся сохранить всех сотрудников, но сокращают рабочую неделю, отправляют людей в принудительный отпуск на один из пяти рабочих дней. Кто-то пошел еще дальше и принял решение об упразднении целых управленческих уровней. Например, мы знаем историю, когда в компании упразднили позицию кустового менеджера – промежуточную между региональным директором и управляющими магазинов. Все директора магазинов региона перешли в прямое подчинение региональному директору.

Часть компаний, сокращая численность сотрудников, переводят оставшихся в режим «универсальных солдат», выполняющих не только свои прежние обязанности, но и смежные работы. Например, продавцы начинают самостоятельно следить за чистотой в торговом зале, моют полы, протирают витрины. В сфере торговли и облуживания персонал учится гибко регулировать минимально необходимый состав смены на завтра.

Компании пытаются также сократить расходы на вспомогательных бизнес-процессах. Например, меняют график работы охраны: вместо 4 охранников с 10-часовым рабочим днем – 3 человека с 12-часовы рабочим днем, отказ от круглосуточной охраны и т.п. Чтобы сократить численность охраны, меняют и логистику для клиентов: например, закрываются дополнительные входы-выходы, которыми ранее клиенты могли пользоваться.

Заметно сокращается бонусная часть выплат персоналу. Отменяются выплаты за выслугу лет. В одной из наших клиентских компаний коэффициент премии за личные продажи уменьшился настолько, что общий месячный доход продавцов практически уполовинился.

Поначалу большинство мероприятий по сокращению ФОТ вызывают у сотрудников возмущение и шок. Но, выложив на стол простые цифры и убедительные расчеты, легко можно показать, что вариантов всего два: либо принять предложенный принцип, либо – закрыть филиал, магазин, компанию.

«Гром грянул»

Многим владельцам и управляющим пришлось не только скорректировать вниз планы своих продаж, но и пересмотреть представление о текущей ситуации в их бизнесе. Планы «навести порядок», сделать компанию более эффективной, управляемой и прозрачной – есть практически у всех. И у многих это получается. Настолько, что управляющие потирают руки в надежде «получить» более квалифицированные и мотивированные кадры за меньшие деньги. Или ждут притока новых покупателей от не выдержавших испытаний конкурентов.

Не все бизнесы смогут пройти этот кризис, но те, кто это сможет, – станут по-настоящему эффективной компанией.

    Юрий Пахомов, партнер консалтинг-центра «ШАГ»; 

Инна Власова,консалтинг-центр «ШАГ»

Статья относится к тематикам: Актуально, Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1226
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
1173
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
819
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1851
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
642
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
641

#photo1#Недавно разгорелся скандал – РБК опубликовали статью о запрете на упоминание словосочетания «экономический кризис» на «Первом канале» и «России 1». Но если даже об этом не говорить, кризис ощущают все – от бизнесменов до бабушек в продуктовых магазинах. И если бабушкам остается только обсуждать, как стало тяжело жить, то владельцам и управляющим бизнесов в текущей ситуации надо быстро и оперативно принимать решения.

Первая реакция

Первой реакцией управляющих было приостановление всех ресурсоемких проектов развития, таких как открытие новых филиалов, магазинов, офисов, внедрение новых IT и обучающих систем, новых программ развития персонала и повышения его лояльности.

Экономия на аренде

Следующий шаг, который сделали если не все, то очень многие – экономия на аренде и фонде оплаты труда.

Часть владельцев помещений, офисных и торговых центров с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и снизили арендные ставки. Кто-то снижал ставки «в розницу», лично торгуясь с каждым арендатором. Кто-то предпочел снижать на определенный процент в целом по объекту. Обычно уступки составляли 5-20%. Где-то и кому-то удавалось добиться снижения до 50-60%. Торговые центры понижали стоимость своих квадратных метров чуть менее охотно, чем арендодатели стрит-ритейла. Очень непростые обсуждения происходят в офисах тех компаний, где договор аренды заключен в долларах и евро. Именно эти документы и условия чаще всего пересматривались, многие компании зафиксировали курс иностранный валюты. Часть собственников площадей пошли на серьезные уступки, часть – наотрез отказались менять условия действующих договоров.

Появились и более мягкие способы снижения арендного бремени: «подселение» к себе в офис или на склад «гостей» на условиях субаренды. Такие истории мы слышали от коллег по консалтинговому бизнесу, от региональных представителей крупных федеральных бизнесов. И, наконец, самый радикальный способ – переход бизнеса в режим виртуального офиса. Правда, это решение имеет свои ограничения: сотрудник должен обладать очень высокой внутренней мотивацией, чтобы отдача от его работы оставалась на достойном уровне. Либо оплата должна быть сдельной и производиться исключительно в зависимости от результатов работы.

Уменьшение фонда оплаты труда

Самый популярный способ снизить затраты – уменьшение фонда оплаты труда. Остановили набор на незаполненные вакансии или резко уменьшили перечень вакансий к заполнению почти все. Ряд торговых сетей и компаний с большим количеством маленьких региональных офисов начали сокращать людей вместе с закрытием офисов и магазинов. Нередко доля таких закрываемых точек доходит до 20%. Некоторые идут на сокращение численности персонала, но при этом повышают зарплаты работающим, индексируют их. Другие стремятся сохранить всех сотрудников, но сокращают рабочую неделю, отправляют людей в принудительный отпуск на один из пяти рабочих дней. Кто-то пошел еще дальше и принял решение об упразднении целых управленческих уровней. Например, мы знаем историю, когда в компании упразднили позицию кустового менеджера – промежуточную между региональным директором и управляющими магазинов. Все директора магазинов региона перешли в прямое подчинение региональному директору.

Часть компаний, сокращая численность сотрудников, переводят оставшихся в режим «универсальных солдат», выполняющих не только свои прежние обязанности, но и смежные работы. Например, продавцы начинают самостоятельно следить за чистотой в торговом зале, моют полы, протирают витрины. В сфере торговли и облуживания персонал учится гибко регулировать минимально необходимый состав смены на завтра.

Компании пытаются также сократить расходы на вспомогательных бизнес-процессах. Например, меняют график работы охраны: вместо 4 охранников с 10-часовым рабочим днем – 3 человека с 12-часовы рабочим днем, отказ от круглосуточной охраны и т.п. Чтобы сократить численность охраны, меняют и логистику для клиентов: например, закрываются дополнительные входы-выходы, которыми ранее клиенты могли пользоваться.

Заметно сокращается бонусная часть выплат персоналу. Отменяются выплаты за выслугу лет. В одной из наших клиентских компаний коэффициент премии за личные продажи уменьшился настолько, что общий месячный доход продавцов практически уполовинился.

Поначалу большинство мероприятий по сокращению ФОТ вызывают у сотрудников возмущение и шок. Но, выложив на стол простые цифры и убедительные расчеты, легко можно показать, что вариантов всего два: либо принять предложенный принцип, либо – закрыть филиал, магазин, компанию.

«Гром грянул»

Многим владельцам и управляющим пришлось не только скорректировать вниз планы своих продаж, но и пересмотреть представление о текущей ситуации в их бизнесе. Планы «навести порядок», сделать компанию более эффективной, управляемой и прозрачной – есть практически у всех. И у многих это получается. Настолько, что управляющие потирают руки в надежде «получить» более квалифицированные и мотивированные кадры за меньшие деньги. Или ждут притока новых покупателей от не выдержавших испытаний конкурентов.

Не все бизнесы смогут пройти этот кризис, но те, кто это сможет, – станут по-настоящему эффективной компанией.

    Юрий Пахомов, партнер консалтинг-центра «ШАГ»; 

Инна Власова,консалтинг-центр «ШАГ»

Что происходит в компаниях в кризис?кризис, бизнес, пригноз
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Что происходит в компаниях в кризис?
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/87727/2017-05-28