3 февраля 2015, 19:00 7692 просмотра

Закаленные опытом

Одним из важных драйверов продаж стала ситуация с курсами валют, вследствие которой как сибирские покупатели, так и клиенты из союзных республик — белорусы и казахи — в конце года просто «вымели» из автосалонов все модели на удивление самих дилеров.

2014 год оказался драматичным для сибирского авторынка. Продолжающееся падение продаж, неожиданный подарок судьбы в виде спасительного ноября и декабря, дефицит машин в конце года и полная неопределенность в отношении 2015 года. В сухом остатке — 160 тысяч новых автомобилей, реализованных по итогам 2014 года в Сибири, что на 15,8% меньше, чем годом ранее, и превышает общероссийские темпы падения (10,3%). Таким результатам Сибирь в том числе обязана Кузбассу, где продажи сократились практически на четверть. В 2015 году дилеры планируют делать ставку на премиум-сегмент рынка и развивать сегмент автомобилей с пробегом. 

В конце прошлого года «КС» уже подводил «событийные» итоги на авторынке, уделяя внимание вопросам изменения расстановки сил, смены портфелей брендов определенными дилерами, приходом и уходом с рынка игроков. В этот раз в фокусе рассмотрения «КС» — статистические данные по продажам автомобилей в СФО в 2014 году, ТОП-10 самых продаваемых марок, самые крупные авторитейлеры и т. д. Вся эта актуальная информация оказалась в распоряжении редакции.

Для начала стоит отметить, что превышение темпов падения сибирского авторынка над общероссийским не удивило экспертов. Еще на круглом столе в Новосибирске в начале декабря 2014 года  глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Владимир Моженков отмечал, что сибирский авторынок падает почти в два раза стремительнее общероссийского. Комментируя эти цифры, участники резонно заметили, что новосибирский рынок по факту обладает более высокими темпами восстановления. Однако общую неопределенность относительно дальнейших сценариев развития ситуации четко обрисовал заместитель директора по общим вопросам ЗАО «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях) Игорь Веретехин, обратив внимание, что в любой экономический кризис наибольшее падение, как правило, наблюдается в торговле, а наименьшее — в производстве. «Исходя из этого Новосибирская область может больше всего пострадать. 2015 год не будет особо показателен, так как пока есть финансовая подушка, которую мы разрежем, а в 2016 году будет уже тяжело, поскольку «мешка» уже не будет, а мы его не заложим в 2015 году. Все планы будут пересмотрены после I квартала», — пояснил Игорь Веретехин. Таким образом, пока делать прогнозы на 2015 год рано, зато есть все возможности более детально проанализировать ситуацию в 2014 году.

Подводя итоги минувшего года, стоит отметить, что одним из важных драйверов продаж стала ситуация с курсами валют, вследствие которой как сибирские покупатели, так и клиенты из  союзных республик — белорусы и казахи — в конце года просто «вымели» из автосалонов все модели на удивление самих дилеров.

Другим драйвером продаж стали программы утилизации, которые запустили некоторые производители по своей инициативе, не дождавшись этого от Минэкономразвития. Однако в отличие от централизованной госпрограммы 2009–2010 годов нынешние инициативы обеспечиваются самими производителями, поэтому, так или иначе, наполовину все это происходит за счет маржи дилера.

Говоря о направлении развития в 2015 году, участники рынка сходятся на том, что премиум-сегмент и дальше будет чувствовать себя лучше массового, поэтому ставку есть смысл делать именно на него. Однако наиболее перспективным направлением сейчас является реализация автомобилей с пробегом. Этому способствует прежде всего экономика сегмента. Так, доход на автомобилях с пробегом в разы превышает аналогичный показатель по новым машинам, по наблюдениям одного из участников, в пять раз. Таким образом, стоит ожидать дальнейшего возвращения ситуации к активному возрождению направления автомобилей с пробегом и перехода этого сегмента в руки автодилеров.

Заветная «десятка»

Первое место по продажам новых автомобилей в Сибири в 2014 году традиционно занял «АвтоВАЗ», реализовав свыше 27 тысяч автомобилей. Порядка 40% всего объемов пришлось на «Гранту», от которой отстают Largus, «Калина» и классическая «Нива» 4x4. Однако несмотря на высокие позиции, «АвтоВАЗу» становится все сложнее удерживать первое место, особенно учитывая спад на 18,4% в сравнении с 2013 годом. Пятая часть всех «Лад» в регионе «оседает» в Красноярске и столько же в Кемерове. Однако, к примеру, в Иркутске завод традиционно уязвим на фоне конкурентов, уступая продажам Toyota, в свое время набравшей популярность по вторичному рынку. В этом году российский автопроизводитель «сдал» японцу еще и Хакасию, причем с большим перевесом. В свою очередь Renault сумел обогнать «АвтоВАЗ» в Бурятии, хотя и с небольшим перевесом. Таким образом, «расслабляться» отечественному производителю точно не стоит, несмотря даже на общий курс на импортозамещение.

Второе место в абсолютном «зачете» и первое среди иномарок занимает Toyota, показавшая падение объемов реализации лишь на 1,8%. Больше всего в процентном отношении продаж приходится на внедорожник RAV4, за которым следуют Camry и Corolla. Практически четверть всего общесибирского объема пришлась на Красноярск, где официальный дилер марки — ГК «Крепость» — запустил еще один дилерский центр. Сильные позиции у марки и в Иркутске, где она силами компании «Иркут БКТ» является самой популярной маркой в регионе. В то же время на фоне других городов СФО слабее позиции марки в Новосибирске, где она занимает лишь 7-е место, и Барнауле, где марка располагается на 6-м месте. Впрочем, в 2015 году ситуация может выправиться в связи с появлением в Новосибирске второго партнера марки в лице московской группы компаний «Автомир».

С 7-го на 3-е место переместился японский Nissan. Марке удалось нарастить продажи на треть, обогнав корейскую Hyundai. Такие значительные для кризиса темпы прироста стали наиболее высокими среди всех марок, формирующих ТОП-10. 35% всего объема «Ниссану» обеспечила бюджетная Almera, за которой следуют кроссоверы Juke и Qashqai. Лучше всего марка себя чувствует в Барнауле (2-е место), Новосибирске (3-е место), где было продано 2000 автомобилей бренда, и Кемерове (3-е место). На этом фоне совсем не реализован потенциал бренда в Красноярске (7-е место), где марку представляют «Титан Моторс» и «НЦ-Лидер». Также низкие позиции у марки в Томске (7-е место), который уступает по объему продаж даже Чите и Братску, а также Новокузнецке (6-е место).

На четвертой строчке расположился корейский Hyundai, упавший за год на 14%. Тянет марку, как обычно, бюджетная модель Solaris, на которую приходится 60% всех продаж. Также на фоне других моделей выделяется кроссовер ix35. Почти пятая часть всех проданных машин осталась в Красноярске. Относительно других марок охотнее всего автомобили этой марки покупают в Новокузнецке (2-е место), а наиболее равнодушны — в Томске (6-е место) и Кемерове (5-е место). Также Hyundai в 2014 году полюбили в городе Минусинске Красноярского края (1-е место), куда марку привел «Медведь-Холдинг».

Замыкает ТОП-5 французский Renault, продажи которого за год упали на 15,3%. Несмотря на то что в целом по России этот бренд занимает первое место среди иномарок, в Сибири французам пока не удается оттеснить корейцев и японцев. Так, к примеру, в Кемерове марка усилиями компании «Гранд Моторс» занимает лишь 10-е место в «общем зачете», что соответствует уровню продаж таких городов, как Абакан или Улан-Удэ. Зато в Новосибирске Renault стараниями «МАКС Моторс» и «Автомира» удерживает 1-е место по продажам среди иномарок, формируя четверть от общесибирских продаж марки. При этом 75% всего объема реализации, показанного Renault, приходится на бюджетные модели Duster и Logan.

На 6-й позиции располагается Chevrolet, сокративший продажи на 19%. Лучше всего марка чувствует себя в Новокузнецке (4-е место), а слабее всего ее позиции в Иркутске (8-е место), где она осталась с одним единственным дилером — компанией «Люкс-Авто», поскольку второй дилер в лице ГК «Первая Автоколонна» принял решение отказаться от бренда. Однако «кормит» бренд по-прежнему уже далеко не новая «Шеви Нива» — на нее приходится почти половина всех продаж Chevrolet. Из собственных моделей марки клиенты, как правило, выбирают Cobalt и Aveo.

Лишь на 7-й строчке оказался корейский KIA, упавший на 18%. Прочные позиции марка имеет в Кузбассе, где силами одного дилера в лице «Юг-Моторс» занимает 4-е место, а также в Томске, где партнером с 2012 года является автоцентр «Сто Коней». При этом Красноярск, Новосибирск и Омск обеспечивают примерно равный вклад в продажи. А вот хуже всего KIA чувствует себя в Барнауле, где занимает лишь 9-ю строчку. Напомним, что в 2011 году у марки было два дилера в этом городе, однако один из них — ООО «Сфера» — с громким скандалом покинул рынок, обвинив во всем своего конкурента — «Реал-Моторс». С тех пор интересы марки в городе представляет единственный партнер в лице «Реал-Моторс», однако его усилиями бренд не удалось вытянуть на продажи, сопоставимые с другими брендами. Среди модельной линейки по продажам выделяется бюджетный Rio, за которым следуют Ceed и Sportage.

С 10-го на 8-е место переместился японский Mitsubishi, который сохранил продажи на уровне предыдущего года. В модельном ряду бренда лучше всего продается внедорожник Outlander, за которым следуют ASX, Pajero Sport. Любят Mitsubishi в Кузбассе: в Кемерове она располагается на 8-м месте, а в Новокузнецке на 7-м. На такой же строчке находится марка и в Иркутске. Слабее всего позиции японской марки в Омске (11-е место), однако ситуация может выправиться уже в текущем году за счет появления в городе второго официального дилера марки в лице новосибирской ГК «МАКС Моторс».

Девятую строчку по итогам года занял немецкий Volkswagen, потерявший за год 27% в продажах. Среди городов Сибири лучше всего марка относительно конкурентов чувствует себя в Кемерове (7-е место), хуже — в Новокузнецке (10-е место). В количественном отношении почти четверть всех машин остается в Красноярске. Локомотивом результатов марки по-прежнему является Polo, на который приходится 50% продаж. За ним с отставанием следуют Jetta и Tiguan.

Наконец, замыкает ТОП-10 впервые для сибирского рейтинга японская Mazda, которой удалось увеличить продажи на 27%. Это позволило ей переместиться на пять позиций вверх, хотя еще годом ранее она располагалась лишь на 15-й строчке. Лучше всего бренд себя чувствует в Омске (10-е место), где его представляет новосибирский дилер «МАКС Моторс». Также очень бодрый старт взяла марка в Абакане, который обгоняет по продажам Томск и Барнаул. Холоднее всего марку встретили в Барнауле (13-е место), Томске (13-е место), Иркутске (12-е место). Укрепление позиций марки в целом по России стало возможно благодаря кроссоверу СХ-5, на который приходится львиная доля продаж.

Лидеры и аутсайдеры

Среди лидеров по темпам прироста продаж в 2014 году в Сибири оказались уже упомянутые Nissan (+33%), Mazda (+27%), а также Lexus (+39%), Jeep (+110%), Volvo (+20%). Кроме того, традиционно высокие показатели демонстрируют китайские бренды: Haima (+1071%), что объясняется эффектом низкой базы, и FAW (+15%). Примечательно, что в пять раз нарастил свои продажи в Сибири испанский SEAT — с 9 до 45 автомобилей. Однако в декабре марка официально ушла с российского рынка.

Интересно проанализировать и аутсайдеров по итогам рассматриваемого периода. Так, бренды Uz-Daewoo, Ford, Peugeot и Chrysler в 2014 году продемонстрировали наиболее высокие темпы падения продаж в Сибири. Ford потерял в объемах реализации 39,6%, Peugeot — 39,82%, Uz-Daewoo — 50%, а Chrysler — 56%.

Значительное падение продаж Uz-Daewoo участники рынка связывают со сменой регионального дистрибьютора марки. Так, ранее эти функции были возложены на компанию «Уз-Дэу-Тюмень», которая занималась назначением дилеров в городах Сибири и поставками им автомобилей. В 2014 году головная организация приняла решение о закрытии тюменского дистрибьютора и переводе всех российских дилеров на прямое взаимодействие с воронежским дистрибьютором марки, сделав его базовым. Однако далеко не все дилеры марки пока смогли найти общий язык с новым для них партнером. Согласно сайту Uz-Daewoo в России, договоры были пролонгированы с дилерами в Иркутской, Кемеровской и Омской областях, а также Красноярском крае.

В свою очередь исконно американской марке Chrysler не удалось сохранить прошлогодние продажи, несмотря на расширение дилерской сети. Очевидно, что в текущей ситуации дистрибьютор будет делать упор на марку Jeep, которой, в отличие от Chrysler, удалось нарастить продажи на 110%.

Ослабление Ford также не стало удивлением для участников рынка. Еще в 2012 году марка потеряла в Сибири сразу нескольких дилеров — новосибирского («СЛК-Моторс»), омского («Евразия-Моторс») и томского («ММР-Авто»). На фоне падения авторынка, отсутствия в линейке бюджетной модели и сложной ситуации с другими партнерами Ford продолжил падать выше рынка. На текущий момент у марки по-прежнему нет дилера в Томске, а иркутский и красноярский партнеры бренда, ранее своими силами «выручавшие» Ford в Сибири за счет высоких продаж в своих городах, по итогам 2014 года уже не смогли достичь тех же результатов.

Что касается Peugeot, то наибольший вклад в «копилку» по-прежнему вносит новосибирский дилер бренда — «Патриот Авто». Однако в других городах присутствия марки ситуация обстоит менее обнадеживающе. Так, в том же Новокузнецке (дилер «Эстим моторс») за весь 2014 год марка, согласно данным АЕБ, продала лишь 40 автомобилей, а в Томске (дилер Автоцентр «Евразия») — 46.

Премиум-сегмент

В отличие от массового сегмента, премиум-сегмент авторынка чувствует себя гораздо лучше. По итогам 2014 года он показал рост на 6%, что является очень многообещающим показателем.

Первое место среди премиум-брендов занял Mercedes-Benz, сумевший нарастить продажи на 4%. Примечательно, что в Иркутске по итогам 2014 года было продано равное количество «ГАЗелей» и «мерседесов», а сама марка силами своего дилера — ГК «Первая автоколонна» — заняла 11-е место в общем зачете, обогнав такие массовые бренды, как Mazda, Honda, Peugeot, Suzuki и многих других. Впрочем, если иркутяне дали высокую оценку немецкому бренду, то в Красноярске Mercedes-Benz не удалось обогнать японский Lexus, который реализовал на 13% автомобилей больше, чем конкурент. Отдал пальму первенства своему азиатскому конкуренту Mercedes-Benz и в Барнауле. Наконец, и в Кузбассе немецкая марка позволила себя опередить бренду Audi. Что, впрочем, может быть временным явлением, поскольку в конце 2014 года официальный дилер марки — «СТС-Автомобили» — запустил в Кемерове полнофункциональный салон Mercedes-Benz. Если рассматривать модельный ряд марки, то лучше всего в нем продается GL, за которым следуют другие внедорожники с трехлучевой звездой на капоте. Также стабильно продаются семейства С- и Е-классов.

В спину Mercedes-Benz дышит японский Lexus, который по итогам 2014 года занял 2-е место среди премиум-брендов, продемонстрировав рост на целых 39%. Почти 36% всех проданных машин остаются в Красноярске, далее идет Иркутск, и лишь потом Новосибирск. Почти 40% продаж обеспечивает кроссовер RX, за которым следуют LX и GX.

Замыкает тройку немецкий Audi. Бывший лидер рейтинга показал падение на 14%. До половины всех его продаж формируют внедорожники Q3 и Q5. Наиболее уверенно марка себя чувствует в Кемерове, где опережает своих основных конкурентов. В Новосибирске же в связи со сменой дилера марка уступает не только Lexus, Mercedes-Benz, BMW, но даже Land Rover. Потерян для Audi и Омск, где у нее до сих пор не открылся дилер взамен прежнего партнера — «Феникс Авто». Опорой для бренда в количественном отношении остается Красноярск, где продалось порядка 35% всех машин в округе.

На четвертой строчке расположился баварский BMW, продажи которого за указанный период сократились на 10%. В 2014 году марка потеряла дилера в Новокузнецке, а также ослабила позиции в Кемерове, уступая там даже таким брендам, как Volvo и Jeep. Пропустила вперед всех конкурентов марка и в Барнауле с Иркутском, занимая лишь 5-е место в своем сегменте. Как и в случае с Audi, порядка 35% всех проданных BMW в Сибири остается в Красноярске. При этом бестселлером является внедорожник Х3, за которым следуют другие внедорожники марки. 

На пятой позиции рейтинга оказался Land Rover, объемы реализации которого сократились на 4,5%. Сильнее всего марка чувствует себя в Иркутске и Красноярске, где продается примерно равное количество автомобилей. Впрочем, подтягиваются также Новосибирск, Кемерово и Барнаул. То же самое можно сказать и про модельный ряд марки — равномерно продаются практически все модели: Evoque, Range Rover, Range Rover Sport, Discovery и Freelander, что наблюдается далеко не у каждого бренда.

Далее по списку следует американский Jeep, вновь вышедший на сибирский рынок и сумевший нарастить продажи на 110,5%. 38% всех машин остается в Красноярске. Довольно стабильно марка продается в Кемерове, Барнауле, Омске и Новосибирске. При этом свыше 60% объема реализации обеспечивает Grand Cherokee.

Шведская Volvo начинает потихоньку восстанавливать свои позиции. Несмотря на наличие в Сибири всего лишь трех дилеров — в Иркутске, Красноярске и Кемерове — марке удалось увеличить продажи на 21%. А в Кемерове она даже смогла обогнать по продажам BMW. Пока же на 60% своим результатам марка обязана Красноярску. При этом каждый второй покупатель голосовал «рублем» именно за внедорожник ХС60. В 2015 году драйвером роста должен стать новый ХС90, который должен появиться в продаже уже в ближайшее время.

На 8-й строчке оказался бренд Porsche, сокративший объемы реализации на 3%. Такие результаты обусловлены тем, что марка представлена лишь в трех городах Сибири — Новосибирске, Красноярске и Иркутске, к которым в перспективе должны присоединиться Кемерово и Омск. И если в Новосибирске силами «Евро-Спорт-Моторс» немецкий бренд смог нарастить продажи на 15%, перевалив за отметку в 100 машин, то в Красноярске объемы реализации марки официальным дилером — компанией «Престиж Авто» — упали на 38%, до 26 автомобилей. В подтверждение этих цифр один из потенциальных клиентов компании в Красноярске сообщил, что планировал покупку автомобиля Porsche, но из-за постоянно увеличивающихся сроков ожидания автомобиля в итоге отказался от своего замысла и сделал выбор в пользу Land Rover. Таким образом, свой потенциал в Красноярске немецкому бренду пока реализовать не удалось. В свою очередь иркутский дилер марки — ГК «Первая Автоколонна» — продал на 7% автомобилей меньше, чем годом ранее. Примечательно, что 90% всех продаж Porsche пришлось на уже зарекомендовавший себя Cayenne и «младший» Macan. Тем не менее в 2014 году своих владельцев наши в Сибири пять суперкаров семейства 911.

9-ю позицию занял японский Infiniti с одним единственным дилером в Красноярске и упавший на 12%. Основная доля продаж приходится на модели QX70 и QX60.

И наконец, замыкает ТОП-10 американский бренд Cadillac, которому в этот раз удалось вырасти на 11%. Половину всех продаж марки обеспечил Новосибирск в лице дилера компании «НСК-Авто». В свою очередь в Красноярске марка официально не представлена. В разрезе модельного ряда 70% всего объема пришлось на внедорожник SRX.

Статистические казусы

В условиях неблагоприятной экономической ситуации участники рынка часто заинтересованы в искажении статистической информации или просто отказываются от ее предоставления. Например, в 2014 году продажи УАЗа носили оценочный характер и считались «КС» через общероссийские объемы реализации, умноженные на среднюю долю того или иного региона в совокупных продажах по стране.

Однако наиболее серьезным препятствием при интерпретации цифр являются многочисленные «приписки» со стороны дилеров. «КС» и ранее обращал внимание на эту проблему, однако в этом году она достигла апогея. «Обычно данные статистики за год и количество реальных выданных автомобилей различаются в единицы авто, но не в десятки и сотни, как в этом году», — констатирует «КС» учредитель одного из крупных сибирских дилеров. Как объясняют участники рынка, в декабре 2014 года дилеры выдали рекордное количество автомобилей, но официально провели только те, которые нужны для выполнения плана. Это было сделано для того, чтобы часть автомобилей «перенести» на I квартал 2015 года, когда продажи будут минимальны и выполнить новые планы будет крайне затруднительно. Учитывая, что у многих компаний бонусы зависят от выполнения плана, авторитейлеры заинтересованы в документальных манипуляциях с машинами. Так, один из сибирских мультибрендовых дилеров отметил «КС», что в статистике отражено лишь 50% продаж по его компании, остальное будет показано по январю. Таким образом, к интерпретации данных стоит подходить, принимая во внимание обозначенные факторы.

Региональные диспропорции

Практически пятая часть всего объема реализации автомобилей в СФО пришлась на Красноярский край (свыше 30 тысяч автомобилей), за которым следуют Кемеровская (26 тысяч) и Новосибирская области (25 тысяч автомобилей).

Если рассматривать регионы Сибири с точки зрения темпов падения продаж, то значительнее всего упали объемы реализации автомобилей в Кемерове (-24%), Новокузнецке (-22%) и Улан-Удэ (-23%).

В свою очередь наилучшие результаты в СФО продемонстрировали Иркутск (-5%), Омск (-9%) и Абакан (+2%), что обусловлено активным расширением в этом городе двух крупных красноярских автомобильных ритейлеров — ГК «Крепость» и «Медведь-Холдинга». Так, в городе были запущены дилерские центры марок Skoda, Volkswagen, BMW, KIA.

Расстановка сил среди дилеров

«КС» составил также и традиционный рейтинг самых крупных авторитейлеров региона по итогам 2014 года. Основой рейтинга стала занимаемая дилером доля рынка в основном географическом регионе своего присутствия. При этом данный показатель считался на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении.

Согласно полученным результатам, 1-е место среди сибирских дилеров по описанному выше показателю вновь занял крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Hyundai в Барнауле) с 33,34% рынка. На него приходится каждый пятый Citroen, каждый девятый Nissan и Hyundai, каждый десятый Mitsubishi, проданный в СФО. Факторами, обеспечившими успех дилера, стало наличие в портфеле сильных брендов и высокая отдача с точки зрения продаж от каждого из них, в то время как у многих игроков рынка более успешные бренды «кормят» другие.

#photo9#На 2-м месте среди сибирских дилеров, как и год назад, оказалась омская ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана с 29% рынка. За год она сохранила свои позиции и не изменила портфель представляемых брендов.

С 5-й на 3-ю строчку переместилась новосибирскаяГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова с 24% рынка. В 2014 году авторитейлер продолжил курс на расширение, получив дилерство Audi в Новосибирске и став вторым официальным дилером Mitsubishi в Омске.

4-ю строчку заняла иркутская ГК «Россо» Амгалана Базархандаева, являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai, Peugeot. Ее доля составила 22,9%.

Замыкает ТОП-5 красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова с 22% рынка. В минувшем году компания расширила свои позиции в Абакане, запустив там дилерские центры Skoda, Volkswagen и BMW.

На 6-й строчке располагается томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 21%.

7-е место заняла иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ»,«Сант и К» и «Сибавтоцентр»). С минимальным портфелем брендов (Renault, Toyota, Lexus, Jeep, Chrysler) группе компаний удалось занять высокие позиции в рейтинге. Неплохой старт взял в этом году и американский Jeep.

На 8-й строчке впервые оказался томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал Л.Т.Д.»), возглавляемый Николаем Воронковым и официально представляющий General Motors и KIA. В прошлом году компания расширила географию своего присутствия, приобретя дилерский комплекс компании «Барнаул Моторс».

С 7-го на 9-е место переместилась возглавляемая Фанией Сапожниковой кемеровская ГК «Сибинпэкс» с 18,4% рынка. Она официально представляет бренды Chevrolet, Opel, Cadillac, Audi, Volkswagen, Mazda и Suzuki.

Замыкает ТОП-10 впервые красноярская группа компаний «Крепость» Александра Кангуна с 17,7% рынка. В 2014 году авторитейлер запустил в Красноярске второй дилерский центр Toyota и автосалон марки Skoda.

Александр Месаркишвили, «Континент Сибирь»

 

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Закаленные опытом Сибирь, авторынок, дилер, автодилер