Баннер ФЗ-54
17.11.2014 10:00:00 17 ноября 2014, 10:00 15310 просмотров

Торговля замедлит рост

Ключевая тенденция на розничном рынке – это создание универсальных магазинов, в которых покупатель сможет приобрести сразу все товары. Рассмотрим перспективы развития розничной торговли в России и основные трансформации, происходящие на рынке розничного ритейла.

Розничная торговля является одной из самых крупных отраслей в России: в 3,5 раз больше строительной отрасли, в 5,5 раз больше сельского хозяйства, в 13 раз больше телекома. По итогам 2013 года оборот розничной торговли достиг 20,7 трлн долларов.

По объему рынка (651 млрд долларов) российская розница занимает 5 место в мире после США (2 817 млрд долларов), Китая (2 058 млрд долларов), Японии (1 174 млрд долларов) и Германии (678 млрд долларов).

Чуть менее половины розницы в России принадлежит продуктовой рознице – 48%. Причем ее среднегодовой темп роста составляет 17%. Для сравнения сектор Интернет в год увеличивается в среднем на 37%, одежда и обувь – на 25%, бытовая электроника – на 12%.

Рис. 1 Структура российской розницы

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на Euromonitor, Росстат, отчетность компаний

Российский рынок продуктовой розницы по размеру (315 млрд долларов) занимает пятое место в мировом рейтинге. По данному показатель Россию опережают только Индия (316 млрд долларов), Япония (365 млрд долларов), Китай (1 133 млрд долларов) и США (1 358 млрд долларов).

По размеру рынка продуктового ритейла на душу населения Россия занимает шестое место после Японии (2,9 тыс. долларов), Великобритании (3 тыс. долларов), Германии (4,3 млрд долларов), США (4,3 млрд долларов) Франции (4,8 тыс. долларов). В России на душу населения приходится 2,2 тыс. долларов продуктовой розницы.

Наряду с этим в 2013 году российский рынок продуктового ритейла показал самые высокие темпы роста +8%, тогда как в Китае и Бразилии розничная торговля выросла на 5%, в Индии – на 3%. Розничная торговля мировых лидеров – США, Франции, Германии осталась на прежнем, а в Турции и Японии снизилась на -6% и -1% соответственно.

По доли современной торговли в структуре розницы Россия пока уступает ряду стран. Самый высокий показатель имеет Германия – 88%, следом за ней идут США (85%), Великобритания (83%), Франция (81%). В России на долю современной торговли приходится около 63%.

Рис. 2 Объем рынка продуктовой розницы в 2013 году

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой Euromonitor, Planet Retail, IGD, отчетность компаний

Как отметил главный финансовый директор Х5 Retail Group Сергей Пивень, российская продуктовая розница обладает значительным потенциалом для органического развития в сравнении со странами Западной и Восточной Европы.

Ключевые игроки российской продуктовой розницы

В Топ-5 продуктовых ритейлеров в России входят Дикси, Метро, Ашан, Х5, Магнит. В совокупности на их долю приходится более 20% рынка, тогда как в развитых странах на долю пяти лидеров приходится 60-70% рынка. Магнит и Х5 завоевали по 6% рынка, Ашан – 4%, Метро и Дикси – по 2%.

Рис. 3 Топ-5 продуктовых ритейлеров в структуре рынка

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на отчетность компаний, Planet Retail, Euromonitor

Сегодня в России прослеживается тенденция трансформации розничного ритейла. Так на каждый новый магазин современного формата закрывается три традиционных магазина. Если посмотреть на рисунок 4, то видно, что с каждым годом увеличивается доля современной торговли, в том числе и доля федеральных сетей. По итогам 2013 года на долю современной торговли пришлось 63%, причем на долю федеральных сетей – 25%. Прогнозируется, что к 2020 году данные показатели увеличатся до 83% и 44% соответственно, причем оборот федеральных сетей за период с 2013 по 2020 гг. вырастет на 5 трлн руб.

Рис. 4 Структура современной торговли

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на Euromonitor, Infoline, отчетность компаний

В течение периода 2005-2013 гг. среднегодовой темп роста традиционной торговли составлял 10%, прогнозируется, что до 2020 года данный показатель снизится до -4%. Региональная современная торговля с 2005 года ежегодно увеличивается на 19%, однако в период с 2013 до 2020 год темпы роста замедлятся до 8% в год. Более чем на треть в год росла федеральная современная торговля (в число федеральных игроков входят Магнит, Х5, Ашан, МЕТРО, Лента, О,КЕЙ, Дикси, Седьмой континент), в будущие периоды среднегодовой рост составит около 16%.

На данном этапе федеральным торговым сетям принадлежит менее половины современной торговли. Причем в различных макрорегионах ситуация отличается. Так, например, в Северо-Западном регионе федеральным сетям принадлежит около 47% рынка, в Центре (в т.ч. в Москве) федеральная торговля завоевала треть рынка. В Поволжье, на Юге и на Урале данный показатель составляет 23%, 22% и 18% соответственно.

Рис. 5 Структура современной продуктовой розницы

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивня со ссылкой на Росстат, Infoline

8 федеральных сетей завоевали в России 47% рынка. Причем сеть Х5 является лидером в Северном и Центральном регионах, Магнит более других федеральных сетей популярен в Поволжье, на Урале и в Южном регионе. В Сибири лавры первенства делят между собой Лента и Метро.

Ввиду обострения ситуации вокруг Украины и неблагоприятных трендов социально-экономического развития в 2014 и 2015 году, скорее всего, будут наблюдаться замедление темпов роста розничной торговли. Однако дальше будет продолжаться переход торговли на современный уровень, также будут активно развиваться продажи через интернет.

По материалам Форума финансовых директоров ритейлаRetailCFO 2014

Маргарита Гвоздева, специально для Retail.ru

 

 

Поделиться публикацией:
Прогнозирует Антон Титов, директор группы компаний...
158
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1520
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
930
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1930
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
713
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
678

Ключевая тенденция на розничном рынке – это создание универсальных магазинов, в которых покупатель сможет приобрести сразу все товары. Рассмотрим перспективы развития розничной торговли в России и основные трансформации, происходящие на рынке розничного ритейла.

Розничная торговля является одной из самых крупных отраслей в России: в 3,5 раз больше строительной отрасли, в 5,5 раз больше сельского хозяйства, в 13 раз больше телекома. По итогам 2013 года оборот розничной торговли достиг 20,7 трлн долларов.

По объему рынка (651 млрд долларов) российская розница занимает 5 место в мире после США (2 817 млрд долларов), Китая (2 058 млрд долларов), Японии (1 174 млрд долларов) и Германии (678 млрд долларов).

Чуть менее половины розницы в России принадлежит продуктовой рознице – 48%. Причем ее среднегодовой темп роста составляет 17%. Для сравнения сектор Интернет в год увеличивается в среднем на 37%, одежда и обувь – на 25%, бытовая электроника – на 12%.

Рис. 1 Структура российской розницы

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на Euromonitor, Росстат, отчетность компаний

Российский рынок продуктовой розницы по размеру (315 млрд долларов) занимает пятое место в мировом рейтинге. По данному показатель Россию опережают только Индия (316 млрд долларов), Япония (365 млрд долларов), Китай (1 133 млрд долларов) и США (1 358 млрд долларов).

По размеру рынка продуктового ритейла на душу населения Россия занимает шестое место после Японии (2,9 тыс. долларов), Великобритании (3 тыс. долларов), Германии (4,3 млрд долларов), США (4,3 млрд долларов) Франции (4,8 тыс. долларов). В России на душу населения приходится 2,2 тыс. долларов продуктовой розницы.

Наряду с этим в 2013 году российский рынок продуктового ритейла показал самые высокие темпы роста +8%, тогда как в Китае и Бразилии розничная торговля выросла на 5%, в Индии – на 3%. Розничная торговля мировых лидеров – США, Франции, Германии осталась на прежнем, а в Турции и Японии снизилась на -6% и -1% соответственно.

По доли современной торговли в структуре розницы Россия пока уступает ряду стран. Самый высокий показатель имеет Германия – 88%, следом за ней идут США (85%), Великобритания (83%), Франция (81%). В России на долю современной торговли приходится около 63%.

Рис. 2 Объем рынка продуктовой розницы в 2013 году

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой Euromonitor, Planet Retail, IGD, отчетность компаний

Как отметил главный финансовый директор Х5 Retail Group Сергей Пивень, российская продуктовая розница обладает значительным потенциалом для органического развития в сравнении со странами Западной и Восточной Европы.

Ключевые игроки российской продуктовой розницы

В Топ-5 продуктовых ритейлеров в России входят Дикси, Метро, Ашан, Х5, Магнит. В совокупности на их долю приходится более 20% рынка, тогда как в развитых странах на долю пяти лидеров приходится 60-70% рынка. Магнит и Х5 завоевали по 6% рынка, Ашан – 4%, Метро и Дикси – по 2%.

Рис. 3 Топ-5 продуктовых ритейлеров в структуре рынка

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на отчетность компаний, Planet Retail, Euromonitor

Сегодня в России прослеживается тенденция трансформации розничного ритейла. Так на каждый новый магазин современного формата закрывается три традиционных магазина. Если посмотреть на рисунок 4, то видно, что с каждым годом увеличивается доля современной торговли, в том числе и доля федеральных сетей. По итогам 2013 года на долю современной торговли пришлось 63%, причем на долю федеральных сетей – 25%. Прогнозируется, что к 2020 году данные показатели увеличатся до 83% и 44% соответственно, причем оборот федеральных сетей за период с 2013 по 2020 гг. вырастет на 5 трлн руб.

Рис. 4 Структура современной торговли

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивеня со ссылкой на Euromonitor, Infoline, отчетность компаний

В течение периода 2005-2013 гг. среднегодовой темп роста традиционной торговли составлял 10%, прогнозируется, что до 2020 года данный показатель снизится до -4%. Региональная современная торговля с 2005 года ежегодно увеличивается на 19%, однако в период с 2013 до 2020 год темпы роста замедлятся до 8% в год. Более чем на треть в год росла федеральная современная торговля (в число федеральных игроков входят Магнит, Х5, Ашан, МЕТРО, Лента, О,КЕЙ, Дикси, Седьмой континент), в будущие периоды среднегодовой рост составит около 16%.

На данном этапе федеральным торговым сетям принадлежит менее половины современной торговли. Причем в различных макрорегионах ситуация отличается. Так, например, в Северо-Западном регионе федеральным сетям принадлежит около 47% рынка, в Центре (в т.ч. в Москве) федеральная торговля завоевала треть рынка. В Поволжье, на Юге и на Урале данный показатель составляет 23%, 22% и 18% соответственно.

Рис. 5 Структура современной продуктовой розницы

Источник: презентация на Форуме финансовых директоров ритейла Retail CFO 2014 главного финансового директора Х5 Retail Group Сергея Пивня со ссылкой на Росстат, Infoline

8 федеральных сетей завоевали в России 47% рынка. Причем сеть Х5 является лидером в Северном и Центральном регионах, Магнит более других федеральных сетей популярен в Поволжье, на Урале и в Южном регионе. В Сибири лавры первенства делят между собой Лента и Метро.

Ввиду обострения ситуации вокруг Украины и неблагоприятных трендов социально-экономического развития в 2014 и 2015 году, скорее всего, будут наблюдаться замедление темпов роста розничной торговли. Однако дальше будет продолжаться переход торговли на современный уровень, также будут активно развиваться продажи через интернет.

По материалам Форума финансовых директоров ритейлаRetailCFO 2014

Маргарита Гвоздева, специально для Retail.ru

 

 

Торговля замедлит рострозничная торговля, ритейл, развитие сети, перспективы, тенденции, прогнозы
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Торговля замедлит рост
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/84887/2017-05-30