Законодательство в торговле
Исследования и рейтинги
Категорийный менеджмент
Логистика в ритейле
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
29 августа 2014, 00:01 18994 просмотра

Ритейлер и поставщик – на чьей стороне санкции?

Как изменились отношения поставщика и ритейлера после эмбарго? Какие решения уже нашли торговые сети, чтобы заполнить полки магазинов продуктами взамен запрещенных? На эти вопросы ответили редакции Retail.ru ритейлеры и эксперты рынка.

Стабильно растет спрос на отечественную продукцию

Дмитрий Востриков, директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»:

Мы надеемся на то, что отношения между ритейлерами и поставщиками получат новое качество. Очевидно, что торговая сеть как никто другой заинтересована в постоянном наличии качественного товара на своих полках. Общая политическая ситуация такова, что ожидать стабильности от импортных поставок не приходится. Вывод: ритейл совместно с отечественными производителями должен создать себе подушку безопасности – стабильное наличие товаров российского производства адекватного качества и в нужном количестве. Известно, что во многих странах мира ритейлеры содействуют запуску новых производств: формулируют аграриям требования к виду, вкусу и упаковке товара, заключают с ними длинные контракты с гарантией доходности и выборки товара, предоставляют частичное заемное или лизинговое финансирование для запуска таких производств. В обмен на это аграрий на определенный срок гарантирует поставки продукции такого нового производства именно в эту сеть и на определенных условиях. «Руспродсоюз» предполагает, что такие проекты не за горами и в России.

Мы не ожидаем существенного повышения цен на запрещенные к ввозу категории продуктов питания. Небольшая корректировка цен возможна на часть рыбной продукции до момента ее замещения отечественными аналогами. Известно, что ряд бразильских поставщиков мяса несколько увеличил цены на волне роста спроса на их продукцию, но мы надеемся, что с ростом импортозамещения эта проблема будет решена раз и навсегда. Кроме того, сегодня российское правительство  проводит ежедневный мониторинг цен для недопущения их поднятия.

Выпадающие объемы товаров будут заменять аналогичной продукцией из «несанкционных» стран или отечественными товарами. Например, Чили готова увеличить поставки в Россию традиционно поставляемых видов пищевой продукции – овощей, фруктов, рыбной и морской продукции, молочной продукции и мяса всех видов. Будет расширено сотрудничество с такими странами, как Бразилия, Турция, Китай, Израиль, страны СНГ.

Остатки продукции стран, попавших под санкции, еще есть на складах российских дистрибьюторов. Часть дистрибьюторов старается ее реализовать по завышенным ценам для компенсации будущей недополученной прибыли от прекращения поставок. Однако, и союзы, и регулирующие органы стараются этого не допустить. Продукция из незакрытых стран уже начала поступать на рынок РФ. Каких-либо эмоциональных всплесков спроса на те или иные продукты мы не заметили. Есть стабильный рост спроса на отечественную продукцию, но он связан не столько с санкциями, сколько с тенденцией к росту потребительского патриотизма, заметной не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира, где программы «Покупай отечественное» (Buy local) получают все более и более активное развитие.

Повышения цен не избежать

Владислав Егоров, председатель совета директоров сети универсамов «АБК»:

Мы надеемся, что на наши взаимоотношения с поставщиками санкции не повлияют. Другое дело, что в ряде случаев стоимость продукции, которую нам поставляют, вырастет. Мы будем разбираться с такими случаями и, если для повышения цены нет объективных причин, будем настаивать на сохранении старых цен.

Диктовать цены, скорее всего, будет рыночная ситуация, хотя я не исключаю, что на основании негласных договоренностей, некоторые поставщики, пользуясь сложившейся политической ситуацией, попробуют несколько поднять уровень своих наценок.

Я думаю, что часть фруктовой и овощной продукции нам придется покупать дороже, чем она стоила бы, не будь санкций. Например, отечественное яблоко будет продаваться дороже, чем оно стоило бы в условиях конкуренции с европейским. Естественно подорожают морепродукты, которые раньше завозились из попавших под санкции стран, часть молочной продукции. Возможно, что и хорошо развитые отечественные отрасли, такие, например, как птицеводство, тоже вынуждены будут двигать цены, если повысится стоимость импортных кормов и различных препаратов, используемых при выращивании птицы.

Прогнозы сейчас давать сложно. Но в целом повышения цен на продукты не избежать. Будем надеяться, что это коснётся только тех продуктов, которые не принято считать продуктами первой необходимости.

Санкции не поддержат наших производителей, потому что импорт заменит импорт

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, владелец торговых и ресторанных сетей, дистрибуторских компаний и производственных предприятий в регионах России и за рубежом:

Радости мало, наши отделы закупок перешли в круглосуточный режим. Одним росчерком пера чиновники меняют экономическую картину мира, причем делают это под лозунгом «от имени и для блага народа». Что не очень понятно – ведь санкции объявляли нашим чиновникам, а они ударили по бизнесу и потребителю.

Меня удивляет вакханалия толпы, кричащей, что импорт надо было давно запретить. Но кто мешал раньше поддерживать нашего сельхозпроизводителя? Санкции не облегчат жизнь российским поставщикам. Те объемы продуктов, которые поставляются сейчас из-за границы нашему производителю не догнать ни за год, ни за два, ни за три. Сейчас происходит замена импорта из одних стран импортом из других. Пытаются сделать реэкспорт через Белоруссию и Казахстан, но это небольшие объемы.

Интересно наблюдать за ситуацией за рубежом – там падают цены. В Финляндии люди вывешивают плакаты – «Спасибо Путину за дешевый сыр». Такая же ситуация и на других европейских рынках с овощами и фруктами, которые нужно срочно реализовывать. От наших санкций их бизнес пострадал, но зато выиграл потребитель.

У нас диаметрально противоположная ситуация – потребитель не рад (Кроме тех, у кого плохо с головой, кто не понимает, что у нас 80% импортных продуктов. И это не только пармезан.).

Российские поставщики задрали цены – на это провоцирует любое устранение конкуренции административным методом. Сейчас еще много старых контрактов, поэтому удар от эмбарго будет растянутым – все это напоминает унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. И даже если завтра санкции отменят, то эта длинная семизвенная товаропроводящая цепочка не сможет откатиться обратно.

Поставщики заменяются на худших, потому что прежние схемы сотрудничества были выработаны поставщиками, дистрибьюторами и розницей годами по причине экономической целесообразности. Почему мы ели польские яблоки, а не китайские? Потому что они отвечают предпочтениям наших сограждан, имеют кисло-сладкий вкус. В отличие от «пустых» сладких китайских яблок. И очень скоро наши сограждане столкнуться с тем, что яблоки не те, молоко не то. Экономического мракобесия в этом много, а разума мало.

И поэтому санкции, которые с такой помпой внедрялись, сейчас по строчке в день отменяется.

Кто попал в этот санкционный список? Те, с кем наши министерства и ведомства уже ссорились. Скоро для наших граждан выяснится, что отечественного продукта нет, и не может существовать. В России, исходя из доклада Минсельхоза, 80-90% принадлежит перерабатывающим компаниям, ввести эмбарго – это как ударить со всего размаха себе по пальцам.

Заметьте с что санкции буржуев очень прагматичны – они не ввели запретов на газовом или нефтяном рынке – берегут свою экономику, как зеницу ока. Ведь если ввести эмбарго на энергоносители – это приведет к росту цен и серьезному изменению бюджета.

Что такое наши санкции для Европы? Комиссар ЕС подсчитал, что  наши санкции стоят Европе 12 млрд евро. Вроде бы много. Напомню, что поддержка сельхозпроизводителей в  ЕС составляет 45-48 млрд. евро, и раз уж они вытягивают эту цифру, то уж 12-то уж точно подтянут.

Следует ожидать сокращения ассортимента и ухудшения качества товаров

Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии:

Сколь либо существенно отношения между торговыми сетями и поставщиками не изменятся. Но в связи с возросшими издержками могут возникнуть дополнительные напряжения. Исходы по поводу условий и цен будут зависеть от сравнительной переговорной силы сторон. Крупные поставщики будут (как и раньше) диктовать свои условия относительно мелким ритейлерам. В свою очередь, крупные торговые сети будут более эффективно противостоять попыткам поставщиков перенести дополнительные издержки в цену поставки.

Участники рынка будут избегать резких ценовых скачков, чтобы не попасть под прицел ФАС России. Но ползучий рост цен неизбежен. И никакие угрозы со стороны регулятора от этого не спасут. При прочих равных, его скорее следует ожидать в секторах, где доля импорта наиболее существенна. Прежде всего, речь идет о категории «фреш».  В «группе риска» овощи и фрукты, мясо (говядина и свинина), рыба, молочные продукты.

Часть запрещенных к импорту товаров будет замещена импортом из других стран, в том числе путем «серого импорта» через Беларусь из запрещенных стран. Другая часть будет обеспечена поставками местных производителей. Полностью заместить адекватным товаром в ближайшее время не удастся.  Поэтому следует ожидать некоторого (скорее, небольшого) сокращения ассортимента и частичного ухудшения качества товаров, поставленных вместо запрещенных продуктов.

Торговые сети не в состоянии удерживать цены

Анастасия Орлова, директор по работе со СМИ компании «Дикси»:

Сеть работает по социальным группам товаров с минимальной, зачастую близкой к нулевой, наценкой, поэтому собственный ресурс удержания цены на полке в случае, если будет расти цена поставки, сильно ограничен. Задача недопущения ускоренного роста цен поставлена на самом высоком уровне, но торговые сети не в состоянии  удерживать розничные цены в одностороннем порядке, и каждый факт повышения закупочных цен будет предметом рассмотрения соответствующих ведомств.

На данный момент сеть прорабатывает наиболее подходящие варианты замещения и проводит переговоры с поставщиками для того, чтобы переход на адаптированный ассортимент быт максимально комфортным. На полках «ДИКСИ»  уже появились персики и виноград от производителей Турции и Македонии, которые заменяют «выпавшие» из ассортимента фрукты из Испании. Голландские томаты «на ветке» заменены сортом «сливовидные» российского производства. По инициативе «ДИКСИ» состоялись встречи с руководством профильных министерств и ведомств Сербии. Также были проведены многочисленные переговоры с сербскими производителями овощей и фруктов. Результатом которых стали договоренности о поставках не только сербских яблок, которые уже более 4-х лет представлены в «ДИКСИ», но и красных болгарских перцев, которые появятся в сети уже на этой неделе. Ведутся активные переговоры с производителями Белоруссии по поставке йогуртов. Через несколько недель мы ожидаем поставки некоторых сортов сыра из Аргентины и Чили.

В сети супермаркетов «Виктория» уже введено 10 наименований твердых сыров в среднем ценовом сегменте из Швейцарии, также планируется расширение представленности производителей из Белоруссии и Новой Зеландии.

Будем расширять сотрудничество с российскими поставщиками

Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия»:

Мы незамедлительно приступили к поиску альтернативных решений в отношении соответствующих продуктов.

С момента выхода на российский рынок, мы закупаем большинство наших товаров в Российской Федерации и ведет планомерную постоянную работу, направленную на увеличение доли российских поставщиков в своем ассортименте.

Мы будем и далее сотрудничать с российскими поставщиками, в том числе и локальными поставщиками,  и планируем укреплять и расширять это сотрудничество. Что касается товаров импортного происхождения, то там, где это возможно, и мы не найдем аналога на российском рынке, мы будем фокусироваться на странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южная Африка, Швейцария, Новая Зеландия. В настоящий момент мы получаем замороженного лосося из Чили, овощи-фрукты из Сербии, Турции и Китая, цитрусовые из ЮАР, молочные продукты и сыры из Новой Зеландии и Швейцарии.

Мы приложим все усилия для недопущения дефицита на наших полках и роста цен на продовольствие.

Ольга Крыкова, Retail.ru

Логотип АБК

АБК

Москва, (G)от 250 кв. м и более

Подробнее о компании
Логотип Дикси

Дикси

«Дикси» — российская компания, владеющая крупной продовольственной розничной сетью. Головна...

Подробнее о компании
Логотип Metro Cash & Carry

Metro Cash & Carry

METRO – один из крупнейших транснациональных операторов оптовой торговли.  Metro Cas...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Ритейлер и поставщик – на чьей стороне санкции?

Стабильно растет спрос на отечественную продукцию

Дмитрий Востриков, директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»:

Мы надеемся на то, что отношения между ритейлерами и поставщиками получат новое качество. Очевидно, что торговая сеть как никто другой заинтересована в постоянном наличии качественного товара на своих полках. Общая политическая ситуация такова, что ожидать стабильности от импортных поставок не приходится. Вывод: ритейл совместно с отечественными производителями должен создать себе подушку безопасности – стабильное наличие товаров российского производства адекватного качества и в нужном количестве. Известно, что во многих странах мира ритейлеры содействуют запуску новых производств: формулируют аграриям требования к виду, вкусу и упаковке товара, заключают с ними длинные контракты с гарантией доходности и выборки товара, предоставляют частичное заемное или лизинговое финансирование для запуска таких производств. В обмен на это аграрий на определенный срок гарантирует поставки продукции такого нового производства именно в эту сеть и на определенных условиях. «Руспродсоюз» предполагает, что такие проекты не за горами и в России.

Мы не ожидаем существенного повышения цен на запрещенные к ввозу категории продуктов питания. Небольшая корректировка цен возможна на часть рыбной продукции до момента ее замещения отечественными аналогами. Известно, что ряд бразильских поставщиков мяса несколько увеличил цены на волне роста спроса на их продукцию, но мы надеемся, что с ростом импортозамещения эта проблема будет решена раз и навсегда. Кроме того, сегодня российское правительство  проводит ежедневный мониторинг цен для недопущения их поднятия.

Выпадающие объемы товаров будут заменять аналогичной продукцией из «несанкционных» стран или отечественными товарами. Например, Чили готова увеличить поставки в Россию традиционно поставляемых видов пищевой продукции – овощей, фруктов, рыбной и морской продукции, молочной продукции и мяса всех видов. Будет расширено сотрудничество с такими странами, как Бразилия, Турция, Китай, Израиль, страны СНГ.

Остатки продукции стран, попавших под санкции, еще есть на складах российских дистрибьюторов. Часть дистрибьюторов старается ее реализовать по завышенным ценам для компенсации будущей недополученной прибыли от прекращения поставок. Однако, и союзы, и регулирующие органы стараются этого не допустить. Продукция из незакрытых стран уже начала поступать на рынок РФ. Каких-либо эмоциональных всплесков спроса на те или иные продукты мы не заметили. Есть стабильный рост спроса на отечественную продукцию, но он связан не столько с санкциями, сколько с тенденцией к росту потребительского патриотизма, заметной не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира, где программы «Покупай отечественное» (Buy local) получают все более и более активное развитие.

Повышения цен не избежать

Владислав Егоров, председатель совета директоров сети универсамов «АБК»:

Мы надеемся, что на наши взаимоотношения с поставщиками санкции не повлияют. Другое дело, что в ряде случаев стоимость продукции, которую нам поставляют, вырастет. Мы будем разбираться с такими случаями и, если для повышения цены нет объективных причин, будем настаивать на сохранении старых цен.

Диктовать цены, скорее всего, будет рыночная ситуация, хотя я не исключаю, что на основании негласных договоренностей, некоторые поставщики, пользуясь сложившейся политической ситуацией, попробуют несколько поднять уровень своих наценок.

Я думаю, что часть фруктовой и овощной продукции нам придется покупать дороже, чем она стоила бы, не будь санкций. Например, отечественное яблоко будет продаваться дороже, чем оно стоило бы в условиях конкуренции с европейским. Естественно подорожают морепродукты, которые раньше завозились из попавших под санкции стран, часть молочной продукции. Возможно, что и хорошо развитые отечественные отрасли, такие, например, как птицеводство, тоже вынуждены будут двигать цены, если повысится стоимость импортных кормов и различных препаратов, используемых при выращивании птицы.

Прогнозы сейчас давать сложно. Но в целом повышения цен на продукты не избежать. Будем надеяться, что это коснётся только тех продуктов, которые не принято считать продуктами первой необходимости.

Санкции не поддержат наших производителей, потому что импорт заменит импорт

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, владелец торговых и ресторанных сетей, дистрибуторских компаний и производственных предприятий в регионах России и за рубежом:

Радости мало, наши отделы закупок перешли в круглосуточный режим. Одним росчерком пера чиновники меняют экономическую картину мира, причем делают это под лозунгом «от имени и для блага народа». Что не очень понятно – ведь санкции объявляли нашим чиновникам, а они ударили по бизнесу и потребителю.

Меня удивляет вакханалия толпы, кричащей, что импорт надо было давно запретить. Но кто мешал раньше поддерживать нашего сельхозпроизводителя? Санкции не облегчат жизнь российским поставщикам. Те объемы продуктов, которые поставляются сейчас из-за границы нашему производителю не догнать ни за год, ни за два, ни за три. Сейчас происходит замена импорта из одних стран импортом из других. Пытаются сделать реэкспорт через Белоруссию и Казахстан, но это небольшие объемы.

Интересно наблюдать за ситуацией за рубежом – там падают цены. В Финляндии люди вывешивают плакаты – «Спасибо Путину за дешевый сыр». Такая же ситуация и на других европейских рынках с овощами и фруктами, которые нужно срочно реализовывать. От наших санкций их бизнес пострадал, но зато выиграл потребитель.

У нас диаметрально противоположная ситуация – потребитель не рад (Кроме тех, у кого плохо с головой, кто не понимает, что у нас 80% импортных продуктов. И это не только пармезан.).

Российские поставщики задрали цены – на это провоцирует любое устранение конкуренции административным методом. Сейчас еще много старых контрактов, поэтому удар от эмбарго будет растянутым – все это напоминает унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. И даже если завтра санкции отменят, то эта длинная семизвенная товаропроводящая цепочка не сможет откатиться обратно.

Поставщики заменяются на худших, потому что прежние схемы сотрудничества были выработаны поставщиками, дистрибьюторами и розницей годами по причине экономической целесообразности. Почему мы ели польские яблоки, а не китайские? Потому что они отвечают предпочтениям наших сограждан, имеют кисло-сладкий вкус. В отличие от «пустых» сладких китайских яблок. И очень скоро наши сограждане столкнуться с тем, что яблоки не те, молоко не то. Экономического мракобесия в этом много, а разума мало.

И поэтому санкции, которые с такой помпой внедрялись, сейчас по строчке в день отменяется.

Кто попал в этот санкционный список? Те, с кем наши министерства и ведомства уже ссорились. Скоро для наших граждан выяснится, что отечественного продукта нет, и не может существовать. В России, исходя из доклада Минсельхоза, 80-90% принадлежит перерабатывающим компаниям, ввести эмбарго – это как ударить со всего размаха себе по пальцам.

Заметьте с что санкции буржуев очень прагматичны – они не ввели запретов на газовом или нефтяном рынке – берегут свою экономику, как зеницу ока. Ведь если ввести эмбарго на энергоносители – это приведет к росту цен и серьезному изменению бюджета.

Что такое наши санкции для Европы? Комиссар ЕС подсчитал, что  наши санкции стоят Европе 12 млрд евро. Вроде бы много. Напомню, что поддержка сельхозпроизводителей в  ЕС составляет 45-48 млрд. евро, и раз уж они вытягивают эту цифру, то уж 12-то уж точно подтянут.

Следует ожидать сокращения ассортимента и ухудшения качества товаров

Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии:

Сколь либо существенно отношения между торговыми сетями и поставщиками не изменятся. Но в связи с возросшими издержками могут возникнуть дополнительные напряжения. Исходы по поводу условий и цен будут зависеть от сравнительной переговорной силы сторон. Крупные поставщики будут (как и раньше) диктовать свои условия относительно мелким ритейлерам. В свою очередь, крупные торговые сети будут более эффективно противостоять попыткам поставщиков перенести дополнительные издержки в цену поставки.

Участники рынка будут избегать резких ценовых скачков, чтобы не попасть под прицел ФАС России. Но ползучий рост цен неизбежен. И никакие угрозы со стороны регулятора от этого не спасут. При прочих равных, его скорее следует ожидать в секторах, где доля импорта наиболее существенна. Прежде всего, речь идет о категории «фреш».  В «группе риска» овощи и фрукты, мясо (говядина и свинина), рыба, молочные продукты.

Часть запрещенных к импорту товаров будет замещена импортом из других стран, в том числе путем «серого импорта» через Беларусь из запрещенных стран. Другая часть будет обеспечена поставками местных производителей. Полностью заместить адекватным товаром в ближайшее время не удастся.  Поэтому следует ожидать некоторого (скорее, небольшого) сокращения ассортимента и частичного ухудшения качества товаров, поставленных вместо запрещенных продуктов.

Торговые сети не в состоянии удерживать цены

Анастасия Орлова, директор по работе со СМИ компании «Дикси»:

Сеть работает по социальным группам товаров с минимальной, зачастую близкой к нулевой, наценкой, поэтому собственный ресурс удержания цены на полке в случае, если будет расти цена поставки, сильно ограничен. Задача недопущения ускоренного роста цен поставлена на самом высоком уровне, но торговые сети не в состоянии  удерживать розничные цены в одностороннем порядке, и каждый факт повышения закупочных цен будет предметом рассмотрения соответствующих ведомств.

На данный момент сеть прорабатывает наиболее подходящие варианты замещения и проводит переговоры с поставщиками для того, чтобы переход на адаптированный ассортимент быт максимально комфортным. На полках «ДИКСИ»  уже появились персики и виноград от производителей Турции и Македонии, которые заменяют «выпавшие» из ассортимента фрукты из Испании. Голландские томаты «на ветке» заменены сортом «сливовидные» российского производства. По инициативе «ДИКСИ» состоялись встречи с руководством профильных министерств и ведомств Сербии. Также были проведены многочисленные переговоры с сербскими производителями овощей и фруктов. Результатом которых стали договоренности о поставках не только сербских яблок, которые уже более 4-х лет представлены в «ДИКСИ», но и красных болгарских перцев, которые появятся в сети уже на этой неделе. Ведутся активные переговоры с производителями Белоруссии по поставке йогуртов. Через несколько недель мы ожидаем поставки некоторых сортов сыра из Аргентины и Чили.

В сети супермаркетов «Виктория» уже введено 10 наименований твердых сыров в среднем ценовом сегменте из Швейцарии, также планируется расширение представленности производителей из Белоруссии и Новой Зеландии.

Будем расширять сотрудничество с российскими поставщиками

Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия»:

Мы незамедлительно приступили к поиску альтернативных решений в отношении соответствующих продуктов.

С момента выхода на российский рынок, мы закупаем большинство наших товаров в Российской Федерации и ведет планомерную постоянную работу, направленную на увеличение доли российских поставщиков в своем ассортименте.

Мы будем и далее сотрудничать с российскими поставщиками, в том числе и локальными поставщиками,  и планируем укреплять и расширять это сотрудничество. Что касается товаров импортного происхождения, то там, где это возможно, и мы не найдем аналога на российском рынке, мы будем фокусироваться на странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южная Африка, Швейцария, Новая Зеландия. В настоящий момент мы получаем замороженного лосося из Чили, овощи-фрукты из Сербии, Турции и Китая, цитрусовые из ЮАР, молочные продукты и сыры из Новой Зеландии и Швейцарии.

Мы приложим все усилия для недопущения дефицита на наших полках и роста цен на продовольствие.

Ольга Крыкова, Retail.ru

санкции, эмбарго, запрет ввоза продуктов, экспансияРитейлер и поставщик – на чьей стороне санкции?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/riteyler-i-postavshchik-na-chey-storone-sanktsii/2014-09-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052