28.07.2014 28 июля 2014, 00:00 18235 просмотров

DIY-ритейл: выживают крупнейшие

2013 год стал переломным для DIY-ритейла – темпы прироста резко снизились, а спрос начал смещаться в сторону менее дорогих товаров. По оценкам РБК.research, в прошлом году рынок вырос всего лишь на 8,4%, в то время как в 2012 г. – на 23,1 процента. При этом сетевой DIY-ритейл вырос более чем на 18%, обеспечив около 60% продаж строительных, отделочных материалов и товаров для дома и сада.

Доля сетевой розницы выросла благодаря повышению эффективности магазинов крупнейших сетей и продолжившейся экспансии федеральных и региональных компаний. Сетевая DIY-розница постепенно консолидируется – крупные игроки занимают с каждым годом все более значительную долю рынка.

Растущая конкуренция на фоне ослабления спроса на строительные и отделочные материалы привела к уходу с рынка ряда игроков. Наиболее заметным стало закрытие сети «Старик Хоттабыч», работавшей в формате интерьерного супермаркета. Кроме «Старика Хоттабыча», закрылись сети «Армада», «Интексо», «Азбука ремонта» / «Евроинтерьер», а также ряд операторов специализированных региональных сетей. Во многом этому способствовала экспансия лидера российского рынка DIY – компании «Леруа Мерлен». Бизнес-модель сети базируется на ценовой стратегии EDLP (низкие цены каждый день), обычно российские компании не могут поддерживать столь низкий уровень цен и вынуждены либо дифференцировать свой бизнес, либо закрыть его.

Торговые сети пытаются объединить усилия в области закупок, чтобы противостоять давлению зарубежных торговых сетей, занимающих лидирующее положение на российском рынке. Все чаще на деловых мероприятиях звучат предложения по государственной защите внутреннего рынка.

Динамика доли 10-ти крупнейших операторов в объеме розничного рынка DIY, 2005–2013 гг., прогноз на 2014 г.

 
#photo1# 

Разрыв между топ-10 компаний и остальными компаниями будет расти, и к 2016 г. можно ожидать увеличения доли топ-10 компаний до 47-48 процентов. По всей вероятности, доминирование иностранных сетей на российском рынке сохранится, поскольку российские компании упустили момент для выхода на лидерские позиции. Интересно отметить, что в других секторах ритейла, например, в FMCG-рознице российские компании укрепили свое положение и вытеснили иностранные компании с лидерских позиций.

Рынок DIY в значительной степени зависит от динамики рынка жилья, как первичного, так и вторичного. Замедление темпов ввода жилья до 2-2,2% в 2014 – 2016 гг. будет ослаблять рынок строительных и отделочных материалов, однако позитивным фактором является растущая доля индивидуальной жилой застройки, составившая уже 44% по итогам 2013 года. В целом интересы игроков рынка жилой недвижимости постепенно начинают смещаться в сторону средних и небольших российских городов, где есть неудовлетворенный спрос на жилую недвижимость, причем данная тенденция продолжится в 2014-2017 гг.

Сравнительно слабый прирост реальных располагаемых доходов населения на фоне роста обязательных платежей и тарифов ЖКХ приведет к постепенному снижению покупательной способности россиян, что негативно отразится и на темпах развития DIY-рынка. Прогнозы по объему ввода жилья постоянно снижаются, кроме того, ожидается замедление показателей розничной торговли в целом, вызванное сокращением потребительских расходов.

В 2014 г. темпы открытия новых магазинов будут замедляться, но при этом доля современных форматов (сетевых и несетевых торговых точек) продолжит расти, поскольку сетевая бизнес-модель эффективнее, что доказывают темпы прироста суммарной выручки DIY-сетей превышающие среднерыночный показатель (18,0% против 8,4% в 2013 году). На фоне сокращения доли рынков и традиционных магазинов доля современных форматов достигнет, по прогнозам РБК.research, 77-78% к концу 2015 г. и 82% – к концу 2017 года.

Полное исследование «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2014»

marketing.rbc.ru/research/562949991705307.shtml

Анна Синявская, ведущий аналитик РБК.research

Статья относится к тематикам: Актуально, Исследования
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
766
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
489
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1579
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
450
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
537

Доля сетевой розницы выросла благодаря повышению эффективности магазинов крупнейших сетей и продолжившейся экспансии федеральных и региональных компаний. Сетевая DIY-розница постепенно консолидируется – крупные игроки занимают с каждым годом все более значительную долю рынка.

Растущая конкуренция на фоне ослабления спроса на строительные и отделочные материалы привела к уходу с рынка ряда игроков. Наиболее заметным стало закрытие сети «Старик Хоттабыч», работавшей в формате интерьерного супермаркета. Кроме «Старика Хоттабыча», закрылись сети «Армада», «Интексо», «Азбука ремонта» / «Евроинтерьер», а также ряд операторов специализированных региональных сетей. Во многом этому способствовала экспансия лидера российского рынка DIY – компании «Леруа Мерлен». Бизнес-модель сети базируется на ценовой стратегии EDLP (низкие цены каждый день), обычно российские компании не могут поддерживать столь низкий уровень цен и вынуждены либо дифференцировать свой бизнес, либо закрыть его.

Торговые сети пытаются объединить усилия в области закупок, чтобы противостоять давлению зарубежных торговых сетей, занимающих лидирующее положение на российском рынке. Все чаще на деловых мероприятиях звучат предложения по государственной защите внутреннего рынка.

Динамика доли 10-ти крупнейших операторов в объеме розничного рынка DIY, 2005–2013 гг., прогноз на 2014 г.

 
#photo1# 

Разрыв между топ-10 компаний и остальными компаниями будет расти, и к 2016 г. можно ожидать увеличения доли топ-10 компаний до 47-48 процентов. По всей вероятности, доминирование иностранных сетей на российском рынке сохранится, поскольку российские компании упустили момент для выхода на лидерские позиции. Интересно отметить, что в других секторах ритейла, например, в FMCG-рознице российские компании укрепили свое положение и вытеснили иностранные компании с лидерских позиций.

Рынок DIY в значительной степени зависит от динамики рынка жилья, как первичного, так и вторичного. Замедление темпов ввода жилья до 2-2,2% в 2014 – 2016 гг. будет ослаблять рынок строительных и отделочных материалов, однако позитивным фактором является растущая доля индивидуальной жилой застройки, составившая уже 44% по итогам 2013 года. В целом интересы игроков рынка жилой недвижимости постепенно начинают смещаться в сторону средних и небольших российских городов, где есть неудовлетворенный спрос на жилую недвижимость, причем данная тенденция продолжится в 2014-2017 гг.

Сравнительно слабый прирост реальных располагаемых доходов населения на фоне роста обязательных платежей и тарифов ЖКХ приведет к постепенному снижению покупательной способности россиян, что негативно отразится и на темпах развития DIY-рынка. Прогнозы по объему ввода жилья постоянно снижаются, кроме того, ожидается замедление показателей розничной торговли в целом, вызванное сокращением потребительских расходов.

В 2014 г. темпы открытия новых магазинов будут замедляться, но при этом доля современных форматов (сетевых и несетевых торговых точек) продолжит расти, поскольку сетевая бизнес-модель эффективнее, что доказывают темпы прироста суммарной выручки DIY-сетей превышающие среднерыночный показатель (18,0% против 8,4% в 2013 году). На фоне сокращения доли рынков и традиционных магазинов доля современных форматов достигнет, по прогнозам РБК.research, 77-78% к концу 2015 г. и 82% – к концу 2017 года.

Полное исследование «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2014»

marketing.rbc.ru/research/562949991705307.shtml

Анна Синявская, ведущий аналитик РБК.research

DIY-ритейл: выживают крупнейшиеDIY, темпы роста
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
DIY-ритейл: выживают крупнейшие
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/81655/2017-05-23