25 июня 2014, 00:00 3695 просмотров

Расплата за музыку

У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов – небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры.

McDonald's, «Кофе – хаус», «Спортмастер» и многие другиевладельцы магазинов и кафе, в которых звучит музыка, не хотят работать саккредитованными при Минкультуры РАО и ВОИС, считая их расценки необоснованнозавышенными.

Несговорчивый McDonald's

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press
Музыкальное сопровождение сети ресторанов McDonald's вРоссии обеспечивает компания Ultivox (прежнее название – M.A.S.T.), рассказалРБК совладелец этой компании Ибрагим Гаджиев. В российской пресс – службеMcDonald's подтвердили, что работают с этим посредником, а претензииРоссийского авторского общества (РАО) и Всероссийской организацииинтеллектуальной собственности (ВОИС) игнорируют.

В картотеке Высшего арбитражного суда (ВАС) есть информацияоб иске ВОИС к ЗАО «Москва – Макдоналдс», третьим лицом по которомувыступает ООО «М.А.С.Т», поданному 25 марта 2013 года. Ближайшее слушание понему должно состояться 18 июля 2014 года. Как пояснил РБК Гаджиев, речь идет овзыскании более 700 тыс. руб. в связи нарушением прав исполнителей. «НоMcDonald's выполняет все предусмотренные законодательством требования к порядкувоспроизведения музыкальных произведений в своих предприятиях, – заявили впресс – службе сети. – ВОИС действительно обратился к McDonald's стребованием о выплате вознаграждения авторам музыки, которая воспроизводится внаших ресторанах. Считаем такие требования необоснованными».

Другая небольшая компания «МегаполисМедиа» предоставляетмузыку сетям «Кофе – хаус. Эспрессо и Капучино Бар» и «Спортмастер» – онитакже получили претензии от ВОИС. Согласно данным «Право.ru» и картотеки ВАС,суд первой инстанции удовлетворил иск к «Кофе – хаус» о выплатекомпенсации и принудительном заключении договора с ВОИС. Но затем Девятыйарбитражный апелляционный суд отменил это решение. В удовлетворении иска состороны ВОИС к «Спортмастеру» суд также отказал.

Менеджер отдела по связям с общественностью «Кофе – хаус»Анна Ивкина подтвердила, что сеть работает с «МегаполисМедиа», но не сталакомментировать отношения с ВОИС. В «Спортмастере» от комментариев отказались.

Как пояснили в пресс – службе «Кофе – хаус»,только в российскую сеть ресторатора входит 171 кафе, в каждом из которых –минимум 120 мест. Исходя из описания ставок на сайтах РАО и ВОИС, выплатыправообладателям через эти две организации потребовали бы около 25 млн руб. вгод. В то время как «радио» от «МегаполисМедиа» обходится примерно в 5 млн руб.в год, утверждает гендиректор «МегаполисМедиа» Олег Гречко.

Согласно информации на сайте McDonald's, в России у сети –424 ресторана. По оценке компании «РестКон», число посадочных мест в этихзаведениях может сильно колебаться – от 50 до 900; только один из ресторанов –с самым большим числом мест – должен выплачивать РАО и ВОИС около 345 тыс. руб.в год. При этом клиенты Ultivox с одного заведения платят несравнимо меньше: 5тыс. руб. – за плеер, который проигрывает музыку (управляется через Интернет),еще около 3 тыс. руб. – в качестве ежемесячной абонентской платы (цена зависитот объема доступной музыки, набора дополнительных сервисов, например размещениярекламы).

Деньги для правообладателей

В соответствии с четвертой частью Гражданского кодекса любоепубличное исполнение фонограмм в коммерческих целях требует перечислениявознаграждения авторам произведений. Две главные организации, осуществляющиеколлективное управление авторскими и смежными правами (соответственно) – этоРАО (основано в 1993 году Юрием Антоновым, Андреем Вознесенским и другимидеятелями культуры) и ВОИС (основана в 2008 году Сергеем Федотовым, ЮриемАнтоновым, Эдуардом Хилем и др.). Они имеют аккредитацию Министерства культуры,что дает им право накладывать штрафы за нелегальное воспроизведение музыки,причем в пользу всех правообладателей, даже если они не заключили пока договорс ними (за исключением ситуаций, когда авторы, исполнители и звукозаписывающиестудии изъяли произведения из управления РАО и ВОИС), подтверждает партнерадвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Роман Алымов.

Большинство магазинов и кафе для «законного музыкальногофона» заключают лицензионные договоры с РАО и ВОИС. Ставки отчислений длярестораторов у РАО зависят от количества посадочных мест, а также от того, ктовоспроизводит музыку – проигрыватель или приглашенный коллектив – вживую.Публичное исполнение музыки с проигрывателя, по информации на сайте РАО,обходится от 35 до 60 руб. в месяц с посадочного места, выступлениеисполнителей – от 75 до 90 руб. с каждого «стула». Если за вход на концерт созрителей берут деньги, владельцы заведений должны перечислить РАО также 5% отстоимости билетов. Предусмотрены и дополнительные платежи – например, еслимузыка играет на банкете или при наличии музыкальных автоматов, бильярдныхстолов и систем караоке. ВОИС также берет от 35 до 60 руб. с посадочного места,в отдельных случаях владельцы кафе должны доплачивать.

Магазины платят РАО от 500 до 35,18 руб. в месяц взависимости от площади – таблица с расценками есть на сайте организации.Торговые палатки, киоски, комнаты отдыха при автосервисах и мойках, а также АЗСплатят фиксированную сумму в месяц независимо от площади помещений. Ставкирасчета выплат ВОИС схожи.

Часть собранных средств РАО и ВОИС перечисляют правообладателям,часть – до 40% – оставляют себе (см. таблицу).

Один из владельцев московских кафе, пожелавший остатьсянеизвестным, в разговоре с РБК назвал РАО и ВОИС «легальной мафией». «Все моизнакомые рестораторы заключили договоры и с РАО, и с ВОИС, но большинство изних, скорее, недовольны сложившимся положением дел, – говорит Юлия Шапакова,консультант по развитию сети Lavazza Espression. – В случае с обеимиорганизациями совершенно непонятно, куда идут деньги с наших выплат и доходятли они до правообладателей. А если учесть, что российские рестораныпредпочитают ставить композиции зарубежных исполнителей, отследить платежипредставляется особенно трудным».

«Если кафе не очень большое, плата ВОИС и РАО не так ощутимадля его расходной части – до 5 тыс. руб. в месяц, – рассказывает Анна Цфасман,бывшая управляющая сети «Кофеин» и совладелица сети кофеен Double B. – Но длякрупных ресторанов и сетей кафе авторские отчисления в год могут превышать 100–300тыс. руб. В таких случаях владельцы заведений общепита ищут другие варианты.Например, мы в «Кофеине» заключали лицензионный договор с одной израдиостанций, это было дешевле, но мы все равно получили претензии от РАО. Нарынке есть компании, которые заключают договоры напрямую с лейблами, минуя РАОи ВОИС. Если компания решает работать с ними, она должна быть готова взять вштат юриста, хорошо разбирающегося в вопросах интеллектуальной собственности,потому что, скорее всего, РАО и ВОИС будут пристально следить за работойзаведения».

Анатолий Семенов, представитель уполномоченного по защитеправ предпринимателей при президенте РФ в сфере интеллектуальной собственности,подчеркивает, что суды, рассматривая иски РАО и ВОИС, вольно трактуют нормыГражданского кодекса, потому карательные компенсации, которые требуют с фирмаккредитованные управляющие, оказываются в разы выше сумм потенциальных убытковправообладателей.

В пресс – службе ВОИС подчеркнули, что «статья 1326Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что единственнымуполномоченным субъектом, ответственным за сбор вознаграждения за публичноеисполнение фонограмм, является аккредитованная организация». Впрочем, статья1244, фиксирующая порядок государственной аккредитации организаций поуправлению правами на коллективной основе, утверждает, что наличиеаккредитованной организации не препятствует созданию других организаций поуправлению правами на коллективной основе, говорят опрошенные РБК юристы. Впресс – службе РАО утверждают, что в случае заключения договора снеаккредитованной организацией компания не может использовать произведения врамках живых концертов или включать трансляцию треков через ТВ – канал илирадио.

«Суды довольно часто отказывают РАО и ВОИС в удовлетворенииисков на основании того, что ответчики заключили договоры напрямую собладателями прав», – резюмирует Сергей Зуйков, директор юридической компании «Зуйкови партнеры».

Где купить легальную музыку

В этой ситуации на российском рынке появляются компании,которые заключают договоры с правообладателями напрямую, минуя РАО и ВОИС. Пословам Гаджиева из Ultivox, «в сфере альтернативного музыкального контента дляретейла и кафе» в федеральном масштабе работает не менее десяти таких компаний.Сейчас только у Ultivox больше 500 клиентов, самый крупный из которых –McDonald’s. В базе Ultivox – несколько тысяч композиций (компания работает самериканской фирмой Trusonic), но среди них нет популярных хитов.

Сами посредники зарабатывают на разнице в стоимости покупаемыхи продаваемых лицензий, маржинальность достигает 50%.

«МегаполисМедиа» с 2009 года создает для бизнеса собственныерадиостанции. По словам Гречко, может разработать корпоративное радио,организовать музыкальное сопровождение торговым центрам, салонам красоты илифитнес – клубам. «МегаполисМедиа» работает с тремя крупными западнымилейблами, которые обладают авторскими и смежными правами более чем на 100 тыс.треков. В среднем музыка составляет 70–80% времени от общего звучания, еще 20–30%– это информационно – развлекательный контент или коммерческая информация.Компания предлагает клиентам вещание с помощью интернет – приемников илиже через специальный софт; часть заказчиков предпочитает получать музыку наобычных флешках или CD. Стоимость контрактов с ресторанами и ретейлерамизависит от площадей и количества точек, но, по словам Гречко, суммы отчисленийоказываются на 40% меньше, чем в случае выплат через РАО и ВОИС.

Чезаре Сера, менеджер по работе с международнымимузыкальными лейблами IRMA Records, подтвердил, что эта компания работает с «МегаполисМедиа»уже четыре года. «Мы написали официальные письма в РАО и ВОИС с просьбойисключить из управления этих организаций права на композиции из нашихкаталогов. Контракт с «МегаполисМедиа» дает стабильный доход для нас и нашихавторов», – подчеркнул он.

В декабре 2013 года известный среди IT – предпринимателейконкурс WebReady выиграл томский стартап «Бубука», которому удалось собрать вбазе более 30 тыс. композиций, договорившись с четырьмя небольшими зарубежнымилейблами, рассказал Дмитрий Пангаев (в распоряжении РБК есть копии трехсоглашений).

С 2007 года Пангаев занимался «озвучиванием» супермаркетов ипродавал в торговых сетях (к системе удалось подключить более 70 супермаркетовв Томске) возможность размещать рекламные ролики. При этом Пангаев не заключалдоговоры с РАО и ВОИС, а находил «своих» музыкантов. К 2011 году бизнес началприносить 2–3 млн руб. выручки в год. А в 2012 году предприниматель решилсделать более универсальный сервис, который подошел бы владельцам и другихкоммерческих помещений – от торговых центров до ресторанов.

Пангаев уже инвестировал в «Бубуку» около 8 млн руб.собственных средств, еще 1,4 млн руб. проект получил от федеральных и областныхструктур поддержки малого бизнеса.

«Бубука» подразумевает, что управляющий заведением скачиваетмобильное приложение на базе Android или Windows и получает бесплатную демо –версию и доступ ко всей музыкальной базе на три дня. После тестирования клиентустанавливает программный плеер на каждое из устройств (планшет, смартфон,медиаплеер или компьютер) в своей Сети, на которые скачиваются в зашифрованномвиде все выбранные пользователем аудиотреки. Таким образом, при отключении илисбое Интернета вещание контента на точке не прекратится, что отличает «Бубуку»от других сервисов онлайн – вещания. Клиент может «крутить» готовые плей –листы или формировать собственные. Правообладатели могут видеть в интерактивномрежиме, где и в каком количестве играют принадлежащие им композиции, ирассчитывать стоимость причитающихся им отчислений. Стоимость контракта с «Бубукой»для небольших ресторанов (площадью до 500 кв. м) колеблется от 1,09 тыс. руб.(10 тыс. треков) до 2,99 тыс. руб. (30 тыс. треков и видеоклипы). Крупныеторговые центры (общей площадью от 10 тыс. до 20 тыс. кв. м) платят сервису10,99–14,99 тыс. руб. в месяц.

В базе «Бубуки» сейчас более 400 клиентов, больше всегоденег компании приносят сетевые рестораны, например «Папа Джонс», ««Море суши»,Cinnabon, Subway.

Пангаев развивает продажи системы через собственный сайт(пока на онлайн – канал приходится не более 20% продаж) и через дилеров врегионах. Он оценивает общее число потенциальных пользователей «Бубуки» в 250тыс. предприятий.

Елена Краузова, РБК Новости

 

Статья относится к тематикам: Актуально, Нормативные документы, Законы
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Расплата за музыкуКофе – хаус, McDonald's, Спортмастер, Ultivox, авторские права