Крупные мировые ритейлеры
Законодательство в торговле
Исследования и рейтинги
Маркетинг и экономика торговли
27 мая 2014, 08:10 9098 просмотров

Московские торговые центры первыми ощутили снижение спроса

Российские продавцы одежды первыми ощутили сокращение спроса: впервые за многие годы в высокий сезон – март-апрель – ретейлеры проводят распродажи и промоакции, чтобы привлечь покупателей.

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в столичных моллах составило 6,1%.

Не до покупок

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Сильнее всего – на 11,5% – покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1 тыс. кв. м в день против 613 человек в этот же период в 2013г. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют.

«Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например, в недвижимость. А вот одежда – одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», – говорит Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов – сокращение потребительского кредитования, отмечает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов.

Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014г. объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» – на 1,7%, у Хоум Кредит Банка – на 5,2%, у «Русского стандарта» – на 0,7%, у ОТП Банка – на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ретейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко. В феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировал падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг – продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson – для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель – фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013г. – в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович. «Прямо скажем: ожидали большего», – сетует он.

В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация. Как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015г. даже немного сократили», – рассказывает бизнесмен.

В обувном ретейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов. По его словам, за март-апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март-апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в ноль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон – апрель – обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2-4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5-10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013г., по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте-апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013г., сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля: есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте-апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте-апреле вырос на 10%, с начала года – более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013г.

В Watcom связывают повышение спроса на стройматериалы и мебель с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013г. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.

Кристина Бусько, 
Анна Левинская, РБК Новости

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Московские торговые центры первыми ощутили снижение спроса

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в столичных моллах составило 6,1%.

Не до покупок

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Сильнее всего – на 11,5% – покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1 тыс. кв. м в день против 613 человек в этот же период в 2013г. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют.

«Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например, в недвижимость. А вот одежда – одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», – говорит Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов – сокращение потребительского кредитования, отмечает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов.

Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014г. объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» – на 1,7%, у Хоум Кредит Банка – на 5,2%, у «Русского стандарта» – на 0,7%, у ОТП Банка – на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ретейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко. В феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировал падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг – продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson – для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель – фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013г. – в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович. «Прямо скажем: ожидали большего», – сетует он.

В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация. Как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015г. даже немного сократили», – рассказывает бизнесмен.

В обувном ретейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов. По его словам, за март-апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март-апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в ноль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон – апрель – обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2-4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5-10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013г., по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте-апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013г., сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля: есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте-апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте-апреле вырос на 10%, с начала года – более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013г.

В Watcom связывают повышение спроса на стройматериалы и мебель с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013г. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.

Кристина Бусько, 
Анна Левинская, РБК Новости

москва, торговые центры, торговляМосковские торговые центры первыми ощутили снижение спроса
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/moskovskie-torgovye-tsentry-pervymi-oshchutili-snizhenie-sprosa/2014-06-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052