5 февраля 2014, 00:00 2432 просмотра

Малый бизнес оставили на голодном пайке

Фонд национального благосостояния не будет использоваться для кредитования малого бизнеса. Предприниматели в целом равнодушны: условия по кредитованию, обсуждаемые ранее, их все равно не устраивали

Малый бизнес:

Премьер-министр Дмитрий Медведев отказался открыть Фонд национального благосостояния в пользу малого и среднего бизнеса. Начать финансирование на 100 млрд рублей из этого источника его отговорили председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Минфина Антон Силуанов и представители госбанков, посчитавшие предлагаемую Минэкономики маржу невыгодной.

«Фонд национального благосостояния – это наш важнейший ресурс, и возможность любого его использования требует очень серьезного анализа», – сообщил Медведев на совещании о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства.

#photo1#И сам же признался: действующие меры по развитию кредитования малого и среднего бизнеса пока не принесли существенных результатов, а «банки не особенно любят вкладывать деньги в малый бизнес».

Напомним, в случае положительного решения премьер-министра 3,5% объема ФНБ можно было бы разместить по ставке, равной уровню инфляции плюс 1%.

Минэкономики полагает, что инвестиции на эту сумму позволили бы увеличить долгосрочные инвестиции (до десяти лет) в основные средства малого бизнеса по ставке 10%. Средства ФНБ предлагалось размещать или через Внешэкономбанк банкам-партнерам, либо напрямую через депозиты в них.

Пока в Белом доме решили только создать Агентство кредитных гарантий (АКГ), которое должно снизить риски для займов малых предприятий. Новая структура будет выдавать госгарантии малым и средним предприятиям при получении кредитов, в том числе долгосрочных, чего ранее не могли делать региональные гарантийные фонды. Как сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев, капитал агентства могут уже в 2014 году увеличить с планировавшихся 10 млрд рублей до 30–50 млрд рублей.

Как заявил министр финансов Антон Силуанов, «поддержка малого и среднего предпринимательства очень важное направление, но средства ФНБ не могут быть ресурсной базой для этой деятельности».

Сами малые предприниматели считают, что отказ от кредитования из средств ФНБ мало что изменит, поскольку обсуждавшиеся в последнее время условия предоставления кредитов были им неинтересны. «Изначально речь шла о поддержке в размере 300 млрд рублей. И мы рассчитывали, что эти деньги малым предприятиям, прежде всего тем, кто создает экспортноориентированную продукцию, работает в производственной, инновационной сфере, достанутся под 3-5%, а не под 10%, как мы потом узнали. И без этой программы сегодня можно получить кредит под 11-12% при наличии залога. Так что большой разницы не было бы»,–говорит член президиума «Опоры России» Юрий Савёлов. По его словам, и гарантии большой пользы не принесут.

«Гарантии уже работают более двух лет во всех регионах, но реальной помощи нет. Судите сами: например, банк дает 10 млн рублей, 5 млн должно быть гарантийное обеспечение коммерсанта, 5 – от госфонда. Но банк всегда рассчитывает с запасом и увеличивает сумму гарантий от предпринимателя до 80% например»,–отмечает предприниматель.

Его коллега из «Деловой России» Николай Остарков, правда, настроен не столь пессимистично. Он связывает большие надежды с тем, что теперь банки будут более охотно кредитовать именно новые бизнесы, а не только те, с которыми они уже знакомы. «Это пока большая проблема. У региональных гарантийных фондов не хватало капитализации, да и полномочий для кредитования малого и среднего бизнеса. Господдержку получали в основном микропредприятия. Теперь, надеемся, расширение возможностей по выдаче госгарантий более крупным предприятиям увеличит и активность со стороны банков, а, следовательно, и в целом инвестиционную активность в стране»,–поясняет он.

Эксперты же считают, что сейчас правительству не до малого бизнеса. «Фонд национального благосостояния России предназначен для финансирования несколько иных задач и целей. В первую очередь для софинансирования добровольных пенсионных накоплений, поэтому эти средства необходимо использовать очень разумно. Подразумевается, что средства ФНБ можно направлять на масштабные инфраструктурные проекты, на научные исследования и т.д.»,–говорит аналитик компании Альпари Анна Кокорева.

При этом она также отмечает, что «кредитование малого бизнеса было бы популярно только при низких ставках, ниже, чем в коммерческих банках, а при низких ставках выгода маленькая». Кокорева считает, что представители госбанков проголосовали против, потому что кредитование бизнеса по более низким ставкам спровоцирует отток клиентов у действующих банков.

«На уровне правительства система поддержки малого и среднего бизнеса просто не структурирована. И в этом смысле запускать финансирование программы на крупную сумму нет смысла. В целом не факт, что поддержкой малого и среднего бизнеса должно заниматься правительство на федеральном уровне и использовать средства ФНБ. Более компактные, точечные и более эффективные программы можно было бы реализовать на уровне регионов или крупных городов», – резюмирует управляющий портфелями акций Concern General Invest Владислав Метнев.

По данным Банка России, темпы прироста кредитования МСП замедлились в прошлом году до 15% (в 2012-м – 29%). При этом только 7-10% кредитов малым и средним предприятиям предоставляются на срок более трех лет. Поэтому есть опасения, что в 2014 году прирост кредитования МСП не превысит 12%.

Екатерина Шохина, «Expert Online»

Статья относится к тематикам: Актуально, Нормативные документы, Исследования
Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Малый бизнес оставили на голодном пайкеМалый бизнес, средний бизнес, господдержка, Медведев