5 декабря 2013, 00:00 10608 просмотров

Ритейлеры готовятся к переходу потребителей в экономичный сегмент и ждут волны M&A

Ритейлеры, не стесняясь, произносят слово «кризис», и в кризисном 2014 году готовятся к переходу потребителей в экономичный сегмент, а также ждут волны слияний и поглощений, работая сейчас над повышением своей эффективности и снижением затрат

Грустный ноябрь

«Ноябрь был крайне грустен (с точки зрения продаж – ред.), такого мы давно не наблюдали», – отметил замгендиректора по коммерции аптечной сети «Ригла» Александр Кузин, выступая на организованной «Ведомостями» конференции «Ритейл в России».

По его словам настроения потребителей вполне отражают то, что «Ригла» три четверти новых торговых точек открыла под брендом «Будь здоров», позиционирующимся как аптеки «низких цен». «Будет гораздо более сложная ситуация в новом году», – считает Кузин.

«C 2009 по 2012 годы автомобильный рынок вырос на 50%, в этом году он упал на 8%», – отметил главный управляющий директор автодилера ГК «Независимость» Оскар Ахмедов.

«От ювелирной продукции потребители отказываются в первую очередь, на неструктурированной рознице это сказывается, но по компании «Адамас» мы не корректировали прогноза по росту выручки LFL (выручка сопоставимых магазинов) по году на 20%», – сообщил исполнительный директор ювелирной сети «Адамас» Максим Вайнберг.

По данным исследовательского холдинга «Ромир» индекс повседневных покупок в октябре снизился на 1% по сравнению с сентябрем этого же года. Номинальное снижение индекса в октябре произошло впервые с 2008 года. По сравнению с октябрем прошлого года показатель вырос лишь на 1% в номинальном выражении, а с учетом инфляции снизился на 5% в реальном выражении.

При этом макроэкономические прогнозы на текущий год и последующую трехлетку становятся все мрачнее. Минэкономразвития во вторник озвучило уточненную оценку по основным макроэкономическим показателям на 2013-2015 годы.

Уточнения оказались весьма пессимистичными, так, в этом году темпы роста не достигнут запланированных 1,8% и, скорее всего, будут на уровне 1,4%, промышленное производство вырастет на ничтожные 0,1%, а самое большое разочарование принесли инвестиции, которые покажут, в лучшем случае 0,2% роста вместо ожидавшихся 2,5%.

Ритейлеры ждут новых сделок M&A

Как отметили участники дискуссии, в условиях замедляющегося спроса компании работают над затратами и повышением эффективности и надеются упрочить свои позиции на рынке за счет ухода слабых игроков.

«Мы все стоим перед решением задач по повышению эффективности, сокращению издержек; предполагаем, 2014 год будет характеризоваться чередой слияний и поглощений – сложная ситуация будет заставлять слабых игроков укрупняться и за счет этого сокращать косты (затраты – ред.)», – считает вице-президент группы компаний «Джамилько» (представляет в России бренды Burberry, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, Wolford, Escada) Ольга Мамонова.

«То, что усохнет, то и сдохнет. А мы относимся к «толстым» и ждем от следующего года, что рынок будет освобождаться от тех компаний, которые не очень здоровы. Мы готовы выступить санитарами леса», – заявил Кузин из аптечной сети «Ригла».

По его словам, первые примеры консолидации рынка уже есть. Так, в октябре аптечная сеть «Доктор Столетов», до прошлого года принадлежавшая структурам Бидзины Иванишвили, взяла в управление петербургскую сеть «Озерки», чуть позже «Аптечная сеть 36,6» договорилась о слиянии с сетью A.V.E. Однако Кузин отметил, что «Ригла» надеется на органический рост.

Переток в экономический сегмент

«Мы ждем, что в 2014 году клиенты будут ориентироваться на ценовое предложение, и часть уйдет в дискаунтеры, будет искать в интернете или других форматах наиболее интересные предложения», – сообщила Мамонова.

Вице-президент сети парфюмерии и косметики «Рив Гош» Корин Жак отметила, что уже часть их клиентов перешла в гипермаркеты, где хорошо представлена продукция массового сегмента по более выгодным ценам. «Мы уменьшили ассортимент массового сегмента, потому что наши продажи растут за счет дорогого сегмента», – добавила она.

Как отметил руководитель группы розничного кредитования ГК «Обувь России» Ярослав Дмитриев, кризис сказывается на среднеценовом сегменте, который скатывается в эконом. «Надеемся, что за счет нашего сервиса, в частности услуг покупки обуви в рассрочку, большого спада удастся избежать. Мы прошли кризис 2008 года, у нас это получилось», – добавил он.

Однако, по словам Мамоновой, на ситуацию влияет и тренд, идущий вне кризиса – последствия «демографической ямы» начала 1990-х годов. «Количественно страна недополучила, а этому поколению сейчас 20 лет – мы недосчитываемся значительного числа потребителей», – отметила она.

Так, ритейлер в основном ориентируется на аудиторию 25 плюс как наиболее лояльную и более многочисленную. По ее словам, такая ситуация будет сохраняться еще 5-10 лет.

«Мы готовы к ухудшению макроэкономической ситуации», – заявил директор автодилера «Независимость». При этом компания ожидает в 2014 году некоторого облегчения. «Мы достигли баланса между спросом и предложением по большинству брендов, в мае сократили персонал на 10%, радикально снизили оборотный капитал», – сказал Ахмедов.

Ирина Доржиева, ИА Прайм

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Ритейлеры готовятся к переходу потребителей в экономичный сегмент и ждут волны M&AКомпании, потребители, активность, потребительский рынок, тенденции, прогнозы