Баннер ФЗ-54
17 июля 2013, 00:00 3219 просмотров

Городской агропром

Всемирная организация здравоохранения полагает, что к 2050 году 7 из 10 человек будут проживать в городе, а численность населения планеты возрастет до 9 миллиардов. Фермеры к этому времени должны будут производить на 60–70% больше продуктов питания, чем теперь, притом что соразмерного прироста площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, явно не предполагается.

Абсурдной с экономической точки зрения идея городских ферм кажется только на самый первый взгляд. Да, площади для бизнеса такого рода в городской черте очень ограниченны и д’ороги. Зато на выходе будет экологически чистая еда, свободная от пестицидов и гербицидов. К тому же городской агропром поможет сгладить последствия неурожаев в традиционном земледелии и сезонные колебания в поставках, внесет свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности, позволит озеленить города и, наконец, создаст рабочие места. Что до экономики процесса, то ее можно отработать. Чем в последнее время и занялись предприниматели, запуская одну за другой городские фермы. Большинство подобных проектов до сих пор работает в пилотном режиме. Смогут ли такие фермы превратиться из экзотической новинки в источник дохода?

В свое время Диксон Деспоммер, профессор Колумбийского университета (США), рассчитал эффективность так называемого вертикального хозяйства и предложил перенести его в закрытые помещения и строго контролируемые условия1. С тех пор предприниматели не оставляют попыток втиснуть побольше возможностей в узкие пространства. Некоторые используют естественные ресурсы — например, размещают теплицы на крышах городских зданий и собирают дождевую воду для полива. Другие занимают пустующие помещения в городских районах и устраивают там вертикальные фермы, сооружая внутри многоуровневые конструкции, в которых растения располагаются, как книги на стеллажах библиотеки.

Если в традиционном сельском хозяйстве вековые принципы работают столь же исправно, как и на заре цивилизации, то городской агропром просто обязывает к инновационным подходам, нестандартным решениям и скрупулезному планированию. В отличие от бесплатного солнечного света, за освещение и отопление в здании фермеру приходится платить. И хорошо еще, если лампочки энергосберегающие, а приборы сами знают, когда нужно отключиться, чтобы сэкономить электроэнергию. Любые ресурсы — площадь, питательные вещества, электроэнергию и все остальное — приходится задействовать предельно эффективно для получения максимальной отдачи.

Основная цель биоинтенсивного хозяйства — обеспечить свое долгосрочное существование как замкнутой, автономной системы. Компьютерный контроль орошения, отопления и освещения, возвращение избытка воды и тепла в систему, по возможности автономная энергетическая установка, работающая на энергии ветра, солнца или на органических отходах, — вот что нужно для успеха городской вертикальной ферме.

Использование искусственного освещения значительно повышает операционные расходы, поэтому среди городских фермеров особенно ценятся решения, основанные на естественном свете. Однако как добиться того, чтобы растениям хватало этого света в условиях «уплотненного» многоуровневого выращивания? На открывшейся в конце прошлого года большой вертикальной ферме в Сингапуре, например, использовали технологию компании A-Go-Gro. По принципу действия смонтированная на ферме автоматическая система напоминает колесо обозрения: лотки с овощами укладывают в алюминиевые рамы, и 60-ваттный (всего-то!) гидравлический привод вращает «колесо», обеспечивая равномерное распределение света и орошения. Каждая конструкция занимает площадь 5,5 кв. м при высоте 9 м. Овощи, выращенные на таком «колесе обозрения», вкусны и очень популярны у потребителей. Хотя при всем этом себестоимость их все же выше, чем у импортных. Несмотря на энтузиазм потребителей и поддержку государства, ферме еще предстоит доказать свою рентабельность.

Распространенные способы выращивания растений на вертикальных фермах без использования почвы — это гидропоника и аэропоника. Кстати, одно другому не мешает: на территории одной фермы можно использовать оба метода. В случае гидропоники почву заменяют минерализованной и насыщенной полезными веществами водой, а для аэропоники питательные вещества к корням доставляют через воздух, в виде аэрозоля.

На Среднем Западе США сельское хозяйство на заброшенных складах стало горячей тенденцией. Все больше предпринимателей с переменным успехом пытаются выращивать продукты питания в крытых помещениях и под боком у потребителя. Совсем недавно — в апреле этого года — в Чикаго состоялось торжественное открытие вертикальной фермы FarmedHere, которая стала самой крупной в стране. Ферма занимает более 8 тыс. кв. м и в ближайшем будущем планирует вый­ти на проектную мощность — 450 тонн продукции. Специализироваться FarmedHere будет на выращивании базилика, руколы, мяты, салата и другой экологически чистой зелени. FarmedHere не использует почву. Ростки сажают в «поплавок» — таким образом, чтобы их корни были в воде. А сама вода поступает из цистерн, в которых разводится рыба (на каждую трехтонную цистерну — 800 телапий). Богатая рыбными отходами вода фильтруется, очищается и отводится к растениям. Рыба, разумеется, тоже попадает на ближайший рынок, как только достигает товарного размера. Так что отходов в этом производстве не много.

Растет зелень на такой ферме круглые сутки, поскольку свет никогда не выключается. Благодаря этому цикл вегетации значительно сокращается. Например, базилик на вертикальной ферме растет 20–22 дня, а на обычной — 48–60, рукола — 14–16 дней вместо обычных 50. Климат-контроль позволяет не беспокоиться о засухах или заморозках. 99% урожая, по словам владелицы FarmedHere Иоланты Хардей, идет в дело, в то время как потери урожая на обычной ферме могут составлять 25% и более. Что же касается эффективности на единицу площади, то выход продукции в 20 раз превышает таковой сельского хозяйства. Хардей старается не продавать свои продукты дальше, чем за 20–25 км от фермы. К концу 2013 года ферма, работающая лишь на 20% своей мощности, вырастит 120 тонн зелени, при этом трудятся на ней только 25 штатных работников.

Конечно, далеко не все можно вырастить на аквапонике2, под искусственным светом — и не всякое агропроизводство выгодно в городе. Выигрыш на логистике имеет место, но его вполне могут перекрыть затраты на электроэнергию и доставку воды. Полное самообеспечение города продовольствием — пока недостижимая цель. Зато вполне рентабельно удовлетворить потребность в определенных продуктах — тех, которые сложно и дорого импортировать или привозить издалека. Экономия на площади зачастую сомнительна: цены в сельской местности и городах разнятся чересчур ощутимо, поэтому вертикальные фермы лучше всего приживаются там, где с землями дело обстоит совсем уж плохо, — в том же Сингапуре, Японии и т. п. В городах, подобных Нью‑йорку и Чикаго (несмотря на успешный запуск FarmedHere), эксперты рекомендуют воспользоваться старыми добрыми теплицами на крышах домов: их гораздо проще реализовать, и продуктивность у них высокая. Так, Gotham Greens производит на крыше теплицы в Бруклине салат и базилик и сбывает продукцию в окрестные рестораны и маркеты. Lufa Farms выращивает целых 23 сорта зелени и овощей на вершине здания в Монреале площадью почти 3 тыс. кв. м — и обеспечивает ими около 2 тыс. потребителей.

Чем отличаются такие теплицы от обычных? Они должны удовлетворять городским строительным нормам, легко интегрироваться в существующие здания, выдерживать большие нагрузки снега и порывы ветра, предельно экономно расходовать воду, не создавая нагрузку на городскую структуру водоснабжения, и в частности по возможности использовать осадки. Вокруг монреальской теплицы даже создана «буферная» водная система, замедляющая уход воды в городскую канализацию. Кроме того, вода для полива подвергается рециркуляции — то есть многократно используется и меньше нагружает городскую систему дренажа. Коммунальные платежи владельца здания сокращаются, поскольку теплица работает для здания как теплоизолятор.

Справедлив и обратный эффект: в городской среде затраты на отопление теплиц несколько ниже за счет термальной массы зданий и дорог и обогрева помещений. А владельцы, как правило, могут еще и получить некоторые льготы по различным муниципальным и государственным программам: все-таки их предприятия можно отнести к экологическим. Словом, теплицы пытаются органично прижиться в городе и никого не побеспокоить. А кроме того, их создатели готовы работать в качестве партнеров для заинтересованных лиц и внедрять свои опробованные решения в других городах. Для этого нужна только плоская крыша (10–20 тыс. кв. м), выдерживающая вес теплицы.

Городское хозяйство перестало быть хобби для отдельных энтузиастов: это по-настоящему инновационная сфера, в которой пробуют себя новаторские конструкции, вырабатываются масштабируемые технологии. Ведь небольшим фирмам приходится решать ровно те же проблемы — эффективное использование пространства, безотходное производство, энерго­сбережение, продажа без посредников и т. д. И они их решают, а некоторые даже ставят результат на поток. Приведем лишь один показательный пример — проект UrbanFarmers Box. Молодые предприниматели из Швейцарии, увлеченные идеей аквапоники и городского хозяйства, наладили выпуск небольших производственных блоков — переносных контейнеров размером 18 кв. м, куда встроены системы тепло – и водоснабжения и все необходимые приспособления для аквапонного хозяйства. Такой блок можно поместить на крыше, заднем дворе, в углу автостоянки — и он будет давать 60 кг рыбы и 120 кг овощей. А начинался этот популярный проект с двух старых, ржавых, проплававших 11 лет в морях грузовых контейнеров, которые команда студентов из Веденсвильского отделения Цюрихского университета прикладных наук переоборудовала под городскую ферму. Проект с энтузиазмом поддержала Международная федерация ландшафтных архитекторов в Берлине. Так что стать хозяином инновационной городской фермы стало элементарно — найти чуть-чуть свободных метров и купить один или несколько готовых модулей.

И еще одно модное направление городского агропрома — выращивание грибов. Они прекрасно вписываются в тренд экспериментов с городским хозяйством, не требуя больших площадей. А самое приятное, что и проблем с обогащенной почвой не возникает: грибы отлично растут на богатых питательными веществами отходах кофе. С учетом развитой кофейной культуры в большинстве стран, найти сырье для своей грибной фермы нетрудно. Один Starbucks чего стоит. Вот так выглядит базовый набор для выращивания вёшенок: картон, пластик, бумага, кофейная гуща. В течение 10 дней из одной коробки появляется как минимум 600 г вёшенок. Первой выращивать грибы на дому научилась (и научила других) американская компания Back to the Roots: именно ее основатели, еще будучи студентами, придумали производить и продавать готовые к использованию практичные наборы для выращивания грибов в домашних условиях («Просто полей!»). К концу 2012 года компания перерабатывала около 4 млн фунтов кофейных отходов и продавала свои наборы стоимостью $20–30 за штуку более чем в двух с половиной тысячах международных точек продаж. За последние два года у Back to the Roots объявилось немало конкурентов, так что компании пришлось расширить продуктовую линейку — начать выпускать маленькие самоочищающиеся аквариумы для аквапоники.

Как видим, в случае с грибами городской агропром пошел по пути упрощения производства, а не по пути высоких технологий — ради максимального удобства для клиента. Самый трудный жанр городского агропрома — животноводство. Решение с многоярусными «этажерками», используемое для растений, здесь явно не годится. Однако примеры животноводства в городской черте все-таки есть. Такова крупнейшая в Европе городская ферма Mudchute Park & Farm в Лондоне площадью в 13 гектаров. Там содержатся ламы, коровы, свиньи, овцы, козы, лошади и птица. Впрочем, основной доход ферме приносят не животные. Главное ее предназначение — рекреационное: она выступает местом для экскурсий. Экономическую модель такого предприятия спасает только объединение фермы с местами для отдыха и развлечений. Чаще всего такое начинание субсидируется муниципалитетом города и ставит целью улучшение экологии и умножение развлекательных объектов; с точки же зрения животноводства они немногим полезнее зоопарка.

Еще один красивый и экзотический пример — городское пчеловодство. Отель InterContinental New York Barclay расположил прямо у себя на крыше полноценную пасеку. Мед собственного производства, который подают в ресторанах отеля, стал его визитной карточкой. А у соседних садов в радиусе нескольких километров все в порядке с опылением плодово-ягодных растений. Это решение, надо сказать, абсолютно имиджевое: Barclay претендует на статус одного из самых экологичных отелей мира. Почти 100% потребляемой зданием энергии вырабатывается с помощью ветряков, отель предлагает посетителям так называемые зеленые встречи в экологически чистой природной обстановке и изысканную натуральную еду. Очевидно, что доставлять мед откуда-то еще не составляет никакой проблемы, но собственная пасека служит прекрасной рекламой и оправдывает высокую цену блюд. Если бы не грамотно выстроенный имидж, возможно, пчелы не принесли бы много денег — но кого это волнует, когда несколько проданных в баре медовых коктейлей окупают месячное существование целой пасеки. Кстати, отель Barclay в пчеловодстве первый, но не единственный в своем роде. Так, пчелы недавно появились и в парижском Mandarin Oriental Hotel, и в Waldorf-Astoria — культовом оте­ле в самом сердце Манхэттена.

Экологичные городские хозяйства уже чрезвычайно престижны и идеологически востребованы, но еще слишком дороги. К счастью, расходы на «чистые технологии» неуклонно снижаются. Улучшается энергоэффективное освещение, фотоэлектрические панели стоят вдвое меньше, чем три года назад. Специалисты считают, что обновление освещения на предприятии до современных решений позволяет добиться экономии на 70–80% — а это снимает одно из главных препятствий к развитию вертикальных ферм. Кроме этого, появляются компании, занимающиеся анализом «больших данных» и энергоэффективности. Вводя мониторинг и интеллектуальные системы управления на основе множества датчиков температуры и освещенности и контроллеров электроприборов, можно значительно сократить затраты. Клиент и покупатель городского хозяйства находятся рядом — а это большой плюс, хотя и далеко не для всех продуктов. Крупнейшие в мире аквапонные фермерские хозяйства выращивают в основном салаты и разнообразные травы для местных супермаркетов. Почему? Это скоропортящиеся продукты, и перевозить их на дальние расстояния нерентабельно. Малое предпринимательство находится в прекрасном положении: новые технологии уже частично отработаны и доступны по цене. Фактически достаточно иметь надежную точку сбыта — а оборудовать крошечную ферму можно с помощью готовых решений. Часто удается создать своей продукции положительный имидж именно благодаря тому, что она априори экологически чиста и произведена с использованием современных технологий. А такое уникальное ценовое предложение — уже хороший козырь.

Но сумеет ли городской агропром действительно заменить сельский? Вероятно, на полное самообеспечение город перейдет не скоро. Но главное, что в условиях городской стесненности уже сейчас отрабатываются технологии будущего, и самые эффективные из них начинают приносить реальные плоды.

Бизнес-журнал

Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
996
Концепции настоящего и будущего
3482
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
1935
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1183
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3276
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7036

Всемирная организация здравоохранения полагает, что к 2050 году 7 из 10 человек будут проживать в городе, а численность населения планеты возрастет до 9 миллиардов. Фермеры к этому времени должны будут производить на 60–70% больше продуктов питания, чем теперь, притом что соразмерного прироста площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, явно не предполагается.

Абсурдной с экономической точки зрения идея городских ферм кажется только на самый первый взгляд. Да, площади для бизнеса такого рода в городской черте очень ограниченны и д’ороги. Зато на выходе будет экологически чистая еда, свободная от пестицидов и гербицидов. К тому же городской агропром поможет сгладить последствия неурожаев в традиционном земледелии и сезонные колебания в поставках, внесет свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности, позволит озеленить города и, наконец, создаст рабочие места. Что до экономики процесса, то ее можно отработать. Чем в последнее время и занялись предприниматели, запуская одну за другой городские фермы. Большинство подобных проектов до сих пор работает в пилотном режиме. Смогут ли такие фермы превратиться из экзотической новинки в источник дохода?

В свое время Диксон Деспоммер, профессор Колумбийского университета (США), рассчитал эффективность так называемого вертикального хозяйства и предложил перенести его в закрытые помещения и строго контролируемые условия1. С тех пор предприниматели не оставляют попыток втиснуть побольше возможностей в узкие пространства. Некоторые используют естественные ресурсы — например, размещают теплицы на крышах городских зданий и собирают дождевую воду для полива. Другие занимают пустующие помещения в городских районах и устраивают там вертикальные фермы, сооружая внутри многоуровневые конструкции, в которых растения располагаются, как книги на стеллажах библиотеки.

Если в традиционном сельском хозяйстве вековые принципы работают столь же исправно, как и на заре цивилизации, то городской агропром просто обязывает к инновационным подходам, нестандартным решениям и скрупулезному планированию. В отличие от бесплатного солнечного света, за освещение и отопление в здании фермеру приходится платить. И хорошо еще, если лампочки энергосберегающие, а приборы сами знают, когда нужно отключиться, чтобы сэкономить электроэнергию. Любые ресурсы — площадь, питательные вещества, электроэнергию и все остальное — приходится задействовать предельно эффективно для получения максимальной отдачи.

Основная цель биоинтенсивного хозяйства — обеспечить свое долгосрочное существование как замкнутой, автономной системы. Компьютерный контроль орошения, отопления и освещения, возвращение избытка воды и тепла в систему, по возможности автономная энергетическая установка, работающая на энергии ветра, солнца или на органических отходах, — вот что нужно для успеха городской вертикальной ферме.

Использование искусственного освещения значительно повышает операционные расходы, поэтому среди городских фермеров особенно ценятся решения, основанные на естественном свете. Однако как добиться того, чтобы растениям хватало этого света в условиях «уплотненного» многоуровневого выращивания? На открывшейся в конце прошлого года большой вертикальной ферме в Сингапуре, например, использовали технологию компании A-Go-Gro. По принципу действия смонтированная на ферме автоматическая система напоминает колесо обозрения: лотки с овощами укладывают в алюминиевые рамы, и 60-ваттный (всего-то!) гидравлический привод вращает «колесо», обеспечивая равномерное распределение света и орошения. Каждая конструкция занимает площадь 5,5 кв. м при высоте 9 м. Овощи, выращенные на таком «колесе обозрения», вкусны и очень популярны у потребителей. Хотя при всем этом себестоимость их все же выше, чем у импортных. Несмотря на энтузиазм потребителей и поддержку государства, ферме еще предстоит доказать свою рентабельность.

Распространенные способы выращивания растений на вертикальных фермах без использования почвы — это гидропоника и аэропоника. Кстати, одно другому не мешает: на территории одной фермы можно использовать оба метода. В случае гидропоники почву заменяют минерализованной и насыщенной полезными веществами водой, а для аэропоники питательные вещества к корням доставляют через воздух, в виде аэрозоля.

На Среднем Западе США сельское хозяйство на заброшенных складах стало горячей тенденцией. Все больше предпринимателей с переменным успехом пытаются выращивать продукты питания в крытых помещениях и под боком у потребителя. Совсем недавно — в апреле этого года — в Чикаго состоялось торжественное открытие вертикальной фермы FarmedHere, которая стала самой крупной в стране. Ферма занимает более 8 тыс. кв. м и в ближайшем будущем планирует вый­ти на проектную мощность — 450 тонн продукции. Специализироваться FarmedHere будет на выращивании базилика, руколы, мяты, салата и другой экологически чистой зелени. FarmedHere не использует почву. Ростки сажают в «поплавок» — таким образом, чтобы их корни были в воде. А сама вода поступает из цистерн, в которых разводится рыба (на каждую трехтонную цистерну — 800 телапий). Богатая рыбными отходами вода фильтруется, очищается и отводится к растениям. Рыба, разумеется, тоже попадает на ближайший рынок, как только достигает товарного размера. Так что отходов в этом производстве не много.

Растет зелень на такой ферме круглые сутки, поскольку свет никогда не выключается. Благодаря этому цикл вегетации значительно сокращается. Например, базилик на вертикальной ферме растет 20–22 дня, а на обычной — 48–60, рукола — 14–16 дней вместо обычных 50. Климат-контроль позволяет не беспокоиться о засухах или заморозках. 99% урожая, по словам владелицы FarmedHere Иоланты Хардей, идет в дело, в то время как потери урожая на обычной ферме могут составлять 25% и более. Что же касается эффективности на единицу площади, то выход продукции в 20 раз превышает таковой сельского хозяйства. Хардей старается не продавать свои продукты дальше, чем за 20–25 км от фермы. К концу 2013 года ферма, работающая лишь на 20% своей мощности, вырастит 120 тонн зелени, при этом трудятся на ней только 25 штатных работников.

Конечно, далеко не все можно вырастить на аквапонике2, под искусственным светом — и не всякое агропроизводство выгодно в городе. Выигрыш на логистике имеет место, но его вполне могут перекрыть затраты на электроэнергию и доставку воды. Полное самообеспечение города продовольствием — пока недостижимая цель. Зато вполне рентабельно удовлетворить потребность в определенных продуктах — тех, которые сложно и дорого импортировать или привозить издалека. Экономия на площади зачастую сомнительна: цены в сельской местности и городах разнятся чересчур ощутимо, поэтому вертикальные фермы лучше всего приживаются там, где с землями дело обстоит совсем уж плохо, — в том же Сингапуре, Японии и т. п. В городах, подобных Нью‑йорку и Чикаго (несмотря на успешный запуск FarmedHere), эксперты рекомендуют воспользоваться старыми добрыми теплицами на крышах домов: их гораздо проще реализовать, и продуктивность у них высокая. Так, Gotham Greens производит на крыше теплицы в Бруклине салат и базилик и сбывает продукцию в окрестные рестораны и маркеты. Lufa Farms выращивает целых 23 сорта зелени и овощей на вершине здания в Монреале площадью почти 3 тыс. кв. м — и обеспечивает ими около 2 тыс. потребителей.

Чем отличаются такие теплицы от обычных? Они должны удовлетворять городским строительным нормам, легко интегрироваться в существующие здания, выдерживать большие нагрузки снега и порывы ветра, предельно экономно расходовать воду, не создавая нагрузку на городскую структуру водоснабжения, и в частности по возможности использовать осадки. Вокруг монреальской теплицы даже создана «буферная» водная система, замедляющая уход воды в городскую канализацию. Кроме того, вода для полива подвергается рециркуляции — то есть многократно используется и меньше нагружает городскую систему дренажа. Коммунальные платежи владельца здания сокращаются, поскольку теплица работает для здания как теплоизолятор.

Справедлив и обратный эффект: в городской среде затраты на отопление теплиц несколько ниже за счет термальной массы зданий и дорог и обогрева помещений. А владельцы, как правило, могут еще и получить некоторые льготы по различным муниципальным и государственным программам: все-таки их предприятия можно отнести к экологическим. Словом, теплицы пытаются органично прижиться в городе и никого не побеспокоить. А кроме того, их создатели готовы работать в качестве партнеров для заинтересованных лиц и внедрять свои опробованные решения в других городах. Для этого нужна только плоская крыша (10–20 тыс. кв. м), выдерживающая вес теплицы.

Городское хозяйство перестало быть хобби для отдельных энтузиастов: это по-настоящему инновационная сфера, в которой пробуют себя новаторские конструкции, вырабатываются масштабируемые технологии. Ведь небольшим фирмам приходится решать ровно те же проблемы — эффективное использование пространства, безотходное производство, энерго­сбережение, продажа без посредников и т. д. И они их решают, а некоторые даже ставят результат на поток. Приведем лишь один показательный пример — проект UrbanFarmers Box. Молодые предприниматели из Швейцарии, увлеченные идеей аквапоники и городского хозяйства, наладили выпуск небольших производственных блоков — переносных контейнеров размером 18 кв. м, куда встроены системы тепло – и водоснабжения и все необходимые приспособления для аквапонного хозяйства. Такой блок можно поместить на крыше, заднем дворе, в углу автостоянки — и он будет давать 60 кг рыбы и 120 кг овощей. А начинался этот популярный проект с двух старых, ржавых, проплававших 11 лет в морях грузовых контейнеров, которые команда студентов из Веденсвильского отделения Цюрихского университета прикладных наук переоборудовала под городскую ферму. Проект с энтузиазмом поддержала Международная федерация ландшафтных архитекторов в Берлине. Так что стать хозяином инновационной городской фермы стало элементарно — найти чуть-чуть свободных метров и купить один или несколько готовых модулей.

И еще одно модное направление городского агропрома — выращивание грибов. Они прекрасно вписываются в тренд экспериментов с городским хозяйством, не требуя больших площадей. А самое приятное, что и проблем с обогащенной почвой не возникает: грибы отлично растут на богатых питательными веществами отходах кофе. С учетом развитой кофейной культуры в большинстве стран, найти сырье для своей грибной фермы нетрудно. Один Starbucks чего стоит. Вот так выглядит базовый набор для выращивания вёшенок: картон, пластик, бумага, кофейная гуща. В течение 10 дней из одной коробки появляется как минимум 600 г вёшенок. Первой выращивать грибы на дому научилась (и научила других) американская компания Back to the Roots: именно ее основатели, еще будучи студентами, придумали производить и продавать готовые к использованию практичные наборы для выращивания грибов в домашних условиях («Просто полей!»). К концу 2012 года компания перерабатывала около 4 млн фунтов кофейных отходов и продавала свои наборы стоимостью $20–30 за штуку более чем в двух с половиной тысячах международных точек продаж. За последние два года у Back to the Roots объявилось немало конкурентов, так что компании пришлось расширить продуктовую линейку — начать выпускать маленькие самоочищающиеся аквариумы для аквапоники.

Как видим, в случае с грибами городской агропром пошел по пути упрощения производства, а не по пути высоких технологий — ради максимального удобства для клиента. Самый трудный жанр городского агропрома — животноводство. Решение с многоярусными «этажерками», используемое для растений, здесь явно не годится. Однако примеры животноводства в городской черте все-таки есть. Такова крупнейшая в Европе городская ферма Mudchute Park & Farm в Лондоне площадью в 13 гектаров. Там содержатся ламы, коровы, свиньи, овцы, козы, лошади и птица. Впрочем, основной доход ферме приносят не животные. Главное ее предназначение — рекреационное: она выступает местом для экскурсий. Экономическую модель такого предприятия спасает только объединение фермы с местами для отдыха и развлечений. Чаще всего такое начинание субсидируется муниципалитетом города и ставит целью улучшение экологии и умножение развлекательных объектов; с точки же зрения животноводства они немногим полезнее зоопарка.

Еще один красивый и экзотический пример — городское пчеловодство. Отель InterContinental New York Barclay расположил прямо у себя на крыше полноценную пасеку. Мед собственного производства, который подают в ресторанах отеля, стал его визитной карточкой. А у соседних садов в радиусе нескольких километров все в порядке с опылением плодово-ягодных растений. Это решение, надо сказать, абсолютно имиджевое: Barclay претендует на статус одного из самых экологичных отелей мира. Почти 100% потребляемой зданием энергии вырабатывается с помощью ветряков, отель предлагает посетителям так называемые зеленые встречи в экологически чистой природной обстановке и изысканную натуральную еду. Очевидно, что доставлять мед откуда-то еще не составляет никакой проблемы, но собственная пасека служит прекрасной рекламой и оправдывает высокую цену блюд. Если бы не грамотно выстроенный имидж, возможно, пчелы не принесли бы много денег — но кого это волнует, когда несколько проданных в баре медовых коктейлей окупают месячное существование целой пасеки. Кстати, отель Barclay в пчеловодстве первый, но не единственный в своем роде. Так, пчелы недавно появились и в парижском Mandarin Oriental Hotel, и в Waldorf-Astoria — культовом оте­ле в самом сердце Манхэттена.

Экологичные городские хозяйства уже чрезвычайно престижны и идеологически востребованы, но еще слишком дороги. К счастью, расходы на «чистые технологии» неуклонно снижаются. Улучшается энергоэффективное освещение, фотоэлектрические панели стоят вдвое меньше, чем три года назад. Специалисты считают, что обновление освещения на предприятии до современных решений позволяет добиться экономии на 70–80% — а это снимает одно из главных препятствий к развитию вертикальных ферм. Кроме этого, появляются компании, занимающиеся анализом «больших данных» и энергоэффективности. Вводя мониторинг и интеллектуальные системы управления на основе множества датчиков температуры и освещенности и контроллеров электроприборов, можно значительно сократить затраты. Клиент и покупатель городского хозяйства находятся рядом — а это большой плюс, хотя и далеко не для всех продуктов. Крупнейшие в мире аквапонные фермерские хозяйства выращивают в основном салаты и разнообразные травы для местных супермаркетов. Почему? Это скоропортящиеся продукты, и перевозить их на дальние расстояния нерентабельно. Малое предпринимательство находится в прекрасном положении: новые технологии уже частично отработаны и доступны по цене. Фактически достаточно иметь надежную точку сбыта — а оборудовать крошечную ферму можно с помощью готовых решений. Часто удается создать своей продукции положительный имидж именно благодаря тому, что она априори экологически чиста и произведена с использованием современных технологий. А такое уникальное ценовое предложение — уже хороший козырь.

Но сумеет ли городской агропром действительно заменить сельский? Вероятно, на полное самообеспечение город перейдет не скоро. Но главное, что в условиях городской стесненности уже сейчас отрабатываются технологии будущего, и самые эффективные из них начинают приносить реальные плоды.

Бизнес-журнал

Городской агропромгородские фермы, фермеры, продовольственный рынок
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Городской агропром
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/73771/2017-10-21