Крупные мировые ритейлеры
Бизнес мнения
Кризис. Точка бифуркации
Маркетинг и экономика торговли
Торговый персонал
27 марта 2013, 00:00 11700 просмотров

Враг — в отражении

17 февраля «хирург российского ритейла» Дмитрий Потапенко в течение 4 часов делился с кировскими предпринимателями своими соображениями «на заданные темы». Веселого разговора не получилось. А для кого-то Потапенко и вовсе стал чуть ли не врагом. Москвич в 4-м поколении

Дмитрий Потапенко
Дмитрий Потапенко
Воскресным днем Дмитрий Потапенко в белой рубашке «не дороже 10 долларов» стоит перед разношерстной аудиторией в ДК «Железнодорожников» и четыре часа подряд отвечает на вопросы. Кто этот человек? Знакомьтесь. «Коренной москвич в 4-м поколении, коих в Mоскве уже не осталось», вырос в семье, далекой от бизнеса. Называет себя «сыном двух полковников ГРУ». До 8 класса в школе «шел на какую-то медаль», потом «забил» на учебу, так как «стало нелюбопытно». «С 3-го класса фарцевал жвачкой». В 80-х годах отправился получать техническое образование в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Учился плохо. Сдавал по двадцать одному разу высшую математику, по восемнадцать раз – программирование. Зато успешно торговал пластинками. В 19 лет Дмитрий съезжает от родителей и работает на трех работах («время такое было, очень, знаете, жрать хотелось») – санитаром в психиатричке и в морге, телохранителем (Потапенко – дважды чемпион мира по карате, многократный чемпион Москвы и России). Полтора года охраняет президента банка «Российский кредит». В 1992 году Потапенко создает первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар», всего 8 точек. Карьера Потапенко стремительно идет в гору, он меняет должности и компании — Grundig, «Сходня- Мебель », ГК «Логос», «Пятёрочка». Последней помогает перевалить «великую цифру» в 100 магазинов, выводит компанию на IPO… и уходит, чтобы основать управляющую компанию Management Development Group Inc (брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка). Иногда Потапенко «ходит в народ» – раздавать «волшебные поджопники», чтобы люди  шевелились и работали. «Бизнес Новости» понаблюдали за диалогом кировских предпринимателей и «хирурга российского ритейла» и составили своеобразное «собирательное интервью». Сегодня не будет привычной беседы журналиста и «персоны». Вопросы Потапенко будут задавать кировские предприниматели. О предателях и шизофрении Дмитрий, мы читали, что вы считаете проекты типа «Покупай Вятское» – «уголовщиной». Поясните свою позицию.  – Если производитель сам голосует за программу «поддержи N-ское», я только могу посочувствовать ему. Он не понимает базовой экономики. Вот представь, что ты производишь молоко в Москве, приезжаешь сюда, а я тебе говорю: здесь свое молоко. Ну и как ты будешь дальше развиваться? Производство твое будет только в рамках твоего удельного княжества. Видимо, производителям этого и нужно: вот моя конура, а дальше — трындец. У нас конурное мышление. Тогда давайте и дальше разделять: если у нас в одном доме два магазина, то я обслуживаю людей из первых двух подъездов, а ты — из остальных двух. И вопрос даже не в том, что подобные программы — чистая уголовщина. Эти программы убивают страну. Местная власть считает, что мы сейчас поддержим местного производителя…  – Стоп, стоп, стоп. Местная власть ничего не считает. Местная власть находится в жестких рамках, определенных федеральной властью, и если бы ты был губернатором, ты бы делал то же самое, потому что тебе было бы неоткуда брать налоги. Власть приперта к стенке и такие программы создает не по доброте душевной, а потому что ей деваться некуда. Что делать местному производителю? Работать с местными сетями? Но их практически не осталось.  – Местных сетей нет, верно. Мелкие сети не умеют сопротивляться, не умеют подстраиваться под клиента. О том, как работает малый бизнес, я вообще не говорю: приехал на одну базу, закупил все, поставил и ждет, что к нему ломанется покупатель. Ну еще сходить к губернатору и поплакать, что «Магнит» пришел и всех удавил — это святое. А то, что он не выгоден производителю, потому что берет малый объем, невыгоден государству, потому что почти не платит налоги, и не выгоден клиенту, потому что цена у него как ядерный взрыв — это его не волнует. Участь нашего предпринимательства крайне печальна, потому что думать мы не хотим наглухо. Как можно сопротивляться, например, «Магнитам», которые заняли все ключевые точки в Кирове, используя властные рычаги…  – Как правило, федералы не с помощью властных рычагов это делают, а деньгами, ценой. Мне в каждом городе задают такой вопрос. И я всегда отвечаю: сынок, ты хотя бы понимаешь, что первый, кто тебя предаст, будет твой сосед по площадке? Вечером он будет с тобой квасить пиво, а утром поедет в гипермаркет. А вторым «предателем» станешь ты сам, потому что поймешь, что разговоры о мифологическом качестве местного продукта — это полная ерунда, и в сетях продается тот же продукт, только дешевле. Наши же клиенты нас предают, а мы ничего противопоставить не можем. А нужно бороться — либо глубиной ассортимента, либо шириной, либо брендом. Ценой — не реально. Производитель должен стать держателем контракта и бренда: развести меня, как ритейлера, на контракт, затем найти производственные площадки (договориться с друзьями, например), и произвести необходимое количество продукта, не увеличивая свои мощности. Ну и работать с мелкими магазинами, конечно. А противоборствовать сетям – это шизофрения в открытой форме. Сеть — это не плохо и не хорошо, это всего лишь один из возможных каналов сбыта. А идея организовывать собственные магазины жизнеспособна?  – Все, кто пытался открыть свои магазины, позакрывались. По сути, производитель достает деньги из производства и топит их в ритейле. Вы поймите, противоборство между производителем и ритейлом происходит не из-за того, что кто-то из них мерзкий. Совсем не обязательно, что мифический директор производства белый и пушистый, а мифический Потапенко — подонок-спекулянт. Просто стратегии разные. Стратегия производителя — произвести одну единицу продукции и продать ее за миллиард; задача ритейлера — ничего не производить, закупить только хиты и продать их с максимальным оборотом. Поэтому производитель, занимающийся ритейлом — это вообще абсурд. Двумя этими направлениями должны заниматься два разных человека. Ждем «Ашан» С вашим приездом связывали продажу сети «Глобус»…  – Ко мне это не имеет никакого отношения. Да и зачем покупать «Глобус»? Кроме недвижимости выкупать нечего, а недвижимость не стоит ничего, ее проще построить. Это во-первых. Во-вторых: нет ничего сложного в том, чтобы затопить местного ритейлера. Не тешьте себя иллюзиями: когда в Кирове откроется большой гипермаркет, все местные схлопнутся. Местные сети, конечно, будут ходить к губернатору, чтобы сюда не пустили не к ночи помянутый «Ашан» («Карусель» не является сильным игроком), но как только «Ашан» зайдет, все другие крупные форматы исчезнут, потому что людей, которые хотят покупать условное «качество» — единицы. А вы согласны, что «качество» в федеральных магазинах не выдерживает никакой критики?  – Абсолютно так. Соответственно, например, местному «Глобусу» нужно открывать точки, направленные на клиента, который хочет получить этот сервис. Скорее всего, эти точки должны быть меньше, с другим ассортиментом, с большей наценкой. Ставите ли вы задачу улучшить качество продуктов и обслуживания в сетях?  – От меня это не будет зависеть. 17 миллионов народонаселения проживает за чертой бедности и им сегодня нужно просто нажраться калорий. И надо накормить их этими калориями и не выеживаться. При моей жизни Россия не добежит до того уровня, когда мы начнем выбирать качественные продукты. Мы должны сейчас четко понять, где мы находимся. Я вам расскажу, как проходит «Зеленая неделя» в Германии. Тишина, в павильонах ходят бюргеры, обсуждают, как происходит полив, какая вода… и где-то из глубины «Э-ге-гей!» – это наши привезли кубанский хор, водочку, оленину и устраивают всем шоу. То есть мы приехали к покупателю и демонстрируем, что мы последнее быдло, что мы кроме как нажраться и попеть песен, ничего не можем. Нам главное сказать — «Мы из России!» Давайте уже поймем, что мир идет по пути глобализации. Россия зависит от покупателя за рубежом и пора начать разговаривать там вежливо и перестать хамить. Когда придет понимание, что мы ни в каком противоборстве с миром не состоим, когда мы закончим эту войну в душе, тогда все встанет на свои места. Надо не понтоваться, а начать работать, чтобы выползти из этого г… Пока же мы — страна, нация, государство — ни черта не работаем.

«Снять костюмчик и вкалывать» Что лично вы можете сделать, чтобы страна работала лучше?  – Я работаю. По 16-18 часов в сутки. Встаю в пол-четвертого утра и где-то до 5.00 – 5.50 работаю с бумажками, смотрю, что происходит по объектам. Потом ложусь спать, без двадцати 7 везу ребенка в школу, по дороге по скайпу, либо в офисе провожу совет директоров. После этого объезжаю объекты. Когда есть возможность, забираю ребенка из школы, и дальше работать. Отбой в 22.30. Кто хочет со мной повкалывать по 16 часов? Welcome! Особенно без выходных и без праздников. Я к тому же никогда не хожу в отпуск и считаю, что по другому никто из россиян не имеет права поступать. Хорошо, если мы все будем работать по 16 часов и не будем ходить в отпуск, что в итоге мы приобретем?  – Мы страну создадим. Мы сегодня сильно расслаблены. Недавно было 8 марта… я напомню, за что боролись две страшненькие тетки — за то, чтобы рабочий день был не 20 часов, а (если я правильно помню) 16, и чтобы была шестидневная рабочая неделя. Если мы хотим добиться, чтобы страна как-то шуршала, развивалась, мы должны именно так работать. Прежде чем смотреть на Запад, надо самим классно повкалывать. Ситуация же мерзкая абсолютно. В 90-е годы мы с китайцами были приблизительно на одном уровне ж…пы. И что мы сделали за последние 20 лет? Уже два года, как мы поделили с китайцами остров Медвежий, и пока мы судимся-рядимся — строить ли туда мост, китайцы уже закончили аэропорт. В Шанхае за год построили 47 новых станций метро. В Москве за 5 лет собираются возвести 40. В 90-е годы, когда в Россию заходила компания «Марс», все очень сильно ржали над их шоколадками. Где сегодня отечественный шоколад? Где отечественный шампунь, жвачка, корм для животных? Мы целые группы товаров полностью отдали транснационалам. Я вижу, как за 20 лет мы просрали страну. Может, мы щелкнем пальцами и признаем, что мы ни черта не работаем? Как заставить людей работать по 16 часов, причем работать эффективно?  – Компания «Макдоналдс» давным давно проводила исследование, чтобы выяснить, что нас мотивирует. На 30% нас мотивирует зарплата, на 70% – страх ее потерять. В России слишком маленькая безработица и люди мало голодают. Гастарбайтеры в качестве рабочей силы – насколько это перспективно для регионов?  – Это необходимость, к сожалению. И то засилье гастарбайтеров, которое мы сегодня имеем — наша вина. Мы сами себя довели до скотского состояния, мы просто ничего не хотим. Лет 5-7 назад уборщица получала 5 тысяч рублей, сегодня — 700 долларов (21 тысячу). И никакой очереди на эту работу не стоит. Потому что мы все графья, мы все время ждем, что кто-то из какого-то мифического региона приедет вытирать за нами задницу. Ну а раз ждем, то не надо обижаться, что кругом нас таджикихохлымолдаване. Есть ли вообще смысл инвестировать в модернизацию каких-то процессов? Может тогда просто навезти гастарбайтеров?  – Технически пока обходиться гастарбайтерами дешевле. Мы до уровня высоких технологий еще не доросли. Экономика сегодня находится на этапе построения пирамид, и до использования кранов нам еще далеко. Но мы, конечно, о себе (о стране, о людях) очень высокого мнения. Мы якобы дофига умеем, но на самом деле мы реально являемся Монголией, просто с газовой дубинкой. Надо опуститься на землю, снять костюмчик и вкалывать. А в тему гастарбайтеров… Знаете, у меня есть товарищ — президент гильдии маркетологов Игорь Березин. Обсуждали мы с ним гастарбайтеров, и я ему говорю: «Я-то никуда не денусь, но у тебя же исследования, мозг, интеллект». Он на меня грустно так посмотрел и ответил: «Ты понимаешь, Дима, мы вынуждены для полевых опросов привозить гастарбайтеров, потому что московский студент на эту работу не идет». Московскому студенту надо, чтобы меньше 2 000 евро в зубы не падало, потому что он ЗвЯзда. Он закончил институт и ему сразу же почему-то нужно снимать индивидуальную квартиру, обязательно вписаться в ипотеку или взять кредит на машину, и еще посещать ночные клубы. Конечно, ему в лом ножками ходить с опросничком. Ленивые, безалаберные люди, которые не хотят нести ответственность за свои действия каждый день, каждую секунду — это же рок для страны. Хэппи-энда не будет Вы за страну?  – Нет, вы ошиблись. Я за себя. И каждый должен быть за себя. Сильная страна — это сильный гражданин, который упирается рогом, развивает себя, свою семью, бизнес вокруг себя. Только так можно создать страну. Если вы ожидаете, что к вам придет хороший батюшка-царь, то лучше в этой стране не жить. Хорошего царя здесь не будет. Если вы думаете, что от замены фамилии Путин на фамилию Навальный что-то прямо ломанется… с какого перепугу? Фамилия не имеет значение. Можно ее поменять даже на Потапенко. Система пожирает саму себя… А гражданская активность?  – Какая гражданская активность? Вышли — побухтели? Я всегда говорю: вместо «вышли-побухтели» пошли и подъезд за собой убрали. Ну а стратегически к чему мы придем, например, к 1917 году? Каким вы видите политическое, экономическое развитие страны?  – Новый 1917 — это вполне реально. Мы можем прийти и к новому 91 году, когда 4-5 парней лягут под танки, мы их назовем героями, а наверху поменяется один дракон на другого дракона. Не будет хеппи-энда?  – Хэппи-энда — нет. Вообще, в чем разница между нами и буржуями? Там были буржуазные революции. Мы же вырезали целый класс, и теперь бегаем по колесу: что ни сделай, все время КПСС будет воспроизводиться. Потому что народ все устраивает. Когда вы рассчитываете стратегию развития своего предприятия, вы учитываете некую переменную коррупционную составляющую?  – Что значит «переменную»… она постоянная, и растет из года в год с 90-х годов. И мы ее обязательно закладываем в расходы, иначе мы не откроем ни одно заведение. Для меня, как для предпринимателя, коррупция — это плохо, потому что я уменьшаю себестоимость своего продукта или услуги. Но если тебя, как покупателя моих услуг, устраивает, что я процентов 40-60 вынужден заносить в различные кабинеты, то ко мне какие претензии? Ты же платишь?Да, это крайне неприятно, но я играю по тем правилам, которые есть. Всех все устраивает, и это основная проблема. Вас устраивает?  – Меня не устраивает. Именно поэтому я стараюсь делать то, что я делаю. Другое дело — сколько таких буйных? Единицы. Все молодцы, пока в тени. А вот когда ты попадешь под пресс, будешь сидеть на допросах и на обысках, я посмотрю на тебя. У меня на прошлой неделе был замечательный допрос у следователей по совершенно бредовому поводу. Меня  тут спрашивали, как я отношусь к страхованию. И вот как я могу застраховаться от прихода ОБЭПа? Пришли, взяли сервера. Кому предъявлять претензии? Страхование в России бессмысленно.

«Мероприятие волшебного поджопника» Пользуетесь ли вы услугами консультантов?  – Консультант — это человек, которого нужно расстреливать в 100 метрах от бизнеса. По трем причинам. Он никогда не управлял бизнесом в таких же масштабах, как я — это раз. Он никогда деньгами и жизнью не ответит за то, что он наконсультировал — это два. (Такая же история с «управляющими»: он может такого науправлять, что бизнес развалится, и чем он ответит – зарплатой в 100 тысяч?) Ну и третья причина, по которой я не люблю консультантов: почему, когда дебил не может устроиться на работу, он сразу дает визитку — консультант. Но вы сейчас тоже — консультант. Чего вы добиваетесь?  – Посыл по известному адресу — это тоже направление, указывающее, куда надо идти. Мы все консультанты в определенной мере. Мероприятия подобного рода я называю «мероприятия волшебного поджопника». Я хочу, чтобы завтра вы меня, как клиента, нормально обслуживали. У нас сегодня нет ни нормальных ресторанов, ни кафе, ни ритейла, ничего. Означает ли это, что если сфера сервиса будет приоритетной, бизнес сразу станет успешнее?  – Если внимание к клиенту будет приоритетом, то да. Это проверено веками. Тот же айфон из себя ничего уникального не представляет. Просто к клиенту и его потребностям было проявлено внимание. Как быть успешной компанией? Будь клиентоориентированным. Клиента настолько все зачморили, что даже если ты просто улыбнешься, скажешь «здравствуй» и не нахамишь в открытую, он весь будет твой. Увы. Враг — в отражении Многие предприниматели работают, как и вы, по 16-18 часов в сутки. Но успеха добиваются единицы. В чем проблема?  – В целеполагании. Я всегда на подобных встречах работаю по такой схеме: 3 минуты вступления, а потом вопросы из зала. И в 99,9% случаев в зале тишина. Хотя если ты идешь на предпринимательский форум, у тебя должен быть список вопросов «у меня вот это и это не получается, входные данные такие-то, как их изменить?» Но этих вопросов нет. Люди не знают, чего хотят. Я четко знаю, чего хочу добиться. Эта чистота картинки — и есть главное. Предприниматель — это тот, кто таким родился, или это возможно воспитать?  – Воспитать — не думаю. Это помесь генетики с окружающей средой. И всегда — упорство. Не существует предпринимательского таланта. Надо упираться рогом, мотивировать себя оторвать свою пухлую задницу и идти вперед, хотеть чего-то добиться. За счет каких средств идет развитие вашего бизнеса? Какова доля своих средств и кредитных ресурсов?  – Дай, Боже, мне терпения… Вопрос про «свои деньги» и «свою недвижимость» я слышу в каждой аудитории и пытаюсь понять: как он вам в голову приходит. Как? Я себе сдаю деньги по такому же коммерческому проценту, по какому беру в банке. То же касается недвижимости. Так в чем разница между «своими» и «заемными»? Наша управляющая компания из четырех наших объектов выгнала собственный бизнес.  У меня есть производство замороженных овощных смесей, так вот они уже 6 лет не могут попасть в нашу сеть и никогда не попадут. И по-другому никак не должно быть, иначе вы не бизнесмен. На что вы тратите доходы и почему ваша семья, как вы сами говорите, живет «скромно»?  – Доходы трачу на бизнес. А у моей семьи все есть, мы ни в чем не нуждаемся. Несколько лет назад к нам приезжали журналисты и писали, что мы (всего нас 4 человека) живем на 42 тысячи рублей. Сейчас на 60, потому что продукты подорожали, ЖКХ подорожало… Вы не покупаете рубашки дороже 10 долларов?  – Ну в целом, да, а зачем? Вообще, это форма (Ред. – Потапенко указывает на свою рубашку, брюки и жилет с галстуком) Если бы была более неформальная встреча, я был бы в футболке. Ну хорошо, а вы для чего работаете? Чтобы просто работать?  – Я развлекаюсь между рождением и смертью тем, что работаю. Предпринимательство — это стиль жизни. Лежать на пляжу с «Балтикой3» или смотреть, как 22 миллионера гоняют один мяч, — меня не торкает. А от того, что я делаю — меня прет. Вообще, если ты чем-то занимаешься, надо заниматься профессионально. Я начал играть в гольф и в первый же год получил медаль, как «олимпийская надежда». Но это опять же было профессионально, в 5 утра я уже был на поле и два часа ходил по полю. А вас счастливым делает ощущение, что вы такой молодец?  – Меня счастливым делает ощущение, что я есть. Но в любом случае, мне нужна цель, мальчик должен идти к цели. Ваш бизнес перейдет детям?  – Я надеюсь, что после моей смерти все будет взорвано. Выбор моих детей — это выбор моих детей, который они обязаны сделать сами и за который будут нести ответственность. В процессе работы каким программным обеспечением вы пользуетесь?  – Прекрасная программа — Google docs. Google-календарь — тоже респект и уважуха. И деньги на все это тратить не надо. Насколько вы доверяете своим партнерам?  – Ни на сколько. Доверие — абстрактное слово. Накапливается матстатистика: в таких-то случаях человек поступает так, а это значит, что в следующий раз с вероятностью такой-то он поступит так-то. Как грамотно уйти от налогов?  – Работать в черную. Это нормально. Государственная машина сделала все, чтобы мы не платили налоги. Если говорить о малом бизнесе, то, на мой взгляд, оптимально работать с ООО. ИП — не вариант. Я думаю, что ИП «нагнут» окончательно и бесповоротно. Вы смотрите телевидение?  – Полгода назад у меня в кабинете сломался телевизор. Я его не чиню.  – У вас есть отдел, который отслеживает политическую ситуацию?  – Политическая ситуация от нас не зависит. Это все равно, что контролировать восход солнца. Можно, но смысл? Что вы выделяете в человеке, когда берете на работу?  – Опыт и желание работать, все остальное вторично. За какие вещи вы увольняете?  – За нарушение бизнес-процессов, если они привели к уходу клиента. А как удерживаете сотрудника?  – Сотрудника можно удержать, только если он понимает, что в твоей компании он — лишь заменяемое звено, что он не все знает. Тогда он будет работать у тебя достаточно долго. Главный функционал должен делать владелец бизнеса. Как вы относитесь к женщинам в бизнесе?  – Для меня не существует гендерного признака, но я вижу на практике, что когда тетки начинают возглавлять или делать собственный бизнес, это плохо влияет на личную жизнь. Бизнес — это работа война-разведчика. И по-моему, драться — не женское дело. Среди больших предпринимателей женщины… они такие, знаешь, становятся страшненькие. Физиология меняется. Какую литературу порекомендуете прочитать?  – Лет 20 уже ничего не читаю. Книга не может отражать реальное течение бизнеса. Книга — это всегда прошлое, а бизнес в России меняется каждые три месяца. Надо работать с клиентом каждый день, он — лучший учитель. Откуда вы черпаете энергию? И есть какие-то у вас кумиры?  – Парни, вы меня простите, что за кумиры?! Если ты копируешь чью-то жизнь, значит, ты своей не живешь. Все просто: у тебя есть цель, которую ты сам себе поставил, и ты бежишь к ней. Откуда энергия… ты когда в туалет ходишь, ты же под себя не ходишь? Как-то добегаешь, штанишки снимаешь. А хочешь сдохнуть — вон забор, он ждет тебя. Уговаривать себя что-то сделать — это перебор. Если у тебя нет мотивации – иди работать по найму и расслабься. Еще хороший способ самоанализа: спроси себя: если тебе дать тачку, хату, яхту и миллион в банке — ты будешь предпринимателем? Если остановишься (а так сделают 90%) – сваливай, иди работать в «Газпром», во власть, воруй деньги. Если же ты все равно будешь работать, это совсем другое мышление. Человек работает не за деньги. Деньги — это фантики. Вы достаточно критичны к себе, к окружающим, к России. А что хорошего в нас есть?  – Мы здесь родились и в наших силах что-то сделать. Что хорошего в России? У нас классный клиент: мы плюем на него, а он нас обожает, и если мы не будем откровенно на него гадить, он будет верен нам вечно. Потому что конкуренции нет вообще. Вообще страна у нас хорошая, мы просто сами дебилы. Враг — в отражении. Не надо говорить про власть, говори каждый день «что же я такой мудак» и все встанет на свои места. Подготовила Мария Петухова petuhova.mv@gmail.com Досье Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc Родился в Москве, 30 марта 1970 г. Образование: Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, инженер конструктор-технолог МВА, California Heyward State University, Economic Option MBA, Экономика, ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли Карьера: В 1990-х в течение полутора лет Потапенко был охранником, охранял президента банка «Российский кредит». В 1992 году организовал первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар». 1995-2000 годы – вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии. 1998-2001 годы – генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент по инвестиционному развитию ПБК «КредитИмпексБанк». 2001-2003 годы – заместитель управляющего группы компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж». 2003-2005 годы – управляющий сбытовой сети «Пятерочка» (Москва и Московская область) с 2005 года – управляющий партнер компании Management Development Group Inc.(брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка) Увлечения: гольф, автомобили, оружие, карате. Потапенко – двукратный чемпион мира по карате. «Отдых та же работа. Если конечно заниматься этим профессионально».

Бизнес Новости Киров

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Враг — в отражении

17 февраля «хирург российского ритейла» Дмитрий Потапенко в течение 4 часов делился с кировскими предпринимателями своими соображениями «на заданные темы». Веселого разговора не получилось. А для кого-то Потапенко и вовсе стал чуть ли не врагом. Москвич в 4-м поколении

Дмитрий Потапенко
Дмитрий Потапенко
Воскресным днем Дмитрий Потапенко в белой рубашке «не дороже 10 долларов» стоит перед разношерстной аудиторией в ДК «Железнодорожников» и четыре часа подряд отвечает на вопросы. Кто этот человек? Знакомьтесь. «Коренной москвич в 4-м поколении, коих в Mоскве уже не осталось», вырос в семье, далекой от бизнеса. Называет себя «сыном двух полковников ГРУ». До 8 класса в школе «шел на какую-то медаль», потом «забил» на учебу, так как «стало нелюбопытно». «С 3-го класса фарцевал жвачкой». В 80-х годах отправился получать техническое образование в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Учился плохо. Сдавал по двадцать одному разу высшую математику, по восемнадцать раз – программирование. Зато успешно торговал пластинками. В 19 лет Дмитрий съезжает от родителей и работает на трех работах («время такое было, очень, знаете, жрать хотелось») – санитаром в психиатричке и в морге, телохранителем (Потапенко – дважды чемпион мира по карате, многократный чемпион Москвы и России). Полтора года охраняет президента банка «Российский кредит». В 1992 году Потапенко создает первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар», всего 8 точек. Карьера Потапенко стремительно идет в гору, он меняет должности и компании — Grundig, «Сходня- Мебель », ГК «Логос», «Пятёрочка». Последней помогает перевалить «великую цифру» в 100 магазинов, выводит компанию на IPO… и уходит, чтобы основать управляющую компанию Management Development Group Inc (брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка). Иногда Потапенко «ходит в народ» – раздавать «волшебные поджопники», чтобы люди  шевелились и работали. «Бизнес Новости» понаблюдали за диалогом кировских предпринимателей и «хирурга российского ритейла» и составили своеобразное «собирательное интервью». Сегодня не будет привычной беседы журналиста и «персоны». Вопросы Потапенко будут задавать кировские предприниматели. О предателях и шизофрении Дмитрий, мы читали, что вы считаете проекты типа «Покупай Вятское» – «уголовщиной». Поясните свою позицию.  – Если производитель сам голосует за программу «поддержи N-ское», я только могу посочувствовать ему. Он не понимает базовой экономики. Вот представь, что ты производишь молоко в Москве, приезжаешь сюда, а я тебе говорю: здесь свое молоко. Ну и как ты будешь дальше развиваться? Производство твое будет только в рамках твоего удельного княжества. Видимо, производителям этого и нужно: вот моя конура, а дальше — трындец. У нас конурное мышление. Тогда давайте и дальше разделять: если у нас в одном доме два магазина, то я обслуживаю людей из первых двух подъездов, а ты — из остальных двух. И вопрос даже не в том, что подобные программы — чистая уголовщина. Эти программы убивают страну. Местная власть считает, что мы сейчас поддержим местного производителя…  – Стоп, стоп, стоп. Местная власть ничего не считает. Местная власть находится в жестких рамках, определенных федеральной властью, и если бы ты был губернатором, ты бы делал то же самое, потому что тебе было бы неоткуда брать налоги. Власть приперта к стенке и такие программы создает не по доброте душевной, а потому что ей деваться некуда. Что делать местному производителю? Работать с местными сетями? Но их практически не осталось.  – Местных сетей нет, верно. Мелкие сети не умеют сопротивляться, не умеют подстраиваться под клиента. О том, как работает малый бизнес, я вообще не говорю: приехал на одну базу, закупил все, поставил и ждет, что к нему ломанется покупатель. Ну еще сходить к губернатору и поплакать, что «Магнит» пришел и всех удавил — это святое. А то, что он не выгоден производителю, потому что берет малый объем, невыгоден государству, потому что почти не платит налоги, и не выгоден клиенту, потому что цена у него как ядерный взрыв — это его не волнует. Участь нашего предпринимательства крайне печальна, потому что думать мы не хотим наглухо. Как можно сопротивляться, например, «Магнитам», которые заняли все ключевые точки в Кирове, используя властные рычаги…  – Как правило, федералы не с помощью властных рычагов это делают, а деньгами, ценой. Мне в каждом городе задают такой вопрос. И я всегда отвечаю: сынок, ты хотя бы понимаешь, что первый, кто тебя предаст, будет твой сосед по площадке? Вечером он будет с тобой квасить пиво, а утром поедет в гипермаркет. А вторым «предателем» станешь ты сам, потому что поймешь, что разговоры о мифологическом качестве местного продукта — это полная ерунда, и в сетях продается тот же продукт, только дешевле. Наши же клиенты нас предают, а мы ничего противопоставить не можем. А нужно бороться — либо глубиной ассортимента, либо шириной, либо брендом. Ценой — не реально. Производитель должен стать держателем контракта и бренда: развести меня, как ритейлера, на контракт, затем найти производственные площадки (договориться с друзьями, например), и произвести необходимое количество продукта, не увеличивая свои мощности. Ну и работать с мелкими магазинами, конечно. А противоборствовать сетям – это шизофрения в открытой форме. Сеть — это не плохо и не хорошо, это всего лишь один из возможных каналов сбыта. А идея организовывать собственные магазины жизнеспособна?  – Все, кто пытался открыть свои магазины, позакрывались. По сути, производитель достает деньги из производства и топит их в ритейле. Вы поймите, противоборство между производителем и ритейлом происходит не из-за того, что кто-то из них мерзкий. Совсем не обязательно, что мифический директор производства белый и пушистый, а мифический Потапенко — подонок-спекулянт. Просто стратегии разные. Стратегия производителя — произвести одну единицу продукции и продать ее за миллиард; задача ритейлера — ничего не производить, закупить только хиты и продать их с максимальным оборотом. Поэтому производитель, занимающийся ритейлом — это вообще абсурд. Двумя этими направлениями должны заниматься два разных человека. Ждем «Ашан» С вашим приездом связывали продажу сети «Глобус»…  – Ко мне это не имеет никакого отношения. Да и зачем покупать «Глобус»? Кроме недвижимости выкупать нечего, а недвижимость не стоит ничего, ее проще построить. Это во-первых. Во-вторых: нет ничего сложного в том, чтобы затопить местного ритейлера. Не тешьте себя иллюзиями: когда в Кирове откроется большой гипермаркет, все местные схлопнутся. Местные сети, конечно, будут ходить к губернатору, чтобы сюда не пустили не к ночи помянутый «Ашан» («Карусель» не является сильным игроком), но как только «Ашан» зайдет, все другие крупные форматы исчезнут, потому что людей, которые хотят покупать условное «качество» — единицы. А вы согласны, что «качество» в федеральных магазинах не выдерживает никакой критики?  – Абсолютно так. Соответственно, например, местному «Глобусу» нужно открывать точки, направленные на клиента, который хочет получить этот сервис. Скорее всего, эти точки должны быть меньше, с другим ассортиментом, с большей наценкой. Ставите ли вы задачу улучшить качество продуктов и обслуживания в сетях?  – От меня это не будет зависеть. 17 миллионов народонаселения проживает за чертой бедности и им сегодня нужно просто нажраться калорий. И надо накормить их этими калориями и не выеживаться. При моей жизни Россия не добежит до того уровня, когда мы начнем выбирать качественные продукты. Мы должны сейчас четко понять, где мы находимся. Я вам расскажу, как проходит «Зеленая неделя» в Германии. Тишина, в павильонах ходят бюргеры, обсуждают, как происходит полив, какая вода… и где-то из глубины «Э-ге-гей!» – это наши привезли кубанский хор, водочку, оленину и устраивают всем шоу. То есть мы приехали к покупателю и демонстрируем, что мы последнее быдло, что мы кроме как нажраться и попеть песен, ничего не можем. Нам главное сказать — «Мы из России!» Давайте уже поймем, что мир идет по пути глобализации. Россия зависит от покупателя за рубежом и пора начать разговаривать там вежливо и перестать хамить. Когда придет понимание, что мы ни в каком противоборстве с миром не состоим, когда мы закончим эту войну в душе, тогда все встанет на свои места. Надо не понтоваться, а начать работать, чтобы выползти из этого г… Пока же мы — страна, нация, государство — ни черта не работаем.

«Снять костюмчик и вкалывать» Что лично вы можете сделать, чтобы страна работала лучше?  – Я работаю. По 16-18 часов в сутки. Встаю в пол-четвертого утра и где-то до 5.00 – 5.50 работаю с бумажками, смотрю, что происходит по объектам. Потом ложусь спать, без двадцати 7 везу ребенка в школу, по дороге по скайпу, либо в офисе провожу совет директоров. После этого объезжаю объекты. Когда есть возможность, забираю ребенка из школы, и дальше работать. Отбой в 22.30. Кто хочет со мной повкалывать по 16 часов? Welcome! Особенно без выходных и без праздников. Я к тому же никогда не хожу в отпуск и считаю, что по другому никто из россиян не имеет права поступать. Хорошо, если мы все будем работать по 16 часов и не будем ходить в отпуск, что в итоге мы приобретем?  – Мы страну создадим. Мы сегодня сильно расслаблены. Недавно было 8 марта… я напомню, за что боролись две страшненькие тетки — за то, чтобы рабочий день был не 20 часов, а (если я правильно помню) 16, и чтобы была шестидневная рабочая неделя. Если мы хотим добиться, чтобы страна как-то шуршала, развивалась, мы должны именно так работать. Прежде чем смотреть на Запад, надо самим классно повкалывать. Ситуация же мерзкая абсолютно. В 90-е годы мы с китайцами были приблизительно на одном уровне ж…пы. И что мы сделали за последние 20 лет? Уже два года, как мы поделили с китайцами остров Медвежий, и пока мы судимся-рядимся — строить ли туда мост, китайцы уже закончили аэропорт. В Шанхае за год построили 47 новых станций метро. В Москве за 5 лет собираются возвести 40. В 90-е годы, когда в Россию заходила компания «Марс», все очень сильно ржали над их шоколадками. Где сегодня отечественный шоколад? Где отечественный шампунь, жвачка, корм для животных? Мы целые группы товаров полностью отдали транснационалам. Я вижу, как за 20 лет мы просрали страну. Может, мы щелкнем пальцами и признаем, что мы ни черта не работаем? Как заставить людей работать по 16 часов, причем работать эффективно?  – Компания «Макдоналдс» давным давно проводила исследование, чтобы выяснить, что нас мотивирует. На 30% нас мотивирует зарплата, на 70% – страх ее потерять. В России слишком маленькая безработица и люди мало голодают. Гастарбайтеры в качестве рабочей силы – насколько это перспективно для регионов?  – Это необходимость, к сожалению. И то засилье гастарбайтеров, которое мы сегодня имеем — наша вина. Мы сами себя довели до скотского состояния, мы просто ничего не хотим. Лет 5-7 назад уборщица получала 5 тысяч рублей, сегодня — 700 долларов (21 тысячу). И никакой очереди на эту работу не стоит. Потому что мы все графья, мы все время ждем, что кто-то из какого-то мифического региона приедет вытирать за нами задницу. Ну а раз ждем, то не надо обижаться, что кругом нас таджикихохлымолдаване. Есть ли вообще смысл инвестировать в модернизацию каких-то процессов? Может тогда просто навезти гастарбайтеров?  – Технически пока обходиться гастарбайтерами дешевле. Мы до уровня высоких технологий еще не доросли. Экономика сегодня находится на этапе построения пирамид, и до использования кранов нам еще далеко. Но мы, конечно, о себе (о стране, о людях) очень высокого мнения. Мы якобы дофига умеем, но на самом деле мы реально являемся Монголией, просто с газовой дубинкой. Надо опуститься на землю, снять костюмчик и вкалывать. А в тему гастарбайтеров… Знаете, у меня есть товарищ — президент гильдии маркетологов Игорь Березин. Обсуждали мы с ним гастарбайтеров, и я ему говорю: «Я-то никуда не денусь, но у тебя же исследования, мозг, интеллект». Он на меня грустно так посмотрел и ответил: «Ты понимаешь, Дима, мы вынуждены для полевых опросов привозить гастарбайтеров, потому что московский студент на эту работу не идет». Московскому студенту надо, чтобы меньше 2 000 евро в зубы не падало, потому что он ЗвЯзда. Он закончил институт и ему сразу же почему-то нужно снимать индивидуальную квартиру, обязательно вписаться в ипотеку или взять кредит на машину, и еще посещать ночные клубы. Конечно, ему в лом ножками ходить с опросничком. Ленивые, безалаберные люди, которые не хотят нести ответственность за свои действия каждый день, каждую секунду — это же рок для страны. Хэппи-энда не будет Вы за страну?  – Нет, вы ошиблись. Я за себя. И каждый должен быть за себя. Сильная страна — это сильный гражданин, который упирается рогом, развивает себя, свою семью, бизнес вокруг себя. Только так можно создать страну. Если вы ожидаете, что к вам придет хороший батюшка-царь, то лучше в этой стране не жить. Хорошего царя здесь не будет. Если вы думаете, что от замены фамилии Путин на фамилию Навальный что-то прямо ломанется… с какого перепугу? Фамилия не имеет значение. Можно ее поменять даже на Потапенко. Система пожирает саму себя… А гражданская активность?  – Какая гражданская активность? Вышли — побухтели? Я всегда говорю: вместо «вышли-побухтели» пошли и подъезд за собой убрали. Ну а стратегически к чему мы придем, например, к 1917 году? Каким вы видите политическое, экономическое развитие страны?  – Новый 1917 — это вполне реально. Мы можем прийти и к новому 91 году, когда 4-5 парней лягут под танки, мы их назовем героями, а наверху поменяется один дракон на другого дракона. Не будет хеппи-энда?  – Хэппи-энда — нет. Вообще, в чем разница между нами и буржуями? Там были буржуазные революции. Мы же вырезали целый класс, и теперь бегаем по колесу: что ни сделай, все время КПСС будет воспроизводиться. Потому что народ все устраивает. Когда вы рассчитываете стратегию развития своего предприятия, вы учитываете некую переменную коррупционную составляющую?  – Что значит «переменную»… она постоянная, и растет из года в год с 90-х годов. И мы ее обязательно закладываем в расходы, иначе мы не откроем ни одно заведение. Для меня, как для предпринимателя, коррупция — это плохо, потому что я уменьшаю себестоимость своего продукта или услуги. Но если тебя, как покупателя моих услуг, устраивает, что я процентов 40-60 вынужден заносить в различные кабинеты, то ко мне какие претензии? Ты же платишь?Да, это крайне неприятно, но я играю по тем правилам, которые есть. Всех все устраивает, и это основная проблема. Вас устраивает?  – Меня не устраивает. Именно поэтому я стараюсь делать то, что я делаю. Другое дело — сколько таких буйных? Единицы. Все молодцы, пока в тени. А вот когда ты попадешь под пресс, будешь сидеть на допросах и на обысках, я посмотрю на тебя. У меня на прошлой неделе был замечательный допрос у следователей по совершенно бредовому поводу. Меня  тут спрашивали, как я отношусь к страхованию. И вот как я могу застраховаться от прихода ОБЭПа? Пришли, взяли сервера. Кому предъявлять претензии? Страхование в России бессмысленно.

«Мероприятие волшебного поджопника» Пользуетесь ли вы услугами консультантов?  – Консультант — это человек, которого нужно расстреливать в 100 метрах от бизнеса. По трем причинам. Он никогда не управлял бизнесом в таких же масштабах, как я — это раз. Он никогда деньгами и жизнью не ответит за то, что он наконсультировал — это два. (Такая же история с «управляющими»: он может такого науправлять, что бизнес развалится, и чем он ответит – зарплатой в 100 тысяч?) Ну и третья причина, по которой я не люблю консультантов: почему, когда дебил не может устроиться на работу, он сразу дает визитку — консультант. Но вы сейчас тоже — консультант. Чего вы добиваетесь?  – Посыл по известному адресу — это тоже направление, указывающее, куда надо идти. Мы все консультанты в определенной мере. Мероприятия подобного рода я называю «мероприятия волшебного поджопника». Я хочу, чтобы завтра вы меня, как клиента, нормально обслуживали. У нас сегодня нет ни нормальных ресторанов, ни кафе, ни ритейла, ничего. Означает ли это, что если сфера сервиса будет приоритетной, бизнес сразу станет успешнее?  – Если внимание к клиенту будет приоритетом, то да. Это проверено веками. Тот же айфон из себя ничего уникального не представляет. Просто к клиенту и его потребностям было проявлено внимание. Как быть успешной компанией? Будь клиентоориентированным. Клиента настолько все зачморили, что даже если ты просто улыбнешься, скажешь «здравствуй» и не нахамишь в открытую, он весь будет твой. Увы. Враг — в отражении Многие предприниматели работают, как и вы, по 16-18 часов в сутки. Но успеха добиваются единицы. В чем проблема?  – В целеполагании. Я всегда на подобных встречах работаю по такой схеме: 3 минуты вступления, а потом вопросы из зала. И в 99,9% случаев в зале тишина. Хотя если ты идешь на предпринимательский форум, у тебя должен быть список вопросов «у меня вот это и это не получается, входные данные такие-то, как их изменить?» Но этих вопросов нет. Люди не знают, чего хотят. Я четко знаю, чего хочу добиться. Эта чистота картинки — и есть главное. Предприниматель — это тот, кто таким родился, или это возможно воспитать?  – Воспитать — не думаю. Это помесь генетики с окружающей средой. И всегда — упорство. Не существует предпринимательского таланта. Надо упираться рогом, мотивировать себя оторвать свою пухлую задницу и идти вперед, хотеть чего-то добиться. За счет каких средств идет развитие вашего бизнеса? Какова доля своих средств и кредитных ресурсов?  – Дай, Боже, мне терпения… Вопрос про «свои деньги» и «свою недвижимость» я слышу в каждой аудитории и пытаюсь понять: как он вам в голову приходит. Как? Я себе сдаю деньги по такому же коммерческому проценту, по какому беру в банке. То же касается недвижимости. Так в чем разница между «своими» и «заемными»? Наша управляющая компания из четырех наших объектов выгнала собственный бизнес.  У меня есть производство замороженных овощных смесей, так вот они уже 6 лет не могут попасть в нашу сеть и никогда не попадут. И по-другому никак не должно быть, иначе вы не бизнесмен. На что вы тратите доходы и почему ваша семья, как вы сами говорите, живет «скромно»?  – Доходы трачу на бизнес. А у моей семьи все есть, мы ни в чем не нуждаемся. Несколько лет назад к нам приезжали журналисты и писали, что мы (всего нас 4 человека) живем на 42 тысячи рублей. Сейчас на 60, потому что продукты подорожали, ЖКХ подорожало… Вы не покупаете рубашки дороже 10 долларов?  – Ну в целом, да, а зачем? Вообще, это форма (Ред. – Потапенко указывает на свою рубашку, брюки и жилет с галстуком) Если бы была более неформальная встреча, я был бы в футболке. Ну хорошо, а вы для чего работаете? Чтобы просто работать?  – Я развлекаюсь между рождением и смертью тем, что работаю. Предпринимательство — это стиль жизни. Лежать на пляжу с «Балтикой3» или смотреть, как 22 миллионера гоняют один мяч, — меня не торкает. А от того, что я делаю — меня прет. Вообще, если ты чем-то занимаешься, надо заниматься профессионально. Я начал играть в гольф и в первый же год получил медаль, как «олимпийская надежда». Но это опять же было профессионально, в 5 утра я уже был на поле и два часа ходил по полю. А вас счастливым делает ощущение, что вы такой молодец?  – Меня счастливым делает ощущение, что я есть. Но в любом случае, мне нужна цель, мальчик должен идти к цели. Ваш бизнес перейдет детям?  – Я надеюсь, что после моей смерти все будет взорвано. Выбор моих детей — это выбор моих детей, который они обязаны сделать сами и за который будут нести ответственность. В процессе работы каким программным обеспечением вы пользуетесь?  – Прекрасная программа — Google docs. Google-календарь — тоже респект и уважуха. И деньги на все это тратить не надо. Насколько вы доверяете своим партнерам?  – Ни на сколько. Доверие — абстрактное слово. Накапливается матстатистика: в таких-то случаях человек поступает так, а это значит, что в следующий раз с вероятностью такой-то он поступит так-то. Как грамотно уйти от налогов?  – Работать в черную. Это нормально. Государственная машина сделала все, чтобы мы не платили налоги. Если говорить о малом бизнесе, то, на мой взгляд, оптимально работать с ООО. ИП — не вариант. Я думаю, что ИП «нагнут» окончательно и бесповоротно. Вы смотрите телевидение?  – Полгода назад у меня в кабинете сломался телевизор. Я его не чиню.  – У вас есть отдел, который отслеживает политическую ситуацию?  – Политическая ситуация от нас не зависит. Это все равно, что контролировать восход солнца. Можно, но смысл? Что вы выделяете в человеке, когда берете на работу?  – Опыт и желание работать, все остальное вторично. За какие вещи вы увольняете?  – За нарушение бизнес-процессов, если они привели к уходу клиента. А как удерживаете сотрудника?  – Сотрудника можно удержать, только если он понимает, что в твоей компании он — лишь заменяемое звено, что он не все знает. Тогда он будет работать у тебя достаточно долго. Главный функционал должен делать владелец бизнеса. Как вы относитесь к женщинам в бизнесе?  – Для меня не существует гендерного признака, но я вижу на практике, что когда тетки начинают возглавлять или делать собственный бизнес, это плохо влияет на личную жизнь. Бизнес — это работа война-разведчика. И по-моему, драться — не женское дело. Среди больших предпринимателей женщины… они такие, знаешь, становятся страшненькие. Физиология меняется. Какую литературу порекомендуете прочитать?  – Лет 20 уже ничего не читаю. Книга не может отражать реальное течение бизнеса. Книга — это всегда прошлое, а бизнес в России меняется каждые три месяца. Надо работать с клиентом каждый день, он — лучший учитель. Откуда вы черпаете энергию? И есть какие-то у вас кумиры?  – Парни, вы меня простите, что за кумиры?! Если ты копируешь чью-то жизнь, значит, ты своей не живешь. Все просто: у тебя есть цель, которую ты сам себе поставил, и ты бежишь к ней. Откуда энергия… ты когда в туалет ходишь, ты же под себя не ходишь? Как-то добегаешь, штанишки снимаешь. А хочешь сдохнуть — вон забор, он ждет тебя. Уговаривать себя что-то сделать — это перебор. Если у тебя нет мотивации – иди работать по найму и расслабься. Еще хороший способ самоанализа: спроси себя: если тебе дать тачку, хату, яхту и миллион в банке — ты будешь предпринимателем? Если остановишься (а так сделают 90%) – сваливай, иди работать в «Газпром», во власть, воруй деньги. Если же ты все равно будешь работать, это совсем другое мышление. Человек работает не за деньги. Деньги — это фантики. Вы достаточно критичны к себе, к окружающим, к России. А что хорошего в нас есть?  – Мы здесь родились и в наших силах что-то сделать. Что хорошего в России? У нас классный клиент: мы плюем на него, а он нас обожает, и если мы не будем откровенно на него гадить, он будет верен нам вечно. Потому что конкуренции нет вообще. Вообще страна у нас хорошая, мы просто сами дебилы. Враг — в отражении. Не надо говорить про власть, говори каждый день «что же я такой мудак» и все встанет на свои места. Подготовила Мария Петухова petuhova.mv@gmail.com Досье Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc Родился в Москве, 30 марта 1970 г. Образование: Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, инженер конструктор-технолог МВА, California Heyward State University, Economic Option MBA, Экономика, ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли Карьера: В 1990-х в течение полутора лет Потапенко был охранником, охранял президента банка «Российский кредит». В 1992 году организовал первую торговую сеть – магазины электроники «Тусар». 1995-2000 годы – вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии. 1998-2001 годы – генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент по инвестиционному развитию ПБК «КредитИмпексБанк». 2001-2003 годы – заместитель управляющего группы компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж». 2003-2005 годы – управляющий сбытовой сети «Пятерочка» (Москва и Московская область) с 2005 года – управляющий партнер компании Management Development Group Inc.(брэнды Гастрономчикъ, Продэко, Марка) Увлечения: гольф, автомобили, оружие, карате. Потапенко – двукратный чемпион мира по карате. «Отдых та же работа. Если конечно заниматься этим профессионально».

Бизнес Новости Киров

potapenko, дмитрий потапенко, ритейл, торговля, покупатель, розничная торговля, ритейлеры, ритейлер, коррупция, сеть магазинов, ашан, магнитВраг — в отражении
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/vrag-v-otrazhenii/2013-03-30


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052