20 февраля 2013, 00:00 4512 просмотров

Торговая недвижимость Москвы – растущий дефицит

Торговый центр
Торговый центр
По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2012 г., ожидается, что по итогам года оборот розничной торговли в Москве составит 3 726 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,5% больше, чем в 2011 г. В 2013 г. оборот розничной торговли в Москве может достичь 4 175 млрд руб., а в 2014 г. вырасти до 4 670 млрд руб.

Москве есть, что предложить арендаторам

Общее предложение торговых (арендо-пригодных) площадей в качественных ТЦ столицы по итогам 2012 года составило 4 414 тыс. кв.м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет около 383 кв. м GLA на 1 000 жителей.

В 2012 г. состоялось открытие первого аутлета Outlet Village Белая Дача. Построенный Outlet Village Внуково (1 фаза) будет открыт в начале будущего года.

Совокупная общая площадь введенных за 2012 г. объектов составила 541 329 кв.м (284 390 кв.м – GLA).

В 2013 г., по заявлениям девелоперов должно быть открыто около 720 510 кв.м GBA/ 369 695 кв.м – GLA. Согласно прогнозу GVA Sawyer стоит ожидать открытия не более, чем 70% от заявленного объема.

Продолжается децентрализация рынка. Практически все новые объекты строятся за пределами Третьего Транспортного кольца (за исключением ТРЦ River Mall и проекта реконструкции «Детского Мира»). Вблизи МКАД ведется строительство 380 тыс. кв.м торговых площадей (GLA), а именно: Vegas Crocus City (283 000 / 111 000 кв.м), Vegas Кунцево (231 000 / 113 000 кв.м), ТРЦ «Бутово Молл» (143 000 / 60 000 кв.м), ТЦ «Весна» (70 720/ 57 350 кв.м), ТРЦ «Реутов Парк» (90 000 / 41 000 кв.м). Также за МКАД в ближайшие два года будет построено 53 тыс. кв.м торговых площадей (GLA) в составе аутлет – центров.

Уровень вакантных площадей на конец года составляет в Москве 1,5-2% в среднем по рынку, в следующем году уровень вакантных площадей будет держаться  около 1%, но по-прежнему, сильно различаться в зависимости от качества ТЦ.

Таблица 2. Знаковые проекты ТЦ Москвы, 2012-2014 г.

Источник: GVA Sawyer

Название ТЦ

Общая/ арендуемая площадь, кв.м

Открытие

ТЦ, открытые в 2012 г.

Торговая галерея гост. Москва

21 000/ 18 600

1Q2012

«Эго Молл»

11 200 / 5 500

1Q2012

«Сомбреро»

17 300 / 6 112

2Q2012

Outlet Village Белая Дача

24 000/ 22 000

3Q2012

ТЦ «Свиблово»

18 215 / 5 850

3Q2012

ТЦ «Тропа»

7 800 / 5 500

3Q2012

ТЦ «Панфиловский» (Зеленоград)

19 918 / 13 306

3Q2012

ТРЦ «Калейдоскоп»

110 000 / 41 000

4 Q2012

ТЦ «МЦ»

15 700/ 12 400

4Q2012

«Парус»

35 500/ 17 000

4Q2012

ТЦ «Отрада», 2 фаза

55 000/38 500*

4Q2012

«Конфетти»[1]

32 696/ 20 622

4 Q2012

ТРЦ «Июнь» Мытищи[2]

173 000/ 78 000

4 Q2012

Итого в 2012 г.                              541 329/ 284 390

 

Строящиеся ТЦ (2013-2014 гг.)

River  Mall

260 000/91 200

2013

ТРЦ GoodZone

120 000/70 000

2013

«РИО», Ленинский, 109

76 000 / 35 000

2013

«Рио на Шереметьевской»

75 000/ 35 000

2013

«Весна»

70 720/ 57 350

2013

ТЦ «Спортэкс» (Авиамоторная)

26 000/ 18 000

2013

Fashion House

38 600/ 26 765

2013

Outlet Village Внуково, 1 фаза[3]

29 700/ 16 600

2013

«Москворечье»

24 490/ 19 780

2013

ТРЦ «Авиапарк»

300 000 /235 000

2014

Vegas Crocus City

283 000 / 111 000

2014

ТРЦ «Бутово Молл»

143 000 / 60 000

2014

ТРЦ «Мозаика»

134 000 / 68 000

2014

ТРЦ «Реутов Парк»

90 000 / 41 000

2014

«Детский Мир» (реконструкция)

74 0000

2014

ТЦ на Варшавском ш., 148

37 000/ 10 000

2014

Outlet Village Внуково, 2 фаза

Н.д./ 10 000

2014

Vegas Кунцево

231 000 / 113 000

2014-15

 

[1] Неполное открытие, в декабре начал функционировать «Перекресток» (2 000 кв.м), торговая галерея и фуд-корт откроют в 1 кв. 2013 г.

[2] ТРЦ находится в г. Мытищи (Мос. обл.) и является суперрегиональным, в зону охвата ТРЦ «Июнь» входит часть Северных округов Москвы, поэтому GVA Sawyer относит проект к Московскому рынку торговой недвижимости.

[3] Аутлет построен, ведутся внутренние ремонтные работы арендаторами, для посетителей пока не открыт.

Из торговых операторов о новых форматах в 2012 году заявила METRO Cash & Carry, которая будет развивать формат Metro Пункт (1 500 -2 000 кв.м), созданный для владельцев магазинов «у дома», киосков и павильонов и экомагазины (3 000 – 3 500 кв.м).

Сразу три крупных ритейлера заявили о новых непродовольственных форматах, а именно: ЗАО «Тандер» («Магнит») будет развивать парфюмерно-косметическая сеть Rouge, «Ашан» открыл ювелирный бутик (около 50 кв.м) по подобию La vie en or (ювелирная розница Auchan во Франции). Другой крупнейший ритейлер ЗАО «Торговый дом «Перекресток» планирует заняться производством одежды (бренды Golden Girl Kid’s World и Golden Boy Kid’s World).

По-прежнему, наиболее активными среди торговых операторов уже несколько лет остаются крупные продуктовые сети. Также в этом году активно развивались детские сети и сети сегмента «одежда/обувь».

Продолжает набирать обороты и он-лайн торговля, «Утконос» планирует закрыть все свои магазины и полностью перейти на он-лайн торговлю. Эльдорадо открывает пункты выдачи заказов в ТЦ. В этом году открылся интернет-магазин дет. сети «Кораблик», а интернет-магазин «Детский мир», который работает с 2010 года, в 2012 г. увеличил на 6,5% свою долю на рынке интернет – торговли детскими товарами, которая составила 21,8%.

Аутлет
Аутлет
В 2012 г. отмечался рост арендных ставок и постепенное изменение условий заключаемых договоров аренды в интересах собственника. Повышается, по сравнению с посткризисным периодом, размер обеспечительного платежа, который может составлять два месяца аренды. В наиболее интересных ТЦ, ежегодная индексация арендной ставки составляет 10% для арендаторов торговой галереи, что сравнимо с докризисным уровнем, и этот процент фиксируется в долгосрочных договорах аренды.

Некоторые собственники стали часто настаивать на более коротких договорах аренды, т.к. не хотят фиксировать текущие условия, даже при высокой зафиксированной индексации на долгий период, надеясь на дальнейший рост рынка и, как следствие, на более существенное повышение коммерческих условий.

Однако, все эти изменения касаются только качественных и интересных объектов. Неликвидные ТЦ, с неудачным местоположением или концепцией заполняются плохо, площади в них долго пустуют и здесь уже собственникам приходится идти на встречу арендаторам, чтобы заполнить объект или начинать процесс ребрендинга или даже реконцепции.

Таблица 3. Диапазон ставок аренды для операторов торговых центров Москвы, по итогам 2012 г.

Источник: GVA Sawyer

Форматы торговых операторов

GLA, кв.м.

Ставки аренды, $ за кв.м. в год, triple net

Гипермаркет продуктов питания

5 000 –

10 000

120 – 350

Гипермаркет DIY

8 000 –

15 000

100 – 200

Супермаркет продуктов питания

1 000 –

2 500

350 – 1000

Супермаркет/гипермаркет электроники и бытовой техники

1 000 – 5 000

300 – 900

Универмаг одежды

1 000 – 3 000

250 – 600

Одежда/обувь

50 –

1000

500 – 3 500

Кинотеатры

1 500 –

6 000

150 – 280

Развлекательный центр

1 500 – 6 000

120 – 200

Операционные расходы, $ за кв.м.

 

100 – 180

 

 

По материалам компании GVA Sawyer

Retail.ru

 

 

Статья относится к тематикам: Недвижимость, Исследования
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Торговая недвижимость Москвы – растущий дефицитretail, retailer, торговая недвижимость, ритейлеры, ставки аренды, торговые центры, покупатели