6 февраля 2013, 00:00 2282 просмотра

Е. Бутман: "Арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это не приведет к снижению цен"

Моя компания начала отказываться от аренды помещений в строящихся торговых центрах в Москве. В такой ситуации мы, как и другие российские ритейлеры, по сути дела, оказались впервые. Если раньше любой новый объект привлекал ритейл, то сейчас все выбирают, в какие же центры идти.

Первая волна строительства торговых центров накрыла Москву семь-восемь лет назад, теперь – второй вал. В ближайшие три года в столице начнут работать больше десяти новых торговых центров, в том числе такие махины, как «Авиапарк» на Ходынском поле и Columbus у метро «Пражская».

Москва на наших глазах превращается в новый Дубай. Как в Дубае и в других городах Ближнего Востока, где бум торговых центров начался сравнительно недавно, здесь будут построены ультрасовременные мегамоллы. Это простой закон: чем позднее торговые центры в стране строятся, тем более они современны. Во Франции, Германии, Великобритании, где первая волна строительства моллов пришлась на 60-70-е годы прошлого столетия, работают преимущественно компактные торговые центры.

Занятно, что многие московские мегамоллы сейчас строят турецкие компании. Наши центры обещают стать «братьями» ближневосточных – по архитектуре, планировке, освещению, по расположению торговых зон. Как в Дубае, в них будет представлено максимальное количество брэндов – больше, чем где-либо в мире. При этом магазины известных брэндов в Дубае обычно вдвое-втрое больше, чем их аналоги в других странах. Компании там начинают экспериментировать с форматами – в таких «шопинг-лабораториях» возникают новые концепты магазинов. Все это ждет и нашу столицу.

Мегамоллы станут конкурентами лучшим торговым центрам Москвы – «Меге» и «Европейскому». Благодаря усилению конкуренции арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это вряд ли приведет к снижению потребительских цен. Высокие издержки российских арендаторов – на логистику, на обслуживание кредитов – не позволят им поступиться маржой.

Но жители «нового Дубая» получат свои выгоды. У них будут самые красивые магазины, самые лучшие рестораны, самые большие кинотеатры. Все это соответствует сегодняшнему российскому лозунгу «Развлекайтесь, отдыхайте!» Бесконечные новогодние каникулы – об этом же, кстати.

Клонирование торговых центров – это продолжение политики хлеба и зрелищ. Вместо того чтобы идти в театр, люди идут в моллы. Россияне не слезут с «иглы потребительского кредитования», они как дети: пока их не остановишь, они будут тратить. Но нам, ритейлерам, от этого только хорошо.

Евгений Бутман, совладелец Ideas4retail

журнал «Секрет фирмы»

Статья относится к тематикам: Недвижимость
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Е. Бутман: "Арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это не приведет к снижению цен"Евгений Бутман, Ideas4retail, молл, торговый центр, торговые центры, ритейлеры, ритейл