21 января 2013, 00:00 5411 просмотров

Женская энергия для развития торговли

Сегодня мало у кого возникают сомнения в том, что торговля является доминирующей отраслью экономики. Да, были времена «аграрные», «промышленные», «сырьевые» – но сегодня именно  торговля доминирует в  управлении денежными потоками, трудоустройстве населения и даже в определении общенациональных целей.

Согласитесь, такая цель как «купить ноутбук за 300 долл. до конца месяца» стимулирует к действиям значительно большее количество людей, нежели цель поставленная президентом «дадим отпор международному терроризму».  А выбирая работу кандидаты все чаще отдают предпочтение работе на складах ТЦ или мерчендайзером, чем быть токарем с напильником в промасленной робе.

 Торговый сектор доминирует. А в нем доминируют мужчины. По моим наблюдениям, более 80% руководителей в современном отечественном торговом бизнесе Украины это мужчины. И то, что украинский ритейл последние 2-3 года находится в крайне «неприбыльном» положении следует понимать как результат их управления. Ибо «тот, кто привел дела к такому положению, к иному положению – их привести не сможет»… Объективно пришло  время для привлечения женского начала к управлению  в торговле.

Да, следует отдать должное мужскому началу в период становления современной торговли: захваты территорий, изменение старых процессов, внедрение новых подходов, постройка модерновых форматов — с этими заданиями «первооткрывателей»  мужчины справляются отлично. Но дальше, упс… Волосы редеют, широкие плечи заменяются широкими талиями, смелые оскалы уступают услужливым улыбочкам на собраниях. Такой подход в управлении и привел сегодня к застою торгового сектора. Давайте не будем себя обманывать и признаемся, что мужчине по его природе сложно управлять домохозяйством. Мужчина — отличный охотник, основатель, мудрец. Но вот поддерживать, обновлять, улучшать – это женские ответственности.

Мужчина может выбрать прекрасное место для дома, построить его (или купить), но дальше его картина мира в этом доме сводится к … диван/плазма/курица. И вот здесь за дело берется ОНА. Появляются мусорные пакеты и график регулярной уборки, почему-то разные комнаты оклеиваются разными обоями (хотя ОН предлагал сэкономить, купив оптом с соседями партию одних обоев). Именно женское начало обеспечивает стабильное развитие детей и поддержку отношений с родственниками, и тоже женское начало, увидев где-то в журнале что-то более интересное, смело берется за изменения в уже устоявшемся доме.

Похоже, сейчас пора привлечь женщин для дальнейшего развития в «построенных мужчинами домах» современной торговли.

В данной статье я попытаюсь на реальных примерах указать преимущества женского начала для руководящих позиций торгового сектора.

Слова «торговля, продажа, выручка, новация» – женского рода, а «контракт, банкрот, долг, стандарт» – мужского рода. Так и в делах, захватить, стандартизировать, придавить – это к мужчинам. Ежели речь о том, чтобы поделить, сделать уникальным, поддержать – это  к женщинам.

Если видите надпись «магазин закрыт на ремонт» — это мужских рук дело. Если надпись «мы обновляем витрину» — это женская идея. Мужчины категоричны и масштабны, если редизайн в торговой атмосфере, то сразу все и кардинально. Мужчина сразу должен иметь план изменений всего магазина, расчерченный по каждому сектору, конечно — сжатый нервный график воплощения и завышенный бюджет. А как иначе! Кого же тогда «штрафовать по срокам», с кого «выдавливать бюджеты».

Женщина же, наоборот, сделает улучшения на входе или в окне, присмотрится, как получилось.  Изучит, как реагируют давние клиенты: смотрят ли, говорят ли чего. Потом на основании этого внесет изменения в «навигацию» или расположение товарной зоны… и так дальше по всему магазину. Но без спешки, внося и добавляя новые улучшения по ходу проекта. И все это строго в рамках выделенного бюджета, или что еще чаще — с прибыли, которая генерируется первыми изменениями. В атмосфере вовлеченности в проект всего коллектива и постоянным присмотром за стабильностью обслуживания клиентов.

Это был первый пример различия между мужским и женским началом в вопросе подхода к изменению торговой атмосферы.

Второй пример, возьмем не из области «КАК это делают женщины или мужчины», а из области «ЧТО они делают».

Вот  популярные на сегодня (2013 г) тенденции в создании торговых атмосфер магазинов:

1.          Интерактивность (оцифровка)

2.          Простота / минимализм

3.          Эко / натуральность

4.          Ретро

5.          Детальная атрибутика / французский прованс

6.          Физиологический комфорт

7.          Механика / цеховость

И так, вопрос: что более популярно среди мужчин…или почему сегодня в парфюмерных сетях все больше плазменных панелей с диодными сетками на колоннах торгового зала и все меньше комфортных диванчиков с индивидуальными зеркалами?

А если статистически замечено, что в СНГ более 60% всех решений о покупках принимают женщины, то что думают торговые сети, когда предлагают на новый год девочкам покупать «конструкторы лего» (квадратные стандартизированные пластиковые кубики) или женщинам в магазине техники для покупки удлинителя всего-то нужно пройти через зал 200 метров, затем вернуться за  чеком (ну не сидеть же в комфортном кресле пока это делает консультант, ибо всюду паллеты с китайскими обогревателями, а не кресла для покупателей), и в другом конце зала оплатить все это. Затем постоять возле выхода (диванов там тоже, конечно, нет),  подождать, когда принесут оплаченный товар и держа в зубах сумку, толкать ногами этот ящик к машине.

О! Что думают эти мужчины? Эти парни — не наигравшиеся в компьютерные игрушки, мужчины которые мечтают на природе взяться за молот. Пожалуй, им никогда не понять, почему женщинам приятнее сидеть в кресле, нежели висеть на турнике. Женщина умеет думать о том, что клиенту действительно нравится: комфорт и простота .

Поэтому торговля под управлением мужчин — это команды торговых агентов с КПК/ планшетами/спутниковыми антеннами из портфелей и напоминания того, что случится, если «проплаты не будет». Торговые представители под женским управлением — это женщины с макияжем, запасной пачкой бумажных салфеток и вырезками классных примеров из журналов, чтобы оставить своему клиенту в подарок напоминание того, к чему они вместе могут прийти.

Да, «французский прованс с тысячей мелких атрибутов» или «комфортные диваны» —это выбор женского начала, но так ли это затратно, как «оцифровка» или «новейший технологический дизайн»?   Что обеспечивает стабильные повторные визиты клиентов, минимализм или забота о натуральности?

Вопрос третий — зачем это делать?  Вы обращали внимание в своей жизни, мировой литературе или кинематографе – очень редко чтобы женщина в конце жизни отягощала себя вопросами «зачем я это делаю всю жизнь, в чем смысл жизни и т.п.»?

Ученые утверждают, что причина в том, что после 40 у мужчин сокращается выработка тестостерона, а где-то после 55 и вовсе прекращается. А вот у женщины оказывается тестостерон вырабатывается стабильно на протяжении всей жизни, просто в период активного деторождения доминируют еще масса иных гормонов, которые после 40 отступают и остается тестостерон. Поэтому наши мамы и бабушки берут хозяйство в свои руки и вытирают сопли седым дедушкам. Это версия ученых.

Я же сторонница более житейского объяснения. Женщина занимается своим делом, ибо видит в нем реальность предоставленной ей жизни – я это делаю, ибо это и есть жизнь, получаю от этого радость и порой разочарования, встречи и порой ожидания. Мужчины очень редко смотрят под ноги, а чаще за горизонты. Живут и стремятся к воображаемому миру, при этом чаще всего, когда оказываются у его ворот, разворачиваются и говорят, что все не так как они себе представляли ! Слышали подобное от своего руководителя? Вопросом «Зачем?» конечно нужно задаваться, но скорее всего для того, чтобы находить конкретные ответы и что-то делать дальше.

Итог. Если ваше бизнес-мышление ищет пути дальнейшего развития, если вы связаны с областью торговли, то глубоко вдохните, поднимите голову вверх и улыбнитесь. Затем подумайте о фактах, доверьтесь историческим истинам и приступайте к привлечению в вашу управленческую команду истинной женской энергии.

 Главное не перепутайте данную энергию с просто наличием «женского пола». Ибо далеко не все женщины сохранили свое природой данное начало. А вот как отыскать ее и привлечь к управлению созданным вами хозяйством – это уже совсем другая история.

 

Наталия Летошко natalia.letoshko@gmail.com, Киев, Украина

Retail.ru

 

Статья относится к тематикам: Практический опыт, Мнения
Поделиться публикацией:
Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

EuroShop-2017: ритейлеры на чемоданах

 До крупнейшей отраслевой выставки осталось меньше месяца

Женская энергия для развития торговлиторговля, розничная торговля, персонал, торговый персонал, стратегия компании, результат, торговые сети