24 февраля 2012, 00:00 5869 просмотров

Автоматизация розницы: от кассового аппарата в "облака"?

И у одной, и у другой группы есть свои сильные и слабые стороны. Решения «из коробки», к примеру, берут широким ассортиментом и узкой специализацией. Поскольку они развиваются не первый десяток лет, продуктов существует множество. И самых разных – по сложности, комплексности, надежности, и, соответственно, цене. Таким образом, сразу засчитываем первой группе в плюс преимущество выбора. Выбирать из «коробочных» решений, в первую очередь, удобно по специализации бизнеса — есть ПО, предназначенные для автоматизации закусочных, продуктовых магазинов и киосков, магазинов, торгующих обувью или одеждой. Как правило, они имеют специальные функции, диктуемые спецификой деятельности. Например, возможность работать с размерными рядами.

Если оценивать надежность коробочных продуктов, то рассматривать ее можно в нескольких аспектах. Во-первых, это надежность и бесперебойность работы точки продаж. В отличие от облачных сервисов, приложения работают оффлайн, и понятно, что отсутствие интернета никак не угрожает работе магазина. Если же под надежностью мы имеем в виду эффективность продукта и ждем, что его использование принесет плоды в виде уменьшения излишков товаров на складе, снижения прочих неоправданных расходов, то однозначного ответа нет. И его придется искать самостоятельно. Нужно тщательно изучить отзывы о продукте, осведомиться о количестве клиентов, о времени присутствия разработчика на рынке и т.д. Хотя никто не будет спорить, что решения от ведущих компаний, например, от 1С или Microsoft, надежны и не нуждаются в рекомендациях.

В идеале также хотелось бы, чтобы выбранное решение позволяло автоматизировать не только точку продаж, но и бэк-офис. Естественно, что создать полноценный комплексный продукт непросто. Заявляют о возможностях автоматизации бэк-офиса многие, но не всегда разработчики способны гарантировать действительно хороший результат. Хорошие отзывы в этом отношении собрали продукты 1С для розницы «1С:Розница» вместе с «1С:Управление торговлей». Вместе они представляют собой комплексный продукт для СМБ, позволяющий, кроме прочего, связать воедино сеть магазинов и анализировать их деятельность с помощью настраиваемой системы отчетов.

Если говорить о стоимости, то продукты-флагманы, конечно же, будут стоить недешево. Потребуются затраты на оплату, установку продукта, закупку техники и ее обслуживание. К тому же время от времени ПО нужно будет модернизировать, что опять же означает дополнительные затраты.

Для тех, кому нужно что-то недорогое, простое и полностью готовое к работе – есть так называемые POS-терминалы (от англ. point of sale — точка продажи). POS-терминал – это современная кассовая машина с функциями компьютера по обработке и хранению информации. Готовый терминал снабжен ПО и, в зависимости от комплектации, всем необходимым набором торгового оборудования — денежным ящиком, монитором продавца и покупателя, карт-ридером и т.д. В этом случае совершенно ясно, чего вы хотите от POS-терминала, и что он может дать — это удобное рабочее место кассира и более почти ничего.

Переходим ко второму лагерю. Среди свойств SaaS-сервисов, в первую очередь, бросается в глаза их доступность. Это одно из главных их преимуществ. За аренду ПО взимается сравнительно небольшая плата, которую можно платить помесячно. Всеми усовершенствованиями сервиса занимается разработчик, причем совершенно бесплатно для клиентов. Таким образом, затраты как в начале, так и в процессе использования продукта минимальны.

Среди SaaS-решений для розницы можно встретить разные по набору функций сервисы. Наиболее комплексным подходом отличаются, пожалуй, продукты МойСклад и Каркас. С их помощью можно не только фиксировать продажи в магазине, но и контролировать многие другие стороны бизнеса — закупки, движение денежных средств, склад, оформлять первичные документы, готовить отчеты и т.д. Сильной стороной МоегоСклада является складской учет, а Каркаса — узкая специализация. Последний разработан специально для магазинов, торгующих одеждой или обувью.

По поводу надежности SaaS-решений также сложно сказать что-либо однозначное. Во-первых, продукты существуют на рынке недавно. И, во-вторых, работа магазина будет зависеть от наличия интернета, а значит, вполне возможен простой торговой точки. Некоторые сервисы советуют дублировать продажи на обычной портативной кассе. На ней можно продолжать пробивать чеки, пока нет доступа в интернет, а потом, после восстановления интернет-соединения, внести данные о совершенных продажах в SaaS-сервис. Ну, а до тех пор, пока разработчики не придумают, как сохранять введенные данные при отсутствии интернета, с SaaS-сервисами удобнее всего будет работать предпринимателям на ЕНВД. Ведь, согласно законодательству, им достаточно выдавать товарные чеки по требованию покупателя, а это значит, что отпадает необходимость дублировать продажи на кассовом аппарате. При этом они получают неоспоримые преимущества от использования SaaS-решений: все продажи и выручка магазина будут налицо и доступны владельцу магазина в онлайн-режиме и в любом месте — дома, на отдыхе, в командировке.

И это светлая сторона работы в интернете. Возможность в режиме реального времени следить за продажами особенно ценна, если работает не один, а сеть магазинов. Это та важная функция, которая недоступна «коробочным» ПО. Возможно, что именно благодаря ей SaaS-сервисы так уверенно завоевывают свое место на рынке решений для розницы. Вполне вероятно, что облачные решения станут новым витком в развитии технологий для автоматизации торговли.

Анна Ковылянская,Коммуникационное агентство А-ТАК

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Автоматизация розницы: от кассового аппарата в "облака"?автоматизация ритейла, 1с, розничные технологии, кассовая зона, кассовый узел, бэк-офис, облачные технологии