Баннер ФЗ-54
6 февраля 2012, 00:00 4337 просмотров

Рынок торговой недвижимости переходит на новый уровень

 

Московский дефицит

Объемы ввода торговых центров в 2011 г. оказались рекордно низкими за всю историю развития рынка: в Москве было открыто 5 торговых центров общей площадью 300 380 кв. м (GLA – 171 740 кв. м). Это в 2 раза меньше, чем в 2010 г., и на 65 % меньше, чем в 2009 г. (по показателю GLA).

Таким образом, общая площадь торговых центров Москвы на конец 2011 г. составила 6 100 310 кв. м (GLA – 3 074 410 кв. м) (с учетом сноса ТЦ «Рамстор» на Ярцевской улице). Обеспеченность жителей города торговыми площадями составила 265 кв. м на 1000 человек, в то время как средний показатель в Восточной Европе равен 350 кв. м, а по отдельным городам он достигает 600-800 кв. м.

Увеличению дефицита площадей способствовала политика столичных властей. В 2011 г. Правительство Москвы осуществило ряд преобразований: было ограничено строительство в центре столицы, продолжилась ревизия ранее заключенных городом инвестиционных контрактов. В результате были отменены многие крупные проекты торговых центров: «Мозаика» (общая площадь – 134 000 кв. м), «АвиаПарк» (260 000 кв. м общей площади). Вместо торговых центров под площадью Тверской Заставы и под Павелецкой площадью решено организовать подземную парковку.

 

От центра к периферии

В 2012 г. ситуация должна несколько улучшиться: к открытию заявлено 17 торговых центров площадью 593 500 кв. м (GLA) (общая площадь – 1 178 530 кв. м). Половина предложения создается несколькими крупными проектами – ТРЦ River Mall, ТРЦ «Июнь», ТРЦ GoodZone. Однако, как показывает практика, не все торговые центры будут открыты в срок. Поэтому предложение 2012 г., скорее всего, будет существенно меньше.

Ограниченность площадок под строительство в Москве заставляет девелоперов искать альтернативу. Фокус их внимания постепенно смещается к окраинам столицы и городам Подмосковья. В 2011 г. было анонсировано строительство 2-й очереди торгового центра «Светофор» (20 000 кв. м общей площади) в Балашихе. Trinity Russian Retail Partnership будет реализовывать три проекта торговых центров формата Retail Park, расположенных на Калужском ш., Каширском ш. и Варшавском ш. недалеко от МКАД.

Возросший спрос со стороны ритейлеров активизировал девелопмент в региональных городах. В 2011 г. в регионах было открыто 39 профессиональных торговых центров общей площадью 1 685 800 кв. м. Таким образом, объем нового предложения в российских торговых центрах (включая Москву) в 2011 г. составил 1 986 180 кв. м.

Почти половина новых торговых площадей (47 %) приходится на города – миллионники. Наиболее активно в 2011 г. развивались Санкт-Петербург (11 новых ТЦ), а также Новосибирск и Самара, в которых отрылись по 2 торговых центра. Среди городов численностью от 500 до 1000 тыс. жителей наибольший прирост торговых площадей показали Оренбург и Рязань. В Оренбурге открылись два торговых центра: ТРЦ «Гулливер» (70 800 кв. м GBA) и 3-я очередь ТРЦ «Север» (37 000 кв. м GBA). В Рязани открылись ТРЦ «М5 Молл» (81 500 кв. м GBA) и 2-я очередь ТРЦ «Виктория Плаза» (20 000 кв. м GBA). В 2012 г. развитие рынка торговой недвижимости в этих городах продолжится.

Ритейлеры не сбавляют темп

В 2011 г. сектор розничной торговли продолжил активно развиваться. Оживление российского рынка делает его привлекательным для международных ритейлеров. American Eagle Outfitters (США) открыл в 2011 г. в Москве первые три магазина (в ТРЦ «Афимолл Сити», ТРЦ «Европейский» и ТРЦ «МЕГА Химки»). Американские Victoria's Secret и DKNY открыли в России по два магазина (первый бренд появился в «МЕГА Теплый Стан» и ТРЦ «Европейский», второй – в галерее «Времена года» и ТРЦ «Метрополис»). Бренд Banana Republic (США) вышел в Москву в ТРЦ «Афимолл Сити». Некоторые бренды начали освоение России сразу с нескольких городов. Так, Desigual (Испания) открыл два магазина в Москве (ТРЦ «МЕГА Белая Дача») и Санкт-Петербурге (ТРЦ «Галерея»). Diesel, кроме московского магазина на ул. Петровка, отрылся в Краснодаре на ул. Мира. Dorothy Perkins (Великобритания) вышла сразу в три города: Москву (ТЦ «Европарк»), Санкт-Петербург (ТРЦ «Галерея») и Воронеж (ТРЦ «Град»).

Сегмент общественного питания также пополнился новыми брендами. В 2011 г. открыли свои первые российские рестораны американская компания Wendy’s (5 ресторанов в Москве) и немецкая Nordsee (1 ресторан в Москве и 2 в Санкт-Петербурге).

Некоторые международные ритейлеры, освоившись на российском рынке, приняли решение отказаться от франшизы и самостоятельно развивать такие марки, как Hermes, Prada, Guess, Hugo Boss, Lee, Wrangler, Mango, New Yorker, Promod, S’Oliver, Ecco.

Активно идет развитие и российских федеральных ритейлеров. Наибольший рост показал продуктовый сектор. В 2011 г. были заключены две крупные сделки: компания «Дикси» купила сеть «Виктория», а владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов приобрел сеть «Мосмарт». Сеть «Магнит» увеличилась в 2011 г. на 1 254 магазина, причем 210 из них были открыты в новом формате дроггери.

Ритейлеры других профилей также были активны. «К-Раута» и Castorama открыли по два магазина. Новые гипермаркеты Hoff (бывшие Kika) появились в Воронеже и Химках. В 2011 г. компания Kika вышла из проекта, так как ее российский партнер ООО «Домашний интерьер» принял решение о самостоятельном развитии сети. Все российские магазины Kika были переименованы в Hoff. Сеть «М.Видео» увеличилась в 2011 г. на 44 гипермаркета, превысив план по открытию на 25 %. На 22 новых магазина увеличилась сеть «Детский мир». Почти столько же открыла компания «Дочки-Сыночки» – 20 новых торговых точек.

Ритейлеры не собираются сбавлять темпы роста, анонсируя планы развития на 2012 г. на уровне предыдущего года. Некоторые компании закладывают рост сети на 25-30 % («Дикси», Hoff).

Часть компаний осваивает новые форматы с целью стабилизации бизнес-портфеля и привлечения новых покупателей. Самым громким событием 2011 г. стал выход «Связного» в формат электронного универмага (проект Enter). Кроме электроники в Enter будет продаваться мебель, игрушки, товары для дома, ювелирная продукция и др. «Дикси» перевела все магазины сети в формат «у дома». O’Stin осваивает формат универмага одежды: к ассортименту была добавлена линия детской одежды, а площадь магазина увеличена до 1000 кв. м. SPAR будет развивать гипермаркеты площадью 5 000 кв. м. Тестирование формата пройдет в Челябинске. А «Евросеть» в 2011 г., наоборот, решила остановить развитие гипермаркетов, посчитав этот формат для себя недостаточно прибыльным

Ограниченные возможности по размещению в столичных торговых центрах подталкивают торговых операторов активнее рассматривать региональные рынки. Так как многие ритейлеры открывают магазины в новых городах, как правило, в составе торговых центров, то реализация их стратегических планов во многом зависит от географии реализуемых проектов ТЦ. В 2011 г. началось активное освоение рынков торговой недвижимости таких городов, как Рязань (общая площадь открытых в 2011 г. ТЦ – 102 000 кв. м GBA) и Астрахань (общая площадь торговых центров, вышедших на рынок города – 81 000 кв. м GBA). В 2012 г. массовый выход на рынок федеральных ритейлеров ожидается в Сургуте и Петрозаводске.

Опыт, накопленный за годы работы на российском рынке, позволяет торговым операторам на качественно новом уровне подходить к вопросам стратегического планирования. Ограниченность финансовых ресурсов заставляет ритейлеров очень взвешенно относиться к выбору мест для размещения магазинов. Компании предъявляют высокие требования к качеству проектов торговых центров, фокусируясь на лучших из них.

 

Вакантные площади и ставки аренды

Дифференцированный спрос на торговые помещения определяет динамику ставок аренды в торговых центрах. В лучших ТЦ ставки росли (до 10-15% за 2011 г.), уровень вакантных площадей постепенно снижался (до 1-3%), возрождая практику листов ожидания.

В менее успешных торговых центрах ставки оставались стабильными или незначительно росли (до 5%). В условиях недостаточного спроса девелоперы готовы идти навстречу арендаторам и в некоторых случаях предоставлять им привилегии – частичную отделку помещений, льготные периоды по оплате и др.

В течение 2011 г. рынок street retail показывал положительную динамику. Рост ставок аренды находился в пределах инфляции. Уровень вакантных площадей в основных торговых коридорах Москвы оставался низким и составлял 3-5 %.

Несмотря на то, что уровень арендных ставок на помещения в центре Москвы является одним из самых высоких в мире, международные компании продолжают открывать здесь свои магазины. В 2011 г. в Столешниковом переулке открылись Jimmy Choo и Joseph. Французские марки Daum и Lalique открыли интерьерный магазин площадью 170 кв. м на углу Никольской улицы и Третьяковского проезда.

Наибольший спрос на помещения формата street retail показывают предприятия общественного питания. Так, в 2011 г. компания Ginza открыла более 10 ресторанов в Москве. Продолжают развитие и крупноформатные операторы. «Паулайнер» планирует в 2012 г. открыть ресторан на Садовом кольце общей площадью 1600 кв. м.

В 2012 г. спрос на помещения в главных торговых коридорах Москвы будет расти, что обусловлено ограниченным выбором помещений в торговых центрах столицы.

 

Взгляд в будущее

Рынок торговой недвижимости постепенно переходит к стадии зрелости. В 2011 г. особенно явно проявились тенденции, подтверждающие это. Раньше развитие компаний шло по экстенсивному пути, чему способствовал бурный экономический рост, высокий платежеспособный спрос населения и возможность привлечения ритейлерами недорогих кредитов. Это позволяло компаниям открывать магазины практически без ограничений. К настоящему моменту уровень конкуренции вырос, а число хороших площадок для размещения в Москве и крупных городах России существенно сократилось. Снижение объемов ввода новых торговых центров в столице в 2011 г. обостряет конкурентную ситуацию.

В связи с этим дальнейшее развитие торговых компаний в ближайшие годы будет идти по следующим направлениям:

·         Выход на новые рынки (небольшие по численности города с низким уровнем конкуренции). Дефицит качественных торговых площадей в Москве сместит фокус развития девелоперов и ритейлеров к окраинам столицы и городам Подмосковья (Дмитров, Чехов, Домодедово). Также в зоне особого внимания региональные города с населением 300-500 тыс. жителей.

·         Освоение новых форматов.

·         Качественное развитие бизнеса на рынках с высоким уровнем конкуренции (Москва, города-миллионники). Наиболее кардинальный метод – смена концепции магазина. В 2011 г. о реновации сети заявили «Эльдорадо», «Телемакс». В них будут проведены работы по усовершенствованию системы зонирования, расширению ассортимента. В магазинах «Телемакс» поставят новое оборудование, и опробуют новую систему выкладки товаров. Также о проведении реконцепции в 2011 г. заявили «Азбука вкуса», Mexx, Oodji, INCANTO, «Рив Гош», книжный магазин «Москва».

Компании стали очень взвешенно подходить к выбору торговых точек. Они предъявляют высокие требования к качеству торговых центров, руководствуясь принципом «лучше меньше, да лучше».

Происходит постепенная дифференциация рынка. Спрос на лучшие места держит уровень вакантных площадей в наиболее качественных торговых центрах на минимуме, возрождает практику листов ожидания, и приводит к значительному росту ставок.

Менее успешные торговые центры, в первую очередь морально устаревшие или расположенные в зоне высокой конкуренции, вынуждены проводить реконструкцию или реконцепцию. Особенно остро проблема реновации стоит в городах с высоким уровнем конкуренции, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В 2011 г. в Москве реконцепции подверглись центры сети «Капитолий». ТЦ «Веймарт», не выдержав конкуренции с крупными торговыми центрами, открывшимися по соседству, решил сменить формат и стал позиционироваться как аутлет-центр Brand City. В Санкт-Петербурге в 2012 г. после реконструкции откроются ТРЦ «Лондон Молл» (бывший «Феличита»), и «Академ Парк» (бывший «Грэйт»). В Екатеринбурге на реконструкции находятся ТЦ «Гринго», «КИТ» и «МЕГА». Компания IKEA решила провести реконструкцию всех торговых центров «МЕГА» в ближайшие годы.

Кроме улучшения качества торговых центров девелоперы осваивают новые форматы: в 2012 г. в Москве заявлены к открытию первые аутлет центры (Vnukovo Outlet Village, Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House Moscow). В 2011 г. в формате Retail Park открылся торговый центр Happy Mall (43 500 кв. м GBA) в Саратове. О реализации проектов торговых центров данного формата заявили также Trinity Russian Retail Partnership. Девелоперы пробуют себя и в формате life-style центр. В 2011 г. в Туле открылся ТЦ «Ликерка Лофт», а в 2012 г. в Сочи планируется к открытию ТЦ «Мандарин».

Все это свидетельствует о том, что рынок торговой недвижимости переходит на новый уровень. Основным вектором в ближайшие годы будет качественное развитие как ритейлеров, так и торговых центров.

Статья подготовлена на основе обзора по торговой недвижимости за 2011 год, подготовленный специалистами Colliers International.

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
4540
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1238
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1427
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2298
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2361
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5784
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
455
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
626

 

Московский дефицит

Объемы ввода торговых центров в 2011 г. оказались рекордно низкими за всю историю развития рынка: в Москве было открыто 5 торговых центров общей площадью 300 380 кв. м (GLA – 171 740 кв. м). Это в 2 раза меньше, чем в 2010 г., и на 65 % меньше, чем в 2009 г. (по показателю GLA).

Таким образом, общая площадь торговых центров Москвы на конец 2011 г. составила 6 100 310 кв. м (GLA – 3 074 410 кв. м) (с учетом сноса ТЦ «Рамстор» на Ярцевской улице). Обеспеченность жителей города торговыми площадями составила 265 кв. м на 1000 человек, в то время как средний показатель в Восточной Европе равен 350 кв. м, а по отдельным городам он достигает 600-800 кв. м.

Увеличению дефицита площадей способствовала политика столичных властей. В 2011 г. Правительство Москвы осуществило ряд преобразований: было ограничено строительство в центре столицы, продолжилась ревизия ранее заключенных городом инвестиционных контрактов. В результате были отменены многие крупные проекты торговых центров: «Мозаика» (общая площадь – 134 000 кв. м), «АвиаПарк» (260 000 кв. м общей площади). Вместо торговых центров под площадью Тверской Заставы и под Павелецкой площадью решено организовать подземную парковку.

 

От центра к периферии

В 2012 г. ситуация должна несколько улучшиться: к открытию заявлено 17 торговых центров площадью 593 500 кв. м (GLA) (общая площадь – 1 178 530 кв. м). Половина предложения создается несколькими крупными проектами – ТРЦ River Mall, ТРЦ «Июнь», ТРЦ GoodZone. Однако, как показывает практика, не все торговые центры будут открыты в срок. Поэтому предложение 2012 г., скорее всего, будет существенно меньше.

Ограниченность площадок под строительство в Москве заставляет девелоперов искать альтернативу. Фокус их внимания постепенно смещается к окраинам столицы и городам Подмосковья. В 2011 г. было анонсировано строительство 2-й очереди торгового центра «Светофор» (20 000 кв. м общей площади) в Балашихе. Trinity Russian Retail Partnership будет реализовывать три проекта торговых центров формата Retail Park, расположенных на Калужском ш., Каширском ш. и Варшавском ш. недалеко от МКАД.

Возросший спрос со стороны ритейлеров активизировал девелопмент в региональных городах. В 2011 г. в регионах было открыто 39 профессиональных торговых центров общей площадью 1 685 800 кв. м. Таким образом, объем нового предложения в российских торговых центрах (включая Москву) в 2011 г. составил 1 986 180 кв. м.

Почти половина новых торговых площадей (47 %) приходится на города – миллионники. Наиболее активно в 2011 г. развивались Санкт-Петербург (11 новых ТЦ), а также Новосибирск и Самара, в которых отрылись по 2 торговых центра. Среди городов численностью от 500 до 1000 тыс. жителей наибольший прирост торговых площадей показали Оренбург и Рязань. В Оренбурге открылись два торговых центра: ТРЦ «Гулливер» (70 800 кв. м GBA) и 3-я очередь ТРЦ «Север» (37 000 кв. м GBA). В Рязани открылись ТРЦ «М5 Молл» (81 500 кв. м GBA) и 2-я очередь ТРЦ «Виктория Плаза» (20 000 кв. м GBA). В 2012 г. развитие рынка торговой недвижимости в этих городах продолжится.

Ритейлеры не сбавляют темп

В 2011 г. сектор розничной торговли продолжил активно развиваться. Оживление российского рынка делает его привлекательным для международных ритейлеров. American Eagle Outfitters (США) открыл в 2011 г. в Москве первые три магазина (в ТРЦ «Афимолл Сити», ТРЦ «Европейский» и ТРЦ «МЕГА Химки»). Американские Victoria's Secret и DKNY открыли в России по два магазина (первый бренд появился в «МЕГА Теплый Стан» и ТРЦ «Европейский», второй – в галерее «Времена года» и ТРЦ «Метрополис»). Бренд Banana Republic (США) вышел в Москву в ТРЦ «Афимолл Сити». Некоторые бренды начали освоение России сразу с нескольких городов. Так, Desigual (Испания) открыл два магазина в Москве (ТРЦ «МЕГА Белая Дача») и Санкт-Петербурге (ТРЦ «Галерея»). Diesel, кроме московского магазина на ул. Петровка, отрылся в Краснодаре на ул. Мира. Dorothy Perkins (Великобритания) вышла сразу в три города: Москву (ТЦ «Европарк»), Санкт-Петербург (ТРЦ «Галерея») и Воронеж (ТРЦ «Град»).

Сегмент общественного питания также пополнился новыми брендами. В 2011 г. открыли свои первые российские рестораны американская компания Wendy’s (5 ресторанов в Москве) и немецкая Nordsee (1 ресторан в Москве и 2 в Санкт-Петербурге).

Некоторые международные ритейлеры, освоившись на российском рынке, приняли решение отказаться от франшизы и самостоятельно развивать такие марки, как Hermes, Prada, Guess, Hugo Boss, Lee, Wrangler, Mango, New Yorker, Promod, S’Oliver, Ecco.

Активно идет развитие и российских федеральных ритейлеров. Наибольший рост показал продуктовый сектор. В 2011 г. были заключены две крупные сделки: компания «Дикси» купила сеть «Виктория», а владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов приобрел сеть «Мосмарт». Сеть «Магнит» увеличилась в 2011 г. на 1 254 магазина, причем 210 из них были открыты в новом формате дроггери.

Ритейлеры других профилей также были активны. «К-Раута» и Castorama открыли по два магазина. Новые гипермаркеты Hoff (бывшие Kika) появились в Воронеже и Химках. В 2011 г. компания Kika вышла из проекта, так как ее российский партнер ООО «Домашний интерьер» принял решение о самостоятельном развитии сети. Все российские магазины Kika были переименованы в Hoff. Сеть «М.Видео» увеличилась в 2011 г. на 44 гипермаркета, превысив план по открытию на 25 %. На 22 новых магазина увеличилась сеть «Детский мир». Почти столько же открыла компания «Дочки-Сыночки» – 20 новых торговых точек.

Ритейлеры не собираются сбавлять темпы роста, анонсируя планы развития на 2012 г. на уровне предыдущего года. Некоторые компании закладывают рост сети на 25-30 % («Дикси», Hoff).

Часть компаний осваивает новые форматы с целью стабилизации бизнес-портфеля и привлечения новых покупателей. Самым громким событием 2011 г. стал выход «Связного» в формат электронного универмага (проект Enter). Кроме электроники в Enter будет продаваться мебель, игрушки, товары для дома, ювелирная продукция и др. «Дикси» перевела все магазины сети в формат «у дома». O’Stin осваивает формат универмага одежды: к ассортименту была добавлена линия детской одежды, а площадь магазина увеличена до 1000 кв. м. SPAR будет развивать гипермаркеты площадью 5 000 кв. м. Тестирование формата пройдет в Челябинске. А «Евросеть» в 2011 г., наоборот, решила остановить развитие гипермаркетов, посчитав этот формат для себя недостаточно прибыльным

Ограниченные возможности по размещению в столичных торговых центрах подталкивают торговых операторов активнее рассматривать региональные рынки. Так как многие ритейлеры открывают магазины в новых городах, как правило, в составе торговых центров, то реализация их стратегических планов во многом зависит от географии реализуемых проектов ТЦ. В 2011 г. началось активное освоение рынков торговой недвижимости таких городов, как Рязань (общая площадь открытых в 2011 г. ТЦ – 102 000 кв. м GBA) и Астрахань (общая площадь торговых центров, вышедших на рынок города – 81 000 кв. м GBA). В 2012 г. массовый выход на рынок федеральных ритейлеров ожидается в Сургуте и Петрозаводске.

Опыт, накопленный за годы работы на российском рынке, позволяет торговым операторам на качественно новом уровне подходить к вопросам стратегического планирования. Ограниченность финансовых ресурсов заставляет ритейлеров очень взвешенно относиться к выбору мест для размещения магазинов. Компании предъявляют высокие требования к качеству проектов торговых центров, фокусируясь на лучших из них.

 

Вакантные площади и ставки аренды

Дифференцированный спрос на торговые помещения определяет динамику ставок аренды в торговых центрах. В лучших ТЦ ставки росли (до 10-15% за 2011 г.), уровень вакантных площадей постепенно снижался (до 1-3%), возрождая практику листов ожидания.

В менее успешных торговых центрах ставки оставались стабильными или незначительно росли (до 5%). В условиях недостаточного спроса девелоперы готовы идти навстречу арендаторам и в некоторых случаях предоставлять им привилегии – частичную отделку помещений, льготные периоды по оплате и др.

В течение 2011 г. рынок street retail показывал положительную динамику. Рост ставок аренды находился в пределах инфляции. Уровень вакантных площадей в основных торговых коридорах Москвы оставался низким и составлял 3-5 %.

Несмотря на то, что уровень арендных ставок на помещения в центре Москвы является одним из самых высоких в мире, международные компании продолжают открывать здесь свои магазины. В 2011 г. в Столешниковом переулке открылись Jimmy Choo и Joseph. Французские марки Daum и Lalique открыли интерьерный магазин площадью 170 кв. м на углу Никольской улицы и Третьяковского проезда.

Наибольший спрос на помещения формата street retail показывают предприятия общественного питания. Так, в 2011 г. компания Ginza открыла более 10 ресторанов в Москве. Продолжают развитие и крупноформатные операторы. «Паулайнер» планирует в 2012 г. открыть ресторан на Садовом кольце общей площадью 1600 кв. м.

В 2012 г. спрос на помещения в главных торговых коридорах Москвы будет расти, что обусловлено ограниченным выбором помещений в торговых центрах столицы.

 

Взгляд в будущее

Рынок торговой недвижимости постепенно переходит к стадии зрелости. В 2011 г. особенно явно проявились тенденции, подтверждающие это. Раньше развитие компаний шло по экстенсивному пути, чему способствовал бурный экономический рост, высокий платежеспособный спрос населения и возможность привлечения ритейлерами недорогих кредитов. Это позволяло компаниям открывать магазины практически без ограничений. К настоящему моменту уровень конкуренции вырос, а число хороших площадок для размещения в Москве и крупных городах России существенно сократилось. Снижение объемов ввода новых торговых центров в столице в 2011 г. обостряет конкурентную ситуацию.

В связи с этим дальнейшее развитие торговых компаний в ближайшие годы будет идти по следующим направлениям:

·         Выход на новые рынки (небольшие по численности города с низким уровнем конкуренции). Дефицит качественных торговых площадей в Москве сместит фокус развития девелоперов и ритейлеров к окраинам столицы и городам Подмосковья (Дмитров, Чехов, Домодедово). Также в зоне особого внимания региональные города с населением 300-500 тыс. жителей.

·         Освоение новых форматов.

·         Качественное развитие бизнеса на рынках с высоким уровнем конкуренции (Москва, города-миллионники). Наиболее кардинальный метод – смена концепции магазина. В 2011 г. о реновации сети заявили «Эльдорадо», «Телемакс». В них будут проведены работы по усовершенствованию системы зонирования, расширению ассортимента. В магазинах «Телемакс» поставят новое оборудование, и опробуют новую систему выкладки товаров. Также о проведении реконцепции в 2011 г. заявили «Азбука вкуса», Mexx, Oodji, INCANTO, «Рив Гош», книжный магазин «Москва».

Компании стали очень взвешенно подходить к выбору торговых точек. Они предъявляют высокие требования к качеству торговых центров, руководствуясь принципом «лучше меньше, да лучше».

Происходит постепенная дифференциация рынка. Спрос на лучшие места держит уровень вакантных площадей в наиболее качественных торговых центрах на минимуме, возрождает практику листов ожидания, и приводит к значительному росту ставок.

Менее успешные торговые центры, в первую очередь морально устаревшие или расположенные в зоне высокой конкуренции, вынуждены проводить реконструкцию или реконцепцию. Особенно остро проблема реновации стоит в городах с высоким уровнем конкуренции, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В 2011 г. в Москве реконцепции подверглись центры сети «Капитолий». ТЦ «Веймарт», не выдержав конкуренции с крупными торговыми центрами, открывшимися по соседству, решил сменить формат и стал позиционироваться как аутлет-центр Brand City. В Санкт-Петербурге в 2012 г. после реконструкции откроются ТРЦ «Лондон Молл» (бывший «Феличита»), и «Академ Парк» (бывший «Грэйт»). В Екатеринбурге на реконструкции находятся ТЦ «Гринго», «КИТ» и «МЕГА». Компания IKEA решила провести реконструкцию всех торговых центров «МЕГА» в ближайшие годы.

Кроме улучшения качества торговых центров девелоперы осваивают новые форматы: в 2012 г. в Москве заявлены к открытию первые аутлет центры (Vnukovo Outlet Village, Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House Moscow). В 2011 г. в формате Retail Park открылся торговый центр Happy Mall (43 500 кв. м GBA) в Саратове. О реализации проектов торговых центров данного формата заявили также Trinity Russian Retail Partnership. Девелоперы пробуют себя и в формате life-style центр. В 2011 г. в Туле открылся ТЦ «Ликерка Лофт», а в 2012 г. в Сочи планируется к открытию ТЦ «Мандарин».

Все это свидетельствует о том, что рынок торговой недвижимости переходит на новый уровень. Основным вектором в ближайшие годы будет качественное развитие как ритейлеров, так и торговых центров.

Статья подготовлена на основе обзора по торговой недвижимости за 2011 год, подготовленный специалистами Colliers International.

Retail.ru

Рынок торговой недвижимости переходит на новый уровеньторговая недвижимость, ритейл, торговля, торговые центры, строительство ТЦ, ритейлер
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Рынок торговой недвижимости переходит на новый уровень
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/61113/2017-09-21