Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
11 ноября 2011, 01:00 1148 просмотров

Догнать Европу

Зонтичный бренд «ЭКОКЛАСТЕР» объединит в себе различные категории экопродуктов, экотоваров и экоуслуг. Транспортно-логистическая система обеспечит бесперебойную и своевременную доставку в любой регион РФ. «ЭКОКЛАСТЕР» решит и многие социальные проблемы, наиболее важные из которых – создание новых трудовых мест, преодоление рецессии в сельских районах, сохранение культурного, духовного, исторического наследия, считают в объединении.

Первоначальные инвестиции в проект составят по предварительным оценкам $1 млн. И это лишь первый шаг к формированию цивилизованного рынка экопродукции и экоуслуг в России. «ЭКОКЛАСТЕР» ставит перед собой четкие цели и твердо намерен их достичь. Уже в 2012 году оборот объединения составит $6-8 млн.

Рынок экопродукции и экоуслуг в России и мире

По словам специалистов, Россия отстает от всего мира в сфере экопродукции и экоуслуг на 15-20 лет. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), объем российского рынка экопродуктов – $60-80 млн, что составляет 0,1% от всех продуктов питания. В основном это импорт, главный поставщик – Германия.

За период 2000-2010 г. мировой рынок экопродуктов вырос более чем в 3 раза, с $18 млрд. в 2000 году до $60 млрд. в 2010 г. Согласно прогнозам, к 2020 году его оборот может достичь $200-250 млрд. Лидирующие регионы производства экопродукции – Европа и Северная Америка, лидирующие рынки – США, Германия, Великобритания и Франция.

Евросоюз готовит реформу аграрной политики, намереваясь изменить структуру субсидий фермерам, а также стимулировать развитие экологического земледелия. Обратили внимание на экопродукты и в России. В конце 2010 года правительство РФ утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, которая предполагает разработку российских стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации сельскохозяйственных производителей в стране, а также финансовую поддержку производства экопродукции. Министерством сельского хозяйства разрабатывает закон «Об экологическом сельском хозяйстве», который должен более подробно прописать все практические механизмы для реализации мер концепции. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Семенова, в мире наметилась четкая тенденция укрупнения агробизнеса. «Российский рынок сейчас очень привлекателен тем, что все остальные прибыльные рынки уже поделены», – говорит Виктор Семенов.

Экотуризм – сфера не менее перспективная. Доля экопутешествий в Европе составляет около 20% от всех туристических услуг, темпы ежегодного прироста достигают 30 %. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе (!) место после пляжного и приносит до 30% прибыли всей туриндустрии. По данным Европейской Федерации сельского зеленого туризма EUROGITES, в мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 12 до 30% из них предпочитают сельский туризм. По оценкам маркетингового агентства «Навигатор», развитие сельского туризма в России хотя бы до уровня 10% занятости среди сельского населения (что совсем немного по сравнению с Европой) позволило бы в разы увеличить объем рынка внутреннего туризма, который сейчас составляет около миллиарда рублей в год.

Причины отставания России и слабого развития рынка экопродукции и экоуслуг

Для подтверждения соответствия декларируемого экопродукта и его подлинных свойств необходим механизм контроля. «Формированию рынка в России препятствуют не только низкое экологическое сознание россиян, но и отсутствие стандартов, закрепленных законодательно, отсутствие общего понимания требований к экологическим продуктам, – говорит директор НП «Экологический союз» Инна Анисимова. – Для цивилизованного развития необходимо разработать единые стандарты, учитывающие европейский уровень и отечественные реалии, установить правовое ограничение самодекларации производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение, создать государственную систему признания органов сертификации. В Европе высок уровень экоответственности самих предприятий, у нас пока необходима работа органов обязательного контроля».

Многие эксперты уверены, что разработка четких стандартов экопродукции и экоуслуг, механизмов контроля соответствия декларируемым стандартам экобренда, инициативы по выработке законодательно-правовой базы, создание системы продвижения экопродукции во многом зависят от самих игроков рынка. При этом Директор Департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин считает, что продвижение единого позиционирования не под силу одной фирме, необходим коллективный бренд, созданный на основе партнерства производителей, научных ведомств, органов контроля качества.

«Во мне, на мне, вокруг меня» – почему люди готовы платить за качество

По оценкам социологов, 40-70% людей готовы платить за качество и экологическую безопасность, их не останавливает более высокая цена, чем на товары и услуги массового потребления. Люди научились отличать качественную продукцию, мода на здоровый образ жизни формирует спрос на сегмент «эко». Первые в списке приоритетных – экопродукты, затем экостройматериалы, экомебель, экоодежда, экопосуда, экокосметика, экоприборы.

Наука подтверждает, экопродукты действительно того стоят. К.б.н., эксперт по импортной экологической продукции Рита Медведник: «Экопродукты отличает высокая пищевая и биологическая ценность. Они, в отличие от традиционных продуктов, содержат медленные углеводы, усваивающиеся постепенно, поэтому чувство сытости удерживается гораздо дольше. Экопродукты поддерживают и восстанавливают здоровье, в то время как многие традиционные продукты губят».

Согласно данным НИИ Питания РАМН, основные компоненты здорового образа жизни более чем на 50% складываются из здорового питания.

«Растет спрос на добавленную стоимость продукта: повышенное качество, натуральность, обогащенность, – говорит Артем Шадрин. – Производители ищут возможность позиционировать свои товары как престижные, как товары высшего качества».

«Мы наблюдаем перемены в ментальности «Во мне, на мне, вокруг меня», когда дело касается приобретения экологичных продуктов, – отмечается Расс Майер, глава отдела стратегий Landor Associates. – Потребители очень хорошо понимают, как их решение выбрать экологичные продукты питания, товары для дома и личной гигиены напрямую сказываются на жизни их семьи, и сейчас они также видят положительные моменты (к примеру, экономию средств) в покупке более дорогих товаров, тех же автомобилей или техники».

Экореволюция

В 1940-1960 годах в мире началась так называемая «зеленая революция», когда с целью прокормить увеличивающееся население было резко интенсифицировано сельское хозяйство за счет массового внедрения новых агротехнологий, машин, оборудования, удобрений, средств защиты растений. Затем появились ГМО, антибиотики, гормоны роста и т.д. Все это увеличивало обороты агрохолдингов, но стало оказывать все больший вред для здоровья людей и окружающей среды.

Примерно в это же время в мире еда начинает производиться промышленным способом. Для лучшей сохранности продуктов и усиления вкуса стали использоваться различные Е-шки. Известный международный эксперт по вопросам здорового питания, медицинский директор Института оптимального здоровья Nutrilite (Калифорния, США) доктор Дюк Джонсон на основании исследований, проведенных в 30 странах мира доказал, что регулярное употребление еды, произведенной промышленным способом вызывает рост хронических заболеваний, увеличиваются сердечно-сосудистые и онко-заболевания населения. Дело в том, что промышленная еда не содержит достаточное количество необходимых организму микронуклиентов. По данным НИИ питания РАМН, в общей структуре заболеваемости населения России 30-50% составляют заболевания, напрямую связанные с недополучением поступающих с пищей полезных веществ.

Строительные и отделочные материалы, содержащие вредные химические вещества приводят к росту заболеваний органов дыхания, прежде всего аллергий. Это же касается одежды и косметики. Вред для здоровья приносят и бытовые электрические приборы, кухонная посуда. Таким образом, современный человек становится заложником вредной химии и других негативных влияний. «Вредности» окружают людей повсюду, это уже сложившаяся система. Очень сложно организовать быт своей семьи таким образом, чтобы обезопасить родных.

Сейчас можно говорить о начале экореволюции, когда уже не только государство, но и люди на бытовом уровне стали осознавать необходимость беречь природу, признали ведущую роль правильного качественного питания для здоровья, необходимость использования экологических материалов, пользу экоодежды, экокосметики, экоприборов. Причем это осознается людьми уже не просто как мода, а как насущная необходимость, имеющая доказательную научную базу. Сегодня экологическая ситуация оказывается одной из главных причин ухудшения здоровья населения, снижения средней продолжительнос­ти жизни и роста смертности. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в мегаполисе люди живут, в среднем, на 4 года меньше, чем вне его. Зоны экологического неблагополучия охватывают около 15% территории России. По экспертным оценкам, общая цена экологического неблагополучия России достигает 300-350 тыс. дополнительных смертей в год, являясь, одним из главных факторов катастрофического падения численности насе­ления.

Неудивительно, что экодвижение с каждым годом набирает обороты. Однако найти отечественные экопродукты и экотовары с гарантированным качеством по-прежнему очень проблематично.

Массовое промышленное производство, агрохолдинги действительно решают проблему обеспечения населения продуктами и товарами и кроме них на сегодняшний это больше никто не способен сделать. Однако растущий оборот и сильная конкуренция вынуждают производителей искать пути удешевления продукта. К сожалению, зачастую это происходит за счет потери качества. В России организован мониторинг за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Вся продукция, которая поступает на прилавки проходит соответствующий контроль и по санитарно-гигиеническим нормам может считаться безопасной для употребления. Однако, согласно данным Роспотребнадзора, несмотря на принимаемые меры, доля исследованных проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, остается на высоком уровне. В 2010 году по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 114 130 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом более 1 937 тонн. Есть в законодательстве и лазейки, позволяющие производителям не сообщать покупателям важные данные о составе продуктов. Например, мясо в колбасе может вообще отсутствовать. Его заменяют на соевый белок или используют шкуру и кости. Все остальное делает химия – пищевые добавки, красители, заменители натурального дыма для эффекта копчения и т.д. Стоит такая продукция действительно дешевле, но большой вопрос стоит ли ее есть? Кстати хранятся такие продукты гораздо дольше, что облегчает логистику для розничных сетей.

Иное дело экопродукты. Срок их хранения очень небольшой, состав полностью натуральный (именно поэтому они содержат необходимые организму человека микронуклиенты). Вопросы быстрой доставки и реализации здесь ключевые. Процесс производства и переработки экопродуктов долгий, сложный. На выходе, естественно, они дороже. Таким образом, для реализации экопродукции требуется своя собственная система сбыта, отличающаяся от сложившейся системы продаж с длинной цепочкой посредников.

Сегодня фермеры производят экопродукцию, но не могут донести ее до массового потребителя. Все упирается в логистику, отсутствие узнаваемого бренда, сертификации, маркетинга, информационной и юридической поддержки. Хотя спрос на такую продукцию намного превышает предложение. Производители экотоваров продвигают свою продукцию в узком сегменте, а для занятого современного человека очень важно готовое комплексное решение. Розничные сети ищут варианты поставок, но им необходимо подтвержденное уполномоченными органами качество, узнаваемый покупателями бренд.

Весь этот комплекс вопросов под силу решить только объединению игроков рынка, которые будут решать основные проблемы, вырабатывать стандарты, инициировать разработку и принятие нормативно-правовой базы, создавать сети реализации, формировать и направлять рынок. Таким объединением и стал «ЭКОКЛАСТЕР».

Предпосылки создания объединения

На сегодняшний день для создания первого в России профессионального объединения производителей, поставщиков и потребителей экопродукции и экоуслуг «ЭКОКЛАСТЕР» сложились все необходимые предпосылки:

 – Потребители готовы приобретать экопродукцию и экоуслуги. Они ищут надежный бренд, способный гарантировать им качество

 – Производители и поставщики заинтересованы в расширении и увеличении рынка сбыта. Они испытывают необходимость в узнаваемом бренде, помощи в логистике, рекламе, пиаре, маркетинге, юридических вопросах

 – Продавцы констатируют потребность в экопродукции с гарантированным сертифицированным качеством и узнаваемым брендом. Им необходимы в стабильные, планируемые поставки

 – Здоровье и здоровый образ жизни стали приоритетами государственной политики и, как следствие, сфера «эко» стала входить в различные целевые национальные программы

Отдельно стоит отметить уникальные природные ресурсы России. Земельный фонд нашей страны составляет 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий. Среднедушевая обеспеченность пашней в России значительно выше средних мировых показателей и составляет около 1,5 га. В России крупнейшие запасы пресной воды, 38% мировых черноземов.

Экошифтинг – кадровая революция в малом сельском хозяйстве

Ключевой фактор успеха объединения – опыт и профессионализм его основателя и участников. Интересный тренд сложился в России за последние десятилетия. Если крупные корпорации идут в приоритетное для правительства сельское хозяйство, чтобы иметь возможность решать свои вопросы, то успешные бизнесмены, бывшие топ-менеджеры крупнейших компаний стали уходить в сферу «эко» по зову сердца, с целью создания «дела жизни», условий здоровой жизни, качественного питания для всей семьи, независимости от цивилизации, мировых экономических кризисов и т.д. К набирающему популярность социальному явлению DownShifting, теперь добавился новый тренд – EcoShifting, более созидательный. Не просто уйти в леса подальше от цивилизации, но и создать там комплексные проекты для полноценного жизнеобеспечения целых групп людей.

Поскольку все делается с любовью и большой отдачей, то, как правило, только экофермой и экоотелями дело не заканчивается. Владельцы хозяйств поднимают историю, создают музеи русского быта, восстанавливают церкви, придумывают и запускают социальные, образовательные проекты, сохраняют культурное, историческое, духовное наследие, воссоздают национальную самобытность, бескорыстно поставляют биоматериалы для медицины, детскую обучающую литературу по экопитанию в детские сады и школы. Если прибавить к этому создание дополнительных рабочих мест, улучшение инженерных коммуникаций, развитие внутреннего агротуризма, преодоление рецессии сельских регионов, то становится очевидно, что это по-настоящему социально ответственный и значимый для развития России бизнес.

Имея богатый жизненный и управленческий опыт российские экошифтеры создают свои успешные проекты, а потом поднимают голову, ищут таких же единомышленников и объединяют усилия. Создатель «ЭКОКЛАСТЕРА» – Александр КОНОВАЛОВ, владелец экофермы «КОНОВАЛОВО», успешный бизнесмен, в свое время занимавший пост президента компании «Эдельстар», входящей в пятерку крупнейших российских компаний прямых продаж. Первые участники проекта – тоже успешные бизнесмены, бывшие топ-менеджеры крупных компаний. Именно благодаря им современное малое сельское хозяйство приобрело новый облик. Сегодня это эффективно управляемые, высокотехнологичные, инновационные проекты, соответствующие международным стандартам, приносящие прибыль, имеющие громадный потенциал для развития.

Цели проекта:

Производить, поставлять и реализовывать на российском и международном рынках экопродукцию и экоуслуги российского производства с гарантированным качеством под единым зонтичным брендом «ЭКОКЛАСТЕР»

Формировать цивилизованный рынок экопродукции и экоуслуг в России, делая экопродукцию максимально доступной наибольшему количеству граждан

Целевая аудитория проекта – люди с доходом выше среднего. Сегмент рынка – экопродукция и экоуслуги премиум класса.

Система сбыта в включает запуск интернет-магазина; организацию собственной службы доставки и логистики по всей России; организацию упаковочно-распределительных центров в Москве и регионах; создание собственной сети продаж из автономных модульных магазинов площадью до 70 м.кв. В ближайшем будущем планируется закупка своего автотранспорта с холодильным оборудованием для доставки по Москве и области.

Продумана также и система стимуляции спроса и мотивации. Уже в этом году запускаются сразу несколько конкурсов – «Экотриумф; конкурс по сохранению российских экотрадиций; конкурс на лучший экопродукт и экоуслугу; конкурс на звание «Партнер года»; розыгрыш призов для покупателей по номерам защитной голограммы.

Foodmonitor 

Поделиться публикацией:
Как законы, направленные на легализацию торговли, ...
1942
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4609
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
8800
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
234
Danone изменил выкладку молочных продуктов в «Магн...
1871

Зонтичный бренд «ЭКОКЛАСТЕР» объединит в себе различные категории экопродуктов, экотоваров и экоуслуг. Транспортно-логистическая система обеспечит бесперебойную и своевременную доставку в любой регион РФ. «ЭКОКЛАСТЕР» решит и многие социальные проблемы, наиболее важные из которых – создание новых трудовых мест, преодоление рецессии в сельских районах, сохранение культурного, духовного, исторического наследия, считают в объединении.

Первоначальные инвестиции в проект составят по предварительным оценкам $1 млн. И это лишь первый шаг к формированию цивилизованного рынка экопродукции и экоуслуг в России. «ЭКОКЛАСТЕР» ставит перед собой четкие цели и твердо намерен их достичь. Уже в 2012 году оборот объединения составит $6-8 млн.

Рынок экопродукции и экоуслуг в России и мире

По словам специалистов, Россия отстает от всего мира в сфере экопродукции и экоуслуг на 15-20 лет. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), объем российского рынка экопродуктов – $60-80 млн, что составляет 0,1% от всех продуктов питания. В основном это импорт, главный поставщик – Германия.

За период 2000-2010 г. мировой рынок экопродуктов вырос более чем в 3 раза, с $18 млрд. в 2000 году до $60 млрд. в 2010 г. Согласно прогнозам, к 2020 году его оборот может достичь $200-250 млрд. Лидирующие регионы производства экопродукции – Европа и Северная Америка, лидирующие рынки – США, Германия, Великобритания и Франция.

Евросоюз готовит реформу аграрной политики, намереваясь изменить структуру субсидий фермерам, а также стимулировать развитие экологического земледелия. Обратили внимание на экопродукты и в России. В конце 2010 года правительство РФ утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, которая предполагает разработку российских стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации сельскохозяйственных производителей в стране, а также финансовую поддержку производства экопродукции. Министерством сельского хозяйства разрабатывает закон «Об экологическом сельском хозяйстве», который должен более подробно прописать все практические механизмы для реализации мер концепции. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Семенова, в мире наметилась четкая тенденция укрупнения агробизнеса. «Российский рынок сейчас очень привлекателен тем, что все остальные прибыльные рынки уже поделены», – говорит Виктор Семенов.

Экотуризм – сфера не менее перспективная. Доля экопутешествий в Европе составляет около 20% от всех туристических услуг, темпы ежегодного прироста достигают 30 %. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе (!) место после пляжного и приносит до 30% прибыли всей туриндустрии. По данным Европейской Федерации сельского зеленого туризма EUROGITES, в мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 12 до 30% из них предпочитают сельский туризм. По оценкам маркетингового агентства «Навигатор», развитие сельского туризма в России хотя бы до уровня 10% занятости среди сельского населения (что совсем немного по сравнению с Европой) позволило бы в разы увеличить объем рынка внутреннего туризма, который сейчас составляет около миллиарда рублей в год.

Причины отставания России и слабого развития рынка экопродукции и экоуслуг

Для подтверждения соответствия декларируемого экопродукта и его подлинных свойств необходим механизм контроля. «Формированию рынка в России препятствуют не только низкое экологическое сознание россиян, но и отсутствие стандартов, закрепленных законодательно, отсутствие общего понимания требований к экологическим продуктам, – говорит директор НП «Экологический союз» Инна Анисимова. – Для цивилизованного развития необходимо разработать единые стандарты, учитывающие европейский уровень и отечественные реалии, установить правовое ограничение самодекларации производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение, создать государственную систему признания органов сертификации. В Европе высок уровень экоответственности самих предприятий, у нас пока необходима работа органов обязательного контроля».

Многие эксперты уверены, что разработка четких стандартов экопродукции и экоуслуг, механизмов контроля соответствия декларируемым стандартам экобренда, инициативы по выработке законодательно-правовой базы, создание системы продвижения экопродукции во многом зависят от самих игроков рынка. При этом Директор Департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин считает, что продвижение единого позиционирования не под силу одной фирме, необходим коллективный бренд, созданный на основе партнерства производителей, научных ведомств, органов контроля качества.

«Во мне, на мне, вокруг меня» – почему люди готовы платить за качество

По оценкам социологов, 40-70% людей готовы платить за качество и экологическую безопасность, их не останавливает более высокая цена, чем на товары и услуги массового потребления. Люди научились отличать качественную продукцию, мода на здоровый образ жизни формирует спрос на сегмент «эко». Первые в списке приоритетных – экопродукты, затем экостройматериалы, экомебель, экоодежда, экопосуда, экокосметика, экоприборы.

Наука подтверждает, экопродукты действительно того стоят. К.б.н., эксперт по импортной экологической продукции Рита Медведник: «Экопродукты отличает высокая пищевая и биологическая ценность. Они, в отличие от традиционных продуктов, содержат медленные углеводы, усваивающиеся постепенно, поэтому чувство сытости удерживается гораздо дольше. Экопродукты поддерживают и восстанавливают здоровье, в то время как многие традиционные продукты губят».

Согласно данным НИИ Питания РАМН, основные компоненты здорового образа жизни более чем на 50% складываются из здорового питания.

«Растет спрос на добавленную стоимость продукта: повышенное качество, натуральность, обогащенность, – говорит Артем Шадрин. – Производители ищут возможность позиционировать свои товары как престижные, как товары высшего качества».

«Мы наблюдаем перемены в ментальности «Во мне, на мне, вокруг меня», когда дело касается приобретения экологичных продуктов, – отмечается Расс Майер, глава отдела стратегий Landor Associates. – Потребители очень хорошо понимают, как их решение выбрать экологичные продукты питания, товары для дома и личной гигиены напрямую сказываются на жизни их семьи, и сейчас они также видят положительные моменты (к примеру, экономию средств) в покупке более дорогих товаров, тех же автомобилей или техники».

Экореволюция

В 1940-1960 годах в мире началась так называемая «зеленая революция», когда с целью прокормить увеличивающееся население было резко интенсифицировано сельское хозяйство за счет массового внедрения новых агротехнологий, машин, оборудования, удобрений, средств защиты растений. Затем появились ГМО, антибиотики, гормоны роста и т.д. Все это увеличивало обороты агрохолдингов, но стало оказывать все больший вред для здоровья людей и окружающей среды.

Примерно в это же время в мире еда начинает производиться промышленным способом. Для лучшей сохранности продуктов и усиления вкуса стали использоваться различные Е-шки. Известный международный эксперт по вопросам здорового питания, медицинский директор Института оптимального здоровья Nutrilite (Калифорния, США) доктор Дюк Джонсон на основании исследований, проведенных в 30 странах мира доказал, что регулярное употребление еды, произведенной промышленным способом вызывает рост хронических заболеваний, увеличиваются сердечно-сосудистые и онко-заболевания населения. Дело в том, что промышленная еда не содержит достаточное количество необходимых организму микронуклиентов. По данным НИИ питания РАМН, в общей структуре заболеваемости населения России 30-50% составляют заболевания, напрямую связанные с недополучением поступающих с пищей полезных веществ.

Строительные и отделочные материалы, содержащие вредные химические вещества приводят к росту заболеваний органов дыхания, прежде всего аллергий. Это же касается одежды и косметики. Вред для здоровья приносят и бытовые электрические приборы, кухонная посуда. Таким образом, современный человек становится заложником вредной химии и других негативных влияний. «Вредности» окружают людей повсюду, это уже сложившаяся система. Очень сложно организовать быт своей семьи таким образом, чтобы обезопасить родных.

Сейчас можно говорить о начале экореволюции, когда уже не только государство, но и люди на бытовом уровне стали осознавать необходимость беречь природу, признали ведущую роль правильного качественного питания для здоровья, необходимость использования экологических материалов, пользу экоодежды, экокосметики, экоприборов. Причем это осознается людьми уже не просто как мода, а как насущная необходимость, имеющая доказательную научную базу. Сегодня экологическая ситуация оказывается одной из главных причин ухудшения здоровья населения, снижения средней продолжительнос­ти жизни и роста смертности. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в мегаполисе люди живут, в среднем, на 4 года меньше, чем вне его. Зоны экологического неблагополучия охватывают около 15% территории России. По экспертным оценкам, общая цена экологического неблагополучия России достигает 300-350 тыс. дополнительных смертей в год, являясь, одним из главных факторов катастрофического падения численности насе­ления.

Неудивительно, что экодвижение с каждым годом набирает обороты. Однако найти отечественные экопродукты и экотовары с гарантированным качеством по-прежнему очень проблематично.

Массовое промышленное производство, агрохолдинги действительно решают проблему обеспечения населения продуктами и товарами и кроме них на сегодняшний это больше никто не способен сделать. Однако растущий оборот и сильная конкуренция вынуждают производителей искать пути удешевления продукта. К сожалению, зачастую это происходит за счет потери качества. В России организован мониторинг за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Вся продукция, которая поступает на прилавки проходит соответствующий контроль и по санитарно-гигиеническим нормам может считаться безопасной для употребления. Однако, согласно данным Роспотребнадзора, несмотря на принимаемые меры, доля исследованных проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, остается на высоком уровне. В 2010 году по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 114 130 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом более 1 937 тонн. Есть в законодательстве и лазейки, позволяющие производителям не сообщать покупателям важные данные о составе продуктов. Например, мясо в колбасе может вообще отсутствовать. Его заменяют на соевый белок или используют шкуру и кости. Все остальное делает химия – пищевые добавки, красители, заменители натурального дыма для эффекта копчения и т.д. Стоит такая продукция действительно дешевле, но большой вопрос стоит ли ее есть? Кстати хранятся такие продукты гораздо дольше, что облегчает логистику для розничных сетей.

Иное дело экопродукты. Срок их хранения очень небольшой, состав полностью натуральный (именно поэтому они содержат необходимые организму человека микронуклиенты). Вопросы быстрой доставки и реализации здесь ключевые. Процесс производства и переработки экопродуктов долгий, сложный. На выходе, естественно, они дороже. Таким образом, для реализации экопродукции требуется своя собственная система сбыта, отличающаяся от сложившейся системы продаж с длинной цепочкой посредников.

Сегодня фермеры производят экопродукцию, но не могут донести ее до массового потребителя. Все упирается в логистику, отсутствие узнаваемого бренда, сертификации, маркетинга, информационной и юридической поддержки. Хотя спрос на такую продукцию намного превышает предложение. Производители экотоваров продвигают свою продукцию в узком сегменте, а для занятого современного человека очень важно готовое комплексное решение. Розничные сети ищут варианты поставок, но им необходимо подтвержденное уполномоченными органами качество, узнаваемый покупателями бренд.

Весь этот комплекс вопросов под силу решить только объединению игроков рынка, которые будут решать основные проблемы, вырабатывать стандарты, инициировать разработку и принятие нормативно-правовой базы, создавать сети реализации, формировать и направлять рынок. Таким объединением и стал «ЭКОКЛАСТЕР».

Предпосылки создания объединения

На сегодняшний день для создания первого в России профессионального объединения производителей, поставщиков и потребителей экопродукции и экоуслуг «ЭКОКЛАСТЕР» сложились все необходимые предпосылки:

 – Потребители готовы приобретать экопродукцию и экоуслуги. Они ищут надежный бренд, способный гарантировать им качество

 – Производители и поставщики заинтересованы в расширении и увеличении рынка сбыта. Они испытывают необходимость в узнаваемом бренде, помощи в логистике, рекламе, пиаре, маркетинге, юридических вопросах

 – Продавцы констатируют потребность в экопродукции с гарантированным сертифицированным качеством и узнаваемым брендом. Им необходимы в стабильные, планируемые поставки

 – Здоровье и здоровый образ жизни стали приоритетами государственной политики и, как следствие, сфера «эко» стала входить в различные целевые национальные программы

Отдельно стоит отметить уникальные природные ресурсы России. Земельный фонд нашей страны составляет 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий. Среднедушевая обеспеченность пашней в России значительно выше средних мировых показателей и составляет около 1,5 га. В России крупнейшие запасы пресной воды, 38% мировых черноземов.

Экошифтинг – кадровая революция в малом сельском хозяйстве

Ключевой фактор успеха объединения – опыт и профессионализм его основателя и участников. Интересный тренд сложился в России за последние десятилетия. Если крупные корпорации идут в приоритетное для правительства сельское хозяйство, чтобы иметь возможность решать свои вопросы, то успешные бизнесмены, бывшие топ-менеджеры крупнейших компаний стали уходить в сферу «эко» по зову сердца, с целью создания «дела жизни», условий здоровой жизни, качественного питания для всей семьи, независимости от цивилизации, мировых экономических кризисов и т.д. К набирающему популярность социальному явлению DownShifting, теперь добавился новый тренд – EcoShifting, более созидательный. Не просто уйти в леса подальше от цивилизации, но и создать там комплексные проекты для полноценного жизнеобеспечения целых групп людей.

Поскольку все делается с любовью и большой отдачей, то, как правило, только экофермой и экоотелями дело не заканчивается. Владельцы хозяйств поднимают историю, создают музеи русского быта, восстанавливают церкви, придумывают и запускают социальные, образовательные проекты, сохраняют культурное, историческое, духовное наследие, воссоздают национальную самобытность, бескорыстно поставляют биоматериалы для медицины, детскую обучающую литературу по экопитанию в детские сады и школы. Если прибавить к этому создание дополнительных рабочих мест, улучшение инженерных коммуникаций, развитие внутреннего агротуризма, преодоление рецессии сельских регионов, то становится очевидно, что это по-настоящему социально ответственный и значимый для развития России бизнес.

Имея богатый жизненный и управленческий опыт российские экошифтеры создают свои успешные проекты, а потом поднимают голову, ищут таких же единомышленников и объединяют усилия. Создатель «ЭКОКЛАСТЕРА» – Александр КОНОВАЛОВ, владелец экофермы «КОНОВАЛОВО», успешный бизнесмен, в свое время занимавший пост президента компании «Эдельстар», входящей в пятерку крупнейших российских компаний прямых продаж. Первые участники проекта – тоже успешные бизнесмены, бывшие топ-менеджеры крупных компаний. Именно благодаря им современное малое сельское хозяйство приобрело новый облик. Сегодня это эффективно управляемые, высокотехнологичные, инновационные проекты, соответствующие международным стандартам, приносящие прибыль, имеющие громадный потенциал для развития.

Цели проекта:

Производить, поставлять и реализовывать на российском и международном рынках экопродукцию и экоуслуги российского производства с гарантированным качеством под единым зонтичным брендом «ЭКОКЛАСТЕР»

Формировать цивилизованный рынок экопродукции и экоуслуг в России, делая экопродукцию максимально доступной наибольшему количеству граждан

Целевая аудитория проекта – люди с доходом выше среднего. Сегмент рынка – экопродукция и экоуслуги премиум класса.

Система сбыта в включает запуск интернет-магазина; организацию собственной службы доставки и логистики по всей России; организацию упаковочно-распределительных центров в Москве и регионах; создание собственной сети продаж из автономных модульных магазинов площадью до 70 м.кв. В ближайшем будущем планируется закупка своего автотранспорта с холодильным оборудованием для доставки по Москве и области.

Продумана также и система стимуляции спроса и мотивации. Уже в этом году запускаются сразу несколько конкурсов – «Экотриумф; конкурс по сохранению российских экотрадиций; конкурс на лучший экопродукт и экоуслугу; конкурс на звание «Партнер года»; розыгрыш призов для покупателей по номерам защитной голограммы.

Foodmonitor 

Догнать Европуэкология, упаковка, ГМО, продуктовый ритейл, безопасность продукции
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Догнать Европу
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/58998/2017-11-22