Баннер ФЗ-54
6 июня 2011, 00:00 5452 просмотра

Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысяч

«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» — говорил Воланд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение было опубликовано во времена, когда стремительно развивающийся дефицит в стране несколько размыл границы свежести продуктов, привнеся такое понятие, как товар «не первой свежести».

Это устойчивое выражение уже прочно закрепилось в русском языке и не теряет актуальности и по сей день. Сегодня на прилавках большинства магазинов без труда можно найти просроченный или не соответствующий нормам товар. И подобная ситуация не спешит меняться к лучшему, поскольку штрафы за такую провинность слишком малы.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемой на территории России продукции не соответствует нормам безопасности и качества. Ростест предполагает, что таких товаров 60–80%.

Для того, чтобы как-то изменить ситуацию, в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает бороться с нарушителями рублем. Согласно документу, необходимо увеличить штрафные санкции за продажу товаров «с душком» до 700 тысяч рублей. Есть и другая мера — альтернативная — закрытие торговой точки на срок до 90 дней.

Основная мысль законопроекта такова: чтобы остановить вал некачественной продукции на российском рынке, необходимо серьезно ужесточать санкции. Автор документа — депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. Он утверждает, что сейчас те магазины, которые продают продукты с истекшим сроком годности, отделываются несерьезным штрафом в 20 тысяч рублей. А это даже для небольшой торговой точки — не критичная сумма. Для гигантских супермаркетов подобные штрафы — вообще не деньги.

Напомним, полтора года назад, с февраля 2010 года, в Росси была отменена обязательная сертификация продуктов питания, посуды и косметики. Судя по всему, сделано это было, чтобы не «кошмарить» бизнес. Предполагалось также, что производителям отныне не придется тратиться на экспертизу и на проверяющие органы. А месяцем ранее, с 1 января 2010 года, в Европе вступила в силу новая директива, которая, ужесточает требования к продуктам. Сначала безопасность и качество продукции гарантирует изготовитель, потом импортер и, наконец, дистрибьютор. При этом принцип добровольной сертификации действует во многих странах мира.

В документе всегда подробно расписано, какие компоненты и материалы применялись при производстве. У нас же нередко обходятся без сертификата или покупают его. Да и на упаковке товара зачастую указан далеко не точный или не полный набор ингредиентов. К тому же плановую проверку разрешается проводить один раз в три года, причем предупредив о проверке за две недели. Внеплановые проверки проводятся лишь по представлению прокуратуры после инцидентов.

В то же время эксперты утверждают, что на сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров. Многие уже просто смирились с тем, что на прилавках даже дорогих магазинов можно обнаружить просроченный товар.

Если следовать санитарным правилам и законам, то буквально горы устаревших продуктов должны ежедневно покидать магазины, отправляясь на свалку. Но это огромный убыток для ритейлеров, поэтому добровольно на это большинство из них идти не готово. В этой связи сформировалась целая отрасль — по «омолаживанию» просроченных товаров.

К примеру, в самих торговых точках, нередко занимаются «реанимацией» продуктов, например, отмачивая их в различных растворах. Порой устаревший товар перерабатывают, в результате чего появляются фарши, готовые котлеты, салаты, куры-гриль и прочее.

Существует также целая сеть торговых точек, где продают дешевый просроченный товар. Как правило, это рынки, найти которые несложно в любом городе. Только в Москве подобных развалов — десятки. Покупают эти товары, как правило, оптовики из всевозможных недорогих уличных точек общепита. Их хозяева берут устаревший товар за копейки, а потом из него готовят блюда. Есть и другие клиенты: из просроченной продукции в подпольных цехах делают салаты, из колбас «нарезку» или коптят испортившуюся рыбу. Причем переработанная такими предприятиями продукция попадает не только в дешевые, но и в самые дорогие продуктовые магазины.

Между тем, на недавней конференции «Социальная безопасность страны: продукты питания, лекарства, косметика» Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, привел шокирующие цифры: из 1200 компаний на добровольную сертификацию пошли лишь 30. Сертификатов около 26–27 тысяч, но настоящих из них только 3%. Кто выдавал остальные сертификаты, как проводилась проверка безопасности, доброкачественности — неизвестно. В стране нет единого органа аккредитации лабораторий. Закон об аккредитации, подготовленный Минэкономразвития, по мнению Геннадия Воронина, не годится. «В Европе поставлена задача довести обязательную сертификацию товаров до 75–78%, у нас пошли на то, чтобы сузить их количество до 23%. Никто ни за что не отвечает. По новому положению, министерства отвечают только за политику», — сказал он.

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, утверждает, что, независимо от будущего наказания — штрафа или закрытия, должна быть обязательная конфискация некачественного товара. При этом ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента его покупки, как это происходит сейчас.

Для сравнения, в Европе не покупатель должен выискивать на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина сами обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров. При обнаружении просроченной продукции на владельца магазина в европейских странах налагается солидный штраф. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тысяч евро) и в Турции.

Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес. Если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты.

Закон хорош, но разработчики не из той партии

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал BFM.ru, что в организации полностью разделяют желание депутатов навести порядок в розничной сфере торговли. «Но очень важно, чтобы эти правила распространялись на всех и жестко соблюдались», — отметил эксперт.

«У нас полный бардак творится в неорганизованной рознице, на рынках. Там самые страшные и серьезные нарушения происходят. А все идут в торговые сети, где чисто, уютно, тепло, светло и начинают там искать просрочку», — посетовал Белоновский, уточнив, что сетевая торговля в России составляет всего лишь треть рынка.

«На сегодняшний день мы, как торговая сеть, тратим огромное количество ресурсов на то, чтобы поддерживать стабильный, хороший ассортимент на своих полках. А наши конкуренты, множество небольших компаний, не уделяют этому столь серьезного внимания, зачастую они продают продукты, не соответствующие нормам, разрешенным законодательством. Мы в этом видим недобросовестную конкуренцию, поэтому выступаем за единые правила для всех. Это будет ужесточение, да, это очень серьезно может ударить по бизнесу тех или иных ритейлеров, но это важно», — считает Белоновский.

Управляющий партнер Management Development Group (сети «Пятерочка», «Гастрономчикъ») Дмитрий Потапенко считает, что законопроект, предложенный Беляковым, пролоббирован, что он не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. «Вознаграждение обществ по защите прав потребителей всегда оценивается в проценте от предъявленного иска. Мало того, на выходе мы получим то, что цены на продукты вырастут, так как вырастет коррупционная составляющая», — заявил Потапенко BFM.ru.

«Судиться и улучшить качество сервиса — это принципиально разные вещи», — уверен эксперт. По его мнению, ужесточение и увеличение количества проверок не влияет на качество услуг.

Председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин и вовсе сомневается, что закон будет принят. «Единая Россия» не принимает законы, инициированные другими партиями. Но очевидно, что такой закон нужен, так как сейчас наказание за реализацию просроченной продукции незначительное, и магазины достаточно халатно относятся к обязанности изымать из продажи товар с истекшим сроком годности. Но чисто политически нужно понимать, что, имея большинство в парламенте, «Единая Россия» не допустит принятия этой нормы. В лучшем случае, через какое-то время они внесут аналогичный текст, года через полтора это станет нормой», — подытожил Дмитрий Янин.www.bfm.ru
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
297
Как начать производить товары под собственной торг...
293
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
2850
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
437
О нестандартных решениях международной компании
1581
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8165
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
4691
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2339

«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» — говорил Воланд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение было опубликовано во времена, когда стремительно развивающийся дефицит в стране несколько размыл границы свежести продуктов, привнеся такое понятие, как товар «не первой свежести».

Это устойчивое выражение уже прочно закрепилось в русском языке и не теряет актуальности и по сей день. Сегодня на прилавках большинства магазинов без труда можно найти просроченный или не соответствующий нормам товар. И подобная ситуация не спешит меняться к лучшему, поскольку штрафы за такую провинность слишком малы.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемой на территории России продукции не соответствует нормам безопасности и качества. Ростест предполагает, что таких товаров 60–80%.

Для того, чтобы как-то изменить ситуацию, в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает бороться с нарушителями рублем. Согласно документу, необходимо увеличить штрафные санкции за продажу товаров «с душком» до 700 тысяч рублей. Есть и другая мера — альтернативная — закрытие торговой точки на срок до 90 дней.

Основная мысль законопроекта такова: чтобы остановить вал некачественной продукции на российском рынке, необходимо серьезно ужесточать санкции. Автор документа — депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. Он утверждает, что сейчас те магазины, которые продают продукты с истекшим сроком годности, отделываются несерьезным штрафом в 20 тысяч рублей. А это даже для небольшой торговой точки — не критичная сумма. Для гигантских супермаркетов подобные штрафы — вообще не деньги.

Напомним, полтора года назад, с февраля 2010 года, в Росси была отменена обязательная сертификация продуктов питания, посуды и косметики. Судя по всему, сделано это было, чтобы не «кошмарить» бизнес. Предполагалось также, что производителям отныне не придется тратиться на экспертизу и на проверяющие органы. А месяцем ранее, с 1 января 2010 года, в Европе вступила в силу новая директива, которая, ужесточает требования к продуктам. Сначала безопасность и качество продукции гарантирует изготовитель, потом импортер и, наконец, дистрибьютор. При этом принцип добровольной сертификации действует во многих странах мира.

В документе всегда подробно расписано, какие компоненты и материалы применялись при производстве. У нас же нередко обходятся без сертификата или покупают его. Да и на упаковке товара зачастую указан далеко не точный или не полный набор ингредиентов. К тому же плановую проверку разрешается проводить один раз в три года, причем предупредив о проверке за две недели. Внеплановые проверки проводятся лишь по представлению прокуратуры после инцидентов.

В то же время эксперты утверждают, что на сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров. Многие уже просто смирились с тем, что на прилавках даже дорогих магазинов можно обнаружить просроченный товар.

Если следовать санитарным правилам и законам, то буквально горы устаревших продуктов должны ежедневно покидать магазины, отправляясь на свалку. Но это огромный убыток для ритейлеров, поэтому добровольно на это большинство из них идти не готово. В этой связи сформировалась целая отрасль — по «омолаживанию» просроченных товаров.

К примеру, в самих торговых точках, нередко занимаются «реанимацией» продуктов, например, отмачивая их в различных растворах. Порой устаревший товар перерабатывают, в результате чего появляются фарши, готовые котлеты, салаты, куры-гриль и прочее.

Существует также целая сеть торговых точек, где продают дешевый просроченный товар. Как правило, это рынки, найти которые несложно в любом городе. Только в Москве подобных развалов — десятки. Покупают эти товары, как правило, оптовики из всевозможных недорогих уличных точек общепита. Их хозяева берут устаревший товар за копейки, а потом из него готовят блюда. Есть и другие клиенты: из просроченной продукции в подпольных цехах делают салаты, из колбас «нарезку» или коптят испортившуюся рыбу. Причем переработанная такими предприятиями продукция попадает не только в дешевые, но и в самые дорогие продуктовые магазины.

Между тем, на недавней конференции «Социальная безопасность страны: продукты питания, лекарства, косметика» Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, привел шокирующие цифры: из 1200 компаний на добровольную сертификацию пошли лишь 30. Сертификатов около 26–27 тысяч, но настоящих из них только 3%. Кто выдавал остальные сертификаты, как проводилась проверка безопасности, доброкачественности — неизвестно. В стране нет единого органа аккредитации лабораторий. Закон об аккредитации, подготовленный Минэкономразвития, по мнению Геннадия Воронина, не годится. «В Европе поставлена задача довести обязательную сертификацию товаров до 75–78%, у нас пошли на то, чтобы сузить их количество до 23%. Никто ни за что не отвечает. По новому положению, министерства отвечают только за политику», — сказал он.

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, утверждает, что, независимо от будущего наказания — штрафа или закрытия, должна быть обязательная конфискация некачественного товара. При этом ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента его покупки, как это происходит сейчас.

Для сравнения, в Европе не покупатель должен выискивать на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина сами обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров. При обнаружении просроченной продукции на владельца магазина в европейских странах налагается солидный штраф. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тысяч евро) и в Турции.

Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес. Если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты.

Закон хорош, но разработчики не из той партии

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал BFM.ru, что в организации полностью разделяют желание депутатов навести порядок в розничной сфере торговли. «Но очень важно, чтобы эти правила распространялись на всех и жестко соблюдались», — отметил эксперт.

«У нас полный бардак творится в неорганизованной рознице, на рынках. Там самые страшные и серьезные нарушения происходят. А все идут в торговые сети, где чисто, уютно, тепло, светло и начинают там искать просрочку», — посетовал Белоновский, уточнив, что сетевая торговля в России составляет всего лишь треть рынка.

«На сегодняшний день мы, как торговая сеть, тратим огромное количество ресурсов на то, чтобы поддерживать стабильный, хороший ассортимент на своих полках. А наши конкуренты, множество небольших компаний, не уделяют этому столь серьезного внимания, зачастую они продают продукты, не соответствующие нормам, разрешенным законодательством. Мы в этом видим недобросовестную конкуренцию, поэтому выступаем за единые правила для всех. Это будет ужесточение, да, это очень серьезно может ударить по бизнесу тех или иных ритейлеров, но это важно», — считает Белоновский.

Управляющий партнер Management Development Group (сети «Пятерочка», «Гастрономчикъ») Дмитрий Потапенко считает, что законопроект, предложенный Беляковым, пролоббирован, что он не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. «Вознаграждение обществ по защите прав потребителей всегда оценивается в проценте от предъявленного иска. Мало того, на выходе мы получим то, что цены на продукты вырастут, так как вырастет коррупционная составляющая», — заявил Потапенко BFM.ru.

«Судиться и улучшить качество сервиса — это принципиально разные вещи», — уверен эксперт. По его мнению, ужесточение и увеличение количества проверок не влияет на качество услуг.

Председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин и вовсе сомневается, что закон будет принят. «Единая Россия» не принимает законы, инициированные другими партиями. Но очевидно, что такой закон нужен, так как сейчас наказание за реализацию просроченной продукции незначительное, и магазины достаточно халатно относятся к обязанности изымать из продажи товар с истекшим сроком годности. Но чисто политически нужно понимать, что, имея большинство в парламенте, «Единая Россия» не допустит принятия этой нормы. В лучшем случае, через какое-то время они внесут аналогичный текст, года через полтора это станет нормой», — подытожил Дмитрий Янин.www.bfm.ru
Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысячПросроченные товары, качество товара, retailer, торговые сети, штрафы для ритейлеров, ритейлер, ритейлеры
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысяч
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/49349/2018-07-20