Баннер ФЗ-54
6 июня 2011, 00:00 5262 просмотра

Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысяч

«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» — говорил Воланд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение было опубликовано во времена, когда стремительно развивающийся дефицит в стране несколько размыл границы свежести продуктов, привнеся такое понятие, как товар «не первой свежести».

Это устойчивое выражение уже прочно закрепилось в русском языке и не теряет актуальности и по сей день. Сегодня на прилавках большинства магазинов без труда можно найти просроченный или не соответствующий нормам товар. И подобная ситуация не спешит меняться к лучшему, поскольку штрафы за такую провинность слишком малы.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемой на территории России продукции не соответствует нормам безопасности и качества. Ростест предполагает, что таких товаров 60–80%.

Для того, чтобы как-то изменить ситуацию, в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает бороться с нарушителями рублем. Согласно документу, необходимо увеличить штрафные санкции за продажу товаров «с душком» до 700 тысяч рублей. Есть и другая мера — альтернативная — закрытие торговой точки на срок до 90 дней.

Основная мысль законопроекта такова: чтобы остановить вал некачественной продукции на российском рынке, необходимо серьезно ужесточать санкции. Автор документа — депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. Он утверждает, что сейчас те магазины, которые продают продукты с истекшим сроком годности, отделываются несерьезным штрафом в 20 тысяч рублей. А это даже для небольшой торговой точки — не критичная сумма. Для гигантских супермаркетов подобные штрафы — вообще не деньги.

Напомним, полтора года назад, с февраля 2010 года, в Росси была отменена обязательная сертификация продуктов питания, посуды и косметики. Судя по всему, сделано это было, чтобы не «кошмарить» бизнес. Предполагалось также, что производителям отныне не придется тратиться на экспертизу и на проверяющие органы. А месяцем ранее, с 1 января 2010 года, в Европе вступила в силу новая директива, которая, ужесточает требования к продуктам. Сначала безопасность и качество продукции гарантирует изготовитель, потом импортер и, наконец, дистрибьютор. При этом принцип добровольной сертификации действует во многих странах мира.

В документе всегда подробно расписано, какие компоненты и материалы применялись при производстве. У нас же нередко обходятся без сертификата или покупают его. Да и на упаковке товара зачастую указан далеко не точный или не полный набор ингредиентов. К тому же плановую проверку разрешается проводить один раз в три года, причем предупредив о проверке за две недели. Внеплановые проверки проводятся лишь по представлению прокуратуры после инцидентов.

В то же время эксперты утверждают, что на сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров. Многие уже просто смирились с тем, что на прилавках даже дорогих магазинов можно обнаружить просроченный товар.

Если следовать санитарным правилам и законам, то буквально горы устаревших продуктов должны ежедневно покидать магазины, отправляясь на свалку. Но это огромный убыток для ритейлеров, поэтому добровольно на это большинство из них идти не готово. В этой связи сформировалась целая отрасль — по «омолаживанию» просроченных товаров.

К примеру, в самих торговых точках, нередко занимаются «реанимацией» продуктов, например, отмачивая их в различных растворах. Порой устаревший товар перерабатывают, в результате чего появляются фарши, готовые котлеты, салаты, куры-гриль и прочее.

Существует также целая сеть торговых точек, где продают дешевый просроченный товар. Как правило, это рынки, найти которые несложно в любом городе. Только в Москве подобных развалов — десятки. Покупают эти товары, как правило, оптовики из всевозможных недорогих уличных точек общепита. Их хозяева берут устаревший товар за копейки, а потом из него готовят блюда. Есть и другие клиенты: из просроченной продукции в подпольных цехах делают салаты, из колбас «нарезку» или коптят испортившуюся рыбу. Причем переработанная такими предприятиями продукция попадает не только в дешевые, но и в самые дорогие продуктовые магазины.

Между тем, на недавней конференции «Социальная безопасность страны: продукты питания, лекарства, косметика» Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, привел шокирующие цифры: из 1200 компаний на добровольную сертификацию пошли лишь 30. Сертификатов около 26–27 тысяч, но настоящих из них только 3%. Кто выдавал остальные сертификаты, как проводилась проверка безопасности, доброкачественности — неизвестно. В стране нет единого органа аккредитации лабораторий. Закон об аккредитации, подготовленный Минэкономразвития, по мнению Геннадия Воронина, не годится. «В Европе поставлена задача довести обязательную сертификацию товаров до 75–78%, у нас пошли на то, чтобы сузить их количество до 23%. Никто ни за что не отвечает. По новому положению, министерства отвечают только за политику», — сказал он.

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, утверждает, что, независимо от будущего наказания — штрафа или закрытия, должна быть обязательная конфискация некачественного товара. При этом ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента его покупки, как это происходит сейчас.

Для сравнения, в Европе не покупатель должен выискивать на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина сами обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров. При обнаружении просроченной продукции на владельца магазина в европейских странах налагается солидный штраф. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тысяч евро) и в Турции.

Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес. Если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты.

Закон хорош, но разработчики не из той партии

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал BFM.ru, что в организации полностью разделяют желание депутатов навести порядок в розничной сфере торговли. «Но очень важно, чтобы эти правила распространялись на всех и жестко соблюдались», — отметил эксперт.

«У нас полный бардак творится в неорганизованной рознице, на рынках. Там самые страшные и серьезные нарушения происходят. А все идут в торговые сети, где чисто, уютно, тепло, светло и начинают там искать просрочку», — посетовал Белоновский, уточнив, что сетевая торговля в России составляет всего лишь треть рынка.

«На сегодняшний день мы, как торговая сеть, тратим огромное количество ресурсов на то, чтобы поддерживать стабильный, хороший ассортимент на своих полках. А наши конкуренты, множество небольших компаний, не уделяют этому столь серьезного внимания, зачастую они продают продукты, не соответствующие нормам, разрешенным законодательством. Мы в этом видим недобросовестную конкуренцию, поэтому выступаем за единые правила для всех. Это будет ужесточение, да, это очень серьезно может ударить по бизнесу тех или иных ритейлеров, но это важно», — считает Белоновский.

Управляющий партнер Management Development Group (сети «Пятерочка», «Гастрономчикъ») Дмитрий Потапенко считает, что законопроект, предложенный Беляковым, пролоббирован, что он не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. «Вознаграждение обществ по защите прав потребителей всегда оценивается в проценте от предъявленного иска. Мало того, на выходе мы получим то, что цены на продукты вырастут, так как вырастет коррупционная составляющая», — заявил Потапенко BFM.ru.

«Судиться и улучшить качество сервиса — это принципиально разные вещи», — уверен эксперт. По его мнению, ужесточение и увеличение количества проверок не влияет на качество услуг.

Председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин и вовсе сомневается, что закон будет принят. «Единая Россия» не принимает законы, инициированные другими партиями. Но очевидно, что такой закон нужен, так как сейчас наказание за реализацию просроченной продукции незначительное, и магазины достаточно халатно относятся к обязанности изымать из продажи товар с истекшим сроком годности. Но чисто политически нужно понимать, что, имея большинство в парламенте, «Единая Россия» не допустит принятия этой нормы. В лучшем случае, через какое-то время они внесут аналогичный текст, года через полтора это станет нормой», — подытожил Дмитрий Янин.www.bfm.ru
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5035
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1275
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1589
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2354
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2370
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5805
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
508
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
681

«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» — говорил Воланд в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение было опубликовано во времена, когда стремительно развивающийся дефицит в стране несколько размыл границы свежести продуктов, привнеся такое понятие, как товар «не первой свежести».

Это устойчивое выражение уже прочно закрепилось в русском языке и не теряет актуальности и по сей день. Сегодня на прилавках большинства магазинов без труда можно найти просроченный или не соответствующий нормам товар. И подобная ситуация не спешит меняться к лучшему, поскольку штрафы за такую провинность слишком малы.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемой на территории России продукции не соответствует нормам безопасности и качества. Ростест предполагает, что таких товаров 60–80%.

Для того, чтобы как-то изменить ситуацию, в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает бороться с нарушителями рублем. Согласно документу, необходимо увеличить штрафные санкции за продажу товаров «с душком» до 700 тысяч рублей. Есть и другая мера — альтернативная — закрытие торговой точки на срок до 90 дней.

Основная мысль законопроекта такова: чтобы остановить вал некачественной продукции на российском рынке, необходимо серьезно ужесточать санкции. Автор документа — депутат от «Справедливой России» Антон Беляков. Он утверждает, что сейчас те магазины, которые продают продукты с истекшим сроком годности, отделываются несерьезным штрафом в 20 тысяч рублей. А это даже для небольшой торговой точки — не критичная сумма. Для гигантских супермаркетов подобные штрафы — вообще не деньги.

Напомним, полтора года назад, с февраля 2010 года, в Росси была отменена обязательная сертификация продуктов питания, посуды и косметики. Судя по всему, сделано это было, чтобы не «кошмарить» бизнес. Предполагалось также, что производителям отныне не придется тратиться на экспертизу и на проверяющие органы. А месяцем ранее, с 1 января 2010 года, в Европе вступила в силу новая директива, которая, ужесточает требования к продуктам. Сначала безопасность и качество продукции гарантирует изготовитель, потом импортер и, наконец, дистрибьютор. При этом принцип добровольной сертификации действует во многих странах мира.

В документе всегда подробно расписано, какие компоненты и материалы применялись при производстве. У нас же нередко обходятся без сертификата или покупают его. Да и на упаковке товара зачастую указан далеко не точный или не полный набор ингредиентов. К тому же плановую проверку разрешается проводить один раз в три года, причем предупредив о проверке за две недели. Внеплановые проверки проводятся лишь по представлению прокуратуры после инцидентов.

В то же время эксперты утверждают, что на сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров. Многие уже просто смирились с тем, что на прилавках даже дорогих магазинов можно обнаружить просроченный товар.

Если следовать санитарным правилам и законам, то буквально горы устаревших продуктов должны ежедневно покидать магазины, отправляясь на свалку. Но это огромный убыток для ритейлеров, поэтому добровольно на это большинство из них идти не готово. В этой связи сформировалась целая отрасль — по «омолаживанию» просроченных товаров.

К примеру, в самих торговых точках, нередко занимаются «реанимацией» продуктов, например, отмачивая их в различных растворах. Порой устаревший товар перерабатывают, в результате чего появляются фарши, готовые котлеты, салаты, куры-гриль и прочее.

Существует также целая сеть торговых точек, где продают дешевый просроченный товар. Как правило, это рынки, найти которые несложно в любом городе. Только в Москве подобных развалов — десятки. Покупают эти товары, как правило, оптовики из всевозможных недорогих уличных точек общепита. Их хозяева берут устаревший товар за копейки, а потом из него готовят блюда. Есть и другие клиенты: из просроченной продукции в подпольных цехах делают салаты, из колбас «нарезку» или коптят испортившуюся рыбу. Причем переработанная такими предприятиями продукция попадает не только в дешевые, но и в самые дорогие продуктовые магазины.

Между тем, на недавней конференции «Социальная безопасность страны: продукты питания, лекарства, косметика» Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, привел шокирующие цифры: из 1200 компаний на добровольную сертификацию пошли лишь 30. Сертификатов около 26–27 тысяч, но настоящих из них только 3%. Кто выдавал остальные сертификаты, как проводилась проверка безопасности, доброкачественности — неизвестно. В стране нет единого органа аккредитации лабораторий. Закон об аккредитации, подготовленный Минэкономразвития, по мнению Геннадия Воронина, не годится. «В Европе поставлена задача довести обязательную сертификацию товаров до 75–78%, у нас пошли на то, чтобы сузить их количество до 23%. Никто ни за что не отвечает. По новому положению, министерства отвечают только за политику», — сказал он.

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, утверждает, что, независимо от будущего наказания — штрафа или закрытия, должна быть обязательная конфискация некачественного товара. При этом ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента его покупки, как это происходит сейчас.

Для сравнения, в Европе не покупатель должен выискивать на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина сами обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров. При обнаружении просроченной продукции на владельца магазина в европейских странах налагается солидный штраф. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тысяч евро) и в Турции.

Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес. Если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты.

Закон хорош, но разработчики не из той партии

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал BFM.ru, что в организации полностью разделяют желание депутатов навести порядок в розничной сфере торговли. «Но очень важно, чтобы эти правила распространялись на всех и жестко соблюдались», — отметил эксперт.

«У нас полный бардак творится в неорганизованной рознице, на рынках. Там самые страшные и серьезные нарушения происходят. А все идут в торговые сети, где чисто, уютно, тепло, светло и начинают там искать просрочку», — посетовал Белоновский, уточнив, что сетевая торговля в России составляет всего лишь треть рынка.

«На сегодняшний день мы, как торговая сеть, тратим огромное количество ресурсов на то, чтобы поддерживать стабильный, хороший ассортимент на своих полках. А наши конкуренты, множество небольших компаний, не уделяют этому столь серьезного внимания, зачастую они продают продукты, не соответствующие нормам, разрешенным законодательством. Мы в этом видим недобросовестную конкуренцию, поэтому выступаем за единые правила для всех. Это будет ужесточение, да, это очень серьезно может ударить по бизнесу тех или иных ритейлеров, но это важно», — считает Белоновский.

Управляющий партнер Management Development Group (сети «Пятерочка», «Гастрономчикъ») Дмитрий Потапенко считает, что законопроект, предложенный Беляковым, пролоббирован, что он не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. «Вознаграждение обществ по защите прав потребителей всегда оценивается в проценте от предъявленного иска. Мало того, на выходе мы получим то, что цены на продукты вырастут, так как вырастет коррупционная составляющая», — заявил Потапенко BFM.ru.

«Судиться и улучшить качество сервиса — это принципиально разные вещи», — уверен эксперт. По его мнению, ужесточение и увеличение количества проверок не влияет на качество услуг.

Председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин и вовсе сомневается, что закон будет принят. «Единая Россия» не принимает законы, инициированные другими партиями. Но очевидно, что такой закон нужен, так как сейчас наказание за реализацию просроченной продукции незначительное, и магазины достаточно халатно относятся к обязанности изымать из продажи товар с истекшим сроком годности. Но чисто политически нужно понимать, что, имея большинство в парламенте, «Единая Россия» не допустит принятия этой нормы. В лучшем случае, через какое-то время они внесут аналогичный текст, года через полтора это станет нормой», — подытожил Дмитрий Янин.www.bfm.ru
Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысячПросроченные товары, качество товара, retailer, торговые сети, штрафы для ритейлеров, ритейлер, ритейлеры
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Просроченные товары на прилавках оценили в 700 тысяч
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/49349/2017-09-22