Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
25 мая 2011, 00:00 2346 просмотров

Мал, да у дел

2011 год станет началом нового этапа активного развития рынка розничной торговли. По данным агентства INFOLine, ритейлерскими сетями запланировано открытие свыше 100 гипермаркетов. Например, X5 Retail Group рассчитывает запустить 20 новых точек (в 2010-м только 13), «Магнит» — 55 (в прошлом году — 27), «О`Кей» — 11 против 7 и т.д. Тенденция характерна и для других форматов (магазинов у дома, супермаркетов).

— В ближайшее время произойдет насыщение рынков, на которых уже работают крупные сети. В больших городах Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов потенциал открытия новых магазинов почти исчерпан. Это заставит игроков идти либо в более мелкие населенные пункты, либо совершать экспансию на Урал, Дальний Восток и в Сибирь, — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Подробные планы по регионам компании не раскрывают. В каких направлениях пойдет федеральная экспансия?

Курс на провинцию

Мы провели собственный анализ регионов Большого Урала на предмет присутствия крупных российских сетей (топ-15 по выручке в 2010 году). Наиболее широко они представлены в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Пермском крае. Оборот розничной торговли на душу населения в этих субъектах выше российского: в среднем 126 тыс. рублей против 115 тысяч. В аутсайдерах — Курганская область, Удмуртия, Югра и ЯНАО. Причем северные территории не привлекают ритейлеров, несмотря на высокий уровень платежеспособности населения.

— Югра и ЯНАО по обороту на душу населения уступают только Москве. Но приходу федеральных сетей препятствуют сложная география, дефицит инфраструктуры и логистики. Игрокам пока экономически нецелесообразно тиражировать бизнес на таких территориях. По этой причине здесь превалируют местные операторы, в том числе достаточно крупные, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Активное появление новых ритейлерских брендов, на наш взгляд, вероятно в двух регионах. Первый — Башкирия. Конкуренция здесь невысока, а покупательная способность устраивает игроков. Второй — Оренбургская область, где оборот розничной торговли на душу населения пока невелик, однако он демонстрирует лучший темп роста после Свердловской области.  Что касается второй тенденции — развития во второстепенных городах, то она будет повсеместной и заметна уже сейчас. Например, сеть «Монетка» в 2011 году открыла магазины в Нижнем Тагиле, Полевском, Арамиле (Свердловская область), Копейске (Челябинская), Ялуторовске, Талице, Нижневартовске (Тюменская), Стерлитамаке (Башкирия) и др. А руководство METRO заявило о начале строительства комплекса в Магнитогорске (Челябинская область).

Покупатель голосует ногами

Активное развитие крупных сетей может сказаться на бизнесе местных игроков. Но, как считают эксперты, только тех, кто не обладает профессиональным менеджментом. Иван Федяков:

— Сети, которые работают в одном городе или субъекте, не могут обеспечить закупочных цен, как у Х5 Retail Group или «Магнита». Поэтому цена на полке у них выше. Решить эту проблему просто — региональным сетям не нужно идти в формат дискаунтера. Есть путь качества, индивидуальности ассортимента, персонификации, когда региональные игроки лучше знают своего потребителя и местных производителей, чем любая сеть, руководимая из Москвы. Качественный магазин с хорошим ассортиментом и свежими продуктами позволит не просто выжить в борьбе с монстрами, но и занять свою нишу. Во всем мире есть крупнейшие игроки, при этом регионального бизнеса тоже предостаточно. Более того, региональные сети сейчас весьма привлекательны для банков. Крупные компании научились достаточно дешево заимствовать: привлекают облигационные займы, выходят на IPO и т.д. Поэтому банки активно ищут хороших кредиторов, а ритейл — это один из немногих секторов экономики, который стабильно маржинален и неплохо контролируем.

Максим Клягин соглашается:

— Уровень насыщения и консолидации бизнеса невысок, поэтому речь идет скорее о долгосрочных процессах. Пока степень конкуренции относительно комфортна. Например, в food retail на долю десяти крупнейших операторов приходится только 17% оборота (для сравнения, в Европе первая пятерка-десятка игроков, как правило, контролирует до 70 — 80% рынка). Изменение этого показателя происходит весьма медленно. Невелико и проникновение сетевой розницы вообще. По данным Росстата, в общем обороте розничной торговли в 2009 году продажи через сети составили 14,6%, увеличившись по сравнению с 2008-м только на 1%. Разумеется, в перспективе процессы консолидации будут не только продолжаться, но и ускорятся.

Таким образом, в ближайшем будущем серьезных угроз для регионального ритейлерского бизнеса нет. У него есть возможность не только сохранить свои позиции, но и развиваться. Оптимизм разделяет директор по маркетингу торговой сети «Молния» (Челябинск) Юрий Блохин:

— В Челябинске есть недостаток торговых площадей, рост количества магазинов является нормой. В дальнейшем организованная сетевая розница будет вытеснять продуктовые рынки и частных предпринимателей, займет большую долю рынка. Поэтому глобальной помехи в активном развитии федеральных сетей нет — нам просто нужно работать еще лучше.  

«Эксперт Урал» №19 (465)

Поделиться публикацией:
Никита Дергилёв, «Техносерв Cloud», о «черных пятн...
331
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
445
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4674
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
316
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
716

2011 год станет началом нового этапа активного развития рынка розничной торговли. По данным агентства INFOLine, ритейлерскими сетями запланировано открытие свыше 100 гипермаркетов. Например, X5 Retail Group рассчитывает запустить 20 новых точек (в 2010-м только 13), «Магнит» — 55 (в прошлом году — 27), «О`Кей» — 11 против 7 и т.д. Тенденция характерна и для других форматов (магазинов у дома, супермаркетов).

— В ближайшее время произойдет насыщение рынков, на которых уже работают крупные сети. В больших городах Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов потенциал открытия новых магазинов почти исчерпан. Это заставит игроков идти либо в более мелкие населенные пункты, либо совершать экспансию на Урал, Дальний Восток и в Сибирь, — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Подробные планы по регионам компании не раскрывают. В каких направлениях пойдет федеральная экспансия?

Курс на провинцию

Мы провели собственный анализ регионов Большого Урала на предмет присутствия крупных российских сетей (топ-15 по выручке в 2010 году). Наиболее широко они представлены в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Пермском крае. Оборот розничной торговли на душу населения в этих субъектах выше российского: в среднем 126 тыс. рублей против 115 тысяч. В аутсайдерах — Курганская область, Удмуртия, Югра и ЯНАО. Причем северные территории не привлекают ритейлеров, несмотря на высокий уровень платежеспособности населения.

— Югра и ЯНАО по обороту на душу населения уступают только Москве. Но приходу федеральных сетей препятствуют сложная география, дефицит инфраструктуры и логистики. Игрокам пока экономически нецелесообразно тиражировать бизнес на таких территориях. По этой причине здесь превалируют местные операторы, в том числе достаточно крупные, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Активное появление новых ритейлерских брендов, на наш взгляд, вероятно в двух регионах. Первый — Башкирия. Конкуренция здесь невысока, а покупательная способность устраивает игроков. Второй — Оренбургская область, где оборот розничной торговли на душу населения пока невелик, однако он демонстрирует лучший темп роста после Свердловской области.  Что касается второй тенденции — развития во второстепенных городах, то она будет повсеместной и заметна уже сейчас. Например, сеть «Монетка» в 2011 году открыла магазины в Нижнем Тагиле, Полевском, Арамиле (Свердловская область), Копейске (Челябинская), Ялуторовске, Талице, Нижневартовске (Тюменская), Стерлитамаке (Башкирия) и др. А руководство METRO заявило о начале строительства комплекса в Магнитогорске (Челябинская область).

Покупатель голосует ногами

Активное развитие крупных сетей может сказаться на бизнесе местных игроков. Но, как считают эксперты, только тех, кто не обладает профессиональным менеджментом. Иван Федяков:

— Сети, которые работают в одном городе или субъекте, не могут обеспечить закупочных цен, как у Х5 Retail Group или «Магнита». Поэтому цена на полке у них выше. Решить эту проблему просто — региональным сетям не нужно идти в формат дискаунтера. Есть путь качества, индивидуальности ассортимента, персонификации, когда региональные игроки лучше знают своего потребителя и местных производителей, чем любая сеть, руководимая из Москвы. Качественный магазин с хорошим ассортиментом и свежими продуктами позволит не просто выжить в борьбе с монстрами, но и занять свою нишу. Во всем мире есть крупнейшие игроки, при этом регионального бизнеса тоже предостаточно. Более того, региональные сети сейчас весьма привлекательны для банков. Крупные компании научились достаточно дешево заимствовать: привлекают облигационные займы, выходят на IPO и т.д. Поэтому банки активно ищут хороших кредиторов, а ритейл — это один из немногих секторов экономики, который стабильно маржинален и неплохо контролируем.

Максим Клягин соглашается:

— Уровень насыщения и консолидации бизнеса невысок, поэтому речь идет скорее о долгосрочных процессах. Пока степень конкуренции относительно комфортна. Например, в food retail на долю десяти крупнейших операторов приходится только 17% оборота (для сравнения, в Европе первая пятерка-десятка игроков, как правило, контролирует до 70 — 80% рынка). Изменение этого показателя происходит весьма медленно. Невелико и проникновение сетевой розницы вообще. По данным Росстата, в общем обороте розничной торговли в 2009 году продажи через сети составили 14,6%, увеличившись по сравнению с 2008-м только на 1%. Разумеется, в перспективе процессы консолидации будут не только продолжаться, но и ускорятся.

Таким образом, в ближайшем будущем серьезных угроз для регионального ритейлерского бизнеса нет. У него есть возможность не только сохранить свои позиции, но и развиваться. Оптимизм разделяет директор по маркетингу торговой сети «Молния» (Челябинск) Юрий Блохин:

— В Челябинске есть недостаток торговых площадей, рост количества магазинов является нормой. В дальнейшем организованная сетевая розница будет вытеснять продуктовые рынки и частных предпринимателей, займет большую долю рынка. Поэтому глобальной помехи в активном развитии федеральных сетей нет — нам просто нужно работать еще лучше.  

«Эксперт Урал» №19 (465)

Мал, да у делритейл, retail, retailer, X5 Retail Group, магнит, О'Кей
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Мал, да у дел
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/49243/2017-11-25