Баннер ФЗ-54
4 мая 2011, 00:00 2617 просмотров

Пробовали. Получается

Январским днем 2008 года три студента бизнес-школы Стэнфордского университета Камиль Курмакаев, Максим Фалдин и Илья Широков обсуждали в китайском ресторанчике калифорнийского Пало-Альто планы на будущее. Курмакаев, бизнес-консультант с трехлетним стажем, был настроен, пожалуй, наиболее решительно — он собирался начать свое дело уже ближайшим летом, на каникулах. Невозможно запустить бизнес за лето, по-дружески снисходительно комментировал Широков. Как организовать интернет-проект, он знал не понаслышке: к тому моменту «Яндекс» уже купил созданную Широковым соцсеть «Мой круг».
Спор решил официант, принесший на десерт fortune cookies (китайские печенья с предсказаниями). «Великое удовольствие в жизни — делать то, о чем люди говорят, что это сделать невозможно» — прочитал в своем Курмакаев. Студенты решили проверить, так ли оно на самом деле.
Бизнес-идеей Курмакаева заразил Фалдин. Он попал на лекцию Николаса Сзекази, который рассказывал, как более десяти лет назад создал в Латинской Америке торговую интернет-площадку Mercado Libre. Несмотря на уровень проникновения интернета 1,5% и отсутствие инфраструктуры для электронной коммерции, Сзекази (также стэнфордский выпускник) построил бизнес с оборотом $2 млрд в год.
Изучив помимо Mercado Libre японский Rakuten и корейский Gmarket, будущие стэнфордские дипломники решили запускать в Рунете свой online marketplace — площадку, где товарное предложение формируют сторонние продавцы, но транзакции проходят через сайт-агрегатор.
Меняю квартиру на торговый центр
Строительство виртуального гипермаркета началось с продажи жилой недвижимости. $500 тыс., вырученные от реализации двух подмосковных квартир Фалдина и Курмакаева, хватило на формирование проектной команды, которая взялась за создание прототипа будущего Wikimart. Потом лето закончилось и началась учеба. Широков (ныне глава Odnoklassniki.ru) оказался прав: бизнеса за три месяца не получилось. Но это еще был не повод все бросить. Фалдин и Курмакаев руководили «строительством» площадки по Skype. Весной, когда прототип был создан, а деньги заканчивались, взялись за поиск финансовых партнеров.
В теории все было плохо. Скептики уверяли, что Фалдину и Курмакаеву не удастся найти инвесторов под российский интернет-проект. За окном бушевал финансовый кризис, и сами инвесторы на лекциях по венчурным инвестициям говорили, что «индустрии больше нет». За пару месяцев друзья провели несколько десятков встреч с инвесторами и собрали запланированную сумму. Однако незадолго до церемонии выпуска из стэнфордской бизнес-школы Камиль Курмакаев разговорился с одногруппником-американцем, который неожиданно предложил инвестировать в Wikimart пару тысяч долларов из личных сбережений. Курмакаев и Фалдин решили, что это будет иметь смысл, только если соберется пул из 10-15 одногруппников. Курмакаев волновался, несколько раз переписывал текст письма для рассылки, поскольку понимал: его послание адресовано людям, треть из которых из-за кризиса до сих пор не имеют предложений о работе.
Волнения оказались излишними. Курмакаев и Фалдин получили сотни писем со словами поддержки, а 10% курса — 35 человек — решили инвестировать в Wikimart. Студенты MBA любят строить финансовые модели и смотреть на бизнес через призму цифр. Но в сложившейся ситуации выпускников Стэнфорда не интересовали ни детали бизнес-плана, ни условия соглашения: это была инвестиция в Фалдина и Курмакаева. Проект получил в качестве инвесторов нынешних и будущих сотрудников Facebook, Amazon, eBay, Google и других интернет-компаний. В общей сложности основатели Wikimart тогда собрали $700 тыс.
25 раз. Во столько вырос ежемесячный объем продаж через Wikimart с декабря 2009 года по декабрь 2010-го. Количество сотрудников за то же время выросло в пять раз
Скептик всегда прав
Один из обязательных тренингов для студентов первого курса MBA Стэнфорда посвящен правилам прохождения собеседования. Курмакаеву на занятии женщина в летах рассказывала о том, как правильно здороваться, как нужно сидеть и что папка для резюме должна быть без металлических уголков. Тренер укоряла Фалдина за то, что у него «ноги неправильно стоят».
Наверное, из-за этого у основателей Wikimart аллергия на правила. Может, дело в том, что по всем законам жанра их бизнес мог бы вообще не состояться. Поиску товара полностью удовлетворяет существующий «Яндекс.Маркет», а делиться своей маржой с какой-то площадкой интернет-торговцы ни за что не захотят, предрекали трезвомыслящие знакомые.
Тем не менее осенью 2009-го сайт совершил первую продажу, а к декабрю количество зарегистрировавшихся на нем продавцов достигло 1 тыс. Курмакаев и Фалдин позиционировали Wikimart как «виртуальный торговый центр». Проект зарабатывает на комиссиях со сделок, заключенных на площадке. Она варьируется в пределах 2-9% в зависимости от категории, где представлен товар интернет-продавца, и от исполняемости заказов (процент выполненных заказов в общем количестве оформленных покупателями).
В конце 2009-го сразу два партнера международного фонда Tiger Global Management с разницей в пару дней позвонили в американскую штаб-квартиру: «В России появился классный проект, надо брать». Спустя несколько месяцев Tiger стал акционером Wikimart с пакетом около 50%. За полтора года фонд вложил в российский онлайн-гипермаркет $12 млн. Сейчас основателям Wikimart принадлежат около 30% акций компании. Остальное — у частных инвесторов. Совокупный оборот онлайн-гипермаркета в марте 2011-го достиг $3 млн.
66,1% из 307 магазинов, принявших участие в опросе интернет-коммерсантов LiveInternet и СФ, в принципе не пользуются площадками-агрегаторами, а более половины оставшихся работают именно с Wikimart
Полная взаимность
«Всего на сайте wikimart.ru сегодня представлены 690 569 товаров от 2534 магазинов» — значилось в разделе «Что такое Викимарт» 14 апреля в 18:28. Числа меняются как на таксометре: через пару минут магазинов было уже 2535. Правда, цифра эта не совсем верна. Если изучить заявленные на сайте магазины внимательнее, можно заметить, что продажами через Wikimart занимается менее трети из них. У остальных в каталоге торгового центра не выложено ни одного товара: они находятся в процессе либо подключения, либо, наоборот, отключения от системы.
Как рассказал СФ один из владельцев интернет-магазина подарков с нулевым товарным предложением на Wikimart, ему «надоело делиться с площадкой почти 10-процентной комиссией при собственной марже 20-30%». Собеседник СФ пояснил, что за более чем полгода работы с Wikimart он не смог повысить исполняемость заказов и, соответственно, перейти в категорию с более низкой комиссией.
Wikimart не просто так борется за исполняемость. Ведь далеко не все посетители сайта понимают, что, заказывая, скажем, детскую коляску и корм для собак, они будут иметь дело с двумя разными магазинами и что эти магазины — вовсе не Wikimart. Поэтому недовольство потребителя чаще всего обращается на Wikimart, а не на его виртуальных арендаторов. Но виноват в неисполненном заказе может быть и покупатель. По разным данным, от 20% до 40% заказов не исполняются потому, что потребитель в последний момент отказывается от покупки.
Впрочем, вся прелесть позиции Wikimart пока состоит в том, что он может обойтись без любого отдельно взятого магазина-партнера. Равно как и каждый отдельно взятый магазин — без Wikimart. Например, у книжного магазина Boffo.ru через площадку-агрегатор проходят один-два заказа в неделю, в то время как на собственном сайте — в сотни раз больше. Один из крупнейших онлайн-магазинов бытовой техники Holodilnik.ru через Wikimart получает еженедельно 30-35 заказов против 7,2 тыс. на своем портале. Тем не менее большинству интернет-магазинов интересен дополнительный канал продаж, который не требует постоянных вложений. Отказываясь от торговли через Wikimart, магазин теряет этот канал, в то время как Wikimart не теряет практически ничего.
Старожил российской онлайн-коммерции, Ozon, для основателей Wikimart — промежуточный ориентир, к которому друзья к концу 2011-го надеются подойти вплотную
Бери выше
Wikimart — убыточная компания. По расчетам СФ, расходная часть превышает доходы более чем в три раза — около 15 млн руб. против 4,5 млн руб. в месяц. По словам Курмакаева, выход в операционный «ноль» будет возможен при месячном объеме сделок через площадку минимум $15 млн. Это на $4 млн больше, чем среднемесячный оборот Ozon.ru в 2010 году.
Впрочем, один из старейших российских онлайн-магазинов для основателей Wikimart — разве что промежуточный ориентир. К концу 2011-го друзья надеются если не обогнать Ozon.ru, то как минимум приблизиться к нему вплотную. Джефф Безос, основатель крупнейшей в мире торговой онлайн-площадки Amazon.com, считает своими главными конкурентами в США Google и Wal-Mart. Курмакаев и Фалдин следят за «Яндексом» и Х5 Retail Group. Слухи о том, что поисковая корпорация хочет на своей крупнейшей в Рунете площадке сравнения цен «Яндекс.Маркет» добавить «Корзину» для заказов, ходят не первый год. А в стратегическом плане развития Х5 указано, что к 2015-му ритейлер собирается продавать в Сети на $1 млрд в год. Однако модернизации «Яндекса» пока не наблюдается. Отсутствуют и какие-либо активные действия со стороны Х5, после того как два года назад компания приобрела интернет-магазины Bolero.ru и 003.ru.
Достойных альтернатив Wikimart действительно пока нет. Совладелец книжного интернет-магазина Boffo Дмитрий Лебедев признался, что если появятся другие площадки-агрегаторы, которые будут брать оплату только за результат, он непременно пойдет и к ним.
Директор коммерческого отдела Holodilnik.ru Владимир Веселов рассказал, что несколько месяцев назад интернет-магазин начал сотрудничество с «похожим на Wikimart проектом». На этой площадке продажи Holodilnik.ru уже в два выше, чем на Wikimart. Это происходит из-за того, что взаимоотношения с новым порталом строятся на эксклюзивности: «Скажем, площадка занимается в основном ноутбуками, а всю категорию по встроенной технике покрываем мы одни»,— объясняет Веселов. Модель работы Wikimart, позволяющая покупателю не только выбирать товар, но и сравнивать разные модели, приводит к тому, что площадка распределяет свой трафик по целому кругу продавцов-партнеров. Тем не менее основные усилия Курмакаева и Фалдина направлены на подключение крупных продавцов. Так, в марте этого года продажи через Wikimart начал интернет-магазин крупнейшего ритейлера детских товаров «Детский мир». По информации СФ, в ближайшее время к площадке могут присоединиться Ozon, «Эльдорадо» и «Связной».
Все два с половиной года, пока Камиль Курмакаев и Максим Фалдин создавали Wikimart, им говорили, что у них не получится. Не получится заинтересовать инвесторов российским интернет-проектом, не получится собрать в стартап толковую команду программистов, не получится договориться с магазинами и привлечь покупателей. Страшно подумать, сколько удовольствия все эти разговоры доставили основателям Wikimart. Если, конечно, верить китайским мудрецам. Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №5 (309)
Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1144
Концепции настоящего и будущего
3689
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2111
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1238
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3316
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7084
Январским днем 2008 года три студента бизнес-школы Стэнфордского университета Камиль Курмакаев, Максим Фалдин и Илья Широков обсуждали в китайском ресторанчике калифорнийского Пало-Альто планы на будущее. Курмакаев, бизнес-консультант с трехлетним стажем, был настроен, пожалуй, наиболее решительно — он собирался начать свое дело уже ближайшим летом, на каникулах. Невозможно запустить бизнес за лето, по-дружески снисходительно комментировал Широков. Как организовать интернет-проект, он знал не понаслышке: к тому моменту «Яндекс» уже купил созданную Широковым соцсеть «Мой круг».
Спор решил официант, принесший на десерт fortune cookies (китайские печенья с предсказаниями). «Великое удовольствие в жизни — делать то, о чем люди говорят, что это сделать невозможно» — прочитал в своем Курмакаев. Студенты решили проверить, так ли оно на самом деле.
Бизнес-идеей Курмакаева заразил Фалдин. Он попал на лекцию Николаса Сзекази, который рассказывал, как более десяти лет назад создал в Латинской Америке торговую интернет-площадку Mercado Libre. Несмотря на уровень проникновения интернета 1,5% и отсутствие инфраструктуры для электронной коммерции, Сзекази (также стэнфордский выпускник) построил бизнес с оборотом $2 млрд в год.
Изучив помимо Mercado Libre японский Rakuten и корейский Gmarket, будущие стэнфордские дипломники решили запускать в Рунете свой online marketplace — площадку, где товарное предложение формируют сторонние продавцы, но транзакции проходят через сайт-агрегатор.
Меняю квартиру на торговый центр
Строительство виртуального гипермаркета началось с продажи жилой недвижимости. $500 тыс., вырученные от реализации двух подмосковных квартир Фалдина и Курмакаева, хватило на формирование проектной команды, которая взялась за создание прототипа будущего Wikimart. Потом лето закончилось и началась учеба. Широков (ныне глава Odnoklassniki.ru) оказался прав: бизнеса за три месяца не получилось. Но это еще был не повод все бросить. Фалдин и Курмакаев руководили «строительством» площадки по Skype. Весной, когда прототип был создан, а деньги заканчивались, взялись за поиск финансовых партнеров.
В теории все было плохо. Скептики уверяли, что Фалдину и Курмакаеву не удастся найти инвесторов под российский интернет-проект. За окном бушевал финансовый кризис, и сами инвесторы на лекциях по венчурным инвестициям говорили, что «индустрии больше нет». За пару месяцев друзья провели несколько десятков встреч с инвесторами и собрали запланированную сумму. Однако незадолго до церемонии выпуска из стэнфордской бизнес-школы Камиль Курмакаев разговорился с одногруппником-американцем, который неожиданно предложил инвестировать в Wikimart пару тысяч долларов из личных сбережений. Курмакаев и Фалдин решили, что это будет иметь смысл, только если соберется пул из 10-15 одногруппников. Курмакаев волновался, несколько раз переписывал текст письма для рассылки, поскольку понимал: его послание адресовано людям, треть из которых из-за кризиса до сих пор не имеют предложений о работе.
Волнения оказались излишними. Курмакаев и Фалдин получили сотни писем со словами поддержки, а 10% курса — 35 человек — решили инвестировать в Wikimart. Студенты MBA любят строить финансовые модели и смотреть на бизнес через призму цифр. Но в сложившейся ситуации выпускников Стэнфорда не интересовали ни детали бизнес-плана, ни условия соглашения: это была инвестиция в Фалдина и Курмакаева. Проект получил в качестве инвесторов нынешних и будущих сотрудников Facebook, Amazon, eBay, Google и других интернет-компаний. В общей сложности основатели Wikimart тогда собрали $700 тыс.
25 раз. Во столько вырос ежемесячный объем продаж через Wikimart с декабря 2009 года по декабрь 2010-го. Количество сотрудников за то же время выросло в пять раз
Скептик всегда прав
Один из обязательных тренингов для студентов первого курса MBA Стэнфорда посвящен правилам прохождения собеседования. Курмакаеву на занятии женщина в летах рассказывала о том, как правильно здороваться, как нужно сидеть и что папка для резюме должна быть без металлических уголков. Тренер укоряла Фалдина за то, что у него «ноги неправильно стоят».
Наверное, из-за этого у основателей Wikimart аллергия на правила. Может, дело в том, что по всем законам жанра их бизнес мог бы вообще не состояться. Поиску товара полностью удовлетворяет существующий «Яндекс.Маркет», а делиться своей маржой с какой-то площадкой интернет-торговцы ни за что не захотят, предрекали трезвомыслящие знакомые.
Тем не менее осенью 2009-го сайт совершил первую продажу, а к декабрю количество зарегистрировавшихся на нем продавцов достигло 1 тыс. Курмакаев и Фалдин позиционировали Wikimart как «виртуальный торговый центр». Проект зарабатывает на комиссиях со сделок, заключенных на площадке. Она варьируется в пределах 2-9% в зависимости от категории, где представлен товар интернет-продавца, и от исполняемости заказов (процент выполненных заказов в общем количестве оформленных покупателями).
В конце 2009-го сразу два партнера международного фонда Tiger Global Management с разницей в пару дней позвонили в американскую штаб-квартиру: «В России появился классный проект, надо брать». Спустя несколько месяцев Tiger стал акционером Wikimart с пакетом около 50%. За полтора года фонд вложил в российский онлайн-гипермаркет $12 млн. Сейчас основателям Wikimart принадлежат около 30% акций компании. Остальное — у частных инвесторов. Совокупный оборот онлайн-гипермаркета в марте 2011-го достиг $3 млн.
66,1% из 307 магазинов, принявших участие в опросе интернет-коммерсантов LiveInternet и СФ, в принципе не пользуются площадками-агрегаторами, а более половины оставшихся работают именно с Wikimart
Полная взаимность
«Всего на сайте wikimart.ru сегодня представлены 690 569 товаров от 2534 магазинов» — значилось в разделе «Что такое Викимарт» 14 апреля в 18:28. Числа меняются как на таксометре: через пару минут магазинов было уже 2535. Правда, цифра эта не совсем верна. Если изучить заявленные на сайте магазины внимательнее, можно заметить, что продажами через Wikimart занимается менее трети из них. У остальных в каталоге торгового центра не выложено ни одного товара: они находятся в процессе либо подключения, либо, наоборот, отключения от системы.
Как рассказал СФ один из владельцев интернет-магазина подарков с нулевым товарным предложением на Wikimart, ему «надоело делиться с площадкой почти 10-процентной комиссией при собственной марже 20-30%». Собеседник СФ пояснил, что за более чем полгода работы с Wikimart он не смог повысить исполняемость заказов и, соответственно, перейти в категорию с более низкой комиссией.
Wikimart не просто так борется за исполняемость. Ведь далеко не все посетители сайта понимают, что, заказывая, скажем, детскую коляску и корм для собак, они будут иметь дело с двумя разными магазинами и что эти магазины — вовсе не Wikimart. Поэтому недовольство потребителя чаще всего обращается на Wikimart, а не на его виртуальных арендаторов. Но виноват в неисполненном заказе может быть и покупатель. По разным данным, от 20% до 40% заказов не исполняются потому, что потребитель в последний момент отказывается от покупки.
Впрочем, вся прелесть позиции Wikimart пока состоит в том, что он может обойтись без любого отдельно взятого магазина-партнера. Равно как и каждый отдельно взятый магазин — без Wikimart. Например, у книжного магазина Boffo.ru через площадку-агрегатор проходят один-два заказа в неделю, в то время как на собственном сайте — в сотни раз больше. Один из крупнейших онлайн-магазинов бытовой техники Holodilnik.ru через Wikimart получает еженедельно 30-35 заказов против 7,2 тыс. на своем портале. Тем не менее большинству интернет-магазинов интересен дополнительный канал продаж, который не требует постоянных вложений. Отказываясь от торговли через Wikimart, магазин теряет этот канал, в то время как Wikimart не теряет практически ничего.
Старожил российской онлайн-коммерции, Ozon, для основателей Wikimart — промежуточный ориентир, к которому друзья к концу 2011-го надеются подойти вплотную
Бери выше
Wikimart — убыточная компания. По расчетам СФ, расходная часть превышает доходы более чем в три раза — около 15 млн руб. против 4,5 млн руб. в месяц. По словам Курмакаева, выход в операционный «ноль» будет возможен при месячном объеме сделок через площадку минимум $15 млн. Это на $4 млн больше, чем среднемесячный оборот Ozon.ru в 2010 году.
Впрочем, один из старейших российских онлайн-магазинов для основателей Wikimart — разве что промежуточный ориентир. К концу 2011-го друзья надеются если не обогнать Ozon.ru, то как минимум приблизиться к нему вплотную. Джефф Безос, основатель крупнейшей в мире торговой онлайн-площадки Amazon.com, считает своими главными конкурентами в США Google и Wal-Mart. Курмакаев и Фалдин следят за «Яндексом» и Х5 Retail Group. Слухи о том, что поисковая корпорация хочет на своей крупнейшей в Рунете площадке сравнения цен «Яндекс.Маркет» добавить «Корзину» для заказов, ходят не первый год. А в стратегическом плане развития Х5 указано, что к 2015-му ритейлер собирается продавать в Сети на $1 млрд в год. Однако модернизации «Яндекса» пока не наблюдается. Отсутствуют и какие-либо активные действия со стороны Х5, после того как два года назад компания приобрела интернет-магазины Bolero.ru и 003.ru.
Достойных альтернатив Wikimart действительно пока нет. Совладелец книжного интернет-магазина Boffo Дмитрий Лебедев признался, что если появятся другие площадки-агрегаторы, которые будут брать оплату только за результат, он непременно пойдет и к ним.
Директор коммерческого отдела Holodilnik.ru Владимир Веселов рассказал, что несколько месяцев назад интернет-магазин начал сотрудничество с «похожим на Wikimart проектом». На этой площадке продажи Holodilnik.ru уже в два выше, чем на Wikimart. Это происходит из-за того, что взаимоотношения с новым порталом строятся на эксклюзивности: «Скажем, площадка занимается в основном ноутбуками, а всю категорию по встроенной технике покрываем мы одни»,— объясняет Веселов. Модель работы Wikimart, позволяющая покупателю не только выбирать товар, но и сравнивать разные модели, приводит к тому, что площадка распределяет свой трафик по целому кругу продавцов-партнеров. Тем не менее основные усилия Курмакаева и Фалдина направлены на подключение крупных продавцов. Так, в марте этого года продажи через Wikimart начал интернет-магазин крупнейшего ритейлера детских товаров «Детский мир». По информации СФ, в ближайшее время к площадке могут присоединиться Ozon, «Эльдорадо» и «Связной».
Все два с половиной года, пока Камиль Курмакаев и Максим Фалдин создавали Wikimart, им говорили, что у них не получится. Не получится заинтересовать инвесторов российским интернет-проектом, не получится собрать в стартап толковую команду программистов, не получится договориться с магазинами и привлечь покупателей. Страшно подумать, сколько удовольствия все эти разговоры доставили основателям Wikimart. Если, конечно, верить китайским мудрецам. Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №5 (309)
Пробовали. Получаетсяинтернет магазин, онлайн-торговля, онлайн-ритейл, ритейлер, ритейл, онлайн-гипермаркет, Wikimart
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Пробовали. Получается
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/49006/2017-10-22