25 марта 2011, 00:00 3194 просмотра

Фокус завтрашнего дня

Экономическая мощь перемещается на восток – по-прежнему утверждают исследователи ритейла.  «В отличие от стран Америки и Европы, где рынки сбыта предельно развиты, а значит не имеют в себе потенциала для значительного роста, страны восточно-европейского блока и Азии демонстрируют постоянный рост потребления, а также рост финансовых возможностей населения» – отмечает Дуайт Уотсон, Генеральный директор The Nielsen Company в России и Северо-Восточной Европе. 

По словам Уайта, рынок России во многом уникальный, его можно одновременно отнести и к развитому и к развивающемуся – от первого здесь наблюдается значительное количество денег у населения и его интерес к новым технологиям, а к развивающимся рынкам Россию можно отнести, в первую очередь, из-за плохо развитой инфраструктуры и высоких барьеров для реализации инноваций.

Исследования  подтверждают:  несмотря на то, что зайти и успешно  работать на российском рынке объективно сложнее, чем в других странах, Россия все еще считается очень интересным и перспективным направлением для ритейлеров всего мира.  По прогнозам, уровень потребительской уверенности россиян в ближайшее время вернется к уровню 2005-2006 гг., то есть стоит ждать увеличения активности и среди ритейлеров.  При этом, в ближайшие годы мы станем свидетелями ужесточения конкуренции и условий ведения розничного бизнеса в России. «Большие ритейлеры станут еще больше,  специализированный ритейл станет еще более нишевым. А вот остальным придется ожесточенно бороться за свое место в этом бизнесе» – уверен Дуайт. 

Где искать опору и возможности для роста ритейлерам завтрашнего дня? Илона Лепп, директор по развитию бизнеса в России The Nielsen Company, считает, что фокус завтрашнего дня для российских ритейлеров в первую очередь  должен быть направлен на  промо-активность.  65% россиян восприимчивы к промо-акциям, а 40% российских потребителей специально ищут промо-акции. 17% – «изменяют» любимому бренду под влиянием промо-акции. 7% – меняют из-за этого любимый магазин. Такая статистика наглядно демонстрирует потенциал промо-активности среди российских покупателей. В настоящее время этот потенциал не используется и наполовину, считают эксперты. С обострением конкуренции данное направление станет одним из самых ожесточенных «полей битв» ритейлеров и производителей за своего покупателя. Начинать нужно уже сегодня, помня, что эффективность промо зависит, в первую очередь, от точности, адресности промо-акции и маркетинга.

Сегодня Россия входит в число 10 ведущих стран по инвестициям в тестирование новых продуктов. В среднем, 20% товарных позиций (SKU) в категории – это новинки. Российские покупатели любят новые товары, и сети стараются им в этом угодить. Но всегда ли это идет на пользу ритейлеру и производителю? Разработка нового продукта, его введение в категорию, промо-акции – все это дорогие удовольствия, на которые участники рынка  не скупятся. Но, тем не менее, статистика говорит, что большинство новых продуктов на российском рынке терпит неудачу. То есть большинство новых товаров создают только сложности для ритейлеров! Постоянный запуск и снятие с продаж ведут к росту издержек, как для ритейлеров, так и для производителей. Только 17% новых SKU достигают успеха на рынке. Почему? Потому что они наверняка были созданы только после тщательного изучения своего целевого потребителя. Большинство новых продуктов в России создается почти наобум, ради разнообразия ассортиментной линейки. Население в России неоднородно, контрасты в уровнях доходов очень значительны, даже между подгруппами в среднем классе существует огромная разница. Необходимо четко знать, кто ваш потребитель, какой товар он хочет и считает ли он вашу цену на этот товар справедливой. Если вы можете ответить на эти вопросы – ваше промо попадет точно в цель.

Развитие современных форматов торговли – еще одна точка роста розничного рынка России.

В Российской Федерации на сегодня 78% населения живет в городах. Урбанизация – это мощный драйвер потребления и развития современных форматов торговли. Рост урбанизации в России сегодня составляет 2% в год. Таким образом, строительство магазинов современной торговли в городах  будет высоко востребовано в ближайшие годы. Исследования The Nielsen Company показывают, что маленькие супермаркеты – ключевые драйверы современной торговли. Большинство российских покупателей выбирают эти магазины в качестве любимых точек продаж. Однако, ожидается рост  гипермаркетов, поскольку их концентрация все-еще незначительна  даже в больших городах.

Стремление специализированных ритейлеров уплотниться в своих нишах уже сегодня ведет к росту нишевых магазинов, т.е. к захвату специализированных розничных  рынков. К примеру, количество винных магазинов в России в 2010 году выросло на 14%, магазинов товаров для животных – на 19%. В ближайшие годы данный тренд будет активно развиваться.

Но наиболее очевидный тренд российского ритейла сегодня и завтра – это развитие его потенциала в регионах. Хотя на сегодня Москва и Санкт-Петербург приносят ритейлерам  1/5 объема продаж, важность этих городов как прибылеобразующих для торговых сетей постепенно уменьшается. Сегодня все ведущие ритейлеры России нацелились на регионы и громадные расстояния их больше не останавливают. Ашан начал открывать первые магазины в Сибири, активно развивает это направление и X5 Retail Group.

Основным фактором успеха в регионах остается дистрибуция, отмечают ритейлеры. Это, несомненно, одна из главных проблем российского ритейла сегодня. Кроме огромных расстояний и сильной фрагментарности российской региональной  торговли, в России после кризиса наблюдается дефицит на рынке транспорта. Стефан де Локер, исполнительный директор Nestle в России, отмечает, что маленькие логистические компании ушли с рынка, не пережив кризиса, в результате сегодня ритейлеры и производители столкнулись с дефицитом в этой сфере.

Повторимся, что препятствия для развития на рынке розничной торговли в России выше, чем в других странах мира. Но можно выиграть и здесь при условии, что вы способны установить высокий барьер для входа конкурентов непосредственно на ваш рынок.

Елена Кадочникова, www.retail.ru

Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Фокус завтрашнего дняритейлеры, торговля, торговые форматы, розничная торговля, ашан, дистрибуция, промоакции