Баннер ФЗ-54
1 февраля 2011, 00:00 4125 просмотров

Триумф стрит-ритейла

Инвесторы тоже выстроились в очередь. Эксперты уверены: это лишь начало триумфального шествия петербургского стрит-ритейла.

Задавили ценами По сведениям экспертов, в Петербурге насчитывается свыше 5 млн кв. м встроенных торговых помещений. Несмотря на это, найти подходящий объект подобного формата ритейлерам непросто. По данным Colliers International Санкт-Петербург, по сравнению с ситуацией 2009 года на Невском проспекте практически не осталось вакантных помещений в сегменте стрит-ритейла. «Спрос в этом виде торговой недвижимости уже превышает предложение, – констатирует директор по развитию бизнеса компании ASTERA Людмила Рева. – Пустуют только помещения в новостройках, без ремонта. Площади с ликвидной локацией остаются свободными лишь в случае значительного превышения установленной собственником арендной ставки среднерыночного уровня, однако и для таких объектов срок экспозиции составляет не более трех-четырех месяцев. По прошествии этого срока либо снижается ставка, либо помещение сдается частями».

Вновь образовавшийся дефицит в стрит-ритейле привел к очередному витку рыночной «спирали». Начиная с весны 2010 года, на которую пришелся пик ажиотажа вокруг встроенных помещений, рынок в полной мере ощущает диктат арендодателей. По данным ASTERA, в конце минувшего года в историческом центре Петербурга торговые помещения формата «стрит-ритейл» в среднем предлагались по ставке от 4 тыс. до 8 тыс. руб. за кв. м в месяц. Впрочем, в наиболее проходных местах города цена месячной аренды может достигать и 15 тыс. руб. за «квадрат», рассказали эксперты LCMC. В этом смысле Петербург оставил позади не только российские города, но и многие мировые столицы. Согласно исследованию Colliers International, весной 2010 года Невский проспект попал в двадцатку городов с самыми дорогими торговыми коридорами, заняв 19-ю строчку рейтинга. «Невский проспект со ставкой $4500 за кв. м в год на премиальные помещения опережает Тверскую улицу в Москве, которая занимает в рейтинге 22-е место со ставкой $4000 за кв. м в год», – комментирует генеральный директор Colliers International Николай Казанский.

Ценовой прессинг владельцев встроенных помещений настолько высок, что его не в силах выдержать даже акулы бизнеса. «Несмотря на общее оживление спроса, некоторые компании вынуждены уходить с основных магистралей города, где наиболее высок уровень арендных ставок, – рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости «АРИН» Екатерина Лапина. – В начале года, например, закрылся единственный в Петербурге монобрендовый магазин Dolce & Gabbana на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта. Причиной стало повышение арендной ставки. Группе «Транзас» также пришлось закрыть развлекательный комплекс Trance-Force, который занимал около 550 кв. м в помещении бывшего кинотеатра Union на Невском проспекте, 88, и объединял в себе ресторан и познавательно-развлекательное интерактивное шоу».

Тем не менее аналитики не оставляют надежды, что премиальный сегмент, откровенно не выдержавший испытания кризисом, уже в ближайшее время вернется на улицы города. «Пока luxury заметно уступает классам «средний» и «средний плюс», – признает Людмила Рева. – Но уже в наступившем году мы ожидаем оживления на премиум-рынке, поскольку международные торговые марки класса «люкс» начали более активно искать помещения. Открытие в следующем году компанией Mercury Дома ленинградской торговли (ДЛТ) после реконструкции придаст дополнительный импульс развитию этого сегмента и формированию на Большой Конюшенной улице зоны бутиков люксовых брендов».

Собственники встроенных помещений в спальных районах придерживаются более гуманной ценовой политики, предлагая ставки в диапазоне от 1500 до 2500 руб. за кв. м в месяц. Однако восстановление спроса и здесь сделает свое черное дело. Эксперты убеждены, что в первом полугодии 2011 года ставки на помещения стрит-ритейла неизбежно вырастут как минимум на 10%.

Опутали сетями Основную долю петербургского стрит-ритейла сейчас занимают сетевики. Весной 2010 года они буквально захватили рынок, начав активное развитие сетей, специализирующихся на непродовольственной товарной группе, – магазинов одежды, обуви, белья, галантереи, промтоваров. Создавались новые отделения банков, коммерческие образовательные центры, летом открылось несколько новых сетевых заведений в сегменте общепита, одежды, бытовой техники и товаров для дома. Например, на проспекте Ветеранов и на Малом проспекте Петроградской стороны появились магазины формата «у дома» «РеалЪ Свежие продукты». Запуск сети осуществила консалтинговая компания Retail Concept, заказчиком выступила оптово-дистрибуторская фирма ТД «Реал». По мнению руководителя ООО Retail Concept Михаила Горемыкина, петербуржцы устали ездить за продуктами в гипермаркеты, им снова хочется тратить на пополнение своих продовольственных запасов минимум времени и денег. «Наступило время структурно развивать малые форматы магазинов у дома, ориентированных на средний ценовой сегмент, «растянутый» на нижнюю ступеньку верхнего и верхнюю ступеньку низкого ценового диапазона, – объясняет предприниматель. – В городе должны быть магазины, в которые удобно зайти по дороге домой». Каждый магазин сети «РеалЪ» рассчитан в среднем на 5000 домохозяйств потребителей и занимает торговую площадь размером от 250 до 450 кв. м. Отличительная черта магазинов – ориентация на покупателя: «РеалЪ» предлагает своим клиентам только те продукты, на которые есть устойчивый спрос с их стороны. По словам Михаила Горемыкина, масштабной и быстрой экспансии не предполагается. Стратегия компании рассчитана на медленный, постепенный рост сети в Петербурге и ближайших пригородах.

Крайне активными игроками рынка в 2010 году – не по количеству заявок, а по общему объему арендуемых площадей – выступили также игровые клубы. «Сейчас они, представленные в формате интернет-лотерей, компьютерных клубов и тотализаторов, снова заняли львиную долю ликвидных помещений, – констатирует Людмила Рева. – Такие заведения есть у каждой станции метро – на одного-троих операторов, на главных торговых магистралях всех спальных районов, на основных перекрестках. Есть точки даже в центре, на Невском проспекте, Большом проспекте П.С., Среднем проспекте Васильевского острова, Лиговском проспекте. Они создают ажиотаж вокруг ликвидных объектов и приводят к росту ставок на наиболее привлекательные точки».

Куплю встройку Прошедший 2010 год вернул активность на рынок инвестиций, и именно стрит-ритейл стал наиболее интересным полем приложения инвесторских сил – как с точки зрения спекулятивных сделок, так и для долгосрочных вложений. «С позиции инвесторов, сегодня хорошее время для выгодного приобретения недвижимости, – считает Николай Казанский. – При текущей доходности по ликвидным объектам ставки продолжают уверенный рост. На некоторые проекты уже в ближайшие полтора-два года стоимость может вырасти в 1,5 раза. Ставки капитализации по продаваемым объектам, по нашим оценкам, составят 10–12%». Понимая это, собственники встроенных помещений, пострадавшие от кризиса в минимальной степени, не слишком торопятся продавать принадлежащие им площади. Если они все же решаются на это, то предложение выставляют по запредельной цене. Небольшие объекты с центральным местоположением стоят от $1 до $5 млн. Ряд таких сделок был заключен на Невском проспекте, Большом проспекте П.С. и других торговых коридорах, находящихся в исторической части Петербурга.

Кроме того, повышенный интерес к наиболее ликвидным встроенным торговым помещениям в этом году наблюдался и на торгах Фонда имущества Санкт-Петербурга. Например, в конце августа Фонд имущества реализовал на аукционе встроенные помещения в Калининском районе (2259 кв. м на проспекте Науки, 14) по цене, в два раза превысившей стартовую. Победитель аукциона предложил за помещение 209 млн руб. при стартовой цене в 95 млн.

По магазинам Жители Петербурга постепенно отходят от последствий кризиса и начинают тратить все больше денег. В отдельных сегментах уровень потребительского спроса даже превысил докризисные показатели. В связи с этим рынок торговой недвижимости в целом и стрит- ритейл в частности ожидают совсем неплохие перспективы. «Если экономическая ситуация в России в 2011 году не изменится под влиянием очередного кризиса, то к концу года из-за дефицита предложения ставки аренды и цены продаж помещений могут вырасти до 25%», – прогнозируют эксперты «АРИН». Бюллетень Недвижимости

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
299
Как начать производить товары под собственной торг...
293
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
2851
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
437
О нестандартных решениях международной компании
1584
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8166
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
4724
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2339

Инвесторы тоже выстроились в очередь. Эксперты уверены: это лишь начало триумфального шествия петербургского стрит-ритейла.

Задавили ценами По сведениям экспертов, в Петербурге насчитывается свыше 5 млн кв. м встроенных торговых помещений. Несмотря на это, найти подходящий объект подобного формата ритейлерам непросто. По данным Colliers International Санкт-Петербург, по сравнению с ситуацией 2009 года на Невском проспекте практически не осталось вакантных помещений в сегменте стрит-ритейла. «Спрос в этом виде торговой недвижимости уже превышает предложение, – констатирует директор по развитию бизнеса компании ASTERA Людмила Рева. – Пустуют только помещения в новостройках, без ремонта. Площади с ликвидной локацией остаются свободными лишь в случае значительного превышения установленной собственником арендной ставки среднерыночного уровня, однако и для таких объектов срок экспозиции составляет не более трех-четырех месяцев. По прошествии этого срока либо снижается ставка, либо помещение сдается частями».

Вновь образовавшийся дефицит в стрит-ритейле привел к очередному витку рыночной «спирали». Начиная с весны 2010 года, на которую пришелся пик ажиотажа вокруг встроенных помещений, рынок в полной мере ощущает диктат арендодателей. По данным ASTERA, в конце минувшего года в историческом центре Петербурга торговые помещения формата «стрит-ритейл» в среднем предлагались по ставке от 4 тыс. до 8 тыс. руб. за кв. м в месяц. Впрочем, в наиболее проходных местах города цена месячной аренды может достигать и 15 тыс. руб. за «квадрат», рассказали эксперты LCMC. В этом смысле Петербург оставил позади не только российские города, но и многие мировые столицы. Согласно исследованию Colliers International, весной 2010 года Невский проспект попал в двадцатку городов с самыми дорогими торговыми коридорами, заняв 19-ю строчку рейтинга. «Невский проспект со ставкой $4500 за кв. м в год на премиальные помещения опережает Тверскую улицу в Москве, которая занимает в рейтинге 22-е место со ставкой $4000 за кв. м в год», – комментирует генеральный директор Colliers International Николай Казанский.

Ценовой прессинг владельцев встроенных помещений настолько высок, что его не в силах выдержать даже акулы бизнеса. «Несмотря на общее оживление спроса, некоторые компании вынуждены уходить с основных магистралей города, где наиболее высок уровень арендных ставок, – рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости «АРИН» Екатерина Лапина. – В начале года, например, закрылся единственный в Петербурге монобрендовый магазин Dolce & Gabbana на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта. Причиной стало повышение арендной ставки. Группе «Транзас» также пришлось закрыть развлекательный комплекс Trance-Force, который занимал около 550 кв. м в помещении бывшего кинотеатра Union на Невском проспекте, 88, и объединял в себе ресторан и познавательно-развлекательное интерактивное шоу».

Тем не менее аналитики не оставляют надежды, что премиальный сегмент, откровенно не выдержавший испытания кризисом, уже в ближайшее время вернется на улицы города. «Пока luxury заметно уступает классам «средний» и «средний плюс», – признает Людмила Рева. – Но уже в наступившем году мы ожидаем оживления на премиум-рынке, поскольку международные торговые марки класса «люкс» начали более активно искать помещения. Открытие в следующем году компанией Mercury Дома ленинградской торговли (ДЛТ) после реконструкции придаст дополнительный импульс развитию этого сегмента и формированию на Большой Конюшенной улице зоны бутиков люксовых брендов».

Собственники встроенных помещений в спальных районах придерживаются более гуманной ценовой политики, предлагая ставки в диапазоне от 1500 до 2500 руб. за кв. м в месяц. Однако восстановление спроса и здесь сделает свое черное дело. Эксперты убеждены, что в первом полугодии 2011 года ставки на помещения стрит-ритейла неизбежно вырастут как минимум на 10%.

Опутали сетями Основную долю петербургского стрит-ритейла сейчас занимают сетевики. Весной 2010 года они буквально захватили рынок, начав активное развитие сетей, специализирующихся на непродовольственной товарной группе, – магазинов одежды, обуви, белья, галантереи, промтоваров. Создавались новые отделения банков, коммерческие образовательные центры, летом открылось несколько новых сетевых заведений в сегменте общепита, одежды, бытовой техники и товаров для дома. Например, на проспекте Ветеранов и на Малом проспекте Петроградской стороны появились магазины формата «у дома» «РеалЪ Свежие продукты». Запуск сети осуществила консалтинговая компания Retail Concept, заказчиком выступила оптово-дистрибуторская фирма ТД «Реал». По мнению руководителя ООО Retail Concept Михаила Горемыкина, петербуржцы устали ездить за продуктами в гипермаркеты, им снова хочется тратить на пополнение своих продовольственных запасов минимум времени и денег. «Наступило время структурно развивать малые форматы магазинов у дома, ориентированных на средний ценовой сегмент, «растянутый» на нижнюю ступеньку верхнего и верхнюю ступеньку низкого ценового диапазона, – объясняет предприниматель. – В городе должны быть магазины, в которые удобно зайти по дороге домой». Каждый магазин сети «РеалЪ» рассчитан в среднем на 5000 домохозяйств потребителей и занимает торговую площадь размером от 250 до 450 кв. м. Отличительная черта магазинов – ориентация на покупателя: «РеалЪ» предлагает своим клиентам только те продукты, на которые есть устойчивый спрос с их стороны. По словам Михаила Горемыкина, масштабной и быстрой экспансии не предполагается. Стратегия компании рассчитана на медленный, постепенный рост сети в Петербурге и ближайших пригородах.

Крайне активными игроками рынка в 2010 году – не по количеству заявок, а по общему объему арендуемых площадей – выступили также игровые клубы. «Сейчас они, представленные в формате интернет-лотерей, компьютерных клубов и тотализаторов, снова заняли львиную долю ликвидных помещений, – констатирует Людмила Рева. – Такие заведения есть у каждой станции метро – на одного-троих операторов, на главных торговых магистралях всех спальных районов, на основных перекрестках. Есть точки даже в центре, на Невском проспекте, Большом проспекте П.С., Среднем проспекте Васильевского острова, Лиговском проспекте. Они создают ажиотаж вокруг ликвидных объектов и приводят к росту ставок на наиболее привлекательные точки».

Куплю встройку Прошедший 2010 год вернул активность на рынок инвестиций, и именно стрит-ритейл стал наиболее интересным полем приложения инвесторских сил – как с точки зрения спекулятивных сделок, так и для долгосрочных вложений. «С позиции инвесторов, сегодня хорошее время для выгодного приобретения недвижимости, – считает Николай Казанский. – При текущей доходности по ликвидным объектам ставки продолжают уверенный рост. На некоторые проекты уже в ближайшие полтора-два года стоимость может вырасти в 1,5 раза. Ставки капитализации по продаваемым объектам, по нашим оценкам, составят 10–12%». Понимая это, собственники встроенных помещений, пострадавшие от кризиса в минимальной степени, не слишком торопятся продавать принадлежащие им площади. Если они все же решаются на это, то предложение выставляют по запредельной цене. Небольшие объекты с центральным местоположением стоят от $1 до $5 млн. Ряд таких сделок был заключен на Невском проспекте, Большом проспекте П.С. и других торговых коридорах, находящихся в исторической части Петербурга.

Кроме того, повышенный интерес к наиболее ликвидным встроенным торговым помещениям в этом году наблюдался и на торгах Фонда имущества Санкт-Петербурга. Например, в конце августа Фонд имущества реализовал на аукционе встроенные помещения в Калининском районе (2259 кв. м на проспекте Науки, 14) по цене, в два раза превысившей стартовую. Победитель аукциона предложил за помещение 209 млн руб. при стартовой цене в 95 млн.

По магазинам Жители Петербурга постепенно отходят от последствий кризиса и начинают тратить все больше денег. В отдельных сегментах уровень потребительского спроса даже превысил докризисные показатели. В связи с этим рынок торговой недвижимости в целом и стрит- ритейл в частности ожидают совсем неплохие перспективы. «Если экономическая ситуация в России в 2011 году не изменится под влиянием очередного кризиса, то к концу года из-за дефицита предложения ставки аренды и цены продаж помещений могут вырасти до 25%», – прогнозируют эксперты «АРИН». Бюллетень Недвижимости

Триумф стрит-ритейластрит-ритейл, торговля, ритейлеры, аренда, торговая недвижимость, ритейл петербурга
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Триумф стрит-ритейла
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/47688/2018-07-20