8 апреля 2010, 00:00 2899 просмотров

Новая жизнь российского ритейла: смирение и осторожный оптимизм

В 2009 году, по данным Росстата, оборот розничной торговли составил 14,5 трлн рублей, что на 5,5% меньше, чем в 2008 году. По сравнению с большинством прочих отраслей экономики, розничная торговля оказалась более устойчива к последствиям кризиса, однако на фоне роста в докризисные годы даже снижение на 5,5% выглядит существенным. Согласно исследованию "Эрнст энд Янг", главными негативными последствиями кризиса для розницы стали изменение покупательского спроса и удорожание заемного финансирования. Потребление товаров длительного пользования и одежды снизилось, покупатели переключились на более дешевые бренды и частные торговые марки. Что касается привлечения финансирования, то в кризис сети отдавали предпочтение банковским кредитам - популярность IPO и выхода на рынок облигаций заметно снизилась, отмечают эксперты. При этом ставки по кредитам выросли, а многие банки не захотели идти на уступки компаниям, поскольку основные виды залогов, которые может предложить им розница - недвижимость и акции, - упали в цене.  И все же главной "головной болью" для ритейлеров на фоне кризиса стал новый закон о торговле. С февраля 2010 года розница начала жить по новым правилам. Так, например, закон запрещает ритейлерам брать с поставщиков любые бонусы за исключением вознаграждения за объем, размер которого ограничен 10%. Закон также запрещает компаниям розничной торговли, чья доля превышает 25% от всех реализованных товаров в границах субъекта РФ, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципального района или городского округа, приобретать или арендовать новые торговые объекты в этом регионе. Государство оставляет за собой право ограничивать цены на отдельные виды социально значимых товаров, если рост их стоимости превышает 30% в течение 30 дней. Предполагается, что закон, направленный на защиту интересов потребителей и производителей, должен сделать процесс ценообразования более прозрачным и защитить розничную торговлю от монополизации.  Хотя эффективность новых норм вызывает сомнения у многих участников рынка, эмоции постепенно уступают место деловому настрою. Речь больше не идет о "запрете на профессию" и визитах к "патологоанатому", о которых говорил в свое время совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. Лев Хасис в начале февраля заявил, что с момента вступления в силу закона о торговле перестал его публично критиковать и запретил критику сотрудникам своей компании. "Мы можем сказать очень много негативного про этот закон, но как серьезные операторы рынка мы стали выполнять его требования", - говорит президент ГК "ДИКСИ" Илья Якубсон.  Ритейлеры все же не устают повторять, что от принятия закона несколько "проиграли" не только они сами, но также покупатели и поставщики. Так, любые ограничения на рынке, по замечанию главы ГК "Виктория" Николай Власенко, приводят к росту потребительских цен и дефициту. Добиться же снижения цен можно только двумя способами - за счет инновационных технологий и конкуренции. По мнению Льва Хасиса, главными критиками закона в будущем станут не сети, а именно поставщики, у которых отобрали законные механизмы продвижения товаров. В результате преимущество получат крупные производители, чья продукция хорошо известна покупателям и без дополнительной рекламы.  Кроме всего прочего, закон, призванный защищать интересы российских производителей, перекладывает на их плечи дополнительные издержки, которые появятся у ритейлеров из-за применения некоторых норм нового законодательства. Снизить собственные издержки сеть может только двумя способами, рассказывает Лев Хасис, - за счет покупателей и за счет производителей. Выбор, похоже, будет сделан в пользу первых.  С другой стороны, с соблюдением нормы, ограничивающей бонусы 10%, могут возникнуть трудности у самих ритейлеров, предрекает Николай Власенко. Так, установленное ограничение можно невольно превысить, если неожиданно упадут цены у поставщиков.  А пока и рознице, и поставщикам предстоит проделать огромный объем бумажной работы, чтобы к 1 августа, как того требует новое законодательство, перезаключить существующие договоры. "Предстоит безумный объем работы, связанной с переподписанием контрактов. Все рушится в один день, а ведь компании десятилетиями выстраивали систему продвижения своей продукции", - говорит Илья Якубсон. При этом, признаются представители торговых сетей, ограничение бонусов на размер их маржи не повлияет: он останется прежним, а свои потери ритейлеры могут компенсировать за счет снижения закупочных цен.  Много работы предстоит и чиновникам в Минпромторге и Федеральной антимонопольной службе. Как отметил директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов, в этом году законотворческой работы предстоит не меньше, чем в прошедшем. В феврале правительство утвердило пакет из 12 подзаконных актов, необходимых для реализации закона о торговле. В их числе - методика расчета долей торговых сетей, торговый реестр, перечень социально значимых товаров, цены на которые государство может регулировать, рекомендации по разработке региональных программ развития торговли. По словам Сазанова, уже в апреле-мае правительство может утвердить перечень социально значимых продовольственных товаров, состоящий из 33 пунктов. Предполагается, что государство будет устанавливать предельно допустимые розничные цены на хлеб, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, соль, сахар, муку, говядину, свинину, баранину (кроме бескостного мяса) и кур (кроме окорочков) и некоторые другие виды продовольствия, если в течение месяца рост цен на них составит 30% и более. В законе оговаривается, что ограничивать цены на такие товары можно на срок, не превышающий 90 календарных дней.  ФАС, в свою очередь, рассчитывает к осенней сессии внести в Госдуму проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают введение штрафов для ритейлеров за неисполнение ими антимонопольных норм закона о торговле, в том числе 9 статьи, регулирующей взаимоотношения торговых сетей и поставщиков. В Минпромторге со штрафами не согласны, ФАС же настаивает, что санкции за нарушение 9 статьи должны составлять до 1 млн рублей, а депутаты Госдумы и вовсе предлагают ввести для ритейлеров оборотные штрафы.  Еще одной темой для споров стала методика подсчета долей ритейлеров на рынке в границах субъекта РФ, муниципалитета и городского округа. Согласно методике, подготовленной ФАС, для расчета доли ритейлеров объем реализованных компанией товаров "в соответствующих географических границах, за год, предшествующий расчету", будет делиться на общий объем розничной торговли в субъекте РФ (в денежном выражении). Расчет долей в границах субъекта РФ будет проводиться с 1 февраля по 31 июня 2010 года. С 1 июля расчет будет проводиться в границах субъекта РФ, в том числе в границах городов федерального значения, муниципального района, городского округа.  По словам начальника управления статистики торговли и услуг Росстата Ирины Седовой, "в основу методики ляжет принцип расчета средних величин для отдельных категорий хозяйствующих субъектов - для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей". "Мы не можем просто взять отчетности компаний, сложить и потом получить долю компании на муниципальном рынке, поскольку существенная часть оборота розничной торговли формируется субъектами малого предпринимательства, а проверять такие компании можно только на выборочной основе", - говорит она.  Информацию по обороту розничной торговли на рынке субъекта РФ будет предоставлять Росстат, оценки которого, по замечанию Николая Власенко, "бывают далеки от реальности". В ведомстве соглашаются, что некоторые данные, действительно, бывают недостоверны. Так, сведения об организациях, прекративших свою деятельность, остаются в статистическом регистре (полный перечень компаний) еще в течение двух лет. В таких случаях, оборот будет завышаться, комментирует Ирина Седова.  Тем временем, пока не определены методика подсчета долей и наказание за превышение порога доминирования, ритейлеры не торопятся с приобретением новых активов. По словам гендиректора компании "Бизнес аналитика" Андрея Стерлина, закон осложнит консолидацию рынка, но укрупнение розницы все же останется основным трендом развития отрасли. По расчетам компании, порог доминирования в 25% пока превысила только X5 Retail Group в Ленинградской области, кроме того, Х5 приближается к "критической отметке" на рынке Санкт-Петербурга. В других федеральных округах доля самой крупной сети вряд ли превышает 15%. "Магнит", доминирующий в южных регионах, пока далек от установленного порога. Иная ситуация в городах. ГК "Виктория", например, превысила порог доминирования в Калининграде, говорит Андрей Стерлин. И если его оценка верна, компании будет затруднительно развиваться на этом рынке. В свою очередь, глава ГК "Виктория" Николай Власенко считает, что установленный законом порог доминирования не помешает развитию торговых сетей, в том числе путем слияний и поглощений. На американском рынке доля крупнейшего игрока - компании WalMart - не превышает 8% при ограничении в 35%, напоминает он.  Однако пока дальше предположений и приблизительных оценок дело не идет - как будут работать некоторые нормы закона на практике, сейчас не знают даже его создатели. Чиновники призывают поставщиков и ритейлеров активно участвовать в разработке сопутствующих закону документов. Этот процесс взял под свой контроль первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. За соблюдением закона о торговле наблюдает и Федеральная антимонопольная служба, которая призвала компании направлять ей жалобы на нарушения. Одно громкое дело уже появилось: в марте ФАС объявила, что проводит проверку торговой сети Metro Cash&Carry по жалобам поставщиков на навязывание невыгодных условий договоров в 2008, 2009 и 2010 годах. Инициативу проявила "Единая Россия": по словам депутата Госдумы Виктора Звагельского, для контроля над соблюдением закона в ближайшее время в партии будет создана специальная программа.  В целом, окончательный вариант закона, "при всех его минусах и недоработках, получился не абсурдный и не жесткий с точки зрения регулирования и соблюдения интересов торговли", подчеркивает Звагельский. Другой вопрос - зачем понадобилось принимать несовершенный и сырой закон, механизмы действия которого вдобавок не совсем ясны, возражают ритейлеры. А "раз уж начали регулировать - могут и войти во вкус", - опасается глава ГК "Виктория" Николай Власенко, говоря о новых инициативах законодателей. И первым тревожным сигналом, по его словам, стало введение регулируемых цен на лекарства. "В развитие торговой сети закладываются пяти - десятилетние планы, поэтому нам хотелось бы знать, появятся ли еще какие-нибудь неожиданности, вроде ограничения времени торговли", - говорит Власенко. В этой связи появление общей концепции развития розницы становится необходимым. Работой над таким документом и занимается сейчас Минпромторг.  Тем не менее, ритейлеры не теряют оптимизма относительно перспектив дальнейшего развития отрасли. "Мы позитивно смотрим на российский рынок, и он остается для нас наиболее привлекательным в Восточной Европе", - говорит директор по контролю управления, член генеральной дирекции "АШАН Россия" Людовик Олинье. По его прогнозу, сейчас на долю современных форматов в общем объеме торговли приходится более 30%, а в течение ближайших лет этот показатель вырастет до 40%. По оценке компании "Бизнес Аналитика", несмотря на замедление роста современных форматов в 2009 году, через пять лет доля таких магазинов превысит 50% всего оборота продовольственной розницы. При этом лучшие перспективы развития - у мультиформатных сетей. И хотя поводов для оптимизма в отношении российского ритейла достаточно, речь не идет о ближайшей перспективе: 2010 год будет сложным. 

Однако все это - частности на фоне главной проблемы ритейлеров, сформулированной Львом Хасисом. "Еще со времен СССР в обществе выработалось отношение к торговле как к полукриминальной отрасли", - говорит он. Однако ритейлеры выполняют именно те законы, которые создает для них государство. Так, например, торговые сети несут "огромные издержки", причем многие из них от самих ритейлеров не зависят, а ведь издержки и формируют в итоге розничные цены. "Пора прекратить геноцид в отношении розничной торговли", - призывает глава X5. "Начинать надо будет с самого начала - с изменения негативного отношения к торговле: производитель товаров без производителя услуг будет никому не нужен", - считает и руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. И с этим трудно поспорить.

www.finam.ru

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Новая жизнь российского ритейла: смирение и осторожный оптимизмроссийский ритейл, Хасис, X5 Retail Group
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии