9 марта 2010, 00:00 3653 просмотра

Жизнь по Закону "О торговле"

Стенограмма выступления Станислава Наумова на пресс-брифинге: Знаете, наверно, следующее мероприятие нужно будет проводить во дворце культуры подмосковного колхоза «Путь Ильича». Это мое пожелание к организаторам от министерства.

Здесь в президиуме сидят наши товарищи, с которыми мы обсуждаем проект «Стратегии развития торговли Российской Федерации до 2020 года». Мы понимаем, что параметры стратегии – это как раз инструмент создания современного формата торговли, создание профицита товаропроводящей сети. Но вот насколько мы с коллегами стратегически совпадаем в своих представлениях, на столько же я каждый раз с горечью отмечаю тактические ошибки российского ритейла в своем собственном позиционировании как в СМИ, так и в политической сфере. И, конечно же, закон «о торговле», его обсуждение и его содержание – это крупнейшее поражение нашего ритейла в 2009 году. Это говорит о его молодости, о том, что он находится в ранней фазе своего существования, о том, что его надо беречь.

Со своей стороны просил, и буду просить коллег перестать делать заявления относительно того, что» цены неизбежно вырастут», что «мы перестанем торговать». Коллеги, у вас цены самые низкие на эти товары, вы ими торговали, и будете торговать. Просто буквы b2b не только к себе надо применять, но еще и понимать, что поставщики – это тоже b. И если вы в течение 4 лет так хорошо их научили правилам игры, то они сделали то, что смогли сделать. Они пошли в Государственную Думу, Совет Федерации и поменяли условия договоров в свою пользу. Ничего страшного в моратории на рост цен на несколько продуктов питания, если в течение 30 дней на 30% вырастут цены, мы не видим. Если это и произойдет, то покажет, что в данном регионе торговля не развита, что в данном регионе губернатору надо внимательно посмотреть почему у него возник дефицит того или иного товара. Почему у потребителей вспыхнуло чувство тревоги в связи с отсутствием тех или иных товаров. Никаких других вариантов, кроме как содействовать развитию инфраструктуры торговли, я не вижу. Поэтому позиция министерства, может быть, более взвешенная. Мы считаем, что принят хороший закон, он имеет направленность в обе стороны. Все недобросовестные практики относятся к практике, которыми занимается не только отдельные менеджеры отдельных магазинов, но и менеджеры отдельных поставщиков. И ограничения будут налагаться не только на менеджеров ритейлеров, но и на менеджеров оптовой торговли. Просто надо перестать привлекать к себе внимание своей излишне обособленной позицией. Мне кажется, что будущее российской торговли целиком связано с реальным сектором, о котором здесь говорилось. Мы рассчитываем, что если сегодня мы проводим такой саммит, то в следующем году можно будет увидеть расширенную повестку, в которой будут обсуждаться какие товары народного потребления сделаны в России и какие за рубежом, какие торговые сети станут новыми лидерами не только в сегменте производства продовольствия, но и в сегменте продаж повседневного спроса.

Стенограмма выступления Станислава Наумова на пленарном заседании: Мне пришлось много интересного выслушать в отношении вашей работы из уст и поставщиков и представителей разного рода общественных и политических структур. И только что на брифинге я попросил коллег выйти из этой сложной дискуссии, которая сопровождала законопроект. Дать возможность нам, как Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, заняться конкретной работой вместе с Министерством экономического развития, Росстатом, ФАС, Минрегионом, Министерством социального развития: посмотреть какие будут первые недели, месяцы правоприменительной практики. Я обращаюсь к вам с просьбой лишить нас удовольствия быть вашими адвокатами. Прошу, чтобы вы все услышали слова Ирины Анатольевны Яровой, которая была в городе Хабаровске, посетила местный супермаркет и которая задала вопрос его директору о том, как он собирается жить по новому закону. И была очень удивлена, когда он сказал, что никогда о нем не слышал и что «еще посмотрим кто кого». На счет «кто кого» – нужно давать длинные, масштабные, фундаментальные ответы. Вы являетесь очень молодой отраслью. Ваш рост вызывает не только восхищение, внимание, интерес. Вы действительно являетесь сейчас, пожалуй, самой инновационной отраслью в нашем реальном секторе. Вы инновационны по своим форматам и запросам. Вы является самым важным партнером для самого массового потребителя в нашей стране. И очень странно, что иногда торговлю рассматривают как ненужного посредника между производителями и потребителями. Я считаю, что это неправильно, считаю, что вы должны такие мероприятия проводить не только в формате b2b и b2c, но и приглашать представителей органов власти. Думаю, что в этом году торговля должна вместе с потребителями возглавить движения за низкие цены на товары, экономическая доступность которых имеет социальное значение. Это должно стать общей характеристикой каждого магазина. Я считаю, что закон «о торговле», должен стать тем инструментом, который позволит вам, опираясь на целый ряд решений, которое Министерство промышленности и торговли с другими ведомствами сейчас готовит, позволит вам перестать быть объектом зависти в пределах садового кольца. Закон «о торговле» – это просто закон о развитии сетей на пространстве страны.

В проекте стратегии развития торговли мы принимаем те ключевые показатели, которые характеризуют будущее отрасли. Позволю себе озвучить эти цифры. Мы считаем, что обеспеченность площадями современного формата из расчета на тысячу человек должна вырасти с 73 кв. м в 2008 году до 120-150 – в 2015 и до 200-300 в 2020 году. Это стратегия, которую мы разработали и разослали министерствам, ведомствам. Я бы не сказал, что мы получили слишком уж большие возражения на такое долгосрочное прогнозирование. Доля современных форматов в розничном обороте в 2008 году составляла 35%, в 2015 составит 45-60% и к 2020 году – порядка 60-80% от розничного оборота. Доля 5 крупнейших игроков на рынке продовольствия в 2008 году составляла 11%, в 2015 – 25-35%, в 2020 – 35-50%. Вот, собственно говоря, это коридор для развития. Ничто не мешает планам ваших компаний. Поэтому мы, со своей стороны, в ближайшее время, будем вносить изменения в законодательство «об организации деятельности органов власти в субъектах федерации», чтобы они перестали рассматривать местные сети и большие сети в качестве оппонентов, а стали рассматривать их в качестве нового субъекта развития регионов. Это сказал и президент на своей встрече с представителями совета федерации в прошлом году. Нужно вносить изменения в закон «об общих принципах организации местного самоуправления». На муниципальном уровне есть большие перспективы развития качественно нового малого и среднего предпринимательства, который будет дополнять современный формат и сам станет современным форматом. Отдельная работа – это внесение изменений в 271 ФЗ. Это связано и с организацией ярмарок, что является реальным продвижением продукции местного производителя, в т.ч. оптовых звеньев, до конечного потребителя. И, безусловно, мы будем вносить все действующие рынки в торговые реестры. Они, наряду с супермаркетами и гипермаркетами, выполняют важную роль в обеспечении продовольствием населения. Отдельная тема для дискуссии и она сейчас продолжается – это внесение изменений в кодекс об административных правонарушениях. Единственно, хотелось отметить, что любого рода недобросовестные практики – это практики, в которых участвуют как минимум двое и поэтому ответственность будет общей.

Мы опубликовали 1 февраля свой вариант перечня социально значимых товаров. Я знаю, что он вызвал критику, в т.ч. у присутствующих здесь в зале. Это нормально. Мы только начинаем этот процесс, нам важно было заявить позицию, которую можно было бы объяснить. Набор товаров, который входит в этот перечень – это набор, который входит в потребительскую корзину, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум. Если вы считаете, что население уже не ест огурцы зимой, а помидоры осенью и весной, давайте вносить изменения в ту корзину, которая есть, давайте вносить изменения в представления о прожиточном минимуме. И, думаю, что в результате обсуждения этот список будет уточнен. Речь идет о том, что мониторится сегодня в ежедневном режиме и не является поводом для беспокойства ни потребителей, ни властей.

И еще один момент. Это то, что касается договоров поставок. Мы действительно позволили себе определенную новацию, которая уже вызвала критическое отношение со стороны поставщиков. Но мы считаем, что если на уровне муниципального района есть поставщик, доля которого в обороте превышает 25%, то он является по определению экономически эффективным и не является той единицей, ради которой стоило так существенно вторгаться в ткань договорных отношений. Мы понимаем, что эта позиция будет максимально заострена в ходе согласования. Но я хотел бы попросить всех здесь сидящих в зале еще раз максимально ответственно вести себя в течение первого года действия закона «о торговле». Не позволять ни себе, ни своим коллегам заявлений, которые были бы связаны с оценкой предстоящего роста цен, возможного дефицита. Потому что именно вы являетесь той структурой, обеспечивающей новое в рамках продвижения товара, образе жизни. Вы – структура, которая обеспечивает безопасность страны в не меньшей степени, чем те структуры, которые производят те или иные виды продовольствия.

Минпромторг России

Статья относится к тематикам: Законы
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Жизнь по Закону "О торговле"закон о торговле, станислав наумов, торговля, ритейлеры
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии