11 февраля 2010, 00:00 5698 просмотров

Будущее Закона о торговле

Вадим Новиков, ст.н.с. АНХ при Правительстве РФ

специально для www.retail.ru

Вадим Новиков, ст.н.с. АНХ при Правительстве РФ

Основа этого прогноза — простое наблюдение: антимонопольное регулирование враждебно к инновациям. Чем более ново некое явление или практика, тем более подозрительно относятся к нему антимонопольные органы.

Раньше других враждебность антимонопольного регулирования к инновациям заметил Нобелевский лауреат по экономике Рональд Коуз. Он сделал вывод, что «когда экономист обнаруживал что-либо... чего он не понимал, он искал объяснение в монополии. А поскольку мы очень невежественны... число непонимаемых явлений деловой жизни оказывается довольно значительным, а объяснение с помощью монополии – частым». Естественно, от подозрений в монополизме сильнее всего страдают новые деловые явления и практики – должны пройти годы, пока для них найдут объяснения, которые займут место прежних предрассудков. Характерна история торговых сетей США.

Первый в США супермаркет современного типа — с присущим этому формату широким выбором товаров и самообслуживанием — появился в 1948 году в Лос-Анжелесе. Это был пятнадцатый магазин в сети компании «Von's Grocery» и за 10 лет после нововведения количество магазинов этой сети увеличилось до 27. В 1960 г «Von's Grocery», будучи третьей по выручке торговой сетью города, объединилась с шестой по выручке сетью «Shopping Bag». Объединенная компания получила около 7,5% городского рынка. Несмотря на довольно небольшую по современным понятиям долю рынка, слияние было расторгнуто по инициативе антимонопольных органов. Для этого решения суду оказалось достаточным всего двух фактов: сокращения числа «несетевых» магазинов с 5365 в 1950 до 3590 в 1963; и растущего числа слияний. В то время суд хотел подавить саму тенденцию к концентрации и потому не имело значения, что розничный рынок города был и оставался конкурентным непосредственно после слияния.

В течение следующих десятилетий всем — экономистам, регуляторам и публике — стало очевидно, что концентрация несет для потребителей не только риски, но и выгоды, и в большинстве случаев выгоды выше. Так, появление в городе магазина Wal-Mart дает покупателям возможность приобретать товары в среднем на 10% дешевле, чем прежде, в самом магазине Wal-Mart, и еще на 1% снижаются цены во всех остальных магазинах в этом городе. При этом, каждые 10% роста оборота Wal-Mart за счет углубления экономии на масштабе приводят к снижению издержек продажи на 2%, что также приносит пользу потребителю.

Подобные соображения привели к отказу от прежнего осуждения концентрации в розничной торговле. Так в 1997 году специализирующиеся на канцелярских товарах крупные торговые сети США «Staples» и «Office Depot» подали разрешение на слияние. Доля этих сетей составляла 75% соответствующего рынка и в 1966 году доля рынка предопределила бы дело. Однако теперь антимонопольные органы должны были установить, какова будет экономия на масштабе в результате сделки, какую часть этой экономии получат потребители в результате снижения цен и сопоставить этот выигрыш потребителя с возможным ростом цены. Ответ на эти вопросы потребовал нескольких месяцев работы более 10 экономистов с ученой степенью. В конечном счете, слияние «Staples» и «Office Depot» было запрещено. На первый взгляд, результат не изменился: опять запрет. Однако теперь это решение было основано на совсем другом уровне анализа и относилось к компании с совсем иной долей рынка. К положительным эффектам роста крупных сетей стали относиться всерьез.

Подобный путь прошли и многие другие деловые явления и практики. Первоначально установление поставщиком минимальных или максимальных цен перепродажи, раздел территорий между дилерами, продажа в нагрузку и плата за полку рассматривались как способы монополизации или её последствия, и суды выносили решения против применявших эти практики компаний. Однако благодаря работам экономистов впоследствии все эти практики получили не связанные с монополизмом объяснения и сегодня они воспринимаются как нормальный элемент конкуренции. Вслед за этим менялась и позиция судов: однозначный запрет сменялся взвешиванием рисков и выгод для потребителя.

Россия этот путь только начинает — современные торговые форматы и их практики отношений с поставщиками относительно новы. В этой ситуации подозрительность к ним общественности и антимонопольного регулятора вполне естественна, и почти тотальный запрет всех нестандартных договоров между поставщиками и торговцами в законах о конкуренции и торговле не должен удивлять. Однако новизна — болезнь, которая проходит с годами. Предубеждения против явлений и практик, которые являются относительно новыми сегодня, отступят перед данными исследований, многие из которых были сделаны еще в 60-е гг. прошлого века. Регулирование осуждаемых сегодня практик, в том числе в новом Законе о Торговле, наверняка значительно смягчится. Однако на место этих предубеждений придут другие — против явлений и практик, которые могут распространиться в ближайшем будущем: собственных торговых марок и вертикальной интеграции производителей и ритейлеров.

Статья относится к тематикам: Актуально, Законы
Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Будущее Закона о торговлезакон о торговле, ритейлеры, Wal-Mart, современные торговые форматы, антимонопольные органы, плата за полку, супермаркеты
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии