28 октября 2009, 00:00 6730 просмотров

Локальный украинский ритейл набирает "вес"

Локальные и национальные сети продовольственного ритейла остаются в 2009 году главными движущими силами развития украинской розничной торговли. Низкая обремененность кредитами позволила локальным операторам в текущем году больше, чем региональным и международным, наращивать товарооборот и открывать новые магазины. Таковы результаты исследования консалтинговой компании "GT Partners Ukraine".

Классификация операторов

Согласно "GT Partners Ukraine", на сегодня в Украине осуществляют свою деятельность 8 национальных операторов (торговых сетей, которые присутствуют в 4-5 экономико-географических регионах страны), 7 региональных операторов (в 2-3 регионах), 48 локальных операторов (в 1 регионе) и 5 международных операторов (центральный офис и контроль деятельности осуществляется из-за границы).

По подсчетам компании, самая существенная доля товарооборота розничных сетей (51,4%) приходится на национальных операторов. Вместе с тем, локальные операторы занимают вторую по величине долю - 17,8%. Далее идут региональные (16,6%) и международные операторы (14,2%).

Наибольшую торговую площадь имеют национальные торговые сети - 816 тыс. кв. м. За ними следуют локальные операторы (352,5 тыс. кв. м), региональные (294,5 тыс. кв. м) и международные сети (279,5 тыс. кв. м).

Западная Украина(Волынская, Ривненская, Тернопольская, Львовская, Хмельницкая, Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатская области)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Западной Украины составил 21 млрд. 856 млн.грн., что составляет 18% от общего товарооборота по Украине - 123,8 млрд.грн. (включает розничный товарооборот предприятий (юридических лиц), которые осуществляют деятельность в розничной торговле; расчетные данные относительно объемов продаж товаров на рынках и физическими лицами-предпринимателями).

Что касается динамики товарооборота западноукраинской розницы, за первых 7 месяцев 2009 года ее падение в данном регионе, как и во всех остальных регионах, составило 17,3%.

Доминирующее положение в формировании товарооборота региона продолжают занимать 3 национальные компании ("Fozzy Group", "Евротек" и "Фуршет"), одна региональная ("Пакко") и одна - международная ("Metro Cash&Carry").

Доля локальных сетей в Западной Украине, как и в Южной Украине, в суммарном товарообороте среди всех регионов страны самая высокая - 23%. Локальные операторы в регионе представлены в большей степени такими торговыми форматами, как "магазин у дома" (40,8%) и "супермаркет" (40,3%). Между тем, только 2 локальных оператора показали положительную динамику количественного роста с начала 2009 года - "ЛьвовХолод" (г. Львов, сеть "Рукавичка") и "Колос" (г.Черновцы). А о намерении проводить дальнейшую экспансию официально заявил только 1 локальный оператор – "Барвинок" (г.Львов) .

 

График 1. Западная Украина: Локальные сети по количеству торговых точек*

*данные "GT Partners Ukraine"

Северная Украина(Киевская, Житомирская, Черниговская и Сумская области)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Северной Украины составил 11 млрд. 608 млн.грн. (без учета г.Киева), что составляет 9,4% от общего товарооборота по Украине. Товарооборот розничной торговли данного региона показал отрицательную динамику - 16%.

Доминирующее положение в формировании товарооборота северного региона за I полугодие текущего года занимали 4 национальные компании ("ЕКО", "Fozzy Group", "Евротек" и "Фуршет"), совокупная доля которых составила 68% рынка. Между тем, доля локальных сетей данного региона в суммарном сетевом товарообороте всех регионов страны наименьшая - 7%.

По данным "GT Partners", абсолютно все торговые сети данного региона сохраняли в 2009 г. статическое положение, не открыв и не закрыв ни одного магазина.

 

График 2. Северная Украина: Локальные сети по количеству торговых точек*

*данные "GT Partners Ukraine"

Центральная Украина(Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Центральной Украины составил 10 млрд. 13 млн.грн., что составляет 8% от общего товарооборота. Падение товарооборота розничной торговли в данном регионе составило 22%.

Национальные операторы в центральном регионе имели в I полугодии 2009 года наибольшую долю рынка в суммарном товарообороте - 61%.

Что касается развития локальных сетей в регионе, отмечают в "GT Partners", здесь местные ритейлеры развивают только 2-а формата - "супермаркет" (48,2%) и "магазин у дома" (51,8%). В то же время, все локальные сети региона, как и в Северной Украине, не открывали и не закрывали новых магазинов в 2009 г.

График 3. Центральная Украина: Локальные сети по количеству торговых точек*

*данные "GT Partners Ukraine"

Восточная Украина(Запорожская, Днепропетровская, Харьковская, Донецкая и Луганская области)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Восточной Украины составил 38 млрд. 522 млн.грн., что составляет самую существенную долю - 31% - от общего товарооборота по стране. Кроме прочего, это обусловлено тем, что в данном регионе проживает больше всего населения Украины 14,8 (32%) из 46,3 млн. человек. Товарооборот розничной торговли в Центральной Украине за первых 7 месяцев 2009 года показал наибольшее падение среди всех регионов - 24%.

В регионе все типы операторов развиваются сравнительно пропорционально, с незначительным доминированием национальных сетей. Вместе с тем, обращают внимание в "GT Partners", в восточном регионе, среди всех регионов страны, наибольшее количество - 17 - локальных сетей, 75% которых представлены супермаркетами.

Локальные операторы за I полугодие 2009 г. стали участниками нескольких сделок по слиянию и поглощению (M&A). В частности, компания "Украинский ритейл" стала собственником сети магазинов "Оливье" (г.Днепропетровск) и ведет переговоры о покупке сети "Варус-экспресс". Положительную динамику развития в 2009 г. сохранили 3 локальных оператора - "Украинский ритейл", "Обжора" и "Дигма" .

График 4. Восточная Украина: Локальные сети по количеству торговых точек*

*данные "GT Partners Ukraine"

Южная Украина(Одесская, Николаевская, Херсонская, АР Крым)

Розничный товарооборот торговых сетей Южной Украины за январь-июль 2009 года составил 18 млрд. 537 млн.грн., или 15% от общего товарооборота по Украине. Товарооборот розницы в данном регионе показал наименьший спад - 16%.

Наибольшие доли в суммарном товарообороте - у национальных и региональных операторов (42% и 22% соответственно).

"Одесса - главный "генератор" локальных сетей в регионе, доля которых в Южной Украине, как и в Западной, составляет 23%", - отмечает гендиректор "GT Partners" Игорь Гугля.

Из всех локальных операторов региона положительную динамику количественного развития в 2009 г. сохранила сеть "Виртус" (г.Одесса)

 

График 5. Южная Украина: Локальные сети по количеству торговых точек*

*данные "GT Partners Ukraine"

Основные "драйверы" развития

По итогам первых 7 месяцев 2009 года локальные и национальные сети продовольственного ритейла остаются главными движущими силами украинской розничной торговли, отмечают "GT Partners Ukraine". В целом, на них приходится почти 70% всего товарооборота в Украине.

Большое количество локальных сетей имеют на сегодня возможность осуществлять экспансию и наращивать товарооборот благодаря тому, что практически не обременены кредитными обязательствами, которые взяли на себя другие операторы в докризисный период, утверждает генеральный директор "GT Partners" И.Гугля. "Из кризиса они (локальные сети, - ред.) выходят, аккумулировав некоторые средства, и готовы открывать новые магазины", - добавляет он.

Вместе с тем, локальные сети больше других участвуют и будут участвовать в сделках по слиянию и поглощению (M&A). "Они могут быть как покупателями, так и продавцами", - отмечает гендиректор "GT Partners". Однако лишь немногие локальные сети выступают в качестве агрессоров. Так, по его данным, на сегодня только сети "Барвинок" и "Виртус" готовы рассматривать возможность покупки какой-либо мелкой сети, помимо наращивания количества своих торговых точек. "Однако, скорее всего, локальные сети будут рассматриваться как продавцы, так как инвесторам будут интересней сети без кредитных обязательств", - убежден И.Гугля.

Между тем, если в 2010 году компания "Виртус" намерена открывать только свои торговые точки, то на 2011 и 2012 год планируется поглощение малых локальных операторов. В 2009 году компания уже открыла 3 торговые точки, на 2010 год запланировано открытие двух.

В свою очередь, компания "Украинский ритейл" (торговая сеть "Брусниця") до конца 2009 года планирует расширить сеть до 60 магазинов, с интервалом открытия 3 магазина в месяц. В октябре и ноябре предполагается открыть 11 объектов под брендом "Брусниця". "В дальнейшем же темпы расширения сети будут напрямую зависеть от экономической ситуации в Украине и в мире", - отмечают в компании.

В частности, "Украинский ритейл" в 2009 году отошел от практики капиталоемких вложений и открывает магазины на арендованных площадях с минимальным бюджетом запуска. "Мы отказались от покупки и строительства торговых площадей и сфокусированы исключительно на аренде торговых площадей", - сообщили в компании.

Многие сети сегодня приостанавливают развитие в регионах, хотя еще год назад довольно активно открывали там торговые точки. Таким образом, усилия концентрируются на наиболее рентабельных объектах. Между тем, отмечают в "Украинском ритейле", большая часть сетевых операторов, за исключением продовольственной розницы, приостановили сокращение количества торговых точек. "Ритейлеры сегодня уже перестают закрывать, но и не открывают новые магазины", - говорят в компании.

В то же время, не исключено, что из-за колебаний курсов валют может начаться новая волна закрытий и сокращений, хотя прошлая волна закрытий, по словам представителей рынка, завершилась.

Дмитрий ГОВДЯ

ЛІГАБізнесІнформ.

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Локальный украинский ритейл набирает "вес"retail ukraine, украинский ритейл, ритейл в украине, украинские ритейлеры, фоззи групп, Метро Кэш энд Керри
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии