Баннер ФЗ-54
27 октября 2009, 00:00 3638 просмотров

Колебания среднего чека

Покупатели идут за ценой Экономить, в том числе на продуктах питания, покупатели стали еще в прошлом сентябре. Значительно уменьшился средний чек, больше внимания стали уделять товарам низкого ценового сегмента и первой необходимости. Как следствие, за восемь последних месяцев объем розничной торговли в области сократился на 10%. По словам начальника отдела торговли министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Светланы Киселевой, основное падение зарегистрировано у крупных и средних торговых компаний.

В регионе работают около 100 компаний розничной торговли, 20 из них продовольственные. В цифровом выражении общий оборот за первые шесть месяцев года составил 147 млрд рублей, по большей части он был сформирован стационарными магазинами, более половины этой суммы наработала продуктовая розница. Популярными у покупателей стали гипермаркеты, дискаунтеры, а также продовольственные рынки.

“Наши покупатели явно следуют за ценой, они ушли туда, где она ниже. В собственности компании находится Богородский рынок, там мы наблюдаем рост объемов продаж примерно на 20%”, — рассказал генеральный директор сети магазинов “Калинка” Александр Степанов.

“Мы заметили кризис накануне новогодних праздников, когда практически не увидели людей со списками покупок в руках, складывающими в корзины товар, не глядя на цены. Из чего я сделал вывод, что за объемными покупками все уехали в большие магазины”, — соглашается директор ООО “Наш магазин продукты” Павел Салтанов.

Сетевые магазины международного и федерального размаха статистику ухудшения поддерживают в меньшей степени. Светлана Киселева отметила, что объемы продаж сетевиков в среднем увеличились на 5%. “Отрицательной динамики мы пока не наблюдаем, хотя наш чек стал не такой большой, меньше покупают телевизоров и холодильников”, — делится результатами работы директор гипермаркета “Лента” Николай Галочкин.

Чтобы выжить Выживать в кризисный год ритейлерам помогает оптимизация продуктового бизнеса, куда входит сокращение издержек на зарплату, логистику, инвестиции и содержание. “Мы снизили наценку и сразу почувствовали результат. Затем ограничили фонд оплаты труда 5— 6,5% процентами от выручки. Экономить начали на всем. Например, после того как сами занялись вывозом мусора, в компании стало оставаться по 50—60 тысяч рублей ежемесячно”, — приводит пример Александр Степанов.

Предприниматели также закрывают неприбыльные магазины. По словам директора торговой сети “Лебединка” Александра Сластилова, компании пришлось срочно закрывать убыточный магазин в Нижнем Новгороде с товарооборотом 2 млн рублей: “Товарооборот потеряли, зато перестали нести 350 тысяч рублей ежемесячных убытков”. Александр Сластилов уточняет, что компанией было решено делать инвестиции только в те проекты, которые обладают минимальным риском и высокой отдачей, по этой причине все внимание сосредоточили на основном магазине сети, расположенном в Выксе: он был отремонтирован и переведен на систему штрих-кодирования.

Стратегия выживания на всех уровнях продуктовой розницы активно применяется в отношении увеличения товаров низкого ценового сегмента, в том числе это касается развития в этом направлении частных марок крупных сетевых компаний, а также собственных программ компаний среднего уровня. Ритейлеры используют стандартные уловки для сохранения лояльности экономного покупателя и изобретают собственные. Так, гипермаркетЛента” этой осенью предложил экономить 50% на втором килограмме капусты: “Мы потеряли на наценке, логистике и уборке, так как работать с капустой очень затратно — нужно разгрузить товар, вывезти его в зал, потом произвести уборку опавших листьев. Однако спрос был такой, что три тонны овощей хватало только на 1,5 часа. Невозможно выжить и сохранить лояльность покупателей, не потеряв на чем-то”, — рассказал Николай Галочкин. “Наступило время смены потребительской корзины, снижения цен, а также различных скидок. Мы, например, предложили скидку до полудня незащищенным слоям населения, — делится Павел Салтанов, — таким образом ищем положительные моменты в кризисе”.

Пища для роста Перспективу продуктового ритейла мелкого формата представители торговли видят в объединении по отношению к крупным игрокам: “Это могут быть закупочные союзы и кооперативы, франчайзинг, торговые сети, любые современные технологии, автоматизирующие работу магазина, централизация контроля, когда магазину остаются только функции, связанные с конечным потребителем, — рассказывает Владислав Афроськин, директор по маркетингу компании ВКТ, — а отдельно стоящим магазинам будет трудно выжить”.

Со счетов сегодня уже не сбрасывают и развитие посредством кредитования. Александр Сластилов сообщил: “Банкиры сами звонят нам и предлагают воспользоваться программами финансирования”. Объем кредитования сферы малого и среднего бизнеса в 2009 году снизился в два раза, но во втором его полугодии, по данным Центробанка, спад сократился. Банкиры объясняют это прогнозируемой рыночной ситуацией и появлением адаптированных к реалиям дня банковских программ. Заместитель директора филиала по корпоративному бизнесу ОТП-банка Юлия Баранник обрисовала портрет идеального заемщика: “Учредитель диверсифицированного бизнеса с опытом работы два—три года в сфере стабильного потребительского спроса и прозрачной отрасли, имеющий достаточный и ликвидный залог, а также положительную кредитную историю”. Заместитель управляющего КМБ-Банка Наталья Леонтьева уточнила, что комплексное обслуживание и перспектива сотрудничества по всем направлениям банковского бизнеса может обеспечить снижение ставок.

От проектов роста многие компании продовольственной розницы отказываются, остановившись до поры до времени на консервативной стратегии развития. Это касается среднего и мелкого бизнеса, крупные ритейлеры программы не свертывают. Начальник отдела развития потребительского рынка администрации Нижнего Новгорода Елена Пометова говорит, что в 2010 году на нижегородский рынок ожидается приход международных торговых сетей: “Высокого роста ритейла уже не будет, но мы ожидаем развитие федеральных торговых проектов, впереди усиление конкурентной борьбы, консолидации и уход с рынка многих игроков среднего звена”. По количеству торговых площадей Нижний Новгород сегодня входит в пятерку лидеров среди городов-миллионников. На тысячу жителей приходится 680 квадратных метров торговых площадей. При этом в Нижегородском и Канавинском районах количество продуктовых магазинов в три раза превышает норматив.

Надежда ТРОФИМОВА, "Биржа" № 39 от 20 октября 2009 г

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Каждый пятый покупатель нашей планеты - китаец
1519
Генеральный директор Tom Tailor о переменах на рын...
251
За 5 месяцев 2017 года финансовые показатели «Сити...
4473
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
3632
KIKO MILANO: мастер-класс во флагманском магазине ...
5710
Кейс агропромышленной компании «Лето»
1330
Новая разработка - собственное мобильное приложени...
4766

Покупатели идут за ценой Экономить, в том числе на продуктах питания, покупатели стали еще в прошлом сентябре. Значительно уменьшился средний чек, больше внимания стали уделять товарам низкого ценового сегмента и первой необходимости. Как следствие, за восемь последних месяцев объем розничной торговли в области сократился на 10%. По словам начальника отдела торговли министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Светланы Киселевой, основное падение зарегистрировано у крупных и средних торговых компаний.

В регионе работают около 100 компаний розничной торговли, 20 из них продовольственные. В цифровом выражении общий оборот за первые шесть месяцев года составил 147 млрд рублей, по большей части он был сформирован стационарными магазинами, более половины этой суммы наработала продуктовая розница. Популярными у покупателей стали гипермаркеты, дискаунтеры, а также продовольственные рынки.

“Наши покупатели явно следуют за ценой, они ушли туда, где она ниже. В собственности компании находится Богородский рынок, там мы наблюдаем рост объемов продаж примерно на 20%”, — рассказал генеральный директор сети магазинов “Калинка” Александр Степанов.

“Мы заметили кризис накануне новогодних праздников, когда практически не увидели людей со списками покупок в руках, складывающими в корзины товар, не глядя на цены. Из чего я сделал вывод, что за объемными покупками все уехали в большие магазины”, — соглашается директор ООО “Наш магазин продукты” Павел Салтанов.

Сетевые магазины международного и федерального размаха статистику ухудшения поддерживают в меньшей степени. Светлана Киселева отметила, что объемы продаж сетевиков в среднем увеличились на 5%. “Отрицательной динамики мы пока не наблюдаем, хотя наш чек стал не такой большой, меньше покупают телевизоров и холодильников”, — делится результатами работы директор гипермаркета “Лента” Николай Галочкин.

Чтобы выжить Выживать в кризисный год ритейлерам помогает оптимизация продуктового бизнеса, куда входит сокращение издержек на зарплату, логистику, инвестиции и содержание. “Мы снизили наценку и сразу почувствовали результат. Затем ограничили фонд оплаты труда 5— 6,5% процентами от выручки. Экономить начали на всем. Например, после того как сами занялись вывозом мусора, в компании стало оставаться по 50—60 тысяч рублей ежемесячно”, — приводит пример Александр Степанов.

Предприниматели также закрывают неприбыльные магазины. По словам директора торговой сети “Лебединка” Александра Сластилова, компании пришлось срочно закрывать убыточный магазин в Нижнем Новгороде с товарооборотом 2 млн рублей: “Товарооборот потеряли, зато перестали нести 350 тысяч рублей ежемесячных убытков”. Александр Сластилов уточняет, что компанией было решено делать инвестиции только в те проекты, которые обладают минимальным риском и высокой отдачей, по этой причине все внимание сосредоточили на основном магазине сети, расположенном в Выксе: он был отремонтирован и переведен на систему штрих-кодирования.

Стратегия выживания на всех уровнях продуктовой розницы активно применяется в отношении увеличения товаров низкого ценового сегмента, в том числе это касается развития в этом направлении частных марок крупных сетевых компаний, а также собственных программ компаний среднего уровня. Ритейлеры используют стандартные уловки для сохранения лояльности экономного покупателя и изобретают собственные. Так, гипермаркетЛента” этой осенью предложил экономить 50% на втором килограмме капусты: “Мы потеряли на наценке, логистике и уборке, так как работать с капустой очень затратно — нужно разгрузить товар, вывезти его в зал, потом произвести уборку опавших листьев. Однако спрос был такой, что три тонны овощей хватало только на 1,5 часа. Невозможно выжить и сохранить лояльность покупателей, не потеряв на чем-то”, — рассказал Николай Галочкин. “Наступило время смены потребительской корзины, снижения цен, а также различных скидок. Мы, например, предложили скидку до полудня незащищенным слоям населения, — делится Павел Салтанов, — таким образом ищем положительные моменты в кризисе”.

Пища для роста Перспективу продуктового ритейла мелкого формата представители торговли видят в объединении по отношению к крупным игрокам: “Это могут быть закупочные союзы и кооперативы, франчайзинг, торговые сети, любые современные технологии, автоматизирующие работу магазина, централизация контроля, когда магазину остаются только функции, связанные с конечным потребителем, — рассказывает Владислав Афроськин, директор по маркетингу компании ВКТ, — а отдельно стоящим магазинам будет трудно выжить”.

Со счетов сегодня уже не сбрасывают и развитие посредством кредитования. Александр Сластилов сообщил: “Банкиры сами звонят нам и предлагают воспользоваться программами финансирования”. Объем кредитования сферы малого и среднего бизнеса в 2009 году снизился в два раза, но во втором его полугодии, по данным Центробанка, спад сократился. Банкиры объясняют это прогнозируемой рыночной ситуацией и появлением адаптированных к реалиям дня банковских программ. Заместитель директора филиала по корпоративному бизнесу ОТП-банка Юлия Баранник обрисовала портрет идеального заемщика: “Учредитель диверсифицированного бизнеса с опытом работы два—три года в сфере стабильного потребительского спроса и прозрачной отрасли, имеющий достаточный и ликвидный залог, а также положительную кредитную историю”. Заместитель управляющего КМБ-Банка Наталья Леонтьева уточнила, что комплексное обслуживание и перспектива сотрудничества по всем направлениям банковского бизнеса может обеспечить снижение ставок.

От проектов роста многие компании продовольственной розницы отказываются, остановившись до поры до времени на консервативной стратегии развития. Это касается среднего и мелкого бизнеса, крупные ритейлеры программы не свертывают. Начальник отдела развития потребительского рынка администрации Нижнего Новгорода Елена Пометова говорит, что в 2010 году на нижегородский рынок ожидается приход международных торговых сетей: “Высокого роста ритейла уже не будет, но мы ожидаем развитие федеральных торговых проектов, впереди усиление конкурентной борьбы, консолидации и уход с рынка многих игроков среднего звена”. По количеству торговых площадей Нижний Новгород сегодня входит в пятерку лидеров среди городов-миллионников. На тысячу жителей приходится 680 квадратных метров торговых площадей. При этом в Нижегородском и Канавинском районах количество продуктовых магазинов в три раза превышает норматив.

Надежда ТРОФИМОВА, "Биржа" № 39 от 20 октября 2009 г

Колебания среднего чекапокупатели, кризис, торговля, розничная торговля, потребитель, сети магазинов, дискаунтеры
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Колебания среднего чека
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/40542/2017-07-23