Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
1 октября 2009, 00:00 3395 просмотров

Тратить с умом

Юрий Балушкин, директор по рекламе ИД “Здоровье”, год назад взял ипотечный кредит для покупки загородного дома. Это обстоятельство вместе с разразившимся кризисом заставило его изменить привычки. Теперь он ходит в более демократичные рестораны, даже деловые встречи назначает в кофейнях: так и клиентам удобнее, объясняет Юрий. Изменились и предпочтения в одежде. “Я и так не очень зависел от брендов, а сейчас почти перестал обращать внимание, особенно при покупке вещей вроде футболок, тапочек или солнцезащитных очков для пляжа. Мой приятель — начальник департамента крупной компании — вообще теперь носит костюмы фабрики “Большевичка”, — говорит Юрий.

Сдержаннее в тратах стал и Илья Волков, который в декабре прошлого года ушел из компании “Еврокоммерц” и вместе с двумя партнерами основал компанию B2B, занимающуюся бартерными сделками. “Конечно, я стал тратить по-другому, — замечает Илья. — Уверен, что так поступил не только я, — и это позитивные перемены. Многих кризис отрезвил!”

67% россиян не собираются сокращать ассортимент покупок, а 55% — отказываться от привычных брендов

Философия против шопинга

Однако, как показал опрос исследовательской компании Synovate, 40% россиян, хоть и обеспокоены экономической ситуацией, не могут заставить себя прекратить тратить деньги. Первая волна кризиса вынудила некоторых отказаться от привычного шопинга, но уже в мае этого года жизнь в торговых центрах оживилась. Полгода спустя после начала кризиса с 60% до 71% выросло число россиян, готовых баловать себя: они всегда находят способ купить вещь, которая улучшит им настроение, объясняет Мария Вакатова, директор по маркетингу Synovate.

Тот же Юрий Балушкин, например, в этом году остался без корпоративной машины, но собственной пока обзаводиться не планирует. Отложив крупные траты на потом, он стал чаще покупать что-то для души: книги, в том числе букинистические, картины, иконы, которые в последнее время подешевели. “Только в этом году я купил около ста книг по философии”, — признается Юрий.

Увлечение философией — здоровая реакция на кризис, считают психологи. Но многих он заставляет прятаться от реальности, что “увеличивает спрос на компьютерные игры, продукты киноиндустрии и мультипликации”, считают исследователи из Profi Online Research. “В моем окружении немало шопоголиков: они более подвержены депрессии, если не могут продолжать тратить деньги, — замечает Волков. — Одни лечатся мелкими покупками, другие переключились на новые удовольствия: путешествия, творчество, хобби”.

Москвичи проводят в торговых центрах не меньше времени, но чаще оставляют деньги в кинотеатрах и развлекательных центрах и получают от этого такой же адреналин, как от хорошего шопинга, замечает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group.

Не снижать планку

67% россиян не собираются сокращать ассортимент покупок, а 55% — отказываться от привычных брендов, выяснили в Synovate. Люди не хотят снижать планку жизни, соглашаются и исследователи из Profi Online Research: россияне покупают товары и услуги там, где их можно приобрести дешевле, либо сокращают объемы и частоту потребления.

Сотрудница московского банка Татьяна Прохорова сократила обычную программу шопинга еще зимой: стала покупать меньше и в других местах. “Раньше я каждые три месяца навещала обувные магазины и уходила оттуда с двумя парами туфель, — объясняет она, — теперь покупаю лишь одну пару и гораздо реже”. Татьяна также старается приобретать одежду и вещи для дома во время зарубежных командировок: “И дешевле, и модели там сдержаннее, даже у глобальных брендов — меньше рюшечек и блесток”.

Покупать спонтанно мы стали действительно реже: это видно из опросов и наблюдений за поведением покупателей в прикассовой зоне розничных сетей, замечает Демид Голиков, консультант ГК “Институт Тренинга — АРБ Про”. К такому же выводу пришел и Илья Волков. “Раньше я позволял себе необдуманные покупки, сейчас стал аккуратнее. И такое отрезвление покупателей вроде меня должно реально отразиться и на столичной рознице с ее весьма неадекватными ценами”, — надеется он.

Зубы на полку

Оживился бизнес у компаний, предлагающих услуги, главная “фишка” которых — возможность сэкономить. Туристическое агентство “Дента-тур” два года назад начало продавать стоматологические туры в провинцию: в рязанскую клинику, в которой лечение зубов обходится дешевле, чем в столице. Кроме лечения в тур входят проезд, встреча, трансфер до клиники, экскурсии по городу и ночевки в отеле, если пациент-турист едет на несколько дней. “В сравнении с сентябрем прошлого года продажи выросли в 10 раз, — отмечает Илья Хинский, ведущий специалист "Дента-тур". — Еще год назад многие москвичи, которым мы предлагали полечить зубы в Рязани, говорили, что дальше Бульварного кольца не поедут. Сейчас те же люди соглашаются: визит к московскому стоматологу стал им не по карману”. Имплантация одного зуба (имплантат шведского производства) в рязанской клинике “Кремлевская стоматология” обойдется в 32 000 рублей. Тем более качество работы врачей в провинции зачастую гораздо выше, чем в столице, уверяет Хинский. За неделю “Дента-тур” отправляет в Рязань 30-40 “зубных” туристов. Именно кризис помог компании нарастить клиентскую базу, признают в агентстве.

Некоторым предпринимателям кризис подсказал идею бизнеса. Например, трое партнеров организовали в октябре 2008 года компанию Friends Travel, которая предлагает бюджетную аренду яхт. Новшество состоит в том, что человек может снять всего лишь каюту на яхте, а не судно целиком, как это принято у других компаний. “Не для миллионеров, а для обычных людей”, — написано на их сайте.

Новое позиционирование

Самая предсказуемая тенденция кризиса — покупатели стали активнее реагировать на скидки. И большинство компаний из-за этого перестроили свои рекламные кампании и слоганы.

К примеру, “Кухнистрой”, которая в течение нескольких лет зазывала покупателей в свой магазин слоганом “Самый большой гипермаркет кухонь”, теперь величает его же “Центром экономии”.

Даже те компании, которые продают дорогие товары и услуги, не смогли устоять перед соблазном и теперь заманивают покупателей экономическими выгодами.

Супердорогие автомобили в этом году можно было купить со скидкой до 20%, к примеру рекламная перетяжка на Тверской улице предлагала “Специальные условия на Ferrari”. Автодилер “Рольф” и вовсе спустился в метро, разместив рекламу автомобилей Mitsubishi Lancer IX на проездных билетах.

Сеть супермаркетов “Азбука вкуса” предлагает посетителям экономить на обедах и ужинах — самим готовить дома. В мае в магазинах сети появились стойки с карточками — авторскими рецептами от шеф-повара Вильяма Ламберти, который до этого был шефом в ресторане “Галерея”. Переманив повара у Аркадия Новикова, ретейлеры теперь переманивают клиентов у столичных ресторанов, число которых, по оценке экспертов, и так за кризисный год уменьшилось на 20-50%. В августе “Азбука” провела несколько мастер-классов для гурманов — по приготовлению суси, салатов и канапе из продуктов, продающихся в супермаркетах.

Холодный расчет

Уход покупателей в Интернет — еще одна примета года. Некоторые онлайн-магазины переживают небывалый подъем продаж. Многие из них серьезно расширили свою покупательскую аудиторию, причем за счет новичков, которые раньше ничего не приобретали в Интернете, говорит Демид Голиков.

Объемы продаж через сайт в сети магазинов “Экспедиция” в июле этого года по сравнению с тем же месяцем прошлого года выросли более чем в три раза. “Хотя цены у нас такие же, как в обычных магазинах, люди подсознательно убеждены, что в Интернете дешевле”, — объясняет Василь Газизулин, гендиректор интернет-магазина “Экспедиция”. Вместе с тем клиенты стали подходить к покупкам более взвешенно: задают больше вопросов, дольше раздумывают, даже если приобретают недорогую вещь, добавляет он.

Шопинг-клуб KupiVIP за 11 месяцев привлек в свои ряды около 1 млн членов. Клуб открылся в разгар кризиса и продает через свой сайт “эксклюзивные бренды по клубным ценам”. Хотя успех такой площадки, торгующей известными брендами со скидкой, предсказать было можно, руководители проекта не ожидали подобного роста. “Мы планировали, что к концу года у нас будет 300 000 членов”, — говорит Джулиана Каспранова, директор по связям с общественностью KupiVIP. Клуб попросту попал в струю: ведь, к примеру, число запросов в “Яндексе” на словосочетание “купить со скидкой” с октября прошлого года к февралю этого года выросло в три раза и достигло 3134!

Перезагрузка

Не только сокращение доходов вынуждает покупателей менять привычки, выяснили в Profi Online Research.

• 19% сказали, что перестали работать компании, услугами которых они пользовались.

• 16% обнаружили, что с магазинных полок исчезли привычные товары.

• 5% недоумевают, что исчезли упаковки привычного объема.

Здоровые перемены

Россияне отказываются от вредных привычек, ставших не по карману.

• На 16% снизилось число покупателей сигарет, на 12% — консервов.

• На 11% — алкоголя. Правда, пришлось урезать и довольно полезные траты: покупателей питьевой бутилированной воды стало меньше на 15%, кормов для животных — на 13%.

Без агентов

Изменилась и тактика путешествий.

• 13% россиян организуют свой отдых за рубежом сами.

• 40% подумывают о том, чтобы тоже отказаться от услуг турагентств.

Елена Горелова

kp.vedomosti.ru

Статья относится к тематикам: Retail, Кризис. Точка бифуркации
Поделиться публикацией:
Как законы, направленные на легализацию торговли, ...
1951
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
96
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4612
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
9
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
347

Юрий Балушкин, директор по рекламе ИД “Здоровье”, год назад взял ипотечный кредит для покупки загородного дома. Это обстоятельство вместе с разразившимся кризисом заставило его изменить привычки. Теперь он ходит в более демократичные рестораны, даже деловые встречи назначает в кофейнях: так и клиентам удобнее, объясняет Юрий. Изменились и предпочтения в одежде. “Я и так не очень зависел от брендов, а сейчас почти перестал обращать внимание, особенно при покупке вещей вроде футболок, тапочек или солнцезащитных очков для пляжа. Мой приятель — начальник департамента крупной компании — вообще теперь носит костюмы фабрики “Большевичка”, — говорит Юрий.

Сдержаннее в тратах стал и Илья Волков, который в декабре прошлого года ушел из компании “Еврокоммерц” и вместе с двумя партнерами основал компанию B2B, занимающуюся бартерными сделками. “Конечно, я стал тратить по-другому, — замечает Илья. — Уверен, что так поступил не только я, — и это позитивные перемены. Многих кризис отрезвил!”

67% россиян не собираются сокращать ассортимент покупок, а 55% — отказываться от привычных брендов

Философия против шопинга

Однако, как показал опрос исследовательской компании Synovate, 40% россиян, хоть и обеспокоены экономической ситуацией, не могут заставить себя прекратить тратить деньги. Первая волна кризиса вынудила некоторых отказаться от привычного шопинга, но уже в мае этого года жизнь в торговых центрах оживилась. Полгода спустя после начала кризиса с 60% до 71% выросло число россиян, готовых баловать себя: они всегда находят способ купить вещь, которая улучшит им настроение, объясняет Мария Вакатова, директор по маркетингу Synovate.

Тот же Юрий Балушкин, например, в этом году остался без корпоративной машины, но собственной пока обзаводиться не планирует. Отложив крупные траты на потом, он стал чаще покупать что-то для души: книги, в том числе букинистические, картины, иконы, которые в последнее время подешевели. “Только в этом году я купил около ста книг по философии”, — признается Юрий.

Увлечение философией — здоровая реакция на кризис, считают психологи. Но многих он заставляет прятаться от реальности, что “увеличивает спрос на компьютерные игры, продукты киноиндустрии и мультипликации”, считают исследователи из Profi Online Research. “В моем окружении немало шопоголиков: они более подвержены депрессии, если не могут продолжать тратить деньги, — замечает Волков. — Одни лечатся мелкими покупками, другие переключились на новые удовольствия: путешествия, творчество, хобби”.

Москвичи проводят в торговых центрах не меньше времени, но чаще оставляют деньги в кинотеатрах и развлекательных центрах и получают от этого такой же адреналин, как от хорошего шопинга, замечает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group.

Не снижать планку

67% россиян не собираются сокращать ассортимент покупок, а 55% — отказываться от привычных брендов, выяснили в Synovate. Люди не хотят снижать планку жизни, соглашаются и исследователи из Profi Online Research: россияне покупают товары и услуги там, где их можно приобрести дешевле, либо сокращают объемы и частоту потребления.

Сотрудница московского банка Татьяна Прохорова сократила обычную программу шопинга еще зимой: стала покупать меньше и в других местах. “Раньше я каждые три месяца навещала обувные магазины и уходила оттуда с двумя парами туфель, — объясняет она, — теперь покупаю лишь одну пару и гораздо реже”. Татьяна также старается приобретать одежду и вещи для дома во время зарубежных командировок: “И дешевле, и модели там сдержаннее, даже у глобальных брендов — меньше рюшечек и блесток”.

Покупать спонтанно мы стали действительно реже: это видно из опросов и наблюдений за поведением покупателей в прикассовой зоне розничных сетей, замечает Демид Голиков, консультант ГК “Институт Тренинга — АРБ Про”. К такому же выводу пришел и Илья Волков. “Раньше я позволял себе необдуманные покупки, сейчас стал аккуратнее. И такое отрезвление покупателей вроде меня должно реально отразиться и на столичной рознице с ее весьма неадекватными ценами”, — надеется он.

Зубы на полку

Оживился бизнес у компаний, предлагающих услуги, главная “фишка” которых — возможность сэкономить. Туристическое агентство “Дента-тур” два года назад начало продавать стоматологические туры в провинцию: в рязанскую клинику, в которой лечение зубов обходится дешевле, чем в столице. Кроме лечения в тур входят проезд, встреча, трансфер до клиники, экскурсии по городу и ночевки в отеле, если пациент-турист едет на несколько дней. “В сравнении с сентябрем прошлого года продажи выросли в 10 раз, — отмечает Илья Хинский, ведущий специалист "Дента-тур". — Еще год назад многие москвичи, которым мы предлагали полечить зубы в Рязани, говорили, что дальше Бульварного кольца не поедут. Сейчас те же люди соглашаются: визит к московскому стоматологу стал им не по карману”. Имплантация одного зуба (имплантат шведского производства) в рязанской клинике “Кремлевская стоматология” обойдется в 32 000 рублей. Тем более качество работы врачей в провинции зачастую гораздо выше, чем в столице, уверяет Хинский. За неделю “Дента-тур” отправляет в Рязань 30-40 “зубных” туристов. Именно кризис помог компании нарастить клиентскую базу, признают в агентстве.

Некоторым предпринимателям кризис подсказал идею бизнеса. Например, трое партнеров организовали в октябре 2008 года компанию Friends Travel, которая предлагает бюджетную аренду яхт. Новшество состоит в том, что человек может снять всего лишь каюту на яхте, а не судно целиком, как это принято у других компаний. “Не для миллионеров, а для обычных людей”, — написано на их сайте.

Новое позиционирование

Самая предсказуемая тенденция кризиса — покупатели стали активнее реагировать на скидки. И большинство компаний из-за этого перестроили свои рекламные кампании и слоганы.

К примеру, “Кухнистрой”, которая в течение нескольких лет зазывала покупателей в свой магазин слоганом “Самый большой гипермаркет кухонь”, теперь величает его же “Центром экономии”.

Даже те компании, которые продают дорогие товары и услуги, не смогли устоять перед соблазном и теперь заманивают покупателей экономическими выгодами.

Супердорогие автомобили в этом году можно было купить со скидкой до 20%, к примеру рекламная перетяжка на Тверской улице предлагала “Специальные условия на Ferrari”. Автодилер “Рольф” и вовсе спустился в метро, разместив рекламу автомобилей Mitsubishi Lancer IX на проездных билетах.

Сеть супермаркетов “Азбука вкуса” предлагает посетителям экономить на обедах и ужинах — самим готовить дома. В мае в магазинах сети появились стойки с карточками — авторскими рецептами от шеф-повара Вильяма Ламберти, который до этого был шефом в ресторане “Галерея”. Переманив повара у Аркадия Новикова, ретейлеры теперь переманивают клиентов у столичных ресторанов, число которых, по оценке экспертов, и так за кризисный год уменьшилось на 20-50%. В августе “Азбука” провела несколько мастер-классов для гурманов — по приготовлению суси, салатов и канапе из продуктов, продающихся в супермаркетах.

Холодный расчет

Уход покупателей в Интернет — еще одна примета года. Некоторые онлайн-магазины переживают небывалый подъем продаж. Многие из них серьезно расширили свою покупательскую аудиторию, причем за счет новичков, которые раньше ничего не приобретали в Интернете, говорит Демид Голиков.

Объемы продаж через сайт в сети магазинов “Экспедиция” в июле этого года по сравнению с тем же месяцем прошлого года выросли более чем в три раза. “Хотя цены у нас такие же, как в обычных магазинах, люди подсознательно убеждены, что в Интернете дешевле”, — объясняет Василь Газизулин, гендиректор интернет-магазина “Экспедиция”. Вместе с тем клиенты стали подходить к покупкам более взвешенно: задают больше вопросов, дольше раздумывают, даже если приобретают недорогую вещь, добавляет он.

Шопинг-клуб KupiVIP за 11 месяцев привлек в свои ряды около 1 млн членов. Клуб открылся в разгар кризиса и продает через свой сайт “эксклюзивные бренды по клубным ценам”. Хотя успех такой площадки, торгующей известными брендами со скидкой, предсказать было можно, руководители проекта не ожидали подобного роста. “Мы планировали, что к концу года у нас будет 300 000 членов”, — говорит Джулиана Каспранова, директор по связям с общественностью KupiVIP. Клуб попросту попал в струю: ведь, к примеру, число запросов в “Яндексе” на словосочетание “купить со скидкой” с октября прошлого года к февралю этого года выросло в три раза и достигло 3134!

Перезагрузка

Не только сокращение доходов вынуждает покупателей менять привычки, выяснили в Profi Online Research.

• 19% сказали, что перестали работать компании, услугами которых они пользовались.

• 16% обнаружили, что с магазинных полок исчезли привычные товары.

• 5% недоумевают, что исчезли упаковки привычного объема.

Здоровые перемены

Россияне отказываются от вредных привычек, ставших не по карману.

• На 16% снизилось число покупателей сигарет, на 12% — консервов.

• На 11% — алкоголя. Правда, пришлось урезать и довольно полезные траты: покупателей питьевой бутилированной воды стало меньше на 15%, кормов для животных — на 13%.

Без агентов

Изменилась и тактика путешествий.

• 13% россиян организуют свой отдых за рубежом сами.

• 40% подумывают о том, чтобы тоже отказаться от услуг турагентств.

Елена Горелова

kp.vedomosti.ru

Тратить с умомкризис, азбука вкуса, потребление, спад, спрос, рестораны. экономия, потребитель
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Тратить с умом
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/39995/2017-11-22