25 августа 2009, 00:00 3969 просмотров

От лидерства до банкротства один шаг

Агрохолдинг «Продо» в разгар кризиса реализует стратегию, призванную упрочить его положение на мясном рынке, и всеми способами оттягивает время расплаты по долгам. Основной кредитор, Альфа-банк, ждать не собирается

13 августа Альфа-банк обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании банкротом головной компании агрохолдинга «Продо», одного из лидеров мясного рынка России. По словам зампредправления «Альфы» Владимира Татарчука, банк исчерпал все возможности договориться о реструктуризации и погашении долга, и поэтому было принято решение инициировать банкротство. «Первые просрочки по кредитам наступили в сентябре 2008 года. У нас нет цели обанкротить “Продо”, мы хотим вернуть выданный кредит. Но если мы не можем получить деньги назад в течение года, банкротство может быть выходом из ситуации», — отметил Татарчук. Первый иск Альфа-банка о взыскании долга, составлявшего на тот момент 200 млн рублей, был подан в октябре 2008 года. Сегодня число исков приближается к полутора десяткам, а общая задолженность группы перед банком составляет 3,5 млрд рублей, причем кредиты давались непосредственно компаниям, входящим в группу, часто под поручительство других структур холдинга. Так что заемщиков и поручителей в «Продо» набралось более десятка.

С октября 2008 года агрохолдинг постоянно вел переговоры о реструктуризации задолженности с кредитором. Но параллельно компания предпринимала и другие тактические шаги, чтобы оттянуть выплаты. Так, с весны «дочки» холдинга — мясоперерабатывающие предприятия — подают иски друг к другу, и оказалось, что их взаимная кредиторская задолженность составляет почти 7 млрд рублей. А 17 августа ООО «Птицефабрика “Калужская”» подало в суд иск о признании банкротом ОАО «Мясокомбинат “Клинский”». Кроме того, «Продо» подал несколько исков о признании недействительными кредитных договоров с Альфа-банком. А после инициации «Альфой» банкротства «Продо» выяснилось, что активы группы находятся уже не там, где их банкротят.

Включенный в декабре 2008 года в правительственный список системообразующих предприятий, агрохолдинг «Продо» рассчитывал получить поддержку от государства. В апреле 2009 года стало ясно, что попытки не увенчались успехом: уполномоченные банки не рискнули оказать помощь в рефинансировании долга, учитывая, что активы «Продо» уже находятся в залоге по кредитам. Но в августе появились сообщения о том, что межведомственная комиссия утвердила заявки на государственные гарантии пяти агрохолдингов, в том числе «Продо». (Сумма гарантий может достигать 5 млрд рублей.)

Отбиваясь от кредиторов, «Продо» теряет активы. Весной этого года Альфа-банку были переданы акции одной из птицефабрик холдинга — «Ивановского бройлера». Под арестом находятся акции «Омского бекона» и Линдовской птицефабрики. Тем не менее «Продо» не производит впечатление компании, готовой уйти со сцены. В апреле холдинг запустил федеральный бренд «Бон Бекон» в разряде мясной гастрономии, который должен объединить под собой все ее семь мясоперерабатывающих площадок. С июля по октябрь продлится рекламная кампания этого бренда — с роликами на основных каналах, наружной рекламой и продвижением в печатных СМИ. Кампания должна охватить всю географию присутствия «Продо» — от Москвы до Новосибирска. Планируется также объединить под брендом «Рококо» продукцию из мяса птицы.

Все это указывает на то, что холдинг не утратил амбиций и намерен остаться в группе лидеров отрасли. Более того, он стремится не только сохранить свои рыночные позиции, но и укрепить их. И если отвлечься от долгов, шансы сделать это у «Продо» есть.

Бройлеры в кредит

Группа «Продо» формировалась с прицелом на ведущие позиции в стране. В начале 2000−х, будучи еще частью компании «Планета Менеджмент» Романа Абрамовича, развивавшей также молочный бизнес, мясной холдинг скупал самые крупные мясоперерабатывающие, откормочные, комбикормовые производства и птицефабрики в разных регионах России. В результате «Продо» получил серьезное преимущество перед московскими и федеральными игроками, считает Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России (МСР): «Во-первых, российские потребители предпочитают локальную продукцию, за исключением, может быть, конфет. Во-вторых, местные власти более лояльны местным производителям. В-третьих, крупные розничные сети, приходя в регионы, формируют большую часть своего ассортимента за счет местной продукции». Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга (ИАМ), называет «Продо» идеальным холдингом по той причине, что он включает в себя несколько звеньев технологической цепочки. «Собственная сырьевая база — это большое конкурентное и ценовое преимущество», — говорит Тюрина.

В итоге на нескольких региональных рынках «Продо» стал ведущим производителем колбас и мясных деликатесов, причем с большим отрывом от ближайших конкурентов. Лишь в Москве, по данным агентства Business Analytica, «Продо» не входит в число лидеров, находясь на седьмом месте с долей рынка 4,8%, из-за чего его совокупная доля на российском рынке составляет 5,8%.

Зато по производству свинины агрохолдинг лидирует на всем российском рынке. Свиноводческие комплексы, которыми располагает «Продо», по оценке МСР, достаточно современны и обладают операционной рентабельностью 10–15%. Это обеспечивает компании неплохие позиции на растущем рынке охлажденного мяса.

Подключившись к реализации нацпроекта по развитию АПК, принятого в 2006 году, «Продо» в 2007−м вышел на новый этап развития. Холдинг стал расширять производство куриного мяса и приобрел вдобавок к имевшимся пяти еще пять птицефабрик. Благодаря этому рывку по совокупным производственным мощностям свинины и мяса птицы «Продо» вошел в тройку лидеров российского рынка.

Выбирая самые крупные, перспективные предприятия, «Продо» намеревался дополнительно оптимизировать птицеводческое направление бизнеса — наладить производство инкубационных яиц и мяса птицы. Собственно, под развитие птицеводческого направления бизнеса «Продо» и брал основные кредиты в 2007 году. Деньги были нужны не только на скупку, но и на модернизацию и перепрофилирование птицефабрик. Так, приобретенная в Пермской области за 240 млн рублей Калининская птицефабрика должна была снабжать инкубационным яйцом уже имевшуюся у «Продо» Пермскую птицефабрику. Реконструкция Калининской птицефабрики длилась почти два года и завершилась этим летом. Птицефабрики «Алексеевская» и «Бройлер-Дон» в Ростовской области включены в холдинг для обеспечения яйцом птицефабрики «Приазовской». Птицефабрику «Новосибирскую», производившую яйцо для продажи конечному потребителю, предстоит перепрофилировать на перспективное мясное направление. В строительство инкубаторов и убойно-перерабатывающего комплекса намечено вложить 3,2 млрд рублей (800 млн собственных средств, 2,4 млрд — заемных). На потерянном «Ивановском бройлере» планировалось, потратив 1 млрд рублей, в течение двух-трех лет увеличить производство более чем в два раза.

Накануне кризиса начинались инвестиции и в мясоперерабатывающие предприятия. Был приобретен Калачинский мясокомбинат, на который в 2008 году начали переводить мощности Омского мясокомбината. Предполагалось расширить мощности МК «Ильиногорское» в Нижегородской области. Да и другие структуры холдинга планировали вкладывать в производство значительные средства. Так, ООО «Дарья», изготовитель пельменей, собиралось в 2008 году инвестировать в новую производственную линию, расширение географии поставок, а также в запуск собственного производства соусов около 2 млн евро. К кризису холдинг подошел с неоконченными проектами: на 6,4 млрд рублей на завершающей стадии, на 5,4 млрд рублей — реализованных почти наполовину.

Конъюнктура изменилась

Финансовую ситуацию «Продо» в кризис осложнило то обстоятельство, что 2008 год выдался тяжелым для всех производителей мяса. Резко подскочили цены на зерно, что сказалось на рентабельности производства по всей цепочке; в связи с кризисом потребители стали переходить на более дешевую мясную гастрономию. Поэтому неудивительно, что у «Продо» возникли трудности с выплатой долгов. К тому же, как заявил в ноябре 2008 года в интервью «Ведомостям» Виктор Сухинов, генеральный директор «Продо», Альфа-банк в одностороннем порядке поднял проценты по уже выданным кредитам.

Агрохолдинг оказался перед непростым выбором: платить долги или завершать начатые инвестпроекты, нацеленные на завоевание лидерства на рынке. Выбрали, очевидно, последнее. Об этом свидетельствует, в частности, нынешняя кампания по формированию единых федеральных брендов мясной гастрономии и продукции из птицы. Елена Тюрина считает, что этот ход логичен: «До сих пор “Продо” вел себя на рынке неагрессивно, а теперь они активизировались».

В пользу продолжения реализации инвестпроектов говорит и текущая рыночная ситуация. В 2009 году сложились низкие цены на зерно; вырос спрос на мясо птицы благодаря его относительной дешевизне; государство начало проводить политику квотирования импорта, благоприятную для отечественных производителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство мяса птицы в России в июне 2009 года выросло на 15% по сравнению с 2008 годом. Но, по словам Дарьи Лимаровой, эксперта ИКАР, в стране все еще ощущается дефицит куриного мяса, так что производители могут себе позволить даже маневрировать ценами.

Эксперты уверены, что, сумей сейчас «Продо» договориться с Альфа-банком о реструктуризации долгов, он начал бы выбираться из долговой ямы. Мушег Мамиконян полагает, что Альфа-банк занял слишком жесткую позицию. Политика этого банка, по его мнению, вообще не подходит для компаний аграрного сектора.

В подготовке материала принимала участие Софья Инкижинова

Анастасия Матвеева, специальный корреспондент журнала «Эксперт»

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

От лидерства до банкротства один шагагрохолдинг, мясо, производитель, сельское хозяйство, торговля, долги, кредиты