27 июля 2009, 00:00 6422 просмотра

"Букбастер" стал гипермаркетом

В апреле этого года в Москве торжественно открылся первый магазин «Букбастер» формата «гипермаркет». К концу 2009 года организация планирует открыть в России еще 5-7 магазинов сети.

Торговая сеть «Букбастер» — магазины, предлагающие своим покупателям широкий спектр товаров, связанных с проведением досуга, развлечениями и предоставлением информации на различных медианосителях. Сеть работает на российском рынке с 2006 года. Сегодня основной ассортимент, представленный на полка х магазинов сети, — это книги, видео, музыка, игры и периодическая печатная продукция. Кроме перечисленных основных товарных групп, покупателям предлагаются и дополнительные — товары импульсного спроса (продукты питания, табачные изделия, товары народного потребления), канцтовары, игрушки, сувениры, мелкая цифровая техника и товары для рукоделия.

Как указывалось на состоявшемся 21 апреля с.г. брифинге, посвященном открытию «Букбастера» формата «гипермаркет» в Москве рядом с м. Беляево, основная концепция работы сети — создание семейных медиамаркетов, ориентированных на продажу товаров для досуга и развлечений. На сегодняшний день торговая сеть «Букбастер» развивается в нескольких форматах: «Гипер», «Супер», «Городской», «Мини» (см. Таблицу 1).

Аудитория магазинов — покупатели с доходом средним и выше среднего. В связи с этим в ассортимент торговой сети в обязательном порядке включены «демократичные» товары по низким ценам.

«Комфортное пребывание покупателей в магазине в течение часа–полутора часов достигается за счет организации специальных зон для приятного времяпровождения. Это специальные места для чтения и прослушивания музыки (наушники, музыкальные центры и комнаты), места для просмотра фильмов (телевизоры и DVD-плейеры), места для доступа в Интернет, кафе и даже игровые зоны для детей», — рассказал «Современной торговле» пресс-секретарь сети «Букбастер» Константин Акопян. По его словам, комфорт в магазинах сети создается не как самоцель, а как средство для обеспечения дополнительных покупок.

Помимо совершения покупок, посетители магазина могут воспользоваться услугами поиска книг, прослушать диски, провести время в игровой зоне. «В магазинах создана легко понятная для покупателей система навигации. Стимулирование продаж осуществляется путем создания акцентного освещения и оборудования специальных промо-зон», — пояснил Акопян.

Новый гипермаркет «Букбастер» в Беляево, общей площадью более 1  000 кв. м, стал ярким примером воплощения концепции социально-значимого объекта. Медиамаркет организует ряд семейных мероприятий, тем самым, выступая в роли досугового центра. С этой целью в магазине созданы кружки, проходят концерты и автограф-сессии популярных исполнителей. Еженедельно в магазинах организуются детские интерактивные спектакли для юных посетителей.

Инвестиции в объект, по данным компании, составили 10 млн рублей. «Мы рассчитываем на то, что новый объект будет привлекать достаточное количество посетителей, — подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, генеральный директор торговой сети «Букбастер» Олег Степанов. — Проходимость крупных объектов у нас — от 800 до 2 000 человек в день. Для сравнения могу сказать, что проходимость продуктовых супермаркетов площадью 1  000–  500 кв м. в среднем составляет 3 000 человек в день».

По его словам, не смотря на отмеченное из-за кризиса падение посещаемости, количество совершаемых покупок не падает, а коэффициент «посетитель/покупатель», также как и средний чек, растет.

«Некоммерческое партнерство “Логос”, хоть и известно на рынке как в основном оператор рынка периодической печатной продукции, но с самого начала своего существования работало и с другими группами товаров интеллектуального досуга. Поэтому книги для нас — не новый вид продукции, — заявил, выступая перед собравшимися на брифинге, председатель координационного совета НПДП «Логос» Дмитрий Мартынов. По его словам, данный объект в компании был задуман достаточно давно, еще около пяти лет назад. И сегодня «Букбастер» это не книжный, и не мультимедийный магазин в чистом виде, а досуговый центр, где представлен широкий ассортимент товаров для интеллектуального и культурного досуга всех членов семьи. «Наша идея в том, что бы создать семейный объект интеллектуальных товаров районного масштаба. Что бы вся семья — от детей до бабушек и дедушек — могла, придя в наши магазины, найти что-то для души. Основная сложность данного концепта — это взвешенность ассортимента. Крайне необходимо, чтобы хороший выбор присутствовал во всех товарных группах, а сам магазин стал поистине досуговым центром для семейного отдыха», — прокомментировал Мартынов.

До конца 2009 года компания планирует открыть еще пять-семь новых магазинов. «Если будут предложены интересные большие площади по хорошим арендным ставкам, то можем открыть магазины в формате "гипер", — уточнил Олег Степанов. По его словам, финансирование проектов планируется осуществлять на заемные средства, а собственниками торговой сети являются участники НПДП «Логос» и «инвесторы из банковской сферы».

В настоящее время сеть «Букбастер» представлена 11 магазинами в Москве и Екатеринбурге. Дальнейшее развитие планируется в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Иваново, Ярославле.

Оборот сети «Букбастер» в 2009 году, по прогнозам самой компании, увеличится в 2,5 раза и составит 400-450 млн руб. Отдельно стоит отметить, что в 2008 году один из медиамаркетов «Букбастер» стал лауреатом конкурса Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы «Лучший книжный магазин города Москвы».

Олег Степанов: Книга – неубиваема, в отличие от других форматов

На вопросы «Современной торговли» отвечает генеральный директор торговой сети «Букбастер» Олег СТЕПАНОВ:

– Олег, расскажите о сети «Букбастере» — с чего началась история сети и насколько она велика сегодня?

– Первый магазин был открыт в 2006 году. Это был книжный магазин. С тех пор изменился формат, концепция, основные товарные группы. Сейчас в сети 11 магазинов. В наших планах на 2009 год — открыть еще несколько. Два мы уже открыли в первом квартале. Сейчас мы только в начале развития, и за год оборот планируем удвоить.

– На какую аудиторию рассчитаны магазины сети?

– «Букбастер» торгует товарами для всех — от младенцев до пенсионеров.

Концепт наших магазинов основан на торговле четырьмя основными группами товаров: книги, кино, музыка, игры для приставок и PC. Кроме того, мы продвигаемся в сторону введения дополнительных групп товаров, связанных с проведением досуга: рукоделие, настольные игры, детские игрушки и т.п. Всего в формате гипермаркета мы размещаем до 150 тысяч наименований товаров.

— Какова политика развития сети «Букбастер» сегодня, с учетом кризиса на рынке? Будет ли компания выходить в регионы?

– Регионы с одной стороны, интересны по причине невысокой конкуренции и низкой стоимости площади. С другой, в условиях кризиса риск отсутствия денег у населения в регионе выше, чем в Москве. Но, тем не менее, сегодня мы внимательно рассматриваем бизнес-планы интересных проектов в регионах.

— Кого из существующих на рынке игроков вы считаете своими конкурентами?

– Все форматы, связанные с основными товарами нашей сети: «Союз», «Хитзона», книжные сети…

– Основной лозунг сети — досуговый центр. Что это за концепция и как она будет воплощаться технически?

– Идея витает в воздухе и частично осуществлена и на Западе, и в России в форматах магазинов, торгующих книгами и мультимедиа. Эти товары связаны с проведением досуга людей, поэтому логично, чтобы клиенты не только покупали товары для досуга, но и проводили досуг в магазине. Мы хотим довести плотность мероприятий в магазине до одного-двух в день. Спектакли, кружки, музыка, встречи с авторами, Интернет… Для этих целей в магазинах выделяются и соответственно оборудуются специальные зоны.

Без сомнения, сегодня мы проявляем повышенную по сравнению с конкурентами маркетинговую активность. Цель всех этих мероприятий — повысить посещаемость магазинов «Букбастер» и увеличить частоту покупок.

— У сети несколько форматов — чем они отличаются?

– Мы разделили магазины на несколько подформатов: «гипер», «супер», «городской», «мини». Это связано с используемыми площадями, ассортиментной матрицей, местами открытия. Например, «мини» (100 кв. м) открываем в транспортных узлах, крупных офисных центрах.

— С какими поставщиками вы сегодня работаете? И на каких условиях заключаются договора по основным позициям?

– Сейчас у нас более 200 поставщиков. Мы закупаем товары на совершенно разных рынках, с абсолютно разными условиями, различной сложившейся бизнес-практикой. Например, рынок книг локальный и высококонкурентный по поставщикам. А рынок игр для приставок олигопольный, с жесткими условиями, которые задают два глобальных производителя…

— Согласно данным аналитиков, более 50% решений о покупке принимается покупателем импульсивно, уже непосредственно на месте. В связи с этим реклама на местах продаж является одной из наиболее интересных для поставщиков товаров. Какова политика сети в этом направлении?

– Стоимость единицы товара на наших рынках невысока, срок жизни товара невелик, товар слабо брендирован, поэтому поставщики не платят за BTL акции, такой практики нет. Мы разработали инструменты продвижения, приоритетные и спецвыкладки, жестко нами нормируемые и контролируемые. Но мы сами выбираем товары, которые могут продаваться в больших количествах, которые «ложатся» в промозоны. Поставщики не платят за промо, поэтому не имеют возможности выбирать, какой товар рекламировать и продвигать. Надо только убедить сеть, что это будет очень хорошо продаваться.

— Какие советы, с учетом сегодняшней непростой экономической обстановки в стране, вы можете дать поставщикам?

– Два основных момента как для успешного, так и неуспешного сотрудничества. Сеть не должна нести риски непродажи товара. Сеть вынуждена делать высокую наценку, так как постоянное развитие требует постоянных рисковых вложений. Распределение долей риска непродаж, размер и условия скидок при поставке — это предмет переговоров поставщика и сети. С уверенностью скажу, что если переговоры выиграет поставщик, через некоторое время этого клиента на рынке не будет. В условиях кризиса убивать каналы продаж неправильно, лучше их оптимизировать, регулируя товарный запас и оборачиваемость.

— Каковы планы по развитию сети до конца этого года?

– Открыть шесть-семь магазинов. Но это будет осуществимо при условии наличия адекватных предложений. Сейчас никто не гонится за количеством, улучшаем качество.

— Каковы ваши прогнозы развития сетевого книжного ретейла в ближайшие годы?

– Мы не книжный ритейл. Книги — только треть в нашем ассортименте и площади. Но рынок знаю, поэтому скажу. Это стабильный локальный высококонкурентный рынок. В этом залог его здоровья: конкуренция заставляет брать качеством, а не масштабом, сама регулирует развитие рынка. Но в борьбе все хотят быть первыми, поэтому крупные игроки пытаются стать мейджорами, превратить рынок в олигопольный. Мы, как независимый ритейлор, ведем свою политику так, чтобы этому препятствовать.

Вой вокруг потери интереса к чтению, снижения культуры и т.п., это песня о том, что мы от Золотого века движемся в Железный. Всегда звучит и обратная песня прогресса. Только разные рынки попадают то в ту, то в другую песню. Сейчас рынок книг в первой песне, а, например, рынок мобильной связи — во второй. Но это все пена дней. Книге, как носителю информации, 2 000 лет, она неубиваема, в отличие от других носителей и форматов: CD, DVD, MP3, винила. Поэтому книжный рынок изменяется, но не схлопывается.

Учитывая вышесказанное, думаю, он и через десять лет останется среднеразмерным локальным рынком (в нынешних ценах около $3 млрд.). На сколько частей будет делиться? Не знаю, надеюсь, на много. Возможно, сегменты быстрооборачиваемой продукции рынка будут продаваться в основном через FMCG-каналы. А специализированная розница будет работать с нишевой литературой. Думаю, розница оснастится технологиями, позволяющими гибко предоставлять клиентам информацию, точнее реагировать на узкоспециальные запросы (Интернет-торговля заставит). Каким будет шарм книжного магазина? Не предскажу, но шарм должен быть, книги приятно покупать не на конвейере, т.е. не в FMCG-канале.

 

 

 

Таблица 1

Форматы магазинов сети «Букбастер»

Формат «Гипер»

Площадь от 1  000 до 2  000 кв. м. Ассортимент – 150  000 наименований товаров. В торговых центрах (в качестве якорного арендатора) и отдельных помещениях, с территорией покрытия от 150  000 жителей.

Формат «Супер»

Площадь от 400 до 1  000 кв. м. Ассортимент от 50  000 наименований товаров. В торговых центрах (в качестве якорного арендатора) и отдельных помещениях, с территорией покрытия от 50  000 жителей.

Формат «Городской»

Площадь от 200 до 400 кв. м. Ассортимент от 30  000 наименований товаров. В торговых центрах и отдельных помещениях. Магазины должны располагаться на существующих высоких потоках населения, созданных торговыми центрами или другими объектами в городе.

Формат «Мини»

Площадь от 50 до 150 метров. Ассортимент от 5  000 наименований товаров. В транспортных узлах и крупных офисных центрах. Магазины открытого или модульного типа. Представляют и торгуют медиатоварами «горячего спроса».

Подготовила

Евгения Трушина

Источник: журнал «Современная торговля» №/2009

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

"Букбастер" стал гипермаркетомбукбастер, гипермаркет
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии