13 июля 2009, 00:00 3949 просмотров

Невыносимая легкость ритейла

Новички розничной торговли считают, что на новосибирский рынок легко войти, а старожилы – наоборот.

Снижение ставок аренды на торговые площади и трудности крупных игроков упростили возможности выхода на рынок для мелких ритейлеров. Однако легкость входа - лишь наживка для новичков, предупреждают эксперты: снижение покупательского спроса ударило по всей сфере торговли и услуг.

Новые ритейлоры
 
Впервые за последние 10 лет в Новосибирске падают ставки аренды на торговые площади. По данным АН «Доктор Ключ», за прошедший год (с июля 2008 года по июнь 2009 года включительно)  ставки аренды снизились на 40%: с 1800 рублей до 1130 рублей за квадратный метр в месяц.  Количество предложения на рынке выросло в разы. «Даже центр города пестрит объявлениями о сдаче в аренду», - отмечает директор риэлторской компании «БрокерКом» Александр Назаров. «Рост предложения открыл новые возможности для игроков, особенно для тех, кто имеет собственные средства для развития», - рассказывает коммерческий директор сети «Пятерочка» Роман Загуменный.
 
Благоприятную ситуацию на рынке торговых площадей стремятся использовать, прежде всего, мелкие игроки рынка и новички. Наиболее удачным проектом из стартовавших с момента начала кризиса стала сеть магазинов «Удобный». По темпам развития сеть не уступает лидерам продовольственного ритейла в докризисный период: с ноября прошлого года размер сети достиг девяти магазинов – в то время, как конкуренты «Удобного» не продвинулись дальше открытия одной-двух точек.
 
Менеджеры «Удобного» придумали новую схему работы с поставщиками. Как сообщил руководитель отдела развития сети «Удобный» Павел Козлов, площади супермаркета сдаются в субаренду бывшим поставщикам крупнейших торговых сетей для организации их собственной фирменной торговли.
 
Из поставщиков в продавцы
 
«Поставщики торговых сетей оказались наиболее пострадавшей стороной в нынешнем кризисе - ритейлоры, столкнувшись с проблемой нехватки средств, поспешили переложить свои проблемы именно на них»,  -  рассказывает Козлов. В результате для поставщиков условия сотрудничества стали просто драконовскими: отсрочка платежей увеличилась с 30 дней до нескольких месяцев. По ряду городов противостояние между сетями и производителями накалялось до судебных разбирательств.   По мнению Козлова, ритейлеров можно понять: «на них лежал груз высокой долговой нагрузки». Однако производители продуктов питания задумались об альтернативных каналах сбыта продукции.  «Наиболее логичный выход -  организация собственной розничной торговли. Именно эти возможности мы им и предоставляем», - подытоживает собеседник.
 
По его словам, предложение «Удобного» нашло отклик у поставщиков. «Сейчас в числе наших субарендаторов такие производители, как пищекомбинат «Столичный», «Торговая площадь», «Сибирский деликатес», «Новониколаевские деликатесы», «Ермолинские полуфабрикаты», «Сибирский боярин», «Восход», «Континент», «МилкГрад», «Сантино», шоколадная фабрика «Новосибирская», «Сладомир», «Белый замок», - перечисляет Козлов. По его словам, все они торгуют под собственными брендами на площадях сети.
 
Козлов не говорит о ставках аренды, лишь уточняя, что компания стремится «максимально эффективно использовать ситуацию на рынке торговых площадей». «До конца года мы намерены сохранить столь же высокие темпы развития, открывая по одному магазину в месяц», - говорит собеседник.   
 
Плюсы для дебютантов
 
Спадом в экономике воспользовался и другой новый игрок на новосибирском рынке продовольственного ритейла – сеть «Сытый Папа». «Для новичков в нынешней ситуации есть целый ряд плюсов», - считает  гендиректор компании Елена Чубай. - Это большой выбор арендных площадей, рост предложения и адекватные зарплатные ожидания со стороны потенциальных сотрудников», – перечисляет она. Но главный плюс, по ее мнению - это снижение конкуренции со стороны крупнейших торговых сетей: «Вместо экспансии крупнейшие ритейлоры занялись реструктуризацией накопленных немаленьких долгов и снижением издержек». 
 
«Сытый Папа» начал бизнес на собственные средства, открыв первый супермаркет на улице Гоголя в июне 2009 года. «Мы остановились на формате «магазин у дома» с площадью торгового зала 330 квадратных метров», - рассказывает Чубай. По ее словам, целевая аудитория магазинов – жильцы прилегающих домов. «Это вечный формат - если говорить о повседневном ассортименте, то лишние 300 метров имеют значение. Поэтому
снижение розничного товарооборота на «магазинах у дома» сказалось незначительно – пострадали, главным образом, крупноформатные магазины. Правда, для небольших игроков есть и риски – это некоторое ужесточение условий оптовых поставок», - говорит она.
 
«В оставшееся до конца кризиса полтора-два года стоит задача максимального развития сети», - говорит Чубай. По ее словам, до конца 2010 года сеть должна состоять из 10 супермаркетов площадью от 300 до 1000 квадратных метров.
 
 Новосибирский рынок приглянулся и иногородним игрокам - якутская компания «Три кита», открыла в апреле 2009 года свой первый магазин под брендом «Апельсин» на пересечении улиц Ермака и Советской.
 
Рестораторы повышают эффективность
 
Воспользоваться расширением предложения торговых площадей намерены и операторы общепита. Так, сеть баров «Соленый арбуз» планирует открыть  в этом году еще два заведения. «Сейчас в Новосибирске работают четыре бара, - рассказал генеральный директор «АБК–Новая Сибирь» (компания – учредитель сети – прим. ред.) Игорь Макурин. - Сеть развивается на свои средства, поэтому темпы развития – не более двух заведений в год». По его словам, новые контракты на аренду новых площадей, возможно, будут подписаны уже осенью, когда «из-за ухода или сокращения сетей появятся наиболее интересные предложения». Несмотря на снижение арендных платежей, ситуация для операторов общепита сложная, признался собеседник: «Посещаемость заведений общепита упала на 30%, а средний чек – на 15-20%, и снижение ставок не спасает». Макурин делает ставку на лояльных посетителей: для них уже созданы программы бонусов и скидок.
 
  А генеральный директор новосибирской сети кофеен «Kafela» Владимир Хилько не намерен до конца года расширять количество собственных заведений. «В текущей ситуации необходимо повышать эффективность заведений, а не думать об экспансии, - считает он. - Предприниматели соглашались на высокие ставки аренды в надежде на дальнейший рост выручки. Но, вопреки ожиданиям, доходы упали  в среднем по рынку -  на 30%, а ставки аренды  - не более, чем на 10-20%».   не намерен до конца года расширять количество собственных заведений. «В текущей ситуации необходимо повышать эффективность заведений, а не думать об экспансии, - считает он. - Предприниматели соглашались на высокие ставки аренды в надежде на дальнейший рост выручки. Но, вопреки ожиданиям, доходы упали  в среднем по рынку -  на 30%, а ставки аренды  - не более, чем на 10-20%».  
«Ставки, которые казались приемлемыми еще год назад, сегодня делают заведения убыточными, и снижение ставок помогло операторам лишь удержаться на плаву, - соглашается с Хилько совладелец «Traveler’s Coffe» Кристофер Тара Браун. - Требуются усилия, чтобы удержать беднеющую клиентуру. В условиях нестабильного рынка легкость входа - не более чем иллюзия.  
СПРАВКА «NEWSIB»   По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, оборот предприятий общественного питания Новосибирской области в 2008 году превысил 10 миллиардов рублей (в 2007 году этот показатель составил 8,миллиарда рублей).
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Невыносимая легкость ритейларитейл, новосибирский ритейл, ритейл в сибири, сытый папа, сеть магазинов, розничная торговля, торговля
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии