13 июля 2009, 00:00 3936 просмотров

Невыносимая легкость ритейла

Новички розничной торговли считают, что на новосибирский рынок легко войти, а старожилы – наоборот.

Снижение ставок аренды на торговые площади и трудности крупных игроков упростили возможности выхода на рынок для мелких ритейлеров. Однако легкость входа - лишь наживка для новичков, предупреждают эксперты: снижение покупательского спроса ударило по всей сфере торговли и услуг.

Новые ритейлоры
 
Впервые за последние 10 лет в Новосибирске падают ставки аренды на торговые площади. По данным АН «Доктор Ключ», за прошедший год (с июля 2008 года по июнь 2009 года включительно)  ставки аренды снизились на 40%: с 1800 рублей до 1130 рублей за квадратный метр в месяц.  Количество предложения на рынке выросло в разы. «Даже центр города пестрит объявлениями о сдаче в аренду», - отмечает директор риэлторской компании «БрокерКом» Александр Назаров. «Рост предложения открыл новые возможности для игроков, особенно для тех, кто имеет собственные средства для развития», - рассказывает коммерческий директор сети «Пятерочка» Роман Загуменный.
 
Благоприятную ситуацию на рынке торговых площадей стремятся использовать, прежде всего, мелкие игроки рынка и новички. Наиболее удачным проектом из стартовавших с момента начала кризиса стала сеть магазинов «Удобный». По темпам развития сеть не уступает лидерам продовольственного ритейла в докризисный период: с ноября прошлого года размер сети достиг девяти магазинов – в то время, как конкуренты «Удобного» не продвинулись дальше открытия одной-двух точек.
 
Менеджеры «Удобного» придумали новую схему работы с поставщиками. Как сообщил руководитель отдела развития сети «Удобный» Павел Козлов, площади супермаркета сдаются в субаренду бывшим поставщикам крупнейших торговых сетей для организации их собственной фирменной торговли.
 
Из поставщиков в продавцы
 
«Поставщики торговых сетей оказались наиболее пострадавшей стороной в нынешнем кризисе - ритейлоры, столкнувшись с проблемой нехватки средств, поспешили переложить свои проблемы именно на них»,  -  рассказывает Козлов. В результате для поставщиков условия сотрудничества стали просто драконовскими: отсрочка платежей увеличилась с 30 дней до нескольких месяцев. По ряду городов противостояние между сетями и производителями накалялось до судебных разбирательств.   По мнению Козлова, ритейлеров можно понять: «на них лежал груз высокой долговой нагрузки». Однако производители продуктов питания задумались об альтернативных каналах сбыта продукции.  «Наиболее логичный выход -  организация собственной розничной торговли. Именно эти возможности мы им и предоставляем», - подытоживает собеседник.
 
По его словам, предложение «Удобного» нашло отклик у поставщиков. «Сейчас в числе наших субарендаторов такие производители, как пищекомбинат «Столичный», «Торговая площадь», «Сибирский деликатес», «Новониколаевские деликатесы», «Ермолинские полуфабрикаты», «Сибирский боярин», «Восход», «Континент», «МилкГрад», «Сантино», шоколадная фабрика «Новосибирская», «Сладомир», «Белый замок», - перечисляет Козлов. По его словам, все они торгуют под собственными брендами на площадях сети.
 
Козлов не говорит о ставках аренды, лишь уточняя, что компания стремится «максимально эффективно использовать ситуацию на рынке торговых площадей». «До конца года мы намерены сохранить столь же высокие темпы развития, открывая по одному магазину в месяц», - говорит собеседник.   
 
Плюсы для дебютантов
 
Спадом в экономике воспользовался и другой новый игрок на новосибирском рынке продовольственного ритейла – сеть «Сытый Папа». «Для новичков в нынешней ситуации есть целый ряд плюсов», - считает  гендиректор компании Елена Чубай. - Это большой выбор арендных площадей, рост предложения и адекватные зарплатные ожидания со стороны потенциальных сотрудников», – перечисляет она. Но главный плюс, по ее мнению - это снижение конкуренции со стороны крупнейших торговых сетей: «Вместо экспансии крупнейшие ритейлоры занялись реструктуризацией накопленных немаленьких долгов и снижением издержек». 
 
«Сытый Папа» начал бизнес на собственные средства, открыв первый супермаркет на улице Гоголя в июне 2009 года. «Мы остановились на формате «магазин у дома» с площадью торгового зала 330 квадратных метров», - рассказывает Чубай. По ее словам, целевая аудитория магазинов – жильцы прилегающих домов. «Это вечный формат - если говорить о повседневном ассортименте, то лишние 300 метров имеют значение. Поэтому
снижение розничного товарооборота на «магазинах у дома» сказалось незначительно – пострадали, главным образом, крупноформатные магазины. Правда, для небольших игроков есть и риски – это некоторое ужесточение условий оптовых поставок», - говорит она.
 
«В оставшееся до конца кризиса полтора-два года стоит задача максимального развития сети», - говорит Чубай. По ее словам, до конца 2010 года сеть должна состоять из 10 супермаркетов площадью от 300 до 1000 квадратных метров.
 
 Новосибирский рынок приглянулся и иногородним игрокам - якутская компания «Три кита», открыла в апреле 2009 года свой первый магазин под брендом «Апельсин» на пересечении улиц Ермака и Советской.
 
Рестораторы повышают эффективность
 
Воспользоваться расширением предложения торговых площадей намерены и операторы общепита. Так, сеть баров «Соленый арбуз» планирует открыть  в этом году еще два заведения. «Сейчас в Новосибирске работают четыре бара, - рассказал генеральный директор «АБК–Новая Сибирь» (компания – учредитель сети – прим. ред.) Игорь Макурин. - Сеть развивается на свои средства, поэтому темпы развития – не более двух заведений в год». По его словам, новые контракты на аренду новых площадей, возможно, будут подписаны уже осенью, когда «из-за ухода или сокращения сетей появятся наиболее интересные предложения». Несмотря на снижение арендных платежей, ситуация для операторов общепита сложная, признался собеседник: «Посещаемость заведений общепита упала на 30%, а средний чек – на 15-20%, и снижение ставок не спасает». Макурин делает ставку на лояльных посетителей: для них уже созданы программы бонусов и скидок.
 
  А генеральный директор новосибирской сети кофеен «Kafela» Владимир Хилько не намерен до конца года расширять количество собственных заведений. «В текущей ситуации необходимо повышать эффективность заведений, а не думать об экспансии, - считает он. - Предприниматели соглашались на высокие ставки аренды в надежде на дальнейший рост выручки. Но, вопреки ожиданиям, доходы упали  в среднем по рынку -  на 30%, а ставки аренды  - не более, чем на 10-20%».   не намерен до конца года расширять количество собственных заведений. «В текущей ситуации необходимо повышать эффективность заведений, а не думать об экспансии, - считает он. - Предприниматели соглашались на высокие ставки аренды в надежде на дальнейший рост выручки. Но, вопреки ожиданиям, доходы упали  в среднем по рынку -  на 30%, а ставки аренды  - не более, чем на 10-20%».  
«Ставки, которые казались приемлемыми еще год назад, сегодня делают заведения убыточными, и снижение ставок помогло операторам лишь удержаться на плаву, - соглашается с Хилько совладелец «Traveler’s Coffe» Кристофер Тара Браун. - Требуются усилия, чтобы удержать беднеющую клиентуру. В условиях нестабильного рынка легкость входа - не более чем иллюзия.  
СПРАВКА «NEWSIB»   По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, оборот предприятий общественного питания Новосибирской области в 2008 году превысил 10 миллиардов рублей (в 2007 году этот показатель составил 8,миллиарда рублей).
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Невыносимая легкость ритейларитейл, новосибирский ритейл, ритейл в сибири, сытый папа, сеть магазинов, розничная торговля, торговля