21 мая 2009, 00:00 8513 просмотров

Выживание в сетях

Аналитики рынка ритейла предрекают его скорую трансформацию. Еще недавно торговые сети развивались по нарастающей – увеличивалось их количество, торговые площади и ассортимент товаров. Кризис внес свои коррективы, и для многих – малоутешительные.

Главный фактор, повлиявший на изменение рынка, – резко сократившиеся доходы населения (Росстат констатирует падение на 11,6% за последние 12 месяцев), а вместе с ними и потребительский спрос. К тому же девальвация рубля привела к тому, что импортные товары, которые, к примеру, в продовольственном секторе занимают более 30%, значительно подорожали. И если продукты питания зарубежного производства еще можно заменить на отечественные аналоги, то в непродовольственной сфере это сделать практически невозможно.

Так, по данным компании «Связной», в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем рынка сотовых телефонов сократился на 29%. Сеть музыкальных товаров «Пурпурный легион» снизила продажу музыкальных CD от 10 до 60% в зависимости от категории. Отечественные одежные ритейлеры в январе–марте 2009 года зафиксировали падение покупательской способности на 20–30% по сравнению с прошлым годом.

Падение спроса спровоцировало изменение девелоперского рынка. В настоящий момент ждут новых арендаторов около 300 тыс. кв. м столичных площадей.

До кризиса маржа, которую получали крупные ритейлеры, не только покрывала их текущие расходы, но и давала существенную прибыль на развитие и перекредитование. Сейчас многие сети вынуждены сокращать маржу, а то и работать в ноль, что повышает инвестиционные риски. Поэтому, как считают некоторые эксперты, число ритейлеров-банкротов будет только расти. Многие компании объявляются банкротами. При этом конкурсным управляющим приходится искать покупателей на активы этих компаний, чтобы вернуть кредиторам их порой миллиардные вложения.

А вот совладельцу сети «Эльдорадо», торгующей бытовой техникой и электроникой, Игорю Яковлеву вовремя удалось избавиться от обременительного актива. Контрольный пакет ритейлера уйдет чешской компании PPF Group за долг в 300 млн. долл. Всего PPF предоставила «Эльдорадо» 500 млн. долл., так что Яковлев по-прежнему остается должен кредитору. Уже сегодня новые владельцы могут столкнуться с реалиями российского бизнеса «Эльдорадо» – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения компанией и одной из ее дочерних структур Закона «О защите конкуренции». На недобросовестного, по мнению истца, конкурента пожаловался ритейлер «М.Видео».

Однако ФАС, видимо, еще предстоит разобраться в другой нелицеприятной истории, в которой поучаствовало «Эльдорадо». Недавно достоянием гласности (см. «Коммерсант» от 15.04.09) стал факт, что «Эльдорадо» до своей продажи чешской фирме владело другим крупным ритейлером – компанией «Санрайз», издавна специализирующейся на продаже компьютеров и комплектующих, а с некоторых пор – бытовой техники и электроники. У компании была достаточно разветвленная сеть гипер- и супермаркетов, терминалов, а также интернет-магазинов. Практически все торговые процессы были автоматизированы, что выгодно отличало ритейлера от конкурентов. Но с приходом в компанию менеджеров «Эльдорадо» все кардинально поменялось.

У компании, которая работает на рынке уже 17 лет, с середины 2008 года, как пишет «Коммерсант», внезапно начались проблемы с поставщиками, появились огромные кредиты, требующие срочного погашения. По времени это совпало с покупкой Яковлевым, к чьему «Эльдорадо» к тому моменту возникли, как писал журнал «Финанс», 13-миллиардные налоговые претензии, структур «Санрайза». Одна из них – ООО «Санрайз Риэл Эстейт», которая управляет недвижимостью «Санрайза», перешла, по данным СМИ, под контроль кипрской фирмы «Барсетто», принадлежащей Яковлеву. Компания PPF в период приобретения «Эльдорадо», по данным «Коммерсанта», обговаривала покупку и подконтрольных Яковлеву активов «Санрайза». Переговоры якобы длились несколько месяцев, но в итоге PPF отказалась от сделки, сославшись на то, что не готова реструктурировать кредитный портфель «Санрайза». Удивляет то, что по сравнению со скандально известным «Эльдорадо» «Санрайз» имел очень хорошую репутацию и был весьма популярен у потребителей. Его оборот в позапрошлом году составил 650 млн. долл.

На сегодня действующими остаются один гипермаркет и несколько столичных терминалов «Санрайза». Ритейлер, который потерял в Москве большую часть из 100 торговых точек и, по данным «Труда», около 90% персонала, обложен исками от поставщиков и кредиторов на сумму около 600 млн. руб. Судя по тому, как стремительно развивались события, которые привели «Санрайз» к фактическому банкротству, складывается впечатление, что либо активами компании воспользовались, чтобы решить свои финансовые проблемы, либо она стала жертвой недружественного поглощения с целью устранения успешного конкурента. В любом случае если проблемы «Эльдорадо» действительно спровоцировал финансовый кризис, то закат «Санрайза» – лишь их следствие.

Независимая Газета

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Выживание в сетяхсети россии, розничная торговля, ритейлеры, ритейл это, ритейлер, кризис, сеть розничная
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии