Баннер ФЗ-54
6 апреля 2009, 00:00 4407 просмотров

Профессионалы потребительского спорта

Количество потребительских исков в России стремительно увеличивается, а под вывеской общества защиты прав потребителей чаще всего скрывается юридический бизнес. Развернуться до западных масштабов ему мешает судебная практика: взыскать крупные суммы за моральный ущерб пока не удается. И даже если суд выигран, зачастую компаниям удается игнорировать его решение.

Судоперепроизводство  Житель Нижнего Новгорода Роман З., выиграв полтора года назад тяжбу с мебельной фирмой из-за дивана, изготовление которого просрочили на полгода, увлекся сутяжничеством не на шутку. Только за прошлый год у него было девять судов с компаниями — в шести он одержал победу. С кем только не судился: с районными службами за открытый во дворе его дома люк, с сервисным центром, где четыре месяца чинили его телевизор, с банком за списанные 100 руб. на услуги, которые он не заказывал. Средняя цена иска — 5-6 тыс. руб., что при его зарплате руководителя отдела в рекламной компании не так уж и много. "Дело не в деньгах, а в принципе,— уверяет Роман.— Каждая победа в суде доставляет радость. Это круче, чем азартные игры".

В судебном департаменте Верховного суда РФ "Деньгам" сообщили, что количество потребительских исков увеличивается с каждым годом примерно на 30%. В 2007 году было около 95 тыс. исков потребителей к компаниям, предлагающим товары и услуги. В 2008-м — уже 124 тыс., из них 68 тыс. — в пользу потребителей. Увеличивается число исков и к финансово-кредитным учреждениям: почти 14 тыс. в 2008 году против 10 тыс. в 2007-м, причем в прошлом году 10 тыс. судебных разбирательств окончились в пользу клиента.

Самые "деньгоемкие", замечает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения "Сутяжник",— это иски потребителей к строительным компаниям, а также иски, связанные со страхованием автомобилей при серьезном ущербе. Размер таких исков может достигать нескольких сотен тысяч, а то и миллионов рублей. Совсем мелкие иски связаны обычно с бытовой техникой, а также с ЖКХ: иногда жильцы воюют в суде с управляющими компаниями за то, что те накрутили лишние несколько сотен рублей за электричество. Середина — все остальное (претензии к производителям мебели, моральные компенсации инвалидам, которых не пускают на борт самолета, и т. д.).

"По статистике, примерно 10% пострадавших в России потребителей обращаются в суд,— рассказывает Вера Грехова, юрист-эксперт РОО "Общество защиты прав потребителей "Резонанс"".— Бывает и так, что судебные тяжбы затягивают человека. Это ведь заразительно, особенно если твои требования удовлетворены. У меня есть знакомый, у которого однажды колесо его дорогого автомобиля попало в открытый канализационный люк, машина была повреждена. С помощью адвоката он выиграл суд у балансосодержателя канализационных сетей. После этого случая он заключил с адвокатской конторой договор о постоянном обслуживании и стал разрешать конфликты с различными организациями в суде, причем успешно. Адвокаты называют его теперь между собой "золотым люком"".

Как утверждает Вера Грехова, закон "О защите прав потребителей" в России лоялен потребителю: "В том виде, в каком он был принят в 1992 году, сегодня его не приняли бы: сильно предпринимательское лобби". Несмотря на рост правовой активности россиян, потребителей-"перехватчиков", занимающихся сутяжничеством чуть ли не профессионально, в России единицы, говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Просто пока суммы компенсации морального вреда не греют.

Малые средства  "Не думаю, что у нас можно жить на судах по потребвопросам. Слишком малы компенсации и неустойки,— полагает юрист общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Андрей Семенов.— Классический пример с авиаперевозками. На Западе выгодно вкладываться в безопасность полетов, так как в случае чего компенсации исчисляются миллионами долларов, у нас дешевле расплатиться с родственниками погибших (речь о сотнях тысяч рублей), чем серьезно тратиться на соблюдение требований безопасности. У нас компенсация морального вреда по иску о защите прав потребителя, достигающая хотя бы 30-50 тыс. руб.,— вызывающе редкий случай. То же самое с неустойками, сильно урезаемыми судами из соображений "справедливости" и "соразмерности"".

"Все громкие дела в России часто заканчиваются невысокими выплатами",— подтверждает Дмитрий Янин. В 2008 году за гибель человека по вине компании выплачивали не более 300 тыс. руб. Если вам оторвало руку, к примеру, то вряд ли вы получите больше 40 тыс. руб. компенсации. Есть, правда, позитивные тенденции: депутаты записали недавно в Воздушном кодексе, что за гибель человека по вине перевозчика родственникам погибшего должны выплатить около 2 млн руб. В Европейском союзе эта сумма на порядок больше.

Проблема отчасти в правовой отсталости России. "Законодательство в сфере защиты прав потребителей по некоторым вопросам у нас на уровне 50-х годов США,— считает Дмитрий Янин.— У нас не регламентируются права заемщиков, деятельность коллекторов. В Великобритании, к примеру, прописаны отдельно права потребителей в сфере телекоммуникаций, в сфере кредитования и т. д. Наши авиаперевозчики работают согласно Варшавской конвенции 1925 года, в то время как цивилизованные страны ориентируются на Монреальскую конвенцию 1999 года. Пассажир зарубежных авиакомпаний стран, ратифицировавших данную конвенцию, может получить за потерянный багаж компенсацию $1,4 тыс. В России эта сумма в разы меньше. За десять часов задержки рейса по вине авиакомпании вам заплатят 250 руб.".

"Сейчас мы снова судимся с авиакомпанией "Сибирь" — на этот раз на борт самолета не пустили слепого человека. Подали иск на 1 млн руб., но, скорее всего, получим в итоге, как и в прошлый раз, 50 тыс. руб., из них 25% по закону достанется государству, 25% — нам, остальное — пострадавшему",— рассказывает Дмитрий Янин.

Исполнение и наказание  На интернет-форуме потребителей-сутяжников ozpp.ru за последние полгода — десяток жалоб на невозможность получить деньги уже после победы в суде. "Выиграла суд с "Кухнями России" — ООО "Виртус", но деньги мне возвращать они не собираются. Это мне пристав так говорит,— пишет пользователь Natalialeo.— Говорит, что фирмы ООО "Виртус" больше нет и деньги брать не с кого. Гендиректор закрыл ООО "Виртус", а открыл ООО "Бризкар", тоже "Кухни России"". Вообще говоря, "пластическая операция" на юрлице — распространенная уловка компаний, не желающих платить. Иногда фирма ждет, пока накопится десяток-другой исков, прежде чем сменить регистрацию, чтобы не связываться с этим из-за одного дела.

"По официальным данным, исполняется лишь около 50% судебных решений,— говорит Вера Грехова.— По нашему мнению, эта цифра вдвое меньше". "Проблема неисполнения судебных решений достаточно остра,— подтверждает юрист Андрей Семенов.— В частности, из-за практики использования фирм-пустышек (на жаргоне — "мартышек"), существующих только на бумаге, из-за безобразной работы приставов-исполнителей. С другой стороны, в связи со вступлением в силу год назад нового закона об исполнительном производстве, предоставившего право взыскателю обращаться с исполнительным листом непосредственно в банк, где счет организации, процедура несколько упростилась: если фирма "белая", то решение по взысканию исполнить можно. Но адекватно работающие организации чаще всего и не доводят потребительские дела до затратных для них судебных решений".

Дмитрий Янин считает, однако, что 80% невыплат по исполнительному листу — завышенная цифра: "В 2008 году деньги получали точно более половины потребителей, выигравших суд. Серьезные проблемы с получением средств были разве что в 1998 году, после дефолта, и в 1994 году, когда было много финансовых пирамид. Сейчас основные способы компании избежать выплаты — это ликвидация юрлица и затягивание суда при помощи бесконечных переносов. Некоторые компании пытаются заключать с клиентами договоры, ограничивающие подсудность споров. Это не вполне законно, мы доказываем в суде недействительность таких договоров. Сейчас сам истец может прийти с исполнительным листом в банк, в котором находится счет компании, и потребовать списания средств по этому исполнительному листу. Если счет ответчика пуст, судебные приставы могут описать его имущество. В 90% случаев решение будет исполнено".

У пресс-службы Федеральной службы судебных приставов нет точной статистики по количеству неисполненных решений суда по потребительским делам, но и там заметили, что "проблемы с этим бывают достаточно часто". По данным на март 2009 года, в России было более 13 млн неисполненных судебных решений (речь идет не только о компаниях, но и о физических лицах — неплательщиках алиментов и т. д.).

Общества по потребительским интересам  Дмитрий Янин, пожалуй, самый известный отечественный борец за права потребителей. Я это поняла, общаясь с ним по телефону: Янин параллельно договаривался о съемках на телевидении, да и в процессе разговора в его офисе, судя по фоновым репликам, проходила какая-то съемка. Однако одними интервью сыт не будешь.

Интернет-журнал о лоббизме Lobbying.ru утверждает, что Янин, возможно, работает в интересах крупных западных табачных компаний, потому что он регулярно выступает в СМИ с идеей повышения акцизов на табачную продукцию, то есть преследует цель "вычистить с прилавков дешевые сигареты". Ресурс пишет со ссылкой на издание "Деловой Петербург" о том, что с 1998-го по 2000 год ряд проектов КонфОП финансировала табачная компания Philip Morris, с ее помощью КонфОП издавала журнал "Впрок".

Однако Дмитрий Янин подобные слухи опровергает: "Телепрограмма "Впрок" на НТВ и одноименный журнал не были нашими проектами. Слухи о том, что мы работаем в интересах зарубежных табачных компаний,— полная ерунда. Мы сейчас судимся с Philip Morris из-за незаконной рекламы в метро, судимся также с Japan Tobacco из-за неправомерного использования термина "легкие сигареты". У нас жесткие отношения с табачниками".

КонфОП, по словам Дмитрия Янина, существует за счет грантов, юридических услуг и членских взносов: "В нашу конфедерацию входят 42 общества защиты прав потребителей, членские взносы составляют 0,5% от дохода каждой организации". Сам Янин, ведущий бурную публичную деятельность, юриспруденцией не занимается.

Дмитрий Янин не отрицает, что нечестные игры в сфере борьбы за права потребителей существуют: "Когда некое общество защиты прав потребителей покупает площадь в одной общефедеральной газете и публикует там материал на правах рекламы, в котором критикует конкретный банк, это вызывает вопросы". В Москве насчитывается несколько десятков обществ по защите прав потребителей. В России их более сотни. Большинство — это просто юридический бизнес с красивой вывеской.

Некоторые общества занимаются "рейдами с проверками". "Они дискредитируют саму идею защиты прав потребителей. Мы считаем, что этим должны заниматься госслужбы,— убежден Дмитрий Янин.— А то получается так: в проверяющих органах недавно была волна сокращений, теперь уволенные специалисты организуют так называемые общества защиты прав потребителей и сдирают с мелкого бизнеса по 3-5 тыс. руб. за решение проблемы в досудебном порядке. Это взяточничество".

В советские времена, вспоминает эксперт, были комитеты народного контроля: "По сути, это была подмена контролирующих органов. И сейчас советский пережиток остался". Зачатки цивилизованной борьбы за права потребителей появились лишь в 1989 году с созданием Федерации обществ потребителей СССР.

"У ОЗПП может быть два источника дохода в России — это либо гранты от государства или от западных благотворительных фондов, либо юридические услуги и членские взносы,— рассказывает Дмитрий Янин.— 40-минутная консультация в обществе "Резонанс" будет стоить 800 руб., подготовка искового заявления — 2,5 тыс. руб. Столько же стоит представление интересов клиента в суде по время судебного слушания. В Обществе прав потребителей Московской области за подготовку искового заявления возьмут 1 тыс. руб. за претензию к товару стоимостью до 10 тыс. руб. За одноразовое представление интересов клиента во время досудебных переговоров или во время проведения экспертизы — 3,5 тыс. руб. Если ОЗПП представляет интересы истца в суде, то в случае победы обществу помимо гонораров достается еще 25% выигранных денег. Мы недавно таким образом заработали 12,5 тыс. руб., выиграв суд с авиакомпанией "Сибирь": мы защищали интересы инвалида, которого не пустили на борт самолета".

"Есть императивная норма закона "О защите прав потребителей", говорящая о том, что если суд выносит решение по потребительскому вопросу в пользу истца, то сверх взысканной суммы взыскивает штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) в размере 50% от взысканной в пользу потребителя суммы,— объясняет юридические нюансы Андрей Семенов.— Если в защиту потребителя выступала организация, то половина штрафа полагается ей". Но на практике это работает не всегда. Иногда суды просто забывают назначить штраф, иногда — определить, что часть его идет в пользу организации, а обжаловать решение только из-за штрафа вредно для потребителя, так как оттягивается вступление решения в силу. Такие специфические права имеют только НКО, которые зарегистрированы как общества защиты прав потребителей (то есть это прописано в их уставе).

У России нет государственной консультационной помощи потребителям — в отличие, скажем, от Великобритании. Консультации есть лишь в отдельных муниципалитетах или городах. Например, в Екатеринбурге уже около 20 лет существует комитет по защите прав потребителей при администрации города. Особенно актуально создание подобных служб в маленьких городах, где нет платежеспособного спроса на юридические услуги.

Еще одно отличие России от Запада: там многие общества живут за счет бурной издательской деятельности. В США Consumer Union выпускает журнал о защите прав потребителей, у которого миллионы подписчиков. Годовой бюджет этого общества составляет $300 млн. Эти деньги позволяют обществу покупать автомобили и устраивать crash-тесты, проводить информационные кампании. В России бюджет ОЗПП, по оценке Дмитрия Янина, в лучшем случае 20-30 млн руб. в год, то есть в 300 раз меньше, чем в США. В региональных обществах годовой бюджет может составлять всего 120 тыс. руб. в год.

Впрочем, у нас тоже начинают появляться адвокаты, делающие себе имя на громких потребительских судебных процессах. К ним можно отнести и Андрея Семенова, юриста "Общественного контроля". Он неоднократно судился "за две копейки" с "Российскими железными дорогами". В апреле 2006 года суд по требованию "Общественного контроля" признал противоправным взимание с пассажиров электропоездов суммы в размере 50 руб. за выход на конечной станции. 3 февраля 2009 года решением суда действия ответчика по взиманию в "кассе на выход" с пассажира, не имеющего билета, суммы, большей, чем стоимость проезда по расстоянию, которое он проехал, признаны незаконными.

"В судах я участвую в основном как представитель либо истца-потребителя, либо нашей организации, которая обращается в суд в защиту прав и законных интересов истца-потребителя или неопределенного круга потребителей, как это было в делах с РЖД. Истец же — это непосредственно тот человек, который обращается в суд за защитой своих нарушенных прав. В качестве истца лично я обращался в суд последний раз пару лет назад (судился по мелочи — по поводу обмена мобильника). Работа в "Общественном контроле" — мое единственное занятие",— говорит Андрей Семенов.

Законом "О защите прав потребителей" предусмотрен специфический статус организаций, защищающих права потребителя. Такого рода организации вправе обращаться в суд в защиту интересов другого лица (при условии, что вопрос потребительский и есть просьба самого потребителя). Процессуальный статус этих организаций, объясняет Андрей Семенов, похож на статус прокурора в гражданском процессе: "Мы самостоятельный процессуальный участник, мы вправе выступать в суде, заявлять ходатайства, обжаловать решения суда. ОЗПП освобождены от всех судебных расходов".

Американский адвокат Ральф Нейдер после серии выигранных судебных дел написал книгу "The Consumer Revolution" ("Потребительская революция") и трижды выдвигался в президенты США от Партии зеленых. А свое состояние в несколько миллионов долларов Нейдер сколотил в основном благодаря компенсациям, отсуженным у крупных корпораций. По данным Американской ассоциации юристов, адвокаты, занимающиеся подобными делами в США, за часовую консультацию берут $500. В случае победы в суде они получают "гонорар успеха", который обычно равен 33% от суммы иска. В России "гонорар успеха" вообще запрещен. Так что российские адвокаты сколотить миллионные состояния на потребительских делах пока не надеются. Если, конечно, Верховный суд не пересмотрит суммы компенсаций за жизнь, здоровье и психологический комфорт потребителя.

// ЖЖивое мнение

Пользователи — о потребителях   Мнения блогеров публикуются в рамках совместного проекта журнала "Деньги" и Livejournal.com.

abankin

При покупке автомобиля в одном из московских автосалонов мне навязывали дополнительное оборудование, отказываясь продавать "голый" автомобиль. Менеджер был не готов к тому, что я знаком с законом "О защите прав потребителей", в котором говорится, что продавец не имеет права делать условием приобретения одного товара/услуги приобретение другого товара/услуги. Правда была на моей стороне.

fidget_angel

Свои права знаю и всегда стараюсь их отстаивать. При покупке железнодорожных билетов в последнее время участились "впихивания" покупателям покупки страхования жизни, хотя покупка этой страховки не является обязательной. В кассах постоянно настаивают на том, чтобы пассажир отдал деньги за эту услугу, угрожая отказом в продаже билета. Несколько раз я попадала в такие ситуации. Объяснения с кассиром не помогали. Выходила из ситуации, подзывая главного в отделе.

introvertoff

Я работник торговой сети и знаю много случаев, когда покупатель выходит с иском к сети, но вина перекладывается на поставщика — и поставщик сам урегулирует этот вопрос. Другое дело, когда речь идет о "профессиональных жертвах". Они подают иски с завидной регулярностью. С такими сеть предпочитает судиться, передает данные на них в службы безопасности не только свои, но и коллег, иногда — в правоохранительные органы.

garmashvili

На мой взгляд, огромная часть россиян плохо разбирается в законе "О защите прав потребителей". К сожалению, и я не могу похвастаться знаниями в этой области. Все чаще наши потребители в спорных ситуациях устраивают скандалы продавцам. Это своего рода "народный метод".

prosto_turovsky

На смену советскому хамству со стороны продавцов пришел слоган "клиент всегда прав", который был воспринят как карт-бланш на то же самое хамство, но уже со стороны потребителя. Некоторые пункты российских законов о правах потребителя не могут не вызывать крайнего удивления. Например, пункт "Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований" в крайне педантичной по отношению к правам потребителей Германии показался бы абсурдным. 

Коммерсантъ-Деньги  Анастасия Каримова

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
329
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
1692
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
347
Виктория Большакова, руководитель московского фили...
2045
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1024
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2508

Количество потребительских исков в России стремительно увеличивается, а под вывеской общества защиты прав потребителей чаще всего скрывается юридический бизнес. Развернуться до западных масштабов ему мешает судебная практика: взыскать крупные суммы за моральный ущерб пока не удается. И даже если суд выигран, зачастую компаниям удается игнорировать его решение.

Судоперепроизводство  Житель Нижнего Новгорода Роман З., выиграв полтора года назад тяжбу с мебельной фирмой из-за дивана, изготовление которого просрочили на полгода, увлекся сутяжничеством не на шутку. Только за прошлый год у него было девять судов с компаниями — в шести он одержал победу. С кем только не судился: с районными службами за открытый во дворе его дома люк, с сервисным центром, где четыре месяца чинили его телевизор, с банком за списанные 100 руб. на услуги, которые он не заказывал. Средняя цена иска — 5-6 тыс. руб., что при его зарплате руководителя отдела в рекламной компании не так уж и много. "Дело не в деньгах, а в принципе,— уверяет Роман.— Каждая победа в суде доставляет радость. Это круче, чем азартные игры".

В судебном департаменте Верховного суда РФ "Деньгам" сообщили, что количество потребительских исков увеличивается с каждым годом примерно на 30%. В 2007 году было около 95 тыс. исков потребителей к компаниям, предлагающим товары и услуги. В 2008-м — уже 124 тыс., из них 68 тыс. — в пользу потребителей. Увеличивается число исков и к финансово-кредитным учреждениям: почти 14 тыс. в 2008 году против 10 тыс. в 2007-м, причем в прошлом году 10 тыс. судебных разбирательств окончились в пользу клиента.

Самые "деньгоемкие", замечает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения "Сутяжник",— это иски потребителей к строительным компаниям, а также иски, связанные со страхованием автомобилей при серьезном ущербе. Размер таких исков может достигать нескольких сотен тысяч, а то и миллионов рублей. Совсем мелкие иски связаны обычно с бытовой техникой, а также с ЖКХ: иногда жильцы воюют в суде с управляющими компаниями за то, что те накрутили лишние несколько сотен рублей за электричество. Середина — все остальное (претензии к производителям мебели, моральные компенсации инвалидам, которых не пускают на борт самолета, и т. д.).

"По статистике, примерно 10% пострадавших в России потребителей обращаются в суд,— рассказывает Вера Грехова, юрист-эксперт РОО "Общество защиты прав потребителей "Резонанс"".— Бывает и так, что судебные тяжбы затягивают человека. Это ведь заразительно, особенно если твои требования удовлетворены. У меня есть знакомый, у которого однажды колесо его дорогого автомобиля попало в открытый канализационный люк, машина была повреждена. С помощью адвоката он выиграл суд у балансосодержателя канализационных сетей. После этого случая он заключил с адвокатской конторой договор о постоянном обслуживании и стал разрешать конфликты с различными организациями в суде, причем успешно. Адвокаты называют его теперь между собой "золотым люком"".

Как утверждает Вера Грехова, закон "О защите прав потребителей" в России лоялен потребителю: "В том виде, в каком он был принят в 1992 году, сегодня его не приняли бы: сильно предпринимательское лобби". Несмотря на рост правовой активности россиян, потребителей-"перехватчиков", занимающихся сутяжничеством чуть ли не профессионально, в России единицы, говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Просто пока суммы компенсации морального вреда не греют.

Малые средства  "Не думаю, что у нас можно жить на судах по потребвопросам. Слишком малы компенсации и неустойки,— полагает юрист общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Андрей Семенов.— Классический пример с авиаперевозками. На Западе выгодно вкладываться в безопасность полетов, так как в случае чего компенсации исчисляются миллионами долларов, у нас дешевле расплатиться с родственниками погибших (речь о сотнях тысяч рублей), чем серьезно тратиться на соблюдение требований безопасности. У нас компенсация морального вреда по иску о защите прав потребителя, достигающая хотя бы 30-50 тыс. руб.,— вызывающе редкий случай. То же самое с неустойками, сильно урезаемыми судами из соображений "справедливости" и "соразмерности"".

"Все громкие дела в России часто заканчиваются невысокими выплатами",— подтверждает Дмитрий Янин. В 2008 году за гибель человека по вине компании выплачивали не более 300 тыс. руб. Если вам оторвало руку, к примеру, то вряд ли вы получите больше 40 тыс. руб. компенсации. Есть, правда, позитивные тенденции: депутаты записали недавно в Воздушном кодексе, что за гибель человека по вине перевозчика родственникам погибшего должны выплатить около 2 млн руб. В Европейском союзе эта сумма на порядок больше.

Проблема отчасти в правовой отсталости России. "Законодательство в сфере защиты прав потребителей по некоторым вопросам у нас на уровне 50-х годов США,— считает Дмитрий Янин.— У нас не регламентируются права заемщиков, деятельность коллекторов. В Великобритании, к примеру, прописаны отдельно права потребителей в сфере телекоммуникаций, в сфере кредитования и т. д. Наши авиаперевозчики работают согласно Варшавской конвенции 1925 года, в то время как цивилизованные страны ориентируются на Монреальскую конвенцию 1999 года. Пассажир зарубежных авиакомпаний стран, ратифицировавших данную конвенцию, может получить за потерянный багаж компенсацию $1,4 тыс. В России эта сумма в разы меньше. За десять часов задержки рейса по вине авиакомпании вам заплатят 250 руб.".

"Сейчас мы снова судимся с авиакомпанией "Сибирь" — на этот раз на борт самолета не пустили слепого человека. Подали иск на 1 млн руб., но, скорее всего, получим в итоге, как и в прошлый раз, 50 тыс. руб., из них 25% по закону достанется государству, 25% — нам, остальное — пострадавшему",— рассказывает Дмитрий Янин.

Исполнение и наказание  На интернет-форуме потребителей-сутяжников ozpp.ru за последние полгода — десяток жалоб на невозможность получить деньги уже после победы в суде. "Выиграла суд с "Кухнями России" — ООО "Виртус", но деньги мне возвращать они не собираются. Это мне пристав так говорит,— пишет пользователь Natalialeo.— Говорит, что фирмы ООО "Виртус" больше нет и деньги брать не с кого. Гендиректор закрыл ООО "Виртус", а открыл ООО "Бризкар", тоже "Кухни России"". Вообще говоря, "пластическая операция" на юрлице — распространенная уловка компаний, не желающих платить. Иногда фирма ждет, пока накопится десяток-другой исков, прежде чем сменить регистрацию, чтобы не связываться с этим из-за одного дела.

"По официальным данным, исполняется лишь около 50% судебных решений,— говорит Вера Грехова.— По нашему мнению, эта цифра вдвое меньше". "Проблема неисполнения судебных решений достаточно остра,— подтверждает юрист Андрей Семенов.— В частности, из-за практики использования фирм-пустышек (на жаргоне — "мартышек"), существующих только на бумаге, из-за безобразной работы приставов-исполнителей. С другой стороны, в связи со вступлением в силу год назад нового закона об исполнительном производстве, предоставившего право взыскателю обращаться с исполнительным листом непосредственно в банк, где счет организации, процедура несколько упростилась: если фирма "белая", то решение по взысканию исполнить можно. Но адекватно работающие организации чаще всего и не доводят потребительские дела до затратных для них судебных решений".

Дмитрий Янин считает, однако, что 80% невыплат по исполнительному листу — завышенная цифра: "В 2008 году деньги получали точно более половины потребителей, выигравших суд. Серьезные проблемы с получением средств были разве что в 1998 году, после дефолта, и в 1994 году, когда было много финансовых пирамид. Сейчас основные способы компании избежать выплаты — это ликвидация юрлица и затягивание суда при помощи бесконечных переносов. Некоторые компании пытаются заключать с клиентами договоры, ограничивающие подсудность споров. Это не вполне законно, мы доказываем в суде недействительность таких договоров. Сейчас сам истец может прийти с исполнительным листом в банк, в котором находится счет компании, и потребовать списания средств по этому исполнительному листу. Если счет ответчика пуст, судебные приставы могут описать его имущество. В 90% случаев решение будет исполнено".

У пресс-службы Федеральной службы судебных приставов нет точной статистики по количеству неисполненных решений суда по потребительским делам, но и там заметили, что "проблемы с этим бывают достаточно часто". По данным на март 2009 года, в России было более 13 млн неисполненных судебных решений (речь идет не только о компаниях, но и о физических лицах — неплательщиках алиментов и т. д.).

Общества по потребительским интересам  Дмитрий Янин, пожалуй, самый известный отечественный борец за права потребителей. Я это поняла, общаясь с ним по телефону: Янин параллельно договаривался о съемках на телевидении, да и в процессе разговора в его офисе, судя по фоновым репликам, проходила какая-то съемка. Однако одними интервью сыт не будешь.

Интернет-журнал о лоббизме Lobbying.ru утверждает, что Янин, возможно, работает в интересах крупных западных табачных компаний, потому что он регулярно выступает в СМИ с идеей повышения акцизов на табачную продукцию, то есть преследует цель "вычистить с прилавков дешевые сигареты". Ресурс пишет со ссылкой на издание "Деловой Петербург" о том, что с 1998-го по 2000 год ряд проектов КонфОП финансировала табачная компания Philip Morris, с ее помощью КонфОП издавала журнал "Впрок".

Однако Дмитрий Янин подобные слухи опровергает: "Телепрограмма "Впрок" на НТВ и одноименный журнал не были нашими проектами. Слухи о том, что мы работаем в интересах зарубежных табачных компаний,— полная ерунда. Мы сейчас судимся с Philip Morris из-за незаконной рекламы в метро, судимся также с Japan Tobacco из-за неправомерного использования термина "легкие сигареты". У нас жесткие отношения с табачниками".

КонфОП, по словам Дмитрия Янина, существует за счет грантов, юридических услуг и членских взносов: "В нашу конфедерацию входят 42 общества защиты прав потребителей, членские взносы составляют 0,5% от дохода каждой организации". Сам Янин, ведущий бурную публичную деятельность, юриспруденцией не занимается.

Дмитрий Янин не отрицает, что нечестные игры в сфере борьбы за права потребителей существуют: "Когда некое общество защиты прав потребителей покупает площадь в одной общефедеральной газете и публикует там материал на правах рекламы, в котором критикует конкретный банк, это вызывает вопросы". В Москве насчитывается несколько десятков обществ по защите прав потребителей. В России их более сотни. Большинство — это просто юридический бизнес с красивой вывеской.

Некоторые общества занимаются "рейдами с проверками". "Они дискредитируют саму идею защиты прав потребителей. Мы считаем, что этим должны заниматься госслужбы,— убежден Дмитрий Янин.— А то получается так: в проверяющих органах недавно была волна сокращений, теперь уволенные специалисты организуют так называемые общества защиты прав потребителей и сдирают с мелкого бизнеса по 3-5 тыс. руб. за решение проблемы в досудебном порядке. Это взяточничество".

В советские времена, вспоминает эксперт, были комитеты народного контроля: "По сути, это была подмена контролирующих органов. И сейчас советский пережиток остался". Зачатки цивилизованной борьбы за права потребителей появились лишь в 1989 году с созданием Федерации обществ потребителей СССР.

"У ОЗПП может быть два источника дохода в России — это либо гранты от государства или от западных благотворительных фондов, либо юридические услуги и членские взносы,— рассказывает Дмитрий Янин.— 40-минутная консультация в обществе "Резонанс" будет стоить 800 руб., подготовка искового заявления — 2,5 тыс. руб. Столько же стоит представление интересов клиента в суде по время судебного слушания. В Обществе прав потребителей Московской области за подготовку искового заявления возьмут 1 тыс. руб. за претензию к товару стоимостью до 10 тыс. руб. За одноразовое представление интересов клиента во время досудебных переговоров или во время проведения экспертизы — 3,5 тыс. руб. Если ОЗПП представляет интересы истца в суде, то в случае победы обществу помимо гонораров достается еще 25% выигранных денег. Мы недавно таким образом заработали 12,5 тыс. руб., выиграв суд с авиакомпанией "Сибирь": мы защищали интересы инвалида, которого не пустили на борт самолета".

"Есть императивная норма закона "О защите прав потребителей", говорящая о том, что если суд выносит решение по потребительскому вопросу в пользу истца, то сверх взысканной суммы взыскивает штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) в размере 50% от взысканной в пользу потребителя суммы,— объясняет юридические нюансы Андрей Семенов.— Если в защиту потребителя выступала организация, то половина штрафа полагается ей". Но на практике это работает не всегда. Иногда суды просто забывают назначить штраф, иногда — определить, что часть его идет в пользу организации, а обжаловать решение только из-за штрафа вредно для потребителя, так как оттягивается вступление решения в силу. Такие специфические права имеют только НКО, которые зарегистрированы как общества защиты прав потребителей (то есть это прописано в их уставе).

У России нет государственной консультационной помощи потребителям — в отличие, скажем, от Великобритании. Консультации есть лишь в отдельных муниципалитетах или городах. Например, в Екатеринбурге уже около 20 лет существует комитет по защите прав потребителей при администрации города. Особенно актуально создание подобных служб в маленьких городах, где нет платежеспособного спроса на юридические услуги.

Еще одно отличие России от Запада: там многие общества живут за счет бурной издательской деятельности. В США Consumer Union выпускает журнал о защите прав потребителей, у которого миллионы подписчиков. Годовой бюджет этого общества составляет $300 млн. Эти деньги позволяют обществу покупать автомобили и устраивать crash-тесты, проводить информационные кампании. В России бюджет ОЗПП, по оценке Дмитрия Янина, в лучшем случае 20-30 млн руб. в год, то есть в 300 раз меньше, чем в США. В региональных обществах годовой бюджет может составлять всего 120 тыс. руб. в год.

Впрочем, у нас тоже начинают появляться адвокаты, делающие себе имя на громких потребительских судебных процессах. К ним можно отнести и Андрея Семенова, юриста "Общественного контроля". Он неоднократно судился "за две копейки" с "Российскими железными дорогами". В апреле 2006 года суд по требованию "Общественного контроля" признал противоправным взимание с пассажиров электропоездов суммы в размере 50 руб. за выход на конечной станции. 3 февраля 2009 года решением суда действия ответчика по взиманию в "кассе на выход" с пассажира, не имеющего билета, суммы, большей, чем стоимость проезда по расстоянию, которое он проехал, признаны незаконными.

"В судах я участвую в основном как представитель либо истца-потребителя, либо нашей организации, которая обращается в суд в защиту прав и законных интересов истца-потребителя или неопределенного круга потребителей, как это было в делах с РЖД. Истец же — это непосредственно тот человек, который обращается в суд за защитой своих нарушенных прав. В качестве истца лично я обращался в суд последний раз пару лет назад (судился по мелочи — по поводу обмена мобильника). Работа в "Общественном контроле" — мое единственное занятие",— говорит Андрей Семенов.

Законом "О защите прав потребителей" предусмотрен специфический статус организаций, защищающих права потребителя. Такого рода организации вправе обращаться в суд в защиту интересов другого лица (при условии, что вопрос потребительский и есть просьба самого потребителя). Процессуальный статус этих организаций, объясняет Андрей Семенов, похож на статус прокурора в гражданском процессе: "Мы самостоятельный процессуальный участник, мы вправе выступать в суде, заявлять ходатайства, обжаловать решения суда. ОЗПП освобождены от всех судебных расходов".

Американский адвокат Ральф Нейдер после серии выигранных судебных дел написал книгу "The Consumer Revolution" ("Потребительская революция") и трижды выдвигался в президенты США от Партии зеленых. А свое состояние в несколько миллионов долларов Нейдер сколотил в основном благодаря компенсациям, отсуженным у крупных корпораций. По данным Американской ассоциации юристов, адвокаты, занимающиеся подобными делами в США, за часовую консультацию берут $500. В случае победы в суде они получают "гонорар успеха", который обычно равен 33% от суммы иска. В России "гонорар успеха" вообще запрещен. Так что российские адвокаты сколотить миллионные состояния на потребительских делах пока не надеются. Если, конечно, Верховный суд не пересмотрит суммы компенсаций за жизнь, здоровье и психологический комфорт потребителя.

// ЖЖивое мнение

Пользователи — о потребителях   Мнения блогеров публикуются в рамках совместного проекта журнала "Деньги" и Livejournal.com.

abankin

При покупке автомобиля в одном из московских автосалонов мне навязывали дополнительное оборудование, отказываясь продавать "голый" автомобиль. Менеджер был не готов к тому, что я знаком с законом "О защите прав потребителей", в котором говорится, что продавец не имеет права делать условием приобретения одного товара/услуги приобретение другого товара/услуги. Правда была на моей стороне.

fidget_angel

Свои права знаю и всегда стараюсь их отстаивать. При покупке железнодорожных билетов в последнее время участились "впихивания" покупателям покупки страхования жизни, хотя покупка этой страховки не является обязательной. В кассах постоянно настаивают на том, чтобы пассажир отдал деньги за эту услугу, угрожая отказом в продаже билета. Несколько раз я попадала в такие ситуации. Объяснения с кассиром не помогали. Выходила из ситуации, подзывая главного в отделе.

introvertoff

Я работник торговой сети и знаю много случаев, когда покупатель выходит с иском к сети, но вина перекладывается на поставщика — и поставщик сам урегулирует этот вопрос. Другое дело, когда речь идет о "профессиональных жертвах". Они подают иски с завидной регулярностью. С такими сеть предпочитает судиться, передает данные на них в службы безопасности не только свои, но и коллег, иногда — в правоохранительные органы.

garmashvili

На мой взгляд, огромная часть россиян плохо разбирается в законе "О защите прав потребителей". К сожалению, и я не могу похвастаться знаниями в этой области. Все чаще наши потребители в спорных ситуациях устраивают скандалы продавцам. Это своего рода "народный метод".

prosto_turovsky

На смену советскому хамству со стороны продавцов пришел слоган "клиент всегда прав", который был воспринят как карт-бланш на то же самое хамство, но уже со стороны потребителя. Некоторые пункты российских законов о правах потребителя не могут не вызывать крайнего удивления. Например, пункт "Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований" в крайне педантичной по отношению к правам потребителей Германии показался бы абсурдным. 

Коммерсантъ-Деньги  Анастасия Каримова

Профессионалы потребительского спортаправа потребителей, нарушение прав потребителей, иски к ритейлерам, суды, покупатели
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Профессионалы потребительского спорта
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/37103/2018-09-19

Прямая трансляция