24 марта 2009, 00:00 4783 просмотра

Карьера в стиле фанк

Ежедневно в России теряют работу около 10 тыс. человек, а общее число безработных по стране, по разным оценкам, составляет от 2 млн до 6 млн. Впрочем, представители кадровых агентств уверяют, что «всех, кого могли, сократили» и «профессионалы по-прежнему в большом дефиците», но тем, кто остался без работы, от этих слов не легче. Даже квалифицированный специалист может провести не один месяц в поисках рабочего места. Это не удивляет, учитывая, что за одну свободную вакансию борются несколько десятков претендентов. Одним словом, кризис. И на минутку вспомним, что он мировой. Так, в США дела обстоят ничуть не лучше: число безработных и вовсе выросло до 12,5 млн человек. И в России, и в Америке при потере работы 99% людей идут проторенной дорожкой: пишут и рассылают типичные резюме, размещают их на сайтах и в газетах, звонят знакомым и друзьям с сакраментальным вопросом: «Не знаешь ли, где требуются?..», ходят по собеседованиям. Хорошо, если один из этих способов «сыграет» и вы устроитесь на новое место. А если нет? Уникальное резюме Оставшийся 1% соискателей идут по иному пути. Не исключено, что, прочитав книгу «Бизнес в стиле фанк»*, они решают использовать тезисы из нее для собственного трудоустройства. Некоторые советы из книги вполне применимы не только к бизнесу, но и в карьере: «Не важно, что вы делаете, чтобы добиться успеха, вам надо быть уникальным, по крайней мере на какой-то момент… Исторически те, кто были не похожи на других, страдали. Теперь отклонение от нормы — это рецепт выживания». А может быть, они интуитивно чувствуют, что стандартные методы не принесут результата, и пытаются даже обычное резюме или собеседование превратить в уникальное, запоминающееся событие. Например, американец Джошуа Перски, потеряв место в банке в период массовых сокращений и безрезультатно пытавшийся найти работу на протяжении 11 месяцев, в конце концов одел на себя «сэндвич» — рекламный плакат, на обеих сторонах которого было написано: «Опытный менеджер, выпускник Массачусетского технологического института ищет работу», — и вышел в таком виде на Манхэттен. Мало того что об этом написали все крупнейшие американские газеты, в итоге его трудоустроила крупная нью-йоркская компания. А студент Джон Бирн на своем сайте пообещал четырехдневный круиз или $500 любому, кто подскажет ему удачный ход для получения работы в штате Нью-Йорк. Вскоре ему пришло 6 тыс. писем по электронной почте и два приглашения на интервью. В результате он занял место консультанта приемной комиссии Университета св. Лоренса — работодатель оценил творческий подход Джона к поиску работы. Но и россияне не менее креативны. Маркетолог и менеджер web-проектов Андрей Артищев в марте через свой сайт предложил за помощь в трудоустройстве оплаченную поездку в Египет или $400 наличными любому, кто подскажет ему вакансию, соответствующую его квалификации. Конечно, при условии, что он эту вакансию займет: «Отрекомендуй меня работодателю. Выдача приза производится с первой зарплаты… Есть скрытый рынок вакансий, которые передаются из уст в уста, и именно в этот сектор хочется заглянуть…» — писал он на сайте. Результат не заставил себя ждать. Не потратив ни копейки, он смог привлечь к своей персоне аудиторию несколько десятков тысяч человек. Сообщение перепечатали многие известные в интернет-сообществе блогеры, электронные СМИ. «Я специализируюсь на маркетинге интернет-проектов, и практически все потенциальные работодатели узнали о том, что я ищу работу. Если бы я рассылал обычное резюме по своим контактам, то оно просто затерялось в общем потоке. А так я получил и массовую аудиторию, и результат: в первый же день после размещения сообщения я ездил на собеседование. Работодатели сказали: именно такой человек нам и нужен — “тот, кто при кризисном бюджете будет не просто покупать баннеры на последние деньги, а придумает неординарный, эффективный ход”. Через несколько дней я проконсультировал компанию, которая вышла на меня, узнав о моей акции. Есть предложение и от крупного венчурного фонда. В ближайшее время придется походить по собеседованиям, чтобы выбрать наиболее интересный вариант», — рассказывает Андрей Артищев. Отличный ход, который привлекает внимание, сразу видно, что кандидат ориентирован на результат, — так оценили действия Андрея многие хедхантеры. «Он не просто разместил резюме на сайте и ждет, ответил ли кто-нибудь, а проявил креативность мышления — именно то качество, которое требуется человеку его специальности. Не стоит путать это с банальной взяткой: в нашем случае он открыто в интернет-сообществе запустил своеобразную оферту для всех: “Порекомендуйте меня работодателю за вознаграждение”», — считает Марина Нечипоренко, руководитель направления «Экспресс-рекрутмент» холдинга «Анкор». А вот напрямую предлагать деньги рекрутерам или потенциальным работодателям она не советует. «Один соискатель, например, после собеседования позвал меня на улицу и сказал: “Если я получу данную позицию, то вы получите вознаграждение”. Это нечистоплотный подход, и профессиональный эйчар поставит на таком кандидате крест», — говорит Марина Нечипоренко. Креатив не для всех В то же время многие специалисты по подбору персонала советуют соискателям осторожно подходить к проведению вышеописанных акций. Следует четко понимать целевую аудиторию и тот формат обращения, который к ней применим. Есть профессии, в которых шутки или сленговые фразы в резюме или на собеседовании действительно сыграют в пользу кандидата, но это сработает только в тех сегментах, где такое неформализованное обращение принято: PR и маркетинг, журналистика, интернет-технологии, дизайн и другие творческие специальности. «Такой ход работает только в определенных сферах деятельности. Для небольших компаний, связанных с бизнесом в интернете или IT-технологиями, он вполне оправдан, но в финансовых или производственных корпорациях такая самопрезентация вызовет, скорее всего, недоумение как у рекрутеров, так и у работодателей», — считает Галина Немченко, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. Резюме в стихах, с рисунками, с фотографиями неофисного плана могут шокировать нанимателя и не позволят добиться результата. «Получив такие опусы, большинство работодателей теряют интерес к кандидату, — говорит Юлия Садовская, руководитель группы подбора персонала кадрового центра “Юнити”. — Выделяться лучше более активными действиями при поиске работы, например перезвонить работодателю и напомнить о направленном ему резюме, тем самым подчеркнув, что вы заинтересованы именно в данной вакансии. На собеседовании следует показать свою осведомленность о компании, должности и специфике работы. Ни в коем случае не следует на собеседовании показывать, что вы готовы на любые условия или работу в любой компании, которая вам ее предложит». Эффективны и рекомендации, которые могут дать ваши бывшие работодатели или известные специалисты, занятые в той же отрасли, что и вы. При этом требуют их все большее число компаний. «Если раньше их спрашивали, только когда у эйчара возникали сомнения относительно кандидата, то сегодня рекомендации просят в 90% случаев (если речь идет о специалистах высшего и среднего звена)», — объясняет Галина Немченко. По ее словам, рекомендации способствуют приглашению на интервью, но все же не дают гарантию трудоустройства: «Решение будет принято только по результатам собеседования. Именно от него, а также вашего резюме будет зависеть, возьмут вас или нет. И только в том случае, когда за вакансию спорят два-три равноценных кандидата, за одного из них может сыграть рекомендация». Обратить внимание работодателя к своей персоне можно и при помощи самых простых, но не менее эффективных способов — сопроводительного письма к резюме или грамотно составленного резюме с описанием не только должности и места работы, но и достигнутых результатов. «Мы готовим к запуску специальную программу “Тесты” на сайте hh.ru, которая позволяет соискателю выделиться из общей массы кандидатов. Вы заполняете вместе с анкетой и профессиональный тест, вопросы в котором ориентированы на вашу специализацию, и работодатель получает не только ваше резюме, но и результаты тестирования. Дотошный рекрутер, конечно, просмотрит весь список потенциальных кандидатов, но в любом случае он увидит, что вы готовы потратить время на прохождение теста ради получения работы на данную позицию», — рассказывает директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter Ольга Бруковская. Продуманная самопрезентация еще один способ выгодно выделиться из толпы соискателей, не шокируя при этом работодателя. «Можно проявить себя ярко и на собеседовании — к примеру, презентовать план сокращения расходов бюджета по проекту, который начинает данная компания. Тем самым вы продемонстрируете не только заинтересованность в работе именно в этой фирме (ведь видно, что вы детально изучили ее бизнес), но и обладаете аналитическими способностями», — отмечает Марина Нечипоренко. Не важно, при помощи каких приемов вы выделитесь из массы кандидатов. Главное для соискателя — понять, в чем именно его ценность как специалиста, а как только он найдет в себе достоинства, то сможет подать их в наиболее выгодном свете.

Александр Потапов, зам.главного редактора «D`»

Почему вас сократили? Может, вы были не самым эффективным сотрудником? Этот вопрос на собеседовании заставляет нервничать любого кандидата — и попытка оправдаться («да я был лучшим, но меня не оценили»), и признание собственных ошибок будут выглядеть одинаково глупо. Но что делать, если обойти щекотливую тему не представляется возможным? Галина Немченко, партнер рекрутинговой компании Antal Russia: — Этот вопрос — часть стрессового интервью. Рекрутерам интересно посмотреть, как отреагирует кандидат на неудобные для него вопросы. Все и так знают о ситуации на рынке и что сокращения персонала далеко не всегда зависят от профессионализма специалиста. Увольняют, например, тех, кто не так давно устроился, тех, кто работал на проектах, не являющихся основным источником прибыли для фирмы, ряд компаний просто закрывали часть подразделений. Кандидату не стоит объяснять это и тем более оправдываться. Следует спокойно, выдержанно, но не вдаваясь в детали, рассказать о ситуации и сделать акцент на желание работать именно в той компании, куда вы пришли на собеседование. Проявить максимальную заинтересованность в предложенной вакансии. Но не так: «Мне нужна работа, потому что денег нет», а «Я знаю, что именно в вашей компании и на данной позиции я смогу проявить себя и принести пользу».

Статья относится к тематикам: Торговый персонал, Точка бифуркации
Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Карьера в стиле фанккризис, сокращения, работа, персонал