10 марта 2009, 00:00 4470 просмотров

Увидим ли мы дешевую аренду для ритейла?

 

Курс рубля давит на рынок недвижимости, провоцируя некоторых арендодателей, несмотря на кризис и сокращение спроса, повышать арендные ставки.

По экспертным оценкам, в начале декабря 73% россиян стало более экономично относиться к покупкам продуктов питания и товаров повседневного спроса. Судя по тому, что кризис продолжается, данная тенденция продлится минимум до конца 2009 года  

Сообщения в СМИ о закрытии той или иной торговой точки стали уже нормой. Ритейлеры были первыми, кто в массовом порядке стал обращаться к арендодателям с просьбой cнизить ставку аренды. И это понятно. Сетевые компании более других видов бизнеса зависят от размера арендных платежей. А крупноформатные продуктовые и электробытовые сети еще и оказались одним из самых закредитованных компаний в стране. Вдобавок к этому они могут позволить себе реально отказаться от некоторого количества торговых точек для демонстрации своей готовности. Например, еще 9 декабря 2008 года в Интерфакс прозвучало сообщение о закрытии в ноябре 60 магазинов «Евросети». А в декабре то же самое ритейлер планировал относительно 100 торговых точек. Мало того, «Евросеть» тогда же поставила условие перед своими арендодателями. Если они не снизят ставки, закроются еще 1 000-1 500 магазинов!

Часть российского ритейла утверждает, что бизнес в полном порядке, а процесс избавления ведется только от нерентабельных торговых точек. Наверное, именно поэтому в Москве осталось только 8 официальных магазинов сотового оператора Dixsis, как сообщает газета «КоммерсантЪ». Сегодня разница в спросе между товарами первой необходимости и остальными стала более ощутимой. По разным оценкам в торговых центрах Москвы поток покупателей сократился на 25-40%! В первую очередь, это касается ТЦ, не имеющих продуктового « якоря». Хотя даже в одном из лучших торговых центров столицы – «Щуке» – по мнению продавцов некоторых магазинов, поток покупателей в 2009 году сократился на 1\3, например, в «Черемушках» на 20-25%.

Продуктовый ритейл оказался в выигрышной позиции. Кушать хотят все. И почти все это делают ежедневно. Однако и здесь наблюдается некоторое смещение спроса. В условиях кризиса многие семьи сократили свои запросы до минимума. Что по идее должно выгодно отразиться на бизнесе таких дискаунтеров, как «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка».

Иная ситуация в сетях торгующих модной одеждой, обувью в категории выше среднего, дорогого нижнего белья, парфюмерии, бытовой электроники. Спрос на товар существенно упал, местами до 50%. Денег на аренду торговых площадей у них тоже меньше. И за товар, пылящийся на складах, тоже нужно платить. Поэтому сейчас многим ритейлерам с размером магазина до 500 метров придется выбирать: либо закрывать часть точек, либо по возможности сохранить обороты, переведя торговлю в магазины со сниженной арендной ставкой. А таких с осени 2008 накопилось много. В стрит-ритейле снижение ставок предлагаемых в аренду магазинов составило 25-50% в рублях к цене сентября 2008. А цена фактически сдаваемых сегодня уличных магазинов в Москве уже, как правило, не превышает 50-60% рублевой цены прошлого года. К ним-то и потянулись сетевики. Главным препятствием к переезду было и остается время, необходимое на формирование круга постоянных покупателей на каждом новом месте.

Как и предполагалось, максимальное снижение аренды коснулось престижных магазинов в местах с небольшим потоком покупателей. Падение оборота в таких точках иногда превышает 50% докризисного уровня, соответственно меняется и арендная ставка. Поэтому фактор престижности на время кризиса ушел в тень. Магазинам нужны реальные покупательские потоки или хотя бы ручейки, но сегодня.

Крупные торговые центры в силу осторожности в арендной политике и в силу устойчивости положения пойдут на снижение ставок только в случае массового оттока арендаторов. Почему? Потому что, официально заявив о снижении ставок , они рискуют спровоцировать уже имеющихся арендаторов и сократить выручку по всему объекту. Кроме того, потеря крупным оператором одного-двух «квартиросъемщиков», не существенно для бизнеса в целом. Именно потому в целом по торговым центрам Москвы снижение ставок не превышает 10%, что разительно отличается от «уличной» аренды. Есть даже центры, где ставки повысили. Так, по словам арендаторов «Черемушек» с нового года аренда выросла на 1 0%.

К чему приведет такая политика, мы сможем увидеть уже в июне – июле. Либо ТЦ в массовом порядке удастся «пересидеть» кризис на старых ставках до восстановления покупательского спроса, т.е. до середины 2010 года. Либо, что более вероятно, накопится критическая масса арендаторов, которые валом пойдут на «улицу». И тогда ТЦ сначала опустеют, а затем будут вынуждены снизить ставки адекватно рынку.

Подобных колебаний рынка можно было бы избежать, если бы ТЦ конкурировали за арендатора, а торговые сети не были бы разобщены. К слову, существующие ассоциации торговых сетей объединяют слишком мало участников рынка для проведения слаженной политики в части аренды. Так в 3-х наиболее известных объединениях торговых сетей присутствует всего по 30 операторов. Это в то время когда только в одной Москве действует более 1000 торговых сетей. Хотя сегодня уступки арендодателей как никогда были бы уместны и адекватны экономической ситуации.

Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Собственник», специально для Retail.ru.

Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Увидим ли мы дешевую аренду для ритейла?аренда, недвижимость, торговая недвижимость, ставки аренды для магазина, ритейл, ритейл.ру. ритейлер, торговые центры
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии