Баннер ФЗ-54
10 марта 2009, 00:00 4535 просмотров

Увидим ли мы дешевую аренду для ритейла?

 

Курс рубля давит на рынок недвижимости, провоцируя некоторых арендодателей, несмотря на кризис и сокращение спроса, повышать арендные ставки.

По экспертным оценкам, в начале декабря 73% россиян стало более экономично относиться к покупкам продуктов питания и товаров повседневного спроса. Судя по тому, что кризис продолжается, данная тенденция продлится минимум до конца 2009 года  

Сообщения в СМИ о закрытии той или иной торговой точки стали уже нормой. Ритейлеры были первыми, кто в массовом порядке стал обращаться к арендодателям с просьбой cнизить ставку аренды. И это понятно. Сетевые компании более других видов бизнеса зависят от размера арендных платежей. А крупноформатные продуктовые и электробытовые сети еще и оказались одним из самых закредитованных компаний в стране. Вдобавок к этому они могут позволить себе реально отказаться от некоторого количества торговых точек для демонстрации своей готовности. Например, еще 9 декабря 2008 года в Интерфакс прозвучало сообщение о закрытии в ноябре 60 магазинов «Евросети». А в декабре то же самое ритейлер планировал относительно 100 торговых точек. Мало того, «Евросеть» тогда же поставила условие перед своими арендодателями. Если они не снизят ставки, закроются еще 1 000-1 500 магазинов!

Часть российского ритейла утверждает, что бизнес в полном порядке, а процесс избавления ведется только от нерентабельных торговых точек. Наверное, именно поэтому в Москве осталось только 8 официальных магазинов сотового оператора Dixsis, как сообщает газета «КоммерсантЪ». Сегодня разница в спросе между товарами первой необходимости и остальными стала более ощутимой. По разным оценкам в торговых центрах Москвы поток покупателей сократился на 25-40%! В первую очередь, это касается ТЦ, не имеющих продуктового « якоря». Хотя даже в одном из лучших торговых центров столицы – «Щуке» – по мнению продавцов некоторых магазинов, поток покупателей в 2009 году сократился на 1\3, например, в «Черемушках» на 20-25%.

Продуктовый ритейл оказался в выигрышной позиции. Кушать хотят все. И почти все это делают ежедневно. Однако и здесь наблюдается некоторое смещение спроса. В условиях кризиса многие семьи сократили свои запросы до минимума. Что по идее должно выгодно отразиться на бизнесе таких дискаунтеров, как «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка».

Иная ситуация в сетях торгующих модной одеждой, обувью в категории выше среднего, дорогого нижнего белья, парфюмерии, бытовой электроники. Спрос на товар существенно упал, местами до 50%. Денег на аренду торговых площадей у них тоже меньше. И за товар, пылящийся на складах, тоже нужно платить. Поэтому сейчас многим ритейлерам с размером магазина до 500 метров придется выбирать: либо закрывать часть точек, либо по возможности сохранить обороты, переведя торговлю в магазины со сниженной арендной ставкой. А таких с осени 2008 накопилось много. В стрит-ритейле снижение ставок предлагаемых в аренду магазинов составило 25-50% в рублях к цене сентября 2008. А цена фактически сдаваемых сегодня уличных магазинов в Москве уже, как правило, не превышает 50-60% рублевой цены прошлого года. К ним-то и потянулись сетевики. Главным препятствием к переезду было и остается время, необходимое на формирование круга постоянных покупателей на каждом новом месте.

Как и предполагалось, максимальное снижение аренды коснулось престижных магазинов в местах с небольшим потоком покупателей. Падение оборота в таких точках иногда превышает 50% докризисного уровня, соответственно меняется и арендная ставка. Поэтому фактор престижности на время кризиса ушел в тень. Магазинам нужны реальные покупательские потоки или хотя бы ручейки, но сегодня.

Крупные торговые центры в силу осторожности в арендной политике и в силу устойчивости положения пойдут на снижение ставок только в случае массового оттока арендаторов. Почему? Потому что, официально заявив о снижении ставок , они рискуют спровоцировать уже имеющихся арендаторов и сократить выручку по всему объекту. Кроме того, потеря крупным оператором одного-двух «квартиросъемщиков», не существенно для бизнеса в целом. Именно потому в целом по торговым центрам Москвы снижение ставок не превышает 10%, что разительно отличается от «уличной» аренды. Есть даже центры, где ставки повысили. Так, по словам арендаторов «Черемушек» с нового года аренда выросла на 1 0%.

К чему приведет такая политика, мы сможем увидеть уже в июне – июле. Либо ТЦ в массовом порядке удастся «пересидеть» кризис на старых ставках до восстановления покупательского спроса, т.е. до середины 2010 года. Либо, что более вероятно, накопится критическая масса арендаторов, которые валом пойдут на «улицу». И тогда ТЦ сначала опустеют, а затем будут вынуждены снизить ставки адекватно рынку.

Подобных колебаний рынка можно было бы избежать, если бы ТЦ конкурировали за арендатора, а торговые сети не были бы разобщены. К слову, существующие ассоциации торговых сетей объединяют слишком мало участников рынка для проведения слаженной политики в части аренды. Так в 3-х наиболее известных объединениях торговых сетей присутствует всего по 30 операторов. Это в то время когда только в одной Москве действует более 1000 торговых сетей. Хотя сегодня уступки арендодателей как никогда были бы уместны и адекватны экономической ситуации.

Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Собственник», специально для Retail.ru.

Поделиться публикацией:
Каждый пятый покупатель нашей планеты - китаец
1504
Генеральный директор Tom Tailor о переменах на рын...
250
За 5 месяцев 2017 года финансовые показатели «Сити...
4460
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
3630
KIKO MILANO: мастер-класс во флагманском магазине ...
5707
Кейс агропромышленной компании «Лето»
1314
Новая разработка - собственное мобильное приложени...
4745
 

Курс рубля давит на рынок недвижимости, провоцируя некоторых арендодателей, несмотря на кризис и сокращение спроса, повышать арендные ставки.

По экспертным оценкам, в начале декабря 73% россиян стало более экономично относиться к покупкам продуктов питания и товаров повседневного спроса. Судя по тому, что кризис продолжается, данная тенденция продлится минимум до конца 2009 года  

Сообщения в СМИ о закрытии той или иной торговой точки стали уже нормой. Ритейлеры были первыми, кто в массовом порядке стал обращаться к арендодателям с просьбой cнизить ставку аренды. И это понятно. Сетевые компании более других видов бизнеса зависят от размера арендных платежей. А крупноформатные продуктовые и электробытовые сети еще и оказались одним из самых закредитованных компаний в стране. Вдобавок к этому они могут позволить себе реально отказаться от некоторого количества торговых точек для демонстрации своей готовности. Например, еще 9 декабря 2008 года в Интерфакс прозвучало сообщение о закрытии в ноябре 60 магазинов «Евросети». А в декабре то же самое ритейлер планировал относительно 100 торговых точек. Мало того, «Евросеть» тогда же поставила условие перед своими арендодателями. Если они не снизят ставки, закроются еще 1 000-1 500 магазинов!

Часть российского ритейла утверждает, что бизнес в полном порядке, а процесс избавления ведется только от нерентабельных торговых точек. Наверное, именно поэтому в Москве осталось только 8 официальных магазинов сотового оператора Dixsis, как сообщает газета «КоммерсантЪ». Сегодня разница в спросе между товарами первой необходимости и остальными стала более ощутимой. По разным оценкам в торговых центрах Москвы поток покупателей сократился на 25-40%! В первую очередь, это касается ТЦ, не имеющих продуктового « якоря». Хотя даже в одном из лучших торговых центров столицы – «Щуке» – по мнению продавцов некоторых магазинов, поток покупателей в 2009 году сократился на 1\3, например, в «Черемушках» на 20-25%.

Продуктовый ритейл оказался в выигрышной позиции. Кушать хотят все. И почти все это делают ежедневно. Однако и здесь наблюдается некоторое смещение спроса. В условиях кризиса многие семьи сократили свои запросы до минимума. Что по идее должно выгодно отразиться на бизнесе таких дискаунтеров, как «Дикси», «Магнит» и «Пятерочка».

Иная ситуация в сетях торгующих модной одеждой, обувью в категории выше среднего, дорогого нижнего белья, парфюмерии, бытовой электроники. Спрос на товар существенно упал, местами до 50%. Денег на аренду торговых площадей у них тоже меньше. И за товар, пылящийся на складах, тоже нужно платить. Поэтому сейчас многим ритейлерам с размером магазина до 500 метров придется выбирать: либо закрывать часть точек, либо по возможности сохранить обороты, переведя торговлю в магазины со сниженной арендной ставкой. А таких с осени 2008 накопилось много. В стрит-ритейле снижение ставок предлагаемых в аренду магазинов составило 25-50% в рублях к цене сентября 2008. А цена фактически сдаваемых сегодня уличных магазинов в Москве уже, как правило, не превышает 50-60% рублевой цены прошлого года. К ним-то и потянулись сетевики. Главным препятствием к переезду было и остается время, необходимое на формирование круга постоянных покупателей на каждом новом месте.

Как и предполагалось, максимальное снижение аренды коснулось престижных магазинов в местах с небольшим потоком покупателей. Падение оборота в таких точках иногда превышает 50% докризисного уровня, соответственно меняется и арендная ставка. Поэтому фактор престижности на время кризиса ушел в тень. Магазинам нужны реальные покупательские потоки или хотя бы ручейки, но сегодня.

Крупные торговые центры в силу осторожности в арендной политике и в силу устойчивости положения пойдут на снижение ставок только в случае массового оттока арендаторов. Почему? Потому что, официально заявив о снижении ставок , они рискуют спровоцировать уже имеющихся арендаторов и сократить выручку по всему объекту. Кроме того, потеря крупным оператором одного-двух «квартиросъемщиков», не существенно для бизнеса в целом. Именно потому в целом по торговым центрам Москвы снижение ставок не превышает 10%, что разительно отличается от «уличной» аренды. Есть даже центры, где ставки повысили. Так, по словам арендаторов «Черемушек» с нового года аренда выросла на 1 0%.

К чему приведет такая политика, мы сможем увидеть уже в июне – июле. Либо ТЦ в массовом порядке удастся «пересидеть» кризис на старых ставках до восстановления покупательского спроса, т.е. до середины 2010 года. Либо, что более вероятно, накопится критическая масса арендаторов, которые валом пойдут на «улицу». И тогда ТЦ сначала опустеют, а затем будут вынуждены снизить ставки адекватно рынку.

Подобных колебаний рынка можно было бы избежать, если бы ТЦ конкурировали за арендатора, а торговые сети не были бы разобщены. К слову, существующие ассоциации торговых сетей объединяют слишком мало участников рынка для проведения слаженной политики в части аренды. Так в 3-х наиболее известных объединениях торговых сетей присутствует всего по 30 операторов. Это в то время когда только в одной Москве действует более 1000 торговых сетей. Хотя сегодня уступки арендодателей как никогда были бы уместны и адекватны экономической ситуации.

Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Собственник», специально для Retail.ru.

Увидим ли мы дешевую аренду для ритейла?аренда, недвижимость, торговая недвижимость, ставки аренды для магазина, ритейл, ритейл.ру. ритейлер, торговые центры
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Увидим ли мы дешевую аренду для ритейла?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/36416/2017-07-23