11 декабря 2008, 00:00 5742 просмотра

Ложная тревога?

Островки стабильности В гастрономы «Глобус Гурмэ» продолжается набор торгово-производственного персонала — открыто порядка 100 вакансий кассиров, продавцов, администраторов, поваров, упаковщиков. Летом завершилась оптимизация деятельности офисных сотрудников сети, однако специалистов не сокращали, а лишь пересмотрели их функционал. – Высвободившиеся сотрудники не были уволены, — комментирует произошедшие перемены Елизавета Зверкова, менеджер по персоналу «Глобус Гурмэ». — Им предложили перейти на работу в магазины. Для нас было показательно, что люди предпочли остаться в компании. В группе компаний «Вестер» решили реорганизовать прежде всего строительный бизнес. Сокращения в ритейле тоже, скорее всего, будут, но под оптимизацию попадут лишь те подразделения, которые не связаны напрямую с получением прибыли. С начала года компания проводила ревизию рабочих процессов в магазинах, по итогам которой, пользуясь естественной текучкой персонала, постепенно прекращала заполнять вакансии на избыточные позиции. – В условиях финансового кризиса будут пересмотрены и функции управленцев, участвующих в программах развития, — рассказывает Александр Громцев, директор по персоналу Федеральной сети «Вестер». — Наш бизнес был ориентирован на интенсивное освоение новых территорий, но сейчас этот процесс приостановлен. Специалисты, имеющие большой опыт организационной работы, усилят операционную составляющую деятельности компании, что должно привести к повышению эффективности торговых площадей. Несмотря на кризис, в «Дикси» не просто сохранили персонал, но и подтверждают планы по количественному росту сети, идет набор персонала для новых магазинов. К середине ноября компания в полном соответствии с графиком открыла 61 магазин, а до Нового года к ним прибавится еще около 40. – Мы развивались всегда очень осторожно и консервативно, кредитами не злоупотребляли, размер нашего долга оптимален, штат оптимизирован и в магазинах, и в офисах, — рассказывает Ярослав Греков, руководитель отдела PR ГК «Дикси». — Соответственно, и в пожарном порядке увольнять никого не приходится. Ритейлеры уверяют, что сегодня на рынке больше слухов, чем фактов. Например, рекрутер «Ашан-Алтуфьево» Анна Ермакова никаких изменений в штатном расписании своей компании не замечала. По словам пресс-секретаря «Седьмого Континента» Влады Барановой, количество сотрудников в сети меняется в рамках плановых процедур лишь с небольшой поправкой на кризис, сокращение же персонала не рассматривается в компании в качестве приоритетного инструмента повышения показателей рентабельности. Неожиданный оптимизм розничных игроков разделяют и некоторые независимые эксперты. – Люди не станут есть меньше во время кризиса, — полагает Михаэль Гермерсхаузен, заместитель директора рекрутинговой компании Antal International Russia. — В то же время магазинам премиум-класса будет сложнее продавать свой товар, но зато возрастет количество клиентов сетей-дискаунтеров, а это значит, что им даже придется расширять штат. Владелец сети «Любимые продукты» из Мичуринска Александр Поляков тоже рассчитывает на рост потребительской активности. – Во время кризиса спрос, как правило, повышается, — говорит он. — На региональных рынках кризис вообще отразится меньше, тем более что мы работаем в формате «магазина у дома». Снижения продаж, по крайней мере до конца года, не ожидают и в премиальном сегменте. – Сейчас мы не думаем о кризисе, а готовимся к предновогодней торговле, — признается Елизавета Зверкова из «Глобус Гурмэ». — Неопределенность в общей ситуации, конечно же, присутствует, и руководство просчитывает разные варианты, но будем использовать их только тогда, когда увидим фактические сигналы на рынке. Пока таких сигналов нет.

Оздоровительные процедуры Тем временем X5 Retail Group принимает решение о сокращении около трети офисного персонала. По заявлению Льва Хасиса, компания «затягивает пояса», замораживая значительное количество проектов, открытие которых планировалось в 2010‑2011 гг. Тревожную симптоматику наблюдают рекрутеры, в частности, по сокращению количества по­ступающих от ритейлеров заказов на подбор персонала. – Многие компании даже отзывают уже сделанные заявки, так как если и не увольняют никого, то замораживают набор новых сотрудников, — делится последней информацией Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала направления «Ритейл» кадрового центра «Юнити». — Но и увольнения начались совершенно точно. Первыми жертвами становятся сотрудники PR и рекламных департаментов, финансовые менеджеры, аналитики, персонал отделов рекрутинга и обучающих центров. По прогнозам Олега Царькова, управляющего партнера «Сварог Капитал», произойдут ли сокращения в аппарате управления розничных компаний — вопрос одного месяца. По его мнению, скорее всего, увольнений среди торгового персонала в магазинах до Нового года не будет. Однако Царьков не исключает штатных изменений на уровне руководства магазина, направленных на снижение ФОТа управленцев. При этом к вынужденным увольнениям эксперт относит только половину всех вероятных сокращений. – Другая половина — это жирок, которым обросли многие федеральные ритейлеры и от которого сейчас будут срочно избавляться, — говорит он.

Больше и дешевле Мнения ритейлеров о финансовом кризисе и его последствиях для отрасли в целом достаточно противоречивы. Эксперты единодушны в одном: сохранившим свои места сотрудникам придется работать не просто «за двоих», но еще и за меньшие деньги. На протяжении нескольких последних лет компенсации возрастали ежегодно в среднем на 30‑40%. Менеджер управляющей компании с месячным окладом $8 тыс. при переходе на новую работу мог удвоить его. Теперь, как говорят рекрутеры, это вряд ли получится, так как если раньше речь шла о кадровом голоде, то сейчас ситуация изменилась на прямо противоположную: чтобы найти достойную работу, кандидатам придется выдерживать более жесткую конкуренцию, повышать свой профессиональный уровень, но при этом снижать зар­платные ожидания. В розничных компаниях признаются, что сокращение компенсаций действительно будет. Экономить на зарплате линейных сотрудников пока никто не планирует, но премиальные вознаграждения и бонусы управленцев урежут весьма существенно, ужесточив их привязку к финансовым показателям компаний. – Будут выполняться плановые показатели — значит, и уровень заработной платы будет соответствующий, — предупреждает Александр Громцев из «Вестер». — Компенсационные выплаты топовых специалистов будут напрямую зависеть от результативности управляемых ими процессов. С точки зрения Елизаветы Зверковой, зарплатный перегрев на российском кадровом рынке произошел из-за неадекватных запросов специалистов, которые не осознавали свою реальную рыночную стоимость. Кризис же, как она полагает, все расставит на свои места. По прогнозам Гермерсхаузена, значительного падения зарплат топ-менеджеров не произойдет, так как настоящих профессионалов всегда найти очень сложно, соответственно, и стоить они будут больше, чем кандидаты среднего уровня. – Рационализация штата возможна по другой схеме, — полагает он. — Например, если одна большая компания приобретает другую большую компанию, то ей нужен один генеральный директор или один главный бухгалтер вместо двух. Оптимизация штатного персонала в продуктовом ритейле затронет как российских сотрудников, так и экспатов. Александр Громцев допускает, что розничные компании в целом будут реже привлекать иностранцев, однако не склонен драматизировать последствия. – За период бурного развития сетей, сопровождавшегося активным привлечением иностранных специалистов, мы многому у них научились и сейчас сами владеем «наукой торговать» на мировом уровне, — уверен он. Впрочем, экспаты и сейчас ненамного дороже, а западный опыт, как говорит Михаэль Гермерсхаузен, не всегда эффективен в России. Особенность нынешней ситуации не только в преобладании слухов над фактами, но и в частичной подмене понятий. Так, вместо понятного всем слова «увольнение» ритейлеры предпочитают оперировать более «политкорректным» термином «оптимизация», подразумевая под этим внутреннюю миграцию офисного персонала в магазины и пересмотр функционального наполнения управленческих должностей. Это еще и весьма дипломатичный способ ухода от прямого ответа на острый вопрос: увольняют в компаниях или нет? Так или иначе, даже с учетом возрастающей лояльности сотрудников (если раньше, как говорят рекрутеры, можно было спокойно «хантить», то сейчас люди просто вцепились в свои места) рассчитывать на то, что оптимизация ограничится везде лишь «перестановкой слагаемых», не приходится. Олег Царьков не уверен в том, что, даже оставшись на улице, избалованные тепличными условиями работники офисов ринутся в супермаркеты заменять гастарбайтеров на кассах. – Какое-то время мы будем наблюдать весьма интересную ситуацию, — полагает он. — С одной стороны, безработица, с другой — страшнейший дефицит персонала. Проблема в том, что люди пока еще не готовы смириться с неминуемым снижением зарплат или статуса, но через месяц-два тщетных поисков, уверены кадровики, им придется умерить амбиции. – Невозможно оставаться вне рынка, — считает Татьяна Голубниченко из «Юнити». — Если общая ситуация в стране ухудшается, то рано или поздно это коснется каждого, каким бы он ни был суперпрофессионалом.

Буква закона Эксперты отмечают, что очень скоро кризис выявит все «дырки» в бизнес-процессах розничных компаний: из-за нехватки персонала у кого-то начнет проседать технология, кто-то увидит непродуманность стратегии, рассчитанной только на благоприятный вариант развития. – Существует еще одна опасность, — предупреждает Ирена Бетанова, гендиректор консалтинговой компании «Бизнесград». — Вместо трезвого анализа ситуации и выработки ясного антикризисного плана действий многие начнут совершать 150 хаотических движений, что только усугубит проблемы. В первую очередь подводят неграмотно составленные документы, регулирующие трудовые отношения с работниками. Люди могут опротестовать уменьшение выплат, если обнаружат нарушения положений об оплате труда или премировании. Судебными исками чреваты и увольнения, если не будут достигнуты договоренности по выплате компенсаций. – Не стоит рассчитывать на то, что кризис все спишет, — полагает Ирена Бетанова. — У нас уже нет тотальной правовой безграмотности работников. Возможно, они еще не знают, сколько именно должны им выплатить, но то, что их не могут уволить сразу, знают точно. В трудовом праве не прописаны никакие форс-мажорные обстоятельства, единственная возможность избежать неприятностей — действовать в рамках правового поля. При соблюдении ТК РФ проблем у работодателей не возникает, но, как предполагает Тимофей Пружинин, независимый юрист, специализирующийся на трудовых спорах, абсолютно законно поступать будут немногие, в том числе и потому, что ситуация непредсказуема и не исключено, что часть уволенного персонала вскоре придется звать обратно. – На это уже нарывалась Coca-Cola во время августовского кризиса 1998 года, — вспоминает он. — Чтобы избежать судебных разбирательств, компания провела сокращение с точным соблюдением законодательства, выплатив всем компенсации в полном объеме. Самое смешное, что спустя два месяца ей пришлось вернуть 80% уволенного персонала. Сейчас будет происходить то же самое.

Ищите выгоду Михаэль Гермерсхаузен советует компаниям использовать экономический спад для увеличения своей рыночной доли и «обгона» конкурентов, избавления от неэффективных сотрудников и привлечения лучших специалистов, в том числе из других секторов. – На рынке появилось больше банковских специалистов, чем еще полгода назад, — указывает он на одну из версий. — Эти люди стараются перейти в индустрию (работать на стороне компании), или им приходится переориентироваться на позиции в области продаж, ведь хорошие сейлзы всегда востребованы. Любой кризис — это возможность обновиться: избавиться от балласта, продвинуть лучших. Бывает так, что кого-то увольняют, а на освободившиеся места, которые, казалось бы, освобождались для того, чтобы снизить издержки, берут людей более квалифицированных и на большую, чем у их предшественников, зарплату. В ситуации массового увольнения, считают эксперты, важно не торопиться, определиться с теми, кого следует уволить насовсем, а кого лучше отправить в административный отпуск, оставив человеку возможность вернуться через некоторое время. – Сокращая персонал, мы должны понимать: сокращаем то, что легко восстанавливается, — рассказывает Ирена Бетанова. — Не нужно увольнять специалиста, которого искали в течение трех лет, чтоб потом не пришлось искать еще столько же. Самое главное на данном этапе, полагают консультанты, — не создавать информационного вакуума в компаниях, продемонстрировать людям, что у руководства есть план действий на сегодня и на завтра. Тогда сотрудники будут видеть не только точку кризиса, но и выход из нее, если же персонал не готов к каким-либо неприятным решениям, то они просто начнут нагнетать обстановку. В последнее время все чаще раздаются призывы «затянуть пояса». Обращаясь к своим сотрудникам, руководители компаний апеллируют к объективным сложностям, рассчитывая на ответное понимание. Однако, по мнению Ирены Бетановой, не всегда подобные ожидания оправданны: – Разъяснительная работа может быть эффективна с теми, чья зарплата с 10 тыс. долларов снижается до 5 тыс. Да, это означает, что люди стали жить хуже, но не настолько, чтобы не поддерживать свою жизнеспособность. Но если работодатель, у которого в гараже стоит пять «Бентли», условно говоря, приходит к кассирам и просит их затянуть пояса, то у этих людей возникает встречный вопрос: «А не хочешь ли ты сначала продать одну из машин, за счет которой мы продержимся целый месяц?» Затянуть пояс — это образ, который должен быть у работодателя. Особенность нынешнего кризиса в том, что мало кто сегодня рискнет предположить, когда и чем он завершится. По прогнозам Олега Царькова, в отличие от кризиса десятилетней давности, на этот раз нам предстоят «долгие мучения», ситуация стабилизируется в лучшем случае к весне 2010 г. С точки зрения Ирены Бетановой, вне зависимости от исхода самое важное, что следует вынести из сложившейся ситуации, — так это уверенность в том, что кризис завершится, пусть и оттянет у всех много времени и энергии. Вопрос только в том, чему он нас научит.

Нино Гвазава Журнал "Мое дело.Магазин"

Важно: На Retail.ru открыто бесплатное размещение вакансий и резюме для работающих в торговле и обслуживающих ритейл сферах

Статья относится к тематикам: Торговый персонал, Точка бифуркации
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Ложная тревога?сотрудники, персонал, кризис, увольнение, прием на работу, работники, сокращеия
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии