10 декабря 2008, 00:00 8206 просмотров

Лев Хасис: "темное" время кризиса станет для Х5 дорогой к рассвету"

По исследованию Romir, проведенного в крупных российских городах в октябре-ноябре 2008 года, две трети опрошенных (68%) признают наличие кризиса и 40% опрошенных планируют пересматривать семейный бюджет, так как ожидают снижения дохода. И хотя еще в октябре-ноябре большинство продуктовых ритейлеров рапортовало о неснижении покупательской активности, уже в первых числах декабря появились первые новости о том, что российские покупатели все-таки начали экономить на еде.

Казалось бы, для ритейлеров наступили самые мрачные времена. Всем нужен cash-flow, наличные деньги, основным поставщиком которых всегда были покупатели. И хотя они теперь не желают тратить на продукты также много, как еще пару месяцев назад, «отложить» спрос на еду до лучших времен, как в случае с бытовой техникой или мебелью, они не смогут. К счастью для продуктовых ритейлеров, продукты питания всегда будут входить в список обязательных покупок.

Однако, многие ритейлеры уже отметили смещение покупательского выбора в сторону «базовых» продуктов. Это напрямую угрожает снижением валовой маржи тем ритейлерам, кто делал ставку на разнообразный ассортимент. Что в свою очередь ведет за собой, в конечном счете, большие проблемы для крупных сетей и угрозу банкротства для маленьких.  Но, по мнению Генерального директора Х5 Retail Group Льва Хасиса, не все так мрачно в российском ритейле.

В своем докладе на конференции «Ритейл в России: новый этап развития рынка» Лев Хасис поделился с участниками своим видением возможностей, которые появились сегодня у ритейла именно благодаря кризису ликвидности. Как считает Лев Аронович, банкротства или проблемы с поставщиками одних сетей могут обернуться привлечением дополнительного трафика для других. Ведь людям необходимо где-то покупать недорогие продукты.

Кроме того, сегодня как никогда ранее магазины должны задуматься о повышении эффективности и оптимизации затрат. Снижение числа брендов на полках и развитие товаров СТМ – основные инструменты ритейлера в борьбе за выручку. В свою очередь, замедление роста затрат на персонал и снижение стоимости аренды должны положительно отразиться на отчетности и, особенно, показателе EBITDA.

Именно сегодня у ритейлеров появилась возможность повысить эффективность инвестиций за счет более высоких требований по окупаемости, снижению затрат на открытие новых магазинов и снижению затрат на поддержание сети. С особым удовольствием г-н Хасис отметил, что для крупных игроков на рынке ритейла появились уникальные M&A возможности. Тяжелые финансовые обременения заставляют продавцов быть максимально гибкими на переговорах о продаже сети. В свою очередь покупатели могут приобрести сеть, испытывающую финансовые трудности, по уникально низкой цене. Тем более, что государство готово оказывать финансовую поддержку  для выкупа сетей-банкротов.

Похоже, что для Х5 кризисное темное время окажется путем к рассвету. В 2009 году компания Х5 планирует увеличить продажи LFL в рублях на 15-17%, а выручку – на 25 %.

Комментарии Владимира Хомутова, партнера Консалтинг-Центра "ШАГ":

Конечно, рознице пора вспомнить обо всех инструментах повышения эффективности бизнеса: и про оптимизацию товарного портфеля, и про увеличение маржинальности, и про повышение производительности труда (а не «замедлением роста затрат на персонал»), и про качество логистики. Бизнес должен быть прибыльным, а не просто большим. Приятно «сдавать в аренду полки» поставщикам, но основной свой хлеб розница должна зарабатывать не на этом, а на продаже товара покупателям.

Пока (по состоянию на начало декабря) «поставщики ключевых ресурсов» для розницы стоят в позиции «ни шагу назад». Много говорят про снижение аренды, но как тенденция это пока не сформировалось. Что интересно, по словам бизнесменов, в «отсталых» районах владельцы проблемных помещений не готовы говорить о снижении аренды. Но это вопрос времени: не снизят в рублях, так упадут в долларах.

Поставщики где-то уже не могут ужаться по ценам и отсрочкам, а где-то сознательно готовы сократить размер своего бизнеса, но не поступаться маржинальностью: «Пусть продадим в два раза меньше, но с каждой штуки получим свой рубль. Все равно снижение цен никак не подстегивает продажи». Видимо, такие поставщики уже хорошо поработали со своими постоянными затратами. Только и поставщики работают на кредитах, а значит и эта позиция скоро изменится.

Персонал (вплоть до топ-менеджеров) не понимает, как можно снижать оклады. Люди привыкли к удобным креслам, к аутсорсингу функций, к неспешной работе, к регулярной индексации вознаграждений. Людям трудно понять, как можно вдвоем делать работу целого департамента. Людям трудно понять, что начальник отдела может сам набивать заявку и готовить отчеты. Но и это изменится. Это тоже вопрос времени.

Возможно, повышение рентабельности розницы станет единственной дорожкой для выхода из этого кризиса. Может быть, увидев стабильную рентабельность на уровне 10%-15% банки все-таки станут давать кредиты.

Но с Львом Ароновичем можно согласиться и в том, что эта «дорожка» актуальна для тех сетей, по которым margin call позвонит не завтра.

 

Комментарий Леонида Абаюшкина, генерального директора ЗАО «Система «Т3С»:

"Кризис открывает новые перспективы, и не только для крупных сетей. Огромное количество региональных сетей хотя бы на некоторое время получили передышку от федеральных конкурентов на своих территориях, поскольку планы региональной экспансии пересматриваются у всех крупных игроков.

У региональных сетей и до настоящего кризиса не было такого груза долговых обязательств, как имеют на сегодняшний день большинство федеральных сетей, а поддержка государства, которой хвастают Федералы, - это не манна с небес, а все то же увеличение долговой нагрузки.

Вопросы операционной эффективности, которые при этом озвучиваются, быстро не решаются. Поэтому сегодня в регионах создалось уникальное окно возможностей для развития местных игроков.

Все вышесказанное имеет прямое отношение и к сетям, входящим в Союз НСР и Систему «Т3С». Кризис вносит в их деятельность не только негатив, но и стимулирует и ускоряет объединительные процессы для совместного преодоления проблем".

Елена Кадочникова, www.retail.ru

 

Статья относится к тематикам: Актуально, Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Цены на продовольствие. Тренды и реальности 2017 года

Сергей Илюха, бизнес консультант, генеральный директор Центра антикризисного консалтинга «Лига Коммерсантов», автор книги «Успешный путь в торговую сеть в вопросах и ответах, или 15 советов по...

Лев Хасис: "темное" время кризиса станет для Х5 дорогой к рассвету"хасис, кризис, эффективность, рентабельность, сети, ритейл, решение проблем
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии
Бизнес, попавший в шторм
320 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Размышления о менеджменте
670 руб.
Нет в наличии
Век клиента
490 руб.
Нет в наличии