28 ноября 2008, 00:00 5604 просмотра

Игры по сети

Кризис ликвидности, все больше распространяется и на реальную экономику. Одними из первых с проблемой нехватки денежных средств столкнулись ритейлеры, имеющие высокий уровень долговой нагрузки и низкую рентабельность. Аналитики предсказывают: давление на поставщиков продуктов питания, оказываемое ритейлерами, ухудшит состояние пищевой промышленности, а цены вырастут.

Нет денег — нет любви

Кризис фондового рынка повлиял на взаимодействие розничных торговых сетей и их поставщиков. В октябре банки приостановили (а некоторые — и вовсе прекратили) кредитование компаний реального сектора. Привлечение средств со стороны инвесторов тоже стало проблемой. К тому же ритейлеры увеличили отсрочку платежей не менее чем на 30 дней по сравнению с докризисными сроками. Такое финансовое давление на поставщиков и производителей вызвало рост потребительских цен. Некоторые сети отказались от сотрудничества с постоянными поставщиками.

Но пока опрошенные красноярские сети не испытывают этого давления: «Изменения условий партнерства не наблюдается. Поставки идут в полном объеме, ассортимент не сужается, напротив — происходит его обновление. Мы не допускаем задержек платежей, поэтому никаких проблем с поставками товара не испытываем», — говорят в «Красном Яре». Компания, несмотря на общие тенденции к повышению цен на потребительские товары и продукты питания, планирует даже некоторое снижение: «На ближайший период мы прорабатываем снижение цен на часть ассортимента во всех товарных группах — с целью распродажи несезонного и освобождения места для сезонно востребованного ассортимента», — обещают в сети.

В «Командоре» спокойно относятся к росту потребительских цен: «Конечно, потребительская цена вырастет, — говорит директор по маркетингу Дмитрий Полуянов. — И это понятно: ведь спрос на товары первой необходимости возрастет».

По данным отраслевого обзора «Планы развития и основные события торговых сетей FMCG в России: III квартал 2008 года», подготовленного специалистами ИА «INFOLine», давление на поставщиков продуктов питания, оказываемое ритейлерами, ухудшит состояние пищевой промышленности РФ. Банки, которые ранее предоставляли факторинговые услуги поставщикам, в условиях кризиса ликвидности резко сокращают подобные программы. Это ведет к дефициту оборотных средств у производителей и поставщиков, росту задолженности производителей и дистрибуторов и, как следствие, — к нестабильности ассортимента, ухудшению качества пищевых продуктов и росту цен на них во многих торговых сетях.

Ритейлеры также могут столкнуться с проблемой сокращения потребительского спроса, что приведет к замедлению темпов роста оборота розничной торговли. В первую очередь, сокращение потребительских расходов коснется товаров длительного пользования (бытовой техники, мебели и т.д.) и сектора услуг. Потребитель отдаст предпочтение продуктам питания и товарам первой необходимости, а за счет этого естественным образом повысятся цены на данные группы товаров.

Рост во время чумы

Пока «Командор» — это единственный ритейлер в Красноярске, не отказавшийся от своих проектов. В октября сеть открыла в Красноярске три новых супермаркета формата «магазин у дома» и ещё два — в Саяногорске. «Только активное развитие сети поможет удержаться на высококонкурентном рынке ритейла и сохранить свою долю, — объясняет Дмитрий Полуянов. — Объекты в Саяногорске и Красноярске были запланированы к открытию ещё до начавшегося кризиса, поэтому запустить их было просто необходимо. В Саяногорске магазины открылись в рамках стратегии развития южного филиала. В ноябре открылся магазин в Черногорске. Дальнейшее развитие южного филиала предполагается в следующем году». В Красноярске компания планирует открыть ещё один магазин до 15 декабря. Другие объекты, возможно, откроются в следующем году.

Однако более крупные магазины открываться не спешат. Федеральные сетевые проекты ТК «Огни» и ТРЦ «Июнь» не могут начать работу. Открытие «Огней» откладывалось столько раз, что его уже по праву называют «долгостроем». Если ранее открытию мешали то домовладельцы, то дорожное строительство, то теперь дело в арендаторах — они ведут отделку помещений в соответствии со своими вкусами и возможностями, как только отделка будет закончена — «Огни» откроют. Однако, учитывая, что арендаторы и сами находятся в жестких финансовых условиях, ждать этого придется долго. ТРК «Июнь», открытия которого красноярцы ждут с мая 2008 г., тоже пока пустует.

А вместе с тем, лишь недавно открытая «Взлетка Плаза» пустеет на глазах: только в сентябре четверть арендаторов покинула торговые площади. Покупатели, впрочем, схлынули оттуда ещё раньше в расположенную неподалеку «Планету». Местный проект очевидно не выдержал конкуренции с федеральным.

Большая чистка

В продуктовом ритейле местные игроки пока мало замечают растущую конкуренцию с федеральными сетями, но предсказывают — это не навсегда. «Процесс поглощения и слияния компаний — это вопрос времени и интересов игроков рынка. В настоящее время говорить о насыщении рынка рано. Иногородние сетевики в Красноярске не доминируют, довольно сложно потеснить крупных местных ритейлеров с развернутой городской сетью, — поясняет Дмитрий Полуянов. — Сейчас государство поддерживает бизнес, дает некоторым федеральным игрокам субсидии через Сбербанк, ВТБ и др. Все это нужно для того, чтобы бизнес не „упал“. Многие компании живут на кредитах, естественно, в условиях кризиса них нет возможности выплачивать задолженности банку. И чем больше такая задолженность, тем больше вероятность, что сеть не выживет. А именно такие торговые сети — это благодатная почва для федералов, которые могут выкупить „должника“. Розничный бизнес таким образом будет подчищен».

В Красноярском крае такая судьба постигла одного из самых крупных ритейлеров: сеть «Алпи» разбирается в арбитражном суде с андеррайтером своего облигационного займа — управляющей компанией «Тройка Диалог». По своим облигациям ассоциация задолжала им 261 млн рублей. Пока стороны разбираются в суде, «Алпи» уже выдает сотрудникам зарплату продуктами.

Сейчас перед компаниями потребительского сектора стоит в первую очередь проблема финансирования текущей деятельности и реализации новых проектов, в этих условиях они будут вынуждены идти на объединение или поглощение более крупными игроками рынка, предсказывают эксперты. Ключевым же следствием кризиса станет монополизация розничной торговли что в условиях российских реалий приведет к снижению закупочных и увеличению розничных цен.

Лана Ильина, www.krasnoyarsk.biz

Статья относится к тематикам: Точка бифуркации
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Игры по сетисети, сеть, продукты, кризис, товары, ликвидность, торговые сети
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии