Баннер ФЗ-54
25 ноября 2008, 00:00 6822 просмотра

Эксперты по продуктам

Алла Кошляк www.advertology.ru

Открыв специализированный продуктовый магазин, можно избежать конкуренции с сетевым ритейлом. Главное предложить потребителю высокое качество товара и широкий ассортимент.

Магазин площадью до 100 кв. м не может предоставить такой ассортимент продуктов питания, который удовлетворил бы потребителей в полной мере. Поэтому, имея помещение небольшой площади, есть смысл сфокусироваться на определенной товарной группе - открыть специализированный магазин (булочную, кондитерскую, молочную, овощную или мясную лавку).

"За границей специализированные магазины - это "лавки семейного типа", расположенные в спальном районе города, - рассказывает Михаил Дудник, вице- президент по маркетингу Fozzy Group. - Хозяин магазина знаком с постоянными покупателями, знает их предпочтения и вкусы. Люди к нему приходят не только купить свежие овощи, хлеб и рыбу, а и обменяться новостями, пообщаться. Доверие покупателей к качеству продуктов основано на хорошем отношении к владельцу данного заведения". В настоящее время подобных торговых точек в Киеве очень мало. Предприниматели предпочитают открывать в небольших помещениях одежные бутики, парикмахерские или "магазины у дома" с ассортиментом товаров первой необходимости. Однако опыт ряда специализированных магазинов доказывает, что покупатели "пойдут". Сработает стереотип: если в данной торговой точке продается только хлеб (молочные продукты, овощи, кондитерские изделия, вино), значит, выбор и качество здесь самые лучшие.

Зачем специализация?

Основное преимущество такого формата торговли - отсутствие конкуренции, к примеру, с супермаркетами или дискаунтерами. Оксана Гальчинская, PR- менеджер компании "Интермаркет", объясняет: "Специализированные магазины - это нишевые игроки, которые концентрируют свое внимание на определенной товарной группе и целевой аудитории. С супермаркетами они уживаются мирно. Мы практикуем размещение на своих площадях узкоспециализированных бутиков - табачных, чайных, кофейных и др.".

Однако основные конкуренты специализированных, к примеру овощных, лавок - это рынки, на которых овощи всегда будут более свежие. "Торговые заведения другого профиля смогут эффективно развиваться в случае, если сумеют перестроиться на формат "семейного магазина" и наладить эффективную логистику. Исключение - алкогольные и кондитерские заведения, но только по той причине, что сюда покупатели приходят по особому случаю, например, если необходимо подготовиться к торжеству. В отличие от супермаркетов, где закупают продукты на неделю для всей семьи", - констатирует Михаил Дудник.

Стоит отметить, что потребитель не ленится посетить специализированную лавку, находящуюся даже в другом конце города. Пример - ажиотаж в фирменном магазине "Дары моря" в день завоза товара. Алена Лысенко, сотрудница PR- агентства, говорит, что приходит сюда регулярно. "Покупаю рыбное филе, морскую капусту, икру. Правда, в первый раз, когда я здесь была, растерялась и не знала, что выбрать. Ассортимент огромный - свежая и мороженая рыба, соления и копчености. Жаль, что таких магазинов в Киеве единицы", - делится она своими впечатлениями.

При всех выгодах подобной торговли следует учесть, что высокая арендная плата за площади в столице накладывает на специализированных трейдеров определенные ограничения. Рентабельными будут только те, которые выгодно расположены и/или торгуют товарами премиального сегмента, так называемые гастрономические бутики (продажа изысканных деликатесов и дорогих аксессуаров, например посуды), в которых есть профессиональные консультанты, эксклюзивный дизайн помещений, возможно также наличие небольшого одноименного ресторана.

Самыми рентабельными считаются магазины, торгующие товарами премиального сегмента, расположенные в выгодном месте или магазины "от производителя"

Не менее успешны магазины "от производителя", где покупатель может приобрести свежий продукт по более низким ценам. Например, компания "Кременчугмясо" открыла в Кременчуге и Полтаве фирменные магазины "Мясная лавка" (4,5 тыс. единиц товара: 200 наименований колбасных изделий, 130 - полуфабрикатов и 4200 - продуктов питания сопутствующей группы), где всю продукцию можно дегустировать. Следующие точки появятся во Львове и в Киеве. Однако не каждый производитель может позволить себе развивать непрофильное направление деятельности.

Принципы работы

Во-первых, в специализированной торговой точке товар должен быть всегда свежим и качественным: ведь, разочаровавшись один раз, покупатель пойдет в другой магазин, пусть даже с меньшим ассортиментом. Во-вторых, хорошо предлагать посетителям сопутствующие продукты: масло, приправы, аксессуары. Однако не стоит увлекаться продажей посторонних товаров, это размывает специализацию магазина. В-третьих, мелкие торговые точки получают большой процент постоянных покупателей за счет доброжелательного персонала. У продавца, умеющего поговорить о последних новостях с бабушками, которые обычно заходят за покупками в утреннее время, а вечером быстро обслужить уставших после рабочего дня клиентов, объем продаж, как правило, выше. Не менее важен и профессионализм сотрудников - продавец должен хорошо ориентироваться в ассортименте, уметь посоветовать покупателю, что выбрать, объяснить разницу между тем или иным товаром.

Все зависит от товара

Открывая специализированный магазин, следует учитывать, что продажа каждого товара имеет свои особенности. Так, фруктово-овощная торговля характеризуется сезонностью: спад продаж наблюдается с конца июля по октябрь, пик приходится на декабрь-январь. Уберечь бизнес от сезонных колебаний спроса поможет расширение предложения экзотических наименований. В ассортименте магазина должно быть все: от тыквы до папайи. Кроме того, лучше стараться не прятать фрукты за стеклянные витрины. Они должны пахнуть, и фруктовый запах станет "изюминкой" специализированного магазина. Для усиления запаха можно использовать ароматизаторы. Еще одна особенность такой лавки в том, что порча нереализованного товара может достигать 15% и больше. После соответствующей обработки такие овощи и фрукты следует продавать с 50-70% уценкой.

Минимальная площадь для специализированного магазина составляет 50 кв. м, из которых 35-40 кв. м займет торговый зал, а оставшиеся метры понадобятся для подсобного помещения, мини-склада, санузла

Спрос на рыбу также в целом имеет сезонный характер: снижается в летний период, а растет осенью и зимой. Пиковых отметок он достигает в преддверии праздников. В эти периоды многие рыбные магазины стараются шире представить не только деликатесы, но и различные полуфабрикаты. Для таких торговых заведений придется значительно потратиться на оборудование: специальные столы из нержавейки, где товар выкладывается на лед, аквариум для живой рыбы. Это не только удобно для торговли, но и обязательный элемент интерьера. Торговля рыбой немыслима и без специальных холодильных камер. Их должно быть как минимум две: низко- и среднетемпературная. При выкладке под каждый вид рыбы (мороженая, охлажденная, копченая и соленая) отводится свой холодильник. Отдельно от основного товара должны быть представлены продукты деликатесной группы: икра, осьминоги, кальмары, морские коктейли и другие. Продавцы из магазина "Дары моря" советуют соблюдать несколько несложных правил выкладки. Так, например, самую дорогую рыбу лучше размещать посередине прилавка, чтобы за нее "цеплялся" взгляд покупателя, в то время как более дешевую можно выложить по краям. Кроме того, выкладка свежей рыбы, по санитарным нормам, не может осуществляться по соседству с товаром, готовым к употреблению, например копченостями.

Если магазин торгует хлебом, товар должен быть либо непосредственно с хлебозавода, либо выпеченный на месте, иначе конкурентных преимуществ не добиться. Продавать дорогой хлеб из собственной пекарни целесообразно лишь в том случае, если в помещении булочной можно также организовать кафе. Однако этот вариант актуален для деловых районов города, в спальных же большую часть дня столики будут пустовать.

Винный магазин невозможно представить без погреба, сигарный - без помещения с особенным температурным режимом и влажностью. В обоих случаях огромную роль играет интерьер - экономвариант отделки недопустим.

Некоторые затраты на открытие специализированного магазина

  • аренда помещения - от 1 тыс. дол. в месяц;
  • ремонт помещения - от 1 тыс. дол.;
  • витрины, пристенные стеллажи, горки, прилавки - от 1 тыс. дол.;
  • одна холодильная витрина - 1,5-2 тыс. дол.;
  • один морозильный сундук - от 400 дол.;
  • двое весов - от 200 дол.;
  • два кассовых аппарата - от 400 дол.;
  • зарплата персоналу (три продавца и один грузчик) - 1,5-2 тыс. дол.

Данные взяты из открытых источников.

Статья относится к тематикам: Retail, Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
328
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
1691
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
346
Виктория Большакова, руководитель московского фили...
2044
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1024
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2508

Алла Кошляк www.advertology.ru

Открыв специализированный продуктовый магазин, можно избежать конкуренции с сетевым ритейлом. Главное предложить потребителю высокое качество товара и широкий ассортимент.

Магазин площадью до 100 кв. м не может предоставить такой ассортимент продуктов питания, который удовлетворил бы потребителей в полной мере. Поэтому, имея помещение небольшой площади, есть смысл сфокусироваться на определенной товарной группе - открыть специализированный магазин (булочную, кондитерскую, молочную, овощную или мясную лавку).

"За границей специализированные магазины - это "лавки семейного типа", расположенные в спальном районе города, - рассказывает Михаил Дудник, вице- президент по маркетингу Fozzy Group. - Хозяин магазина знаком с постоянными покупателями, знает их предпочтения и вкусы. Люди к нему приходят не только купить свежие овощи, хлеб и рыбу, а и обменяться новостями, пообщаться. Доверие покупателей к качеству продуктов основано на хорошем отношении к владельцу данного заведения". В настоящее время подобных торговых точек в Киеве очень мало. Предприниматели предпочитают открывать в небольших помещениях одежные бутики, парикмахерские или "магазины у дома" с ассортиментом товаров первой необходимости. Однако опыт ряда специализированных магазинов доказывает, что покупатели "пойдут". Сработает стереотип: если в данной торговой точке продается только хлеб (молочные продукты, овощи, кондитерские изделия, вино), значит, выбор и качество здесь самые лучшие.

Зачем специализация?

Основное преимущество такого формата торговли - отсутствие конкуренции, к примеру, с супермаркетами или дискаунтерами. Оксана Гальчинская, PR- менеджер компании "Интермаркет", объясняет: "Специализированные магазины - это нишевые игроки, которые концентрируют свое внимание на определенной товарной группе и целевой аудитории. С супермаркетами они уживаются мирно. Мы практикуем размещение на своих площадях узкоспециализированных бутиков - табачных, чайных, кофейных и др.".

Однако основные конкуренты специализированных, к примеру овощных, лавок - это рынки, на которых овощи всегда будут более свежие. "Торговые заведения другого профиля смогут эффективно развиваться в случае, если сумеют перестроиться на формат "семейного магазина" и наладить эффективную логистику. Исключение - алкогольные и кондитерские заведения, но только по той причине, что сюда покупатели приходят по особому случаю, например, если необходимо подготовиться к торжеству. В отличие от супермаркетов, где закупают продукты на неделю для всей семьи", - констатирует Михаил Дудник.

Стоит отметить, что потребитель не ленится посетить специализированную лавку, находящуюся даже в другом конце города. Пример - ажиотаж в фирменном магазине "Дары моря" в день завоза товара. Алена Лысенко, сотрудница PR- агентства, говорит, что приходит сюда регулярно. "Покупаю рыбное филе, морскую капусту, икру. Правда, в первый раз, когда я здесь была, растерялась и не знала, что выбрать. Ассортимент огромный - свежая и мороженая рыба, соления и копчености. Жаль, что таких магазинов в Киеве единицы", - делится она своими впечатлениями.

При всех выгодах подобной торговли следует учесть, что высокая арендная плата за площади в столице накладывает на специализированных трейдеров определенные ограничения. Рентабельными будут только те, которые выгодно расположены и/или торгуют товарами премиального сегмента, так называемые гастрономические бутики (продажа изысканных деликатесов и дорогих аксессуаров, например посуды), в которых есть профессиональные консультанты, эксклюзивный дизайн помещений, возможно также наличие небольшого одноименного ресторана.

Самыми рентабельными считаются магазины, торгующие товарами премиального сегмента, расположенные в выгодном месте или магазины "от производителя"

Не менее успешны магазины "от производителя", где покупатель может приобрести свежий продукт по более низким ценам. Например, компания "Кременчугмясо" открыла в Кременчуге и Полтаве фирменные магазины "Мясная лавка" (4,5 тыс. единиц товара: 200 наименований колбасных изделий, 130 - полуфабрикатов и 4200 - продуктов питания сопутствующей группы), где всю продукцию можно дегустировать. Следующие точки появятся во Львове и в Киеве. Однако не каждый производитель может позволить себе развивать непрофильное направление деятельности.

Принципы работы

Во-первых, в специализированной торговой точке товар должен быть всегда свежим и качественным: ведь, разочаровавшись один раз, покупатель пойдет в другой магазин, пусть даже с меньшим ассортиментом. Во-вторых, хорошо предлагать посетителям сопутствующие продукты: масло, приправы, аксессуары. Однако не стоит увлекаться продажей посторонних товаров, это размывает специализацию магазина. В-третьих, мелкие торговые точки получают большой процент постоянных покупателей за счет доброжелательного персонала. У продавца, умеющего поговорить о последних новостях с бабушками, которые обычно заходят за покупками в утреннее время, а вечером быстро обслужить уставших после рабочего дня клиентов, объем продаж, как правило, выше. Не менее важен и профессионализм сотрудников - продавец должен хорошо ориентироваться в ассортименте, уметь посоветовать покупателю, что выбрать, объяснить разницу между тем или иным товаром.

Все зависит от товара

Открывая специализированный магазин, следует учитывать, что продажа каждого товара имеет свои особенности. Так, фруктово-овощная торговля характеризуется сезонностью: спад продаж наблюдается с конца июля по октябрь, пик приходится на декабрь-январь. Уберечь бизнес от сезонных колебаний спроса поможет расширение предложения экзотических наименований. В ассортименте магазина должно быть все: от тыквы до папайи. Кроме того, лучше стараться не прятать фрукты за стеклянные витрины. Они должны пахнуть, и фруктовый запах станет "изюминкой" специализированного магазина. Для усиления запаха можно использовать ароматизаторы. Еще одна особенность такой лавки в том, что порча нереализованного товара может достигать 15% и больше. После соответствующей обработки такие овощи и фрукты следует продавать с 50-70% уценкой.

Минимальная площадь для специализированного магазина составляет 50 кв. м, из которых 35-40 кв. м займет торговый зал, а оставшиеся метры понадобятся для подсобного помещения, мини-склада, санузла

Спрос на рыбу также в целом имеет сезонный характер: снижается в летний период, а растет осенью и зимой. Пиковых отметок он достигает в преддверии праздников. В эти периоды многие рыбные магазины стараются шире представить не только деликатесы, но и различные полуфабрикаты. Для таких торговых заведений придется значительно потратиться на оборудование: специальные столы из нержавейки, где товар выкладывается на лед, аквариум для живой рыбы. Это не только удобно для торговли, но и обязательный элемент интерьера. Торговля рыбой немыслима и без специальных холодильных камер. Их должно быть как минимум две: низко- и среднетемпературная. При выкладке под каждый вид рыбы (мороженая, охлажденная, копченая и соленая) отводится свой холодильник. Отдельно от основного товара должны быть представлены продукты деликатесной группы: икра, осьминоги, кальмары, морские коктейли и другие. Продавцы из магазина "Дары моря" советуют соблюдать несколько несложных правил выкладки. Так, например, самую дорогую рыбу лучше размещать посередине прилавка, чтобы за нее "цеплялся" взгляд покупателя, в то время как более дешевую можно выложить по краям. Кроме того, выкладка свежей рыбы, по санитарным нормам, не может осуществляться по соседству с товаром, готовым к употреблению, например копченостями.

Если магазин торгует хлебом, товар должен быть либо непосредственно с хлебозавода, либо выпеченный на месте, иначе конкурентных преимуществ не добиться. Продавать дорогой хлеб из собственной пекарни целесообразно лишь в том случае, если в помещении булочной можно также организовать кафе. Однако этот вариант актуален для деловых районов города, в спальных же большую часть дня столики будут пустовать.

Винный магазин невозможно представить без погреба, сигарный - без помещения с особенным температурным режимом и влажностью. В обоих случаях огромную роль играет интерьер - экономвариант отделки недопустим.

Некоторые затраты на открытие специализированного магазина

  • аренда помещения - от 1 тыс. дол. в месяц;
  • ремонт помещения - от 1 тыс. дол.;
  • витрины, пристенные стеллажи, горки, прилавки - от 1 тыс. дол.;
  • одна холодильная витрина - 1,5-2 тыс. дол.;
  • один морозильный сундук - от 400 дол.;
  • двое весов - от 200 дол.;
  • два кассовых аппарата - от 400 дол.;
  • зарплата персоналу (три продавца и один грузчик) - 1,5-2 тыс. дол.

Данные взяты из открытых источников.

Эксперты по продуктамэксперт, продукт
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Эксперты по продуктам
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/33788/2018-09-19

Прямая трансляция