7 октября 2008, 00:00 4984 просмотра

Умерьте рост!

Елена Ткаченко www.moyo-delo.ru

Привлечь кредиты смогут те ритейлеры, кто отказался от активной экспансии и сконцентрировался на повышении эффективности бизнеса. Как стать привлекательным заемщиком?

Объект выбора банков

Рынок капитала для ритейлеров «захлопнулся», считают многие эксперты. За последние несколько месяцев мы стали свидетелями нескольких проваленных оферт. Наиболее доступным источником финансирования для розничных компаний стали банковские кредиты, однако американский финансовый кризис отразился и на российском рынке корпоративного кредитования, лимиты стали сокращаться, ставки — расти, банки ужесточили свои требования к заемщикам.

– Такие крупные игроки, как X5, «Седьмой Континент», которые чувствуют себя уверенно и спокойно, как пользовались публичными инструментами, так ими и продолжают пользоваться, их рынок публичный — синдикации, CLN (credit linked notes) и так далее. Те ритейлеры, у кого менее устойчивое финансовое положение, нет отчетности, аудированной по стандартам МСФО, а оргструктура не вполне стройная и прозрачная, теперь не выбирают банки, наоборот, теперь они — объект выбора банков, — говорит начальник управления «Пищевая промышленность и телекоммуникации» UniCredit Bank Ольга Лаврентьева.

По словам Олега Болычева, председателя Совета директоров Группы «Вестер», наиболее важным последствием международного коллапса для российского бизнеса, в том числе и ритейла, стал рост стоимости заемного капитала банков.

– Поток дешёвых денежных средств, который традиционно российские банки «покупали» у зарубежных финансовых институтов за более высокий процент, работал в России. Финансовый кризис значительно подорвал эту тенденцию, дешевых денег на рынке стало меньше, как и приемов приумножить их, — говорит Болычев. — Первый шаг кредитных организаций в таких условиях — это рост процентных ставок. Не стало это нонсенсом и в этой ситуации. Если еще год назад средневзвешенная процентная ставка краткосрочного кредитного портфеля составляла 12%, то на начало сентября 2008 года этот показатель возрос до 13,5%.

– Первое, на что повлиял разра-зившийся год назад американский кризис, — это на отношение к деньгам в девелопменте. Следующими на очереди оказались ритейлеры., — отмечает управляющий партнер Renova Capital Олег Царьков. — Как только в каком-то сегменте становится плохо, банки ко всему начинают относиться более настороженно. При этом у них самих исчез их основной способ добычи длинных и относительно дешевых денег — перефондирование на мировых рынках. Банки стали сокращать лимиты и одновременно более придирчиво оценивать качество заемщиков. А ритейл как заемщик, по мнению банков, находится на втором месте после девелопмента по уровню непривлекательности. В результате розничные компании столкнулись с проблемой не просто роста ставок, а доступности кредитов вообще.

По оценке управляющего директора группы компаний «РегионМарт» Виталия Фольца, развитие ритейла на 90% финансируется за счет банковских кредитов.

– Публичные источники привлечения финансирования — облигационные займы или IPO, — безусловно, рассматриваются как альтернатива банковским кредитам в среднесрочной перспективе, но сегодня конъюнктура рынка такова, что банковский кредит — наиболее подходящий для нас финансовый инструмент, — признает Фольц.

Маргарита Демехина, замдиректора кредитного департамента «Промсвязьбанка», отмечает, что при кредитовании ритейлеров банки повысили ставки на 1‑3%.

А начальник департамента по работе с корпоративными клиентами «Собинбанка» Евгений Ребров говорит, что процентные ставки за последние месяцы повысились на 4‑5%.

– Сроки кредитования ритейлеров сейчас, как правило, составляют от одного месяца до одного года, — констатирует Ребров.

Снижение нагрузки

Наиболее важный показатель финансового положения заемщика для банков — это отношение долга к EBITDA. По словам главы аналитического департамента «Ренессанс капитал» Натальи Загвоздиной, оптимальным банки считают отношение 3‑3,5 долга (общего) к EBITDA. А критическим — 5,5‑6, добавляет Антон Кузьменко, начальник управления корпоративного финансирования «Москоммерцбанка».

Причиной высокой закредитованности стал чрезмерно активный рост в последнее время, считает Олег Царьков: «Ритейлерам стоит умерить свой рост и сконцентрироваться на повышении эффективности своего бизнеса, чтобы стать более привлекательными заемщиками».

В то же время Евгений Ребров отмечает, что помимо прибыли компании, объема выручки и рентабельности бизнеса «Собинбанк», изучая состояние заемщика, оценивает также качество филиальной сети и долю рынка, которую занимает компания в своем сегменте.

Ольга Лаврентьева из UniCredit Bank добавляет, что помимо долговой нагрузки и других финансовых показателей важно проанализировать стратегию развития ритейлера.

Свои магазины

Самое надежное и наиболее привлекательное обеспечение по кредиту для любого банка — это недвижимость, считает Евгений Ребров.

– Наличие в собственности у ритейлера недвижимости банк приветствует, особенно если она приобретена за счет собственных средств и не обременена правами третьих лиц, в том числе залогом, — говорит Маргарита Демехина, замдиректора кредитного департамента «Промсвязьбанка».

– Ритейлеры с высоким отношением доли магазинов в собственности (выше 50%) кредитуются дешевле и легче привлекают кредиты, — считает Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитал».

А Олег Царьков из Renova Capital отмечает, что из-за кризиса в девелопменте банки низко оценивают стоимость недвижимости в качестве залога.

– Если у тебя на балансе есть недвижимости, предположим, на $100 млн, то банк сейчас посчитает, что из них только $50 млн имеет ликвидность, соответственно, залоговая масса будет не $100 млн, а $5 млн, затем к ней применят дисконт не 30%, как было раньше, а 50%. В итоге тебе оказалось доступно $25 млн кредитных денег, хотя раньше можно было привлечь $70 млн.

Антон Кузьменко, начальник управления корпоративного финансирования «Москоммерцбанка», добавляет, что если у заемщиков нет в собственности недвижимости, то обязателен долгосрочный характер арендных отношений.

По словам Царькова, многие ритейлеры действительно предпочитают арендовать, а не покупать недвижимость, чтобы не отвлекать денежные потоки от своего основного бизнеса. Но проблема заключается в том, что если в Центральном федеральном округе есть что арендовать, то в Сибири, например, нечего. И в ближайшее время ситуация ухудшится, так как из-за кризиса ликвидности сократится объем вводимых площадей.

– Для банка важно, чтобы девелоперские проекты финансировались или за счет собственных средств, или за счет привлечения долгосрочного финансирования (кредиты, облигационные займы, вексельные программы), чтобы структура активов и пассивов была сбалансирована по срокам, — поясняет Маргарита Демехина из «Промсвязьбанка».

Твердый ли залог

Розничные компании с учетом своей специфики и за неимением более ликвидных активов в большинстве случаев предлагают в обеспечение своих кредитных обязательств залоги в виде товаров в обороте.

– Объем залогового обеспечения исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей, и реализовать товар в таком объеме крайне проблематично. Такое обеспечение носит больше формальный характер, является средством юридического давления на заемщика и не может служить полной гарантией возврата денежных средств при отчуждении и реализации залога, — говорит Александр Гришкин, вице-президент — директор департамента залогов «Промсвязьбанка».

– Кризис ликвидности и риск невозврата заемных ресурсов вынуждают банки требовать от потенциальных заемщиков так называемых «твердых» залогов, которые в основном состоят из недвижимости. Однако, Группа «Вестер» сегодня продолжает использовать смешанную структуру залогов: товар, торговое оборудование, недвижимость, — отмечает Олег Болычев.

Кто аудировал?

По словам Болычева, банки также ужесточили требования к финансовой отчетности предприятий.

– Избирательное отношение в первую очередь коснулось собственников недвижимости — арендодателей, которым банки значительно урезали лимиты и сроки кредитования, мотивируя это слабой юридической защищенностью и недолговременностью заключенных договоров аренды. В несколько меньшей степени пострадали ритейлеры, торговая выручка которых является наиболее предпочтительным покрытием заимствований, — говорит Болычев.

Представители банков отмечают, что отчетности по стандартам МСФО — это, безусловно, положительный момент, характеризующий деятельность компании, но это не обязательное условие для предоставления кредитной линии.

– Там, где есть отчетности по стандартам МСФО, все понятно — вот они, подтвержденные цифры, тем более если аудит делал кто-либо из большой пятерки. Тогда степень доверия банка, естественно, высокая, — говорит Ольга Лаврентьева из UniCredit Bank. — Однако отсутствие отчетности по МСФО не значит, что мы никогда не будем рассматривать ритейлера как клиента. Если у нас есть на руках отчетность по стандартам RAS с отметкой налоговой, для нас это тоже вполне убедительно. Это больше вопрос доверия к самому клиенту — насколько это крупная, известная сеть, знаем ли мы ее собственников и т. д.

Банки в портфеле

Оценивая заемщика, банки обращают внимание и на его кредитный портфель.

– Когда в кредитном портфеле слишком много банков, возникает впечатление не очень хорошего финансового менеджмента, — говорит Ольга Лаврентьева. — Ритейлер может работать с несколькими банками, один или два банка — мало, но их не должно быть 10. Мы также смотрим на то, в какой компании окажемся, если дадим кредит. Если это Сбербанк, ВТБ или ино-странные банки, такие же «дочки», как мы здесь, мы понимаем — клиент хороший. Если это малоизвестные банки — подход другой. Но это не значит, что мы сразу отказываемся от клиента.

Управляющий директор группы компаний «РегионМарт» Виталий Фольц считает, что в портфеле должно быть не менее 4‑5 банков, главное, чтобы доля каждого банка не превышала 25% от общего кредитного портфеля — это позволяет снизить риски при изменении кредитной политики банка.

– Оптимальная кредитная загруженность оценивается не по количеству банков, предоставивших кредитные продукты конкретным юридических лицам — ритейлерам, а по уровню диверсификации кредитной нагрузки со сроками погашения и прогнозируемым уровнем выручки и прибыли, — говорит Маргарита Демехина. — Нельзя исключать и стремление ритейлеров диверсифицировать риски работы с банками с использованием нескольких кредитных и иных продуктов в разных банках. Как показывает практика, в кредитном портфеле ритейлеров зачастую встречаются банки разного уровня: как крупные кредитные организации с широкой филиальной сетью, охватывающей практически весь субъектный состав Российской Федерации, так и мелкие и средние банки. С точки зрения предприятия-ритейлера такая позиция вполне оправдана, однако следует иметь в виду, что такую практику ритейлера банки оценивают негативно с точки зрения высокого уровня кредитной нагрузки при формировании у ритейлера низкого уровня диверсификации задолженности по срокам погашения.

– Оптимальное количество банков в портфолио компании зависит от множества факторов: объемов финансирования, размера компании, ее краткосрочной и долгосрочной финансовой стратегии, — отмечает Винсент Кискер, административный директор real, — Hypermarket. — Стратегия real, — заключается в уменьшении количества сервисных банков при одновременном увеличении спектра используемых банковских продуктов и улучшении технической оснащенности обеих сторон.

Хорошая мина

Несмотря на неблагоприятную ситуацию на рынке кредитования, сами розничные компании сохраняют оптимизм.

– Безусловно, наша компания ощутила изменения в условиях кредитования. Хотя нас, как одного из крупнейших заемщиков в регионе, эти изменения коснулись в меньшей степени, чем небольшие компании: ставки на рынке выросли, но, имея статус VIP-заемщика во многих банках, наша компания кредитуется по минимуму диапазона ставок, — сообщает управляющий директор группы компаний «РегионМарт» Виталий Фольц. — При общей тенденции к снижению сроков кредитования наша компания очень удачно, на мой взгляд, провела диверсификацию портфеля между банками, что позволило нам привлечь новые ресурсы на 3‑5 лет и «удлинить» текущие кредиты с 1‑2 лет до тех же 3‑5. А ужесточения требований к залогу и фин. состоянию мы не почувствовали, поскольку в залог, как правило, предлагаем коммерческую недвижимость, причем это не просто помещения магазинов, а полноценные торговые центры со сформировавшимся «пулом» арендаторов. Так, залог имеет наибольшую ликвидность на рынке, поэтому вопросов со стороны банков никогда не возникало. Сейчас мы работаем со Сбербанком, Уралсибом, ВТБ, UniCredit Bank, УРСА Банком, совсем недавно начали работу с Промсвязьбанком и планируем наладить сотрудничество с Абсолют Банком.

– Наша бурно растущая компания не может опираться лишь на собственные ресурсы, и поэтому «Вестер» использует заимствованный капитал, в первую очередь банковский, на долю которого в настоящее время приходится 40% инвестиций группы, — говорит Олег Болычев. — Банковские кредиты сегодня — необходимый источник финансирования, несмотря на то что группа удачно провела нескольких облигационных займов. Наиболее эффективным решением, возможно, стало бы привлечение одного крупнейшего российского банка в качестве стратегического инвестора. Однако такое партнерство всегда подразумевает ряд обязательств, которые не всегда будут соответствовать стратегии группы в целом. Кроме того, в нынешней финансовой ситуации на рынке «складывать все яйца в одну корзину» рискованно и нецелесообразно. К тому же разветвленная торговая сеть холдинга, в которую входят и предприятия вне Российской Федерации, способствует расширению списка банков-партнеров. По опыту освоения регионов РФ и СНГ, деятельность банков в условиях конкуренции дает возможность влиять на линейку предлагаемых финансовых продуктов, а в некоторых случаях и предлагать свои. Сейчас наша компания взаимодействует со значительным числом банков и использует в работе с ними широкий спектр финансовых инструментов. В числе банков-партнеров можно назвать: Возрождение, Сбербанк, Стройвестбанк, Уралсиб, Промсвязьбанк, БИН-БАНК, Казкоммерцбан, ВТБ, Москоммерц-банк, Сведбанк, Приватбанк, Укр-эксимбанк, Ярсоцбанк, Белинвестбанк, Петрокоммерц, и РРБ-Банк.

Теги:
Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Умерьте рост!