Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
15 сентября 2008, 00:00 4922 просмотра

Золотой закат

Удастся ли чешскому покупателю «Эльдорадо» спасти сеть от гибели.

Крупнейшая в России сеть электроники и бытовой техники готовится сменить владельца: за 51% управляющей компании ООО «Эльдорадо» чешская PPF Group заплатит, по оценкам, $600-800 млн. Бывший владелец сети Игорь Яковлев пошел на сделку не от хорошей жизни: за несколько месяцев его компания подешевела более чем вдвое. Причины были весьма серьезные. В начале этого года налоговики предъявили компании претензии на 15 млрд руб. Следом основные кредиторы, Газпромбанк и Сбербанк, потребовали досрочно погасить займы на $400 млн. Спасет ли сеть новый владелец? Судя по всему, сделка с чехами — вынужденная мера, предотвращающая лишь немедленную гибель «Эльдорадо». PPF Group, объединяющая банк Home Credit, PPF Asset Management и другие активы общей величиной €11 млрд, никогда раньше не занималась розницей. Стороны упорно не комментируют детали соглашения. По данным из PPF, это даже и не покупка, а кредит под залог доли в компании и нынешней сделкой дело не ограничится. Вот только кто станет следующим покупателем? Большая часть недвижимости у «Эльдорадо» в аренде, полки опустели — а тут еще невообразимая путаница с правом собственности на активы компании.

ДВА «ЭЛЬДОРАДО»

Процветающая сеть развалилась удивительно быстро. Когда у налоговой службы возникли претензии, Яковлев еще надеялся их оспорить. Не вышло. Уже летом «Эльдорадо» сообщила о планах массового сокращения персонала. В сетях-конкурентах рассказывают, что даже топ-менеджеры, работавшие в сети с самого ее основания в 1995 г., разуверились тогда в ее будущем и начали подыскивать новую работу. Следом прореагировали поставщики: в последние месяцы на полках в основном собственные торговые марки компании, да и их ассортимент подозрительно однообразен. В чем причина проблем?

«Эльдорадо» — игрок самый крупный и одновременно самый закрытый. Оценивают его бизнес аналитики лишь по аналогии. Разместившаяся на российских площадках в конце прошлого года «М.видео», например, при выручке в 2007 г. $2,04 млрд показала капитализацию $1,25 млрд (сейчас сеть подешевела почти вдвое). Сравнивая бизнесы двух компаний, в начале года аналитики оценивали «Эльдорадо» в $5 млрд. Сейчас она стоит от силы $1,8 млрд, но все равно намного опережает конкурентов. «Вряд ли за всем этим стоят действия других игроков сегмента — у них просто нет возможностей ни для того, чтобы запустить столь мощную машину по уничтожению, ни для того, чтобы воспользоваться плодами победы», — рассуждает управляющий партнер фонда Pollyanna Capital Partners Николай Габышев. Топ-менеджер одной из сетей-конкурентов признался , что этим летом из-за проблем «Эльдорадо» продажи его компании были выше, чем обычно. Однако он уверен, что это не долгосрочная тенденция, а в целом проблемы лидера никому из игроков не на руку. Не стоит увлекаться идеей глобального заговора, уверен источник , «никому бизнес “Эльдорадо” не нужен, это розничная сеть, а не нефтяное месторождение. Удалите пятерку ведущих менеджеров, и ничего не останется». Кто еще мог покуситься на «Эльдорадо»? Бывший менеджер компании выдвигает экзотическую версию: проблемы могли возникнуть из-за сотрудников, имевших доступ к конфиденциальной информации и ушедших из-за постоянных ссор с Игорем Яковлевым. Например, он крупно повздорил с одним из длинной череды начальников службы безопасности компании, и потому-то, дескать, при прошедшем недавно обыске сотрудники МВД так хорошо ориентировались в головном офисе — «будто заранее знали, где что искать».

Влияние бывшего начальника службы безопасности едва ли столь велико. Зато факт, что Яковлев запутал структуру компании донельзя. PPF он продает управляющую компанию ООО «Эльдорадо», по данным «СПАРК Интерфакс», созданную в марте прошлого года и зарегистрированную по адресу: ул. Полковая, д. 3. Но есть еще одно ООО «Эльдорадо», прописанное на ул. Профсоюзной, д. 61А. До февраля 2007 г. его возглавлял тогдашний гендиректор сети Александр Шифрин, а затем он уступил место Евгению Михееву, сотруднику «Эльдорадо» гораздо ниже рангом. Этому «старому “Эльдорадо”», видимо, предстоит банкротство — соответствующее заявление на прошлой неделе было подано в Московский арбитражный суд. От старого ООО в «Эльдорадо» сейчас всячески открещиваются, при том что налоговые претензии предъявлены именно ему. Серый импорт, уход от налогов — так участники рынка объясняют суть претензий. И уточняют, что появились они еще в 2007 г., просто достоянием гласности стали лишь тогда, когда в компании начались увольнения. Кажется, налоги и составляют главную проблему гибнущей сети. Кому же она в таком виде понадобится?

ХОРОШИЙ ЗНАК

В свое время у «Эльдорадо» уже был покупатель. Три года назад британская DSG, второй в Европе продавец бытовой техники и электроники, получила опцион на покупку 10% «Эльдорадо» до 2008 г. Британцы собирались впоследствии приобрести 100% компании, которую оценили в $1,9 млрд. Но в июне 2007 г. DSG отказалась от исполнения опциона, решив не рисковать. Теперь Яковлеву остается только пожалеть, что та сделка сорвалась. «Поскольку PPF обычно не принимает участия в розничном бизнесе, наверняка готовится следующая продажа пакета», — считает Габышев. Вопрос, кто теперь отважится на такую сделку.

Долгое время будущее «Эльдорадо» связывали с крупнейшей в мире сетью бытовой техники и электроники, американской Best Buy с оборотом $40 млрд. В концепциях сетей много общего, а за последние два года Best Buy подобралась к российским границам, обосновавшись в Китае и Турции, и даже зарегистрировала у нас свой товарный знак. Только чем может прельстить американцев «Эльдорадо»? Средняя площадь магазина Best Buy — 5000 м2, у «Эльдорадо» таких не наберется и двух десятков. В ее нынешнем виде сеть может быть лишь недорогим, зато и ненадежным входным билетом на наш рынок. Есть и другой вариант. С начала этого года 100% «нового» ООО «Эльдорадо» владеет уже не кипрская «Тентеко ЛТД», а немецкая «Эльдорадо Холдинг ГМБХ» — группе Metro, например, гораздо легче будет иметь дело с фирмой-соотечественницей, чем с офшором. Вот только путаница с разными ООО едва ли ей понравится.

Между тем некоторые игроки как раз путаницу считают хорошим знаком: «Видимо, Яковлеву дали индульгенцию, позволив перевести главные активы на новое ООО, — считает один из игроков. — Старое ООО обанкротят, только там уже ничего стоящего не будет».

Елизавета Никитина, SmartMoney 34(124)

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Никита Дергилёв, «Техносерв Cloud», о «черных пятн...
430
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
628
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4678
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
377
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
760

Удастся ли чешскому покупателю «Эльдорадо» спасти сеть от гибели.

Крупнейшая в России сеть электроники и бытовой техники готовится сменить владельца: за 51% управляющей компании ООО «Эльдорадо» чешская PPF Group заплатит, по оценкам, $600-800 млн. Бывший владелец сети Игорь Яковлев пошел на сделку не от хорошей жизни: за несколько месяцев его компания подешевела более чем вдвое. Причины были весьма серьезные. В начале этого года налоговики предъявили компании претензии на 15 млрд руб. Следом основные кредиторы, Газпромбанк и Сбербанк, потребовали досрочно погасить займы на $400 млн. Спасет ли сеть новый владелец? Судя по всему, сделка с чехами — вынужденная мера, предотвращающая лишь немедленную гибель «Эльдорадо». PPF Group, объединяющая банк Home Credit, PPF Asset Management и другие активы общей величиной €11 млрд, никогда раньше не занималась розницей. Стороны упорно не комментируют детали соглашения. По данным из PPF, это даже и не покупка, а кредит под залог доли в компании и нынешней сделкой дело не ограничится. Вот только кто станет следующим покупателем? Большая часть недвижимости у «Эльдорадо» в аренде, полки опустели — а тут еще невообразимая путаница с правом собственности на активы компании.

ДВА «ЭЛЬДОРАДО»

Процветающая сеть развалилась удивительно быстро. Когда у налоговой службы возникли претензии, Яковлев еще надеялся их оспорить. Не вышло. Уже летом «Эльдорадо» сообщила о планах массового сокращения персонала. В сетях-конкурентах рассказывают, что даже топ-менеджеры, работавшие в сети с самого ее основания в 1995 г., разуверились тогда в ее будущем и начали подыскивать новую работу. Следом прореагировали поставщики: в последние месяцы на полках в основном собственные торговые марки компании, да и их ассортимент подозрительно однообразен. В чем причина проблем?

«Эльдорадо» — игрок самый крупный и одновременно самый закрытый. Оценивают его бизнес аналитики лишь по аналогии. Разместившаяся на российских площадках в конце прошлого года «М.видео», например, при выручке в 2007 г. $2,04 млрд показала капитализацию $1,25 млрд (сейчас сеть подешевела почти вдвое). Сравнивая бизнесы двух компаний, в начале года аналитики оценивали «Эльдорадо» в $5 млрд. Сейчас она стоит от силы $1,8 млрд, но все равно намного опережает конкурентов. «Вряд ли за всем этим стоят действия других игроков сегмента — у них просто нет возможностей ни для того, чтобы запустить столь мощную машину по уничтожению, ни для того, чтобы воспользоваться плодами победы», — рассуждает управляющий партнер фонда Pollyanna Capital Partners Николай Габышев. Топ-менеджер одной из сетей-конкурентов признался , что этим летом из-за проблем «Эльдорадо» продажи его компании были выше, чем обычно. Однако он уверен, что это не долгосрочная тенденция, а в целом проблемы лидера никому из игроков не на руку. Не стоит увлекаться идеей глобального заговора, уверен источник , «никому бизнес “Эльдорадо” не нужен, это розничная сеть, а не нефтяное месторождение. Удалите пятерку ведущих менеджеров, и ничего не останется». Кто еще мог покуситься на «Эльдорадо»? Бывший менеджер компании выдвигает экзотическую версию: проблемы могли возникнуть из-за сотрудников, имевших доступ к конфиденциальной информации и ушедших из-за постоянных ссор с Игорем Яковлевым. Например, он крупно повздорил с одним из длинной череды начальников службы безопасности компании, и потому-то, дескать, при прошедшем недавно обыске сотрудники МВД так хорошо ориентировались в головном офисе — «будто заранее знали, где что искать».

Влияние бывшего начальника службы безопасности едва ли столь велико. Зато факт, что Яковлев запутал структуру компании донельзя. PPF он продает управляющую компанию ООО «Эльдорадо», по данным «СПАРК Интерфакс», созданную в марте прошлого года и зарегистрированную по адресу: ул. Полковая, д. 3. Но есть еще одно ООО «Эльдорадо», прописанное на ул. Профсоюзной, д. 61А. До февраля 2007 г. его возглавлял тогдашний гендиректор сети Александр Шифрин, а затем он уступил место Евгению Михееву, сотруднику «Эльдорадо» гораздо ниже рангом. Этому «старому “Эльдорадо”», видимо, предстоит банкротство — соответствующее заявление на прошлой неделе было подано в Московский арбитражный суд. От старого ООО в «Эльдорадо» сейчас всячески открещиваются, при том что налоговые претензии предъявлены именно ему. Серый импорт, уход от налогов — так участники рынка объясняют суть претензий. И уточняют, что появились они еще в 2007 г., просто достоянием гласности стали лишь тогда, когда в компании начались увольнения. Кажется, налоги и составляют главную проблему гибнущей сети. Кому же она в таком виде понадобится?

ХОРОШИЙ ЗНАК

В свое время у «Эльдорадо» уже был покупатель. Три года назад британская DSG, второй в Европе продавец бытовой техники и электроники, получила опцион на покупку 10% «Эльдорадо» до 2008 г. Британцы собирались впоследствии приобрести 100% компании, которую оценили в $1,9 млрд. Но в июне 2007 г. DSG отказалась от исполнения опциона, решив не рисковать. Теперь Яковлеву остается только пожалеть, что та сделка сорвалась. «Поскольку PPF обычно не принимает участия в розничном бизнесе, наверняка готовится следующая продажа пакета», — считает Габышев. Вопрос, кто теперь отважится на такую сделку.

Долгое время будущее «Эльдорадо» связывали с крупнейшей в мире сетью бытовой техники и электроники, американской Best Buy с оборотом $40 млрд. В концепциях сетей много общего, а за последние два года Best Buy подобралась к российским границам, обосновавшись в Китае и Турции, и даже зарегистрировала у нас свой товарный знак. Только чем может прельстить американцев «Эльдорадо»? Средняя площадь магазина Best Buy — 5000 м2, у «Эльдорадо» таких не наберется и двух десятков. В ее нынешнем виде сеть может быть лишь недорогим, зато и ненадежным входным билетом на наш рынок. Есть и другой вариант. С начала этого года 100% «нового» ООО «Эльдорадо» владеет уже не кипрская «Тентеко ЛТД», а немецкая «Эльдорадо Холдинг ГМБХ» — группе Metro, например, гораздо легче будет иметь дело с фирмой-соотечественницей, чем с офшором. Вот только путаница с разными ООО едва ли ей понравится.

Между тем некоторые игроки как раз путаницу считают хорошим знаком: «Видимо, Яковлеву дали индульгенцию, позволив перевести главные активы на новое ООО, — считает один из игроков. — Старое ООО обанкротят, только там уже ничего стоящего не будет».

Елизавета Никитина, SmartMoney 34(124)

Золотой закатчешский, покупаль, Эльдорадо, золотой закат, спасти, сеть, гибель
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Золотой закат
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/29898/2017-11-24