8 сентября 2008, 00:00 6451 просмотр

Логистика. Управление потоками

Алгоритм отслеживания неликвидов

  1. Составление отчета по товарам, по которым нет движения более одного месяца. Критерий одного месяца выбран произвольно. Отчет представляет собой простой перечень неликвидных товаров с указанием их физического количества и последней даты выдачи склада. Появление в отчете новых, ранее неизвестных неликвидных позиций является сигналом тревоги.
  2. Составление отчета по оборачиваемости каждого наименования. Периодичность — раз в месяц. Такой отчет служит в первую очередь для анализа работы сектора снабжения и классического управления запасами. Что относится к отслеживанию неликвидов, то его роль вторична, хотя тоже очень важна. Дело в том, что в отчет по неликвидам не попадут «скрытые неликвиды». Например, по какому-то товару есть реализация, хотя и очень вялая. По формальному признаку такие товары не попадут в отчет по пункту 1 — информационная система их просто не включит. Тем самым отчет позволяет выявить неочевидные неликвиды, ориентируясь на плановые сроки реализации или использования остатков. Образец отчета по оборачиваемости товаров приведен в табл.1

Таблица 1 Образец возможного отчета по оборачиваемости товаров

Ведомость по обороту товара по всему складу

с 1 апреля по 31 апреля 2006 г.

Код

Наименование товара

Остаток на 01.04.06

Пpиход упак.+(шт.)

Расход упак.+(шт.)

Остаток на 31.04.06

Лента упаковочная пр-ва Россия

 

 

 

 

0113-230X

48 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

950

4500

4700

750

0113-250X

50 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

500

9070

9400

170

0113-260X

50 мм *66 м, темн. «NOVA ROLL»

320

4200

4100

420

0113-325X

75 мм *66 м, белый «NOVA ROLL»

100

90

25

165

Идентифицировать неликвиды можно с помощью следующей формулы и таблицы значений коэффициента интенсивности использования запасов:

где γ — коэффициент интенсивности использования запасов; о — потребность в материале/товаре в течение определенного периода; р — поступление материалов/товаров в течение определенного периода.

Таблица 2 Значения коэффициента интенсивности использования запасов

Значение γ

Группа товаров

менее — 1

неликвиды

от -1 до -0,3

пролеживающие и слабо используемые

от -0,3 до -0,1

нормально используемые

от -0,1 до 0,2

активно используемые

от 0,2 до 1

дефицитные

Таким образом, можно сделать следующий вывод: при существующих темпах продаж срок реализации переходящих остатков составит:

Таблица 3

Лента упаковочная пр-ва Россия

Реализовано в апреле

Средняя реал. вдень

Переход остатков

Реал, дней

0113-230X

48 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

4700

151,6

750

5

0113-250X

50 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

9400

303,2

170

0,5

0113-260X

50 мм *66 м, темн. «NOVA ROLL»

4100

132,3

420

3

0113-325X

75 мм *66 м, белый «NOVA ROLL»

25

0,8

165

205

Из таблицы 3 видно, что по четвертой позиции есть реализация в заданном периоде. Поэтому она в отчет о неликвидной продукции (см. выше) не попадет. Однако при существующих темпах поставок и реализации возникает явный избыток данной продукции.

Если принять расход товаров в апреле за потребность в товаре о, то коэффициент использования интенсивности товаров γ составит:

Таблица 4

Лента упаковочная пр-ва Россия

Потребность о

Поступление p

Коэфф. интенсив. γ

0113-230X

48 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

4700

4500

0,04

0113-250X

50 мм *66 м, прозр. «NOVA ROLL»

9400

9070

0,04

0113-260X

50 мм *66 м, темн. «NOVA ROL »

4100

4200

-0,02

0113-325X

75 мм *66 м, белый «NOVA ROLL»

25

90

-2,60

Из таблицы 4 видно, что первые три позиции — активно используемые. В двух случаях расход превышает поступление. При таких темпах движения этих товаров рано или поздно возникнет ситуация «out of stock» («нет на складе»). Четвертая позиция попадает в неликвиды (значение у нее менее —1). Но учитывая, что по этой позиции все же есть движение, то скорее всего целесообразно рассматривать как «пролеживающую и слабо используемую», обратив на нее особое внимание при формировании заказа на следующий период.

Неликвиды, требующие первостепенного внимания, могут быть выявлены с помощью известного АВС-ХYZ-анализа. Тесно связана с проблемой неликвидов проблема удаления из ассортимента товаров, неинтересных с точки зрения бизнеса компании. В качестве возможного инструмента для принятия решения в этой области также может применяться упомянутый анализ.

Уровень сервиса

Уровень сервиса в системе аналогичен показателю при управлении запасом через единичный склад. Но при управлении системой распределения существует ряд особенностей. Уровень сервиса, напомним, характеризует вероятность исполнения заявки клиента. Уровень сервиса определяется по системе в целом.

Стоимость прохождения товара через цепочку

Точнее, данный показатель лучше назвать средней стоимостью прохождения товара от момента поступления (входа) в цепочку и до момента выхода из цепочки, например, при поставке товара в магазин Дилером. Обычно она измеряется в процентах от стоимости. Генеральный директор компании «Тримас Групп» Виктор Шиков приводит в пример формулировку из реального задания на проектирование и организацию системы управления распределением: «затраты на прохождение товаров через систему распределения от входа до выхода, за исключением платежей, связанных с таможенным оформлением и оплатой НДС (на размер этих платежей повлиять нельзя — определяются законодательством), составляют от 17,3% до 18,7% от цены, по которой поставщик передает товар в точке входа». В эти затраты входит:

  • Стоимость перемещения товара (все транспортные затраты) внутри Системы распределения от точек входа до точек выхода (для продукции, произведенной на территории РФ, с учетом поставки сырья и комплектующих материалов, а для продукции, импортируемой на территорию РФ — с учетом стоимости ввоза на территорию РФ), далее — доставка и перемещение между складами внутри Системы распределения, доставка товара в точки выхода товара из Системы распределения),
  • Стоимость хранения товара на складах внутри
  • Системы распределения.
  • Стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складах внутри Системы распределения.

В случае, если возможно выведение общей условной единицы товара, то возможно и абсолютное измерение. Если как условную единицу товара можно вывести весовые показатели, то возможно указывать, что «средняя стоимость прохождения 1 кг груза от момента поступления (входа) в цепочку и до момента выхода из цепочки составляет 1,7 у.е.».

Все эти показатели используются при рассмотрении и анализе функционирования отдельных участков системы.

Управление распределением состоит из решения двух задач:

  • снабжение системы в целом;
  • распределение запасов по складам и уровням системы.

При этом чем ниже уровень, тем меньше возможностей для перераспределения. Так со склада одного Дилера осуществить поставку другому Дилеру намного сложней, чем с одного распределительного склада на другой

Рассмотрим стандартную модель закупки Дилера и соображения, которыми он при этом пользуется.

Стандартная модель независимой закупки Дилера

Допущения:

  • Поставщик представляет ассортимент из 10 позиций.
  • Дилер закупает при возникновении потребности в объеме транспортной партии. Вместимость подвижного состава, используемого дилером, — 1200 упаковок (допустим, 1 упаковка вмещает 16 единиц продукции).

В таблице 1 отражена закупка Дилером в момент N в объеме и ассортименте.

Таблица 1

Наименование продукции

Единиц в упаковке

Закуплено упаковок

Закуплено ед. продукции

Товар 1

16

180

2880

Товар 2

16

230

3680

Товар 3

16

40

640

Товар 4

16

60

960

Товар 5

16

320

5120

Товар 6

16

90

1440

Товар 7

16

40

640

Товар 8

16

30

480

Товар 9

16

70

1120

Товар 10

16

140

2240

 

 

1200

19 200

Остаток продукции через неделю продаж обозначен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование продукции

Единиц в упаковке

Остаток в упаковке

Остаток ед. продукции

Товар 1

16

32

512

Товар 2

16

0

0

Товар 3

16

31

496

Товар 4

16

44

704

Товар 5

16

9

144

Товар 6

16

33

528

Товар 7

16

26

416

Товар 8

16

28

448

Товар 9

16

54

864

Товар 10

16

43

688

 

 

300

4800

Допустим, что, исходя из интенсивности планируемых продаж и остатка, требуется пополнение в следующем объеме и ассортименте (см. таблицу 3):

Таблица 3

Наименование продукции

Единиц в упаковке

Остаток в упаковке

Остаток ед. продукции

Товар 1

16

148

2368

Товар 2

16

230

3680

Товар 5

16

311

4976

Товар 6

16

57

912

Товар 10

16

97

1552

 

 

843

13 488

Но потребность в закупке ниже транспортной партии.

Соображений у Дилера отложить закупку может быть множество:

  • недостаток средств для оплаты поставки (в т. ч. по товарному кредиту — партия продана не вся, выручка пошла на закупку или оплату другого товара);
  • отложить до тех пор, пока не наберется транспортная партия (остальной ассортимент имеется у него в наличии на несколько недель);
  • нехватка складских площадей;
  • другие причины.

Примерно те же соображения у Дилера, если он закупает у нескольких поставщиков. Данная модель выбрана для упрощения. В данном случае (если Дилеру дается повод воспользоваться перечисленными соображениями) Поставщик теряет больше, чем Дилер.

Существуют несколько способов «облегчить жизнь» обоим, например, снять или снизить ограничение Дилера по объему транспортной партии при закупке в силу дополнительных услуг, оказываемых Поставщиком:

  • региональный склад Поставщика (для ликвидации дефицита) расположен таким образом, что Дилеру становится выгодной поставка от 60 упаковок;
  • поставщик осуществляет консолидированную поставку нескольким Дилерам в регионе.

В этом случае Дилер может в оперативном режиме пополнять свой товарный запас при необходимости. Но и здесь возможны провалы в ассортименте Дилера. Наиболее известные причины:

  • персонал Дилера, занимающийся управлением запасами и закупками, может быть недостаточно квалифицирован;
  • закупка может производиться при отсутствии (дефиците) товара (причем дефицит товара у Дилера может существовать несколько дней);
  • плохо скоординированы потребности Дилера и возможности Поставщика восполнять запас Дилера.

Расположение региональных распределительных складов

Самый оптимальный способ, как показывает опыт, — определение месторасположения в соответствии с ограничениями по сервису, т. е. сроками экстренной поставки или ликвидации дефицита. При этом способе для определения месторасположения региональных распределительных складов необходимо из пунктов расположения, например, Дилеров провести окружности с радиусом, определяемым ограничением в задержках поставок (например, с радиусом, характеризующим срок доставки товара клиенту в течение 4 часов после отгрузки). В местах пересечения окружностей (в ближайших к ним населенных пунктах, в которых есть необходимая инфраструктура) оптимально расположение региональных распределительных складов.

Одновременно определяется и количество складов.

Данный способ позволяет оптимизировать расположение складов и по затратам, особенно если при расчете затрат учитывать и такие затраты, как потерянная выгода при возникновении дефицита.

Создание системы

При создании или перестройке, реструктуризации системы желательно ее сначала спроектировать в том виде, как она должна функционировать. Это даст возможность избежать многих проблем и ошибок, снизить затраты на ее внедрение и создание, спланировать ресурсы, спланировать, отработать и формализовать процессы при работе системы и управления ей. Проект системы также позволит выработать требования, которые будут предъявляться к участникам цепочки в системе распределения. Проектирование системы рекомендуется начать с расчета товарных потоков в системе распределения, рассчитанных на основе планируемых продаж в системе. О планировании потоков в системе распределения будет рассказано ниже. Необходимо рассчитать потоки и их распределение в системе на следующих этапах:

  • Этап выхода системы на номинальную мощность сети, номинальный объем продаж в разгар сезона и минимальный объем продаж в межсезонье, если таковое возможно;
  • Промежуточный этап развития системы. В случае, если эволюция системы планируется в течение нескольких лет, то необходим расчет потоков как минимум на промежуточных этапах на каждый год эволюции. Для этого рекомендуется взять дату (точнее период) среза, на который снимаются потоки,
  • Первый (стартовый) этап развития системы.

Если в том или ином виде система уже существует, то рекомендуется рассчитать оптимальные потоки (и отладить их) на момент начала эволюции.

Проектируются товарные потоки именно в такой последовательности: от конечного результирующего этапа к начальному. Это дает возможность оптимизировать затраты на создание и развитие системы распределения при эволюционировании системы от этапа к этапу. Спроектированные потоки позволят определить необходимые ресурсы для их обеспечения на каждом из этапов развития, выработать требования к участникам системы, определить правила управления системой и правила согласования деятельности между участниками системы распределения. Спроектированные потоки в конечном итоге позволяют оптимизировать оборотные средства, используемые в системе ее участниками, и инвестиции в ее развитие как по объему средств, так и по графику инвестирования. После проектирования потоков в системе распределения необходимо описать состав участников системы и требования к обслуживающим систему распределения контрагентам.

Точки входа в систему

Перед началом создания системы (или перед ее проектированием) необходимо определить точки входа в систему распределения. Точкой входа в систему можно назвать момент входа продукции, которая будет проходить через систему распределения, под юрисдикцию или в зону контроля и ответственности системы.

Точка входа должна быть определена как организационно (с описанием участника системы, способа входа в систему), так и географически и юридически.

Пример

1. Вход в систему:

1.1. Поставка будет осуществляться из Шанхая и Тайваня (точки входа) без дополнительной переработки. 1.2. Желательный маршрут: ж / д транспортом из Шанхая в контейнерах с ограничением по весу — 25 т.

Точки выхода из системы

Точкой выхода из системы можно назвать момент выхода продукции, которая будет проходить через систему распределения, из-под юрисдикции или из зоны контроля и ответственности системы. Точка выхода должна быть определена как организационно (с описанием участника системы, способа выхода из системы), так и географически и юридически.

Пример

1. Выход из системы:

1.1. Самовывоз с региональных распределительных складов. 1.2. Доставка в магазины с региональных распределительных складов. 1.3. Доставка конечным потребителям, которые заказали продукцию в розничных магазинах сети.

Единая условная единица товара

Если возможно, то желательно определить единую условную единицу товара. Определение УЕТ существенно упростит оценку эффективности, контроль и планирование затрат. Расчет затрат на прохождение УЕТ:

Метод расчета:

Где

СЗ — средневзвешенные затраты на прохождение УЕТ (за период).

ЗОП — затраты на обеспечение потоков и функционирования системы (сумма затрат за период).

Количество УЕТ, вышедших из системы (за период).

Допустимый уровень сервиса. Допустимые сроки поставки

При этом необходимо определить:

  • Количество региональных складов,
  • Емкость региональных складов,
  • Пропускную способность региональных складов,
  • Возможное качество обслуживания Дилеров, допустимые задержки поставок, простои при отгрузках самовывозом.

Ограничения системы

Желательно перед началом создания или перед началом проектирования системы распределения определить ограничения системы:

  • в объеме запаса;
  • в объеме оборотных средств;
  • в распределении затрат системы.

Пример

«…затраты на прохождение товаров через Систему распределения (от точек входа товара в Систему распределения до точек выхода из нее) не должны превышать

В эти затраты входит:

  • Стоимость перемещения товара (все транспортные затраты) внутри Системы распределения от точек входа до точек выхода (ввоз на территорию РФ, доставка и перемещение между складами внутри Системы распределения, доставка товара в точки выхода товара из Системы распределения).
  • Стоимость хранения товара на складах внутри Системы распределения.
  • Стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складах внутри Системы распределения.

В указанный уровень затрат не входят все платежи, связанные с таможенным оформлением и оплатой НДС…»

  • Расчетный период прохождения через систему,
  • Допустимые потери в системе.
  • Ограничение затрат на прохождение товаров через систему распределения.

Составление платежного календаря системы

Доходная часть

Обычно можно запланировать, с учетом времени прохождения продукции через систему и условий работы с дилерами, входящий поток в систему с разбиением по:

  • дилерам (можно с привязкой по региональному распределительному складу для расчета эффективности его работы), осуществляющим оплаты;
  • партиям (накладным, оплаченным ими);
  • текущему кредиту;
  • другое.

Расходная часть

Планируется по участкам/участникам системы распределения и статьям. Например:

  • Затраты на содержание центрального распределительного склада:
    • аренда;
    • коммунальные услуги;
    • связь;
    • охрана;
    • з/п персонала;
    • содержание и ремонт техники;
    • прочее.
  • Затраты на содержание регионального распределительного склада №1:
    • ответственное хранение. Оплата складскому оператору (им может являться и один из дилеров) N ;
    • погрузочно-разгрузочные работы;
    • з/п персонала;
    • связь;
    • прочее.
  • Затраты на транспортировку на центральный распределительный склад:
    • доставка от поставщиков;
    • автотранспорт международный по перевозчикам и экспедиторам;
    • автотранспорт внутренний по перевозчикам и экспедиторам;
    • железнодорожный транспорт международный по перевозчикам и экспедиторам;
    • железнодорожный транспорт внутренний по перевозчикам и экспедиторам. По контейнерам и вагонам;
    • смешанные международные перевозки;
    • смешанные внутренние перевозки.
  • Затраты на транспортировку на региональные распределительные склады:
    • склад №1. По видам и типам транспорта;
    • склад №2;
    • другие склады.

Приемка товаров по количеству и качеству

При осуществлении приемки ТМЦ по количеству и качеству можно руководствоваться следующими документами, которые носят рекомендательный характер:

  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (в редакции постановлений Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. №81 и от 14 ноября 1974 г. №98). Она утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. №П-6. В пункте 1 этой Инструкции сказано: «Настоящая Инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству».
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (в редакции постановлений Госарбитража СССР от 29 декабря 1973 г. №81 и от 14 ноября 1974 г. №98). Она утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. №П-7. В пункте 1 этой Инструкции сказано: «Настоящая Инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами. В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров».

Нет смысла подробно описывать содержание этих инструкций. С ними несложно ознакомиться. Следует иметь в виду, что они разрабатывались давно и, не потеряв своей актуальности в общем, не учитывают современного ведения дел и существующих технологий. Также практика показывает, что зачастую для персонала склада и отделов закупок инструкции составляют трудность для точного их выполнения и восприятия в целом. В связи с этим желательно юридическому отделу совместно с отделом логистики разработать на их основе четкий регламент по приемке товара и дальнейшим действиям в случае выявления нарушений поставки, исключив из нее все «лишние» и несвойственные складу операции. Также на этот счет необходимо проводить разъяснительную работу. Отделам, занимающимся закупками, при заключении договоров поставки товаров, требующих особых условий приемки и обращения с ними, следует об этом информировать склад и выдавать соответствующие инструкции. Например, если договором предусмотрена приемка совместно с представителем поставщика, то об этом должен быть проинформирован склад. При нарушении этого условия, впоследствии заявить какие-либо претензии будет практически невозможно.

На самом деле многих проблем можно избежать на стадии заключения договора. Это относится не только к количеству товара и его стоимости, но и к иным условиям: обязанности поставщика, срокам поставки, порядку приемки и т. д. Правильно заключенный договор — половина успеха сделки и даже больше. Право сторон самостоятельно определить объем своих прав и обязанностей, а также свои отношения по договору прямо закреплено в Гражданском кодексе РФ.

Пример

По условиям договора фирма-поставщик должна была поставить кондитерские изделия трех наименований. Стороны подписали акт приемки товара. Однако при проверке поставленного товара фирма-покупатель обнаружила, что поставщик поставил равное количество всех трех наименований продукции. Хотя в приложении к договору было указано, что каждое наименование поставляется в определенном количестве.

Покупатель предъявил претензии поставщику и потребовал устранить нарушение условий договора. Однако фирма-поставщик сослалась на пункт договора, в котором было указано, что стороны по соглашению могут изменить количество и ассортимент поставляемой продукции. Также поставщик сослался на акт получения товара, в котором было указано, что стороны не имеют претензий друг к другу.

Поскольку поставщик работал на условиях предоплаты, а стоимость каждого из наименований была одинаковой, финансовые расчеты были произведены верно. Таким образом, покупатель пострадал из-за своего невнимательного отношения к документам. Разумеется, если покупатель хотел купить определенный товар, он не должен был соглашаться с вышеуказанными пунктами договора. Однако даже если договор мог быть подписан при наличии этих пунктов, необходимо было проверить товар при его получении еще до подписания акта. Тогда можно было предъявить поставщику обоснованные претензии и отказаться от приемки товара. Источник : Журнал «Складские технологии» № 1, 2006.

Отказ в приемке

Вместе с тем, если товар уже поставлен, но покупатель отказывается его принять, возникает вопрос о его хранении. Дело в том, что покупатель обязан хранить поставленный ему товар. Сразу после отказа от приемки товара покупатель должен известить продавца о том, что поставленные товары необходимо забрать обратно. Однако если покупатель не примет необходимых мер по хранению товара, к нему могут быть предъявлены требования о возмещении ущерба. В том случае, если продавец не заберет товар в оговоренные сроки, покупатель имеет право продать этот товар и направить поставщику вырученные средства. Из этой суммы покупатель имеет право удержать сумму, причитающуюся ему за хранение и продажу товара (например, за проведение аукциона по его продаже).

Как должен действовать покупатель в случае обоснованного отказа от приемки товара?

Первый вариант: покупатель отказывается от приемки товара, но принимает его на ответственное хранение до тех пор, пока продавец его не заберет непринятые товары. Это наиболее реальный вариант, который чаще всего применяется на практике.

Второй вариант состоит в том, что покупатель, отказавшийся принимать поставленные товары, возвращает их продавцу тем же транспортом, которым была осуществлена доставка. Таким образом, покупатель избавляется от необходимости хранить товар, который не принял. Однако на практике это иногда осуществить довольно сложно. Дело в том, что услуги транспортной компании оплачиваются только по доставке товара. Если покупатель потребует от перевозчика доставить товар обратно продавцу, его представитель может отказаться, справедливо указав, что такие услуги не были оплачены или у него совершенно иные планы на дальнейший рейс (например, когда в транспортное средство загружено сборным грузом для нескольких получателей). Даже если покупатель оплатит доставку товара обратно продавцу, ему может быть отказано в возмещении расходов. Ведь по закону он должен хранить поставленные ему товары до того, как их заберет сам покупатель.

Третий вариант — передать непринятый товар на ответственное хранение сторонней организации. Но и здесь могут возникнуть сложности, например, если товар пришел без сопроводительных документов. У вас попросту не примут на хранение бездокументарный» товар.

Необходимо также учитывать сроки приемки товаров по количеству и качеству.

Пример

Торговая компания, работающая с небольшим кругом поставщиков и широкой сетью покупателей, в договорах поставки тех или иных товаров предусматривала идентичные условия приемки продукции, которые были указаны в соответствующих договорах по их закупке, заключенных с производителями. «Зеркальный» подход позволял торговой компании работать со всеми контрагентами в едином информационно-правовом поле. При возникновении у конечных покупателей претензий по качеству продукции или внутритарным недовложениям, торговой компании при необходимости не составляло особого труда заявить аналогичные претензии производителям, поставившим такой товар.

Однако со временем торговой компании пришлось пересматривать свои договоры в части сроков приемки продукции и заявления претензий в случае обнаружения каких-либо несоответствий. Дело в том, что изначально не была принята во внимание разница между сроками поставки продукции от производителей к торгующей компании и сроками поставки ее конечным покупателям. Срок движения товара в некоторых случаях увеличивался на один месяц с учетом его хранения на складе торговой организации и доставки на склад покупателей. Это приводило к тому, что в некоторых случаях, при соблюдении сроков предъявления претензии от покупателей к торговой компании, сроки заявления аналогичных претензий производителям нарушались. Соответственно, торговой компании приходилось удовлетворять такие претензии за свой счет, например, предоставлением дополнительных скидок и отсрочек платежей.

Особенности приемки товаров на производственных складах

Наличие долгосрочного сотрудничества с поставщиком и долговременных договоров на поставку товаров от внешних производителей дает возможность осуществлять следующие мероприятия, позволяющие ускорить процесс приемки продукции:

  • использование согласованной с производителем упаковки с наклеенными этикетками штрих-кодов;
  • обмен информацией в согласованном режиме и формате;
  • поставка продукции в укрупненных грузовых единицах, например, в транспортных пакетах, сформированных на поддонах;
  • доставка товаров на склад по согласованному графику;
  • однообразие транспортных средств;
  • применение согласованных средств пломбирования;
  • согласование порядка приемки и определения некачественной продукции и способов ее замены;
  • гибкость в сроках поставки и при необходимости срочности выполнения поставки;
  • использование унифицированных документов;
  • синхронизация баз данных и используемых кодов и артикулов продукции.

Вышеперечисленные факторы позволяют создать единую технологическую цепочку, обеспечивающую минимизацию затрат, сформировать единое информационное пространство и порядок документооборота.

Особенности приемки товаров на складах торговой компании

Основными особенностями приемки в торговых компаниях являются:

  • наличие большого количества поставщиков;
  • наклейка этикеток со штрих-кодами при приемке товаров на склад;
  • различные условия упаковок;
  • загрузка транспортных средств в навал (в коробах, без применения механизированных средств разгрузки) и на паллетах;
  • прием продукции с пересчетом не только количества мест, но и по единицам продукции в упаковках;
  • разнообразие транспортных средств, доставляющих товары;
  • несоблюдение сроков доставки;
  • различные требования поставщиков по порядку приема продукции, определению бракованной продукции и порядка предъявления рекламаций;
  • различный пакет товаросопроводительных документов.

Указанные особенности не позволяют создать единую технологию работы со всеми поставщиками, сформировать единое информационное пространство и добиться единого документооборота. С наиболее крупными поставщиками (производителями) возможно решить вопросы по унификации поставок и порядку обмена информацией, а также использованию тары и упаковки для осуществления механизированной разгрузки транспортных средств.

Особенности приемки товаров на коммерческом складе (складе ответственного хранения)

Приемка товаров на коммерческом складе (складе ответственного хранения) отличается следующим:

  • зачастую приемка продукции происходит без предварительной информации об ее ожидаемом прибытии и проведения подготовительных мероприятий, то есть по факту прибытия транспортных средств;
  • обмен информацией с клиентами практикуется в разном виде и разном формате;
  • товары поступают на разных транспортных средствах;
  • практикуются разные способы разгрузки транспортных средств (механизированный и ручной);
  • товаросопроводительные документы разнообразны;
  • производятся дополнительные операции при приемке в соответствии с заявками клиентов;
  • используются разное оборудование и приспособления для обработки товаров клиентов.

Разнообразие клиентов, их продукции и требований по работе с товарно-материальными ценностями не позволяет добиться полной механизации операций по разгрузке. Требуется создание отдельных технологий для работы с каждым клиентом. Сложно унифицировать порядок обмена информацией и документооборот.

Теги:
Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

EuroShop-2017: ритейлеры на чемоданах

 До крупнейшей отраслевой выставки осталось меньше месяца

Логистика. Управление потоками