FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
30 ноября 2007, 16:12 11095 просмотров

Тенденции рынка «заморозки»

«Торговое дело»

Продажа полуфабрикатов обеспечивает магазин стабильной прибылью. Но, похоже, скоро ритейлерам, как и другим участникам этого рынка, придется столкнуться со значительными переменами.

 

Бизнес, помогающий экономить время

Только в наш век постоянного цейтнота мог появиться такой бизнес, как производство продуктов-полуфабрикатов. Полуготовая пища становится настоящим спасением для людей, стремящихся уделить больше внимания своей семье и карьере. А так как таких людей становится все больше, то и емкость рынка полуфабрикатов каждый год растет в среднем на 30%. В 2006 г. прирост составил 45% (по данным ЧП «Урсуленко»), а объем достиг в денежном выражении примерно $ 850 млн.

В 2006 г. в нашей стране, по данным Госкомстата, было произведено 142182 тыс. т мясных полуфабрикатов, что на 101,3% больше, чем в 2005 (140410 тыс. т).

В то же время потребление мясных полуфабрикатов населением нашей страны составляет 8-9 кг на человека в год (в Европе этот показатель равняется 35-40 кг).

Причина — возможно в том, что «большинство наших традиционных семей привыкло к домашней еде, когда муж зарабатывает деньги, а жена сидит дома и готовит обед из трех блюд, и полуфабрикаты считаются чем-то ужасно неполезным, вредным и неприличным», — утверждает промоутер ТМ «Левада» Алиса Стрелец.

Основную долю рынка, согласно проводившимся исследованиям, занимают пельмени и вареники (60%), далее следуют котлеты и бифштексы (20%), рыбные полуфабрикаты (10%), овощные (3%), блины, чебуреки (5%), пицца (10%). При этом в регионах на рынке «царь горы» — это пельмени, вареники и блинчики (до 90%), а в столице стремительно увеличивается спрос на пиццу, объемы реализации которой вскоре будут сопоставимы с продажами вареников (при условии, что компании доработают качество замороженной продукции). Быстрыми темпами растут продажи рыбных полуфабрикатов, а также из замороженного слоеного теста. Точные размеры и структуру рынка замороженных продуктов определить сложно. Каждый оператор рынка дает свою статистику.

В рознице, отмечает менеджер сети гастрономов «Баклажан» Сергей Сухой, наибольшим спросом пользуются пельмени со свининой и говядиной и вареники с картофелем; высокие темпы роста прослеживаются также и в категории «пицца» и «вареники с фруктово-ягодной начинкой». Сейчас на рынке появилась новая модная «фишка»: супермаркеты организовали продажу замороженных крабовых палочек, пельменей и вареников «на развес». При этом покупатель имеет возможность, во-первых, приобрести именно тот вес, который ему необходим (от 100 г до нескольких килограммов) и, во-вторых, не платит за упаковку. Чаще всего так продукцию собственного производства.

Заморские заморозки

Почувствовав несколько лет назад востребованность данной продукции, ряд отечественных производителей поспешили занять ведущие позиции на этом рынке. И теперь бал на нем правят «Геркулес» (г. Донецк); «Дрыгало» (г. Белая Церковь Киевской обл.); «Три Медведя» (Борисполь), «Левада» (г. Одесса); ДП «Даника» (ТМ «Ситий Тато», г. Киев). Помимо них в этом сегменте рынка работают около 300 мелких компаний-производителей.

В то же время на украинского производителя обратили внимание и производители других стран. Зарубежные компании (в основном российские) изучают не только перспективы импорта готовой продукции, но и возможности создания собственного производства внутри страны. Хорошие позиции у нас в стране заняли россияне: компания «Алта» (ТМ «Морозко») уже рассматривает варианты строительства или покупки под Киевом завода по производству полуфабрикатов, а фирма «Молмясопродукт» открыла в столице свое представительство. На рынке плодоовощной и грибной заморозки компанию им составили «4 сезона» (производитель ЗАО «Хладокомбинат «Западный», Россия), а также Bonduelle, Hortino, Unifrost N.V. (TM Dujardin), Dirafrost FFI NV, Hortex. Завозятся ими в основном замороженные овощи, фрукты и грибы. В натуральном выражении это около 80% общего импорта «заморозки», в стоимостном — более 90% (по данным Госкомстата). Благодаря стараниям импортеров украинский потребитель уже воспринимает замороженные овощи и фрукты не как замену свежим, а как продукт, имеющий свои возможности и назначение. В большой степени это касается заведений общественного питания — не менее 20% такой продукции продается через рестораны и кафе.

Основную долю (около 90-95%) в импорте фруктово-овощной группы составляет замороженный картофель, поставщиками которого являются компании McCain , Pommes Frites, Unifrost N.V. Также значительные объемы замороженной продукции ввозятся благотворительными организациями в виде гуманитарной помощи или мелкими фирмами-импортерами.

Несфабрикованные проблемы

Говоря о проблемах, которые мешают развитию отрасли, отечественные производители называют в первую очередь не увеличивающийся импорт, а сырье. С каждым месяцем его количество уменьшается, а цены растут. Практически вдвое по сравнению с прошлым годом увеличились цены на мясо, сало, муку (базовое сырье) и ингредиенты для производства полуфабрикатов. Поэтому, чтобы не допустить снижения рентабельности, производители вынуждены повышать цены (в среднем на 5-7%).

Также в список «нерешаемых» проблем включают низкое качество украинской сои, проблемы с поставкой ее из-за рубежа.

Не меньшую озабоченность вызывает и низкое качество продукции мелких производителей регионального масштаба, которые не имеют достаточной технической базы и нередко нарушают технологические нормы производственных процессов. В составе мясного фарша их продукции, как рассказываю эксперты, содержание сои доходит до 50-70%, что обеспечивает низкую цену. И вводит в заблуждение потребителя, который больше не вернется в магазин за такой продукцией.

Помимо мелких производителей к рынку полуфабрикатов начинают присматриваться и отечественные розничные сети, открывая собственные кулинарные цеха. Например, группа Fozzy делает полуфабрикаты под ТМ «Премія». И, как утверждают в компании, весьма успешно.

Размороженные перспективы

Несмотря на стремительный рост, на рынке полуфабрикатов по-прежнему остается много незанятых ниш. Их стараются заполнить лидеры, внедряя новинки продукции, а также задействуя новые маркетинговых технологии. Но выход на рынок иностранных брендов, прежде всего российских, только ускорит его консолидацию. По прогнозам экспертов, через пять лет из трехсот мелких компаний на рынке останется не больше сотни игроков.

В любом случае эксперты утверждают, что в 2007-2010 гг. продажи замороженных полуфабрикатов будут расти; к 2010 г. они предположительно достигнут своего пика. Но лишь при условии, что отечественные компании справятся с двумя основными проблемами — дефицитом сырьевой базы и недостатком современных технологий для очистки и заморозки продукции.

Пока же серьезный акционер, располагающий достаточными средствами, решит начать бизнес на полуфабрикатах, имеет шанс выбиться в лидеры. Как и в любом бизнесе, ему понадобится ориентация на качество, налаженный сбыт и солидные маркетинговые расходы. И — выбор торговой марки своей «замороженной звезды»

Комментарии специалистов

Директор ЧП «Дрыгало» Людмила Дрыгало

Для того, чтобы предприятие по производству полуфабрикатов успешно развивалось, главное, чтобы у него было гибкое руководство, хорошая реклама и непрерывное внедрение инноваций. Главные проблемы этого рынка — недобросовестная конкуренция, периодическая нехватка сырья, фальсификация продукции. Мы со своей ТМ в ближайшем будущем планируем выйти на европейский рынок, потому как считаем, что украинские полуфабрикаты вполне конкурентоспособны.

Инна Иваненко, менеджер по продажам компании «Молмясопродукт»

В последнее время наблюдается четкая тенденция к сокращению количества компаний-производителей. Со временем останутся только сильнейшие, и отбирать их будут покупатели.

Сергей Сухой, менеджер сети гастрономов «Баклажан»

В ближайшее время в Украине должно получить развитие еще одно популярное направление — сегмент готовых обедов, завтраков и ужинов. Не быстрого приготовления, а именно готовых, которые следует просто разогреть в микроволновке. Рост этого рынка будет обеспечиваться, главным образом, изменением стиля жизни потребителей, увеличением спроса на продукты быстрого приготовления, а также дальнейшим повышением качества предлагаемой продукции. Люди, у которых на работе нет микроволновой печи, чтобы разогреть себе обед, охотнее купят готовый обед, чем замороженную котлету.

Статья относится к тематикам: FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Тенденции рынка «заморозки»

«Торговое дело»

Продажа полуфабрикатов обеспечивает магазин стабильной прибылью. Но, похоже, скоро ритейлерам, как и другим участникам этого рынка, придется столкнуться со значительными переменами.

 

Бизнес, помогающий экономить время

Только в наш век постоянного цейтнота мог появиться такой бизнес, как производство продуктов-полуфабрикатов. Полуготовая пища становится настоящим спасением для людей, стремящихся уделить больше внимания своей семье и карьере. А так как таких людей становится все больше, то и емкость рынка полуфабрикатов каждый год растет в среднем на 30%. В 2006 г. прирост составил 45% (по данным ЧП «Урсуленко»), а объем достиг в денежном выражении примерно $ 850 млн.

В 2006 г. в нашей стране, по данным Госкомстата, было произведено 142182 тыс. т мясных полуфабрикатов, что на 101,3% больше, чем в 2005 (140410 тыс. т).

В то же время потребление мясных полуфабрикатов населением нашей страны составляет 8-9 кг на человека в год (в Европе этот показатель равняется 35-40 кг).

Причина — возможно в том, что «большинство наших традиционных семей привыкло к домашней еде, когда муж зарабатывает деньги, а жена сидит дома и готовит обед из трех блюд, и полуфабрикаты считаются чем-то ужасно неполезным, вредным и неприличным», — утверждает промоутер ТМ «Левада» Алиса Стрелец.

Основную долю рынка, согласно проводившимся исследованиям, занимают пельмени и вареники (60%), далее следуют котлеты и бифштексы (20%), рыбные полуфабрикаты (10%), овощные (3%), блины, чебуреки (5%), пицца (10%). При этом в регионах на рынке «царь горы» — это пельмени, вареники и блинчики (до 90%), а в столице стремительно увеличивается спрос на пиццу, объемы реализации которой вскоре будут сопоставимы с продажами вареников (при условии, что компании доработают качество замороженной продукции). Быстрыми темпами растут продажи рыбных полуфабрикатов, а также из замороженного слоеного теста. Точные размеры и структуру рынка замороженных продуктов определить сложно. Каждый оператор рынка дает свою статистику.

В рознице, отмечает менеджер сети гастрономов «Баклажан» Сергей Сухой, наибольшим спросом пользуются пельмени со свининой и говядиной и вареники с картофелем; высокие темпы роста прослеживаются также и в категории «пицца» и «вареники с фруктово-ягодной начинкой». Сейчас на рынке появилась новая модная «фишка»: супермаркеты организовали продажу замороженных крабовых палочек, пельменей и вареников «на развес». При этом покупатель имеет возможность, во-первых, приобрести именно тот вес, который ему необходим (от 100 г до нескольких килограммов) и, во-вторых, не платит за упаковку. Чаще всего так продукцию собственного производства.

Заморские заморозки

Почувствовав несколько лет назад востребованность данной продукции, ряд отечественных производителей поспешили занять ведущие позиции на этом рынке. И теперь бал на нем правят «Геркулес» (г. Донецк); «Дрыгало» (г. Белая Церковь Киевской обл.); «Три Медведя» (Борисполь), «Левада» (г. Одесса); ДП «Даника» (ТМ «Ситий Тато», г. Киев). Помимо них в этом сегменте рынка работают около 300 мелких компаний-производителей.

В то же время на украинского производителя обратили внимание и производители других стран. Зарубежные компании (в основном российские) изучают не только перспективы импорта готовой продукции, но и возможности создания собственного производства внутри страны. Хорошие позиции у нас в стране заняли россияне: компания «Алта» (ТМ «Морозко») уже рассматривает варианты строительства или покупки под Киевом завода по производству полуфабрикатов, а фирма «Молмясопродукт» открыла в столице свое представительство. На рынке плодоовощной и грибной заморозки компанию им составили «4 сезона» (производитель ЗАО «Хладокомбинат «Западный», Россия), а также Bonduelle, Hortino, Unifrost N.V. (TM Dujardin), Dirafrost FFI NV, Hortex. Завозятся ими в основном замороженные овощи, фрукты и грибы. В натуральном выражении это около 80% общего импорта «заморозки», в стоимостном — более 90% (по данным Госкомстата). Благодаря стараниям импортеров украинский потребитель уже воспринимает замороженные овощи и фрукты не как замену свежим, а как продукт, имеющий свои возможности и назначение. В большой степени это касается заведений общественного питания — не менее 20% такой продукции продается через рестораны и кафе.

Основную долю (около 90-95%) в импорте фруктово-овощной группы составляет замороженный картофель, поставщиками которого являются компании McCain , Pommes Frites, Unifrost N.V. Также значительные объемы замороженной продукции ввозятся благотворительными организациями в виде гуманитарной помощи или мелкими фирмами-импортерами.

Несфабрикованные проблемы

Говоря о проблемах, которые мешают развитию отрасли, отечественные производители называют в первую очередь не увеличивающийся импорт, а сырье. С каждым месяцем его количество уменьшается, а цены растут. Практически вдвое по сравнению с прошлым годом увеличились цены на мясо, сало, муку (базовое сырье) и ингредиенты для производства полуфабрикатов. Поэтому, чтобы не допустить снижения рентабельности, производители вынуждены повышать цены (в среднем на 5-7%).

Также в список «нерешаемых» проблем включают низкое качество украинской сои, проблемы с поставкой ее из-за рубежа.

Не меньшую озабоченность вызывает и низкое качество продукции мелких производителей регионального масштаба, которые не имеют достаточной технической базы и нередко нарушают технологические нормы производственных процессов. В составе мясного фарша их продукции, как рассказываю эксперты, содержание сои доходит до 50-70%, что обеспечивает низкую цену. И вводит в заблуждение потребителя, который больше не вернется в магазин за такой продукцией.

Помимо мелких производителей к рынку полуфабрикатов начинают присматриваться и отечественные розничные сети, открывая собственные кулинарные цеха. Например, группа Fozzy делает полуфабрикаты под ТМ «Премія». И, как утверждают в компании, весьма успешно.

Размороженные перспективы

Несмотря на стремительный рост, на рынке полуфабрикатов по-прежнему остается много незанятых ниш. Их стараются заполнить лидеры, внедряя новинки продукции, а также задействуя новые маркетинговых технологии. Но выход на рынок иностранных брендов, прежде всего российских, только ускорит его консолидацию. По прогнозам экспертов, через пять лет из трехсот мелких компаний на рынке останется не больше сотни игроков.

В любом случае эксперты утверждают, что в 2007-2010 гг. продажи замороженных полуфабрикатов будут расти; к 2010 г. они предположительно достигнут своего пика. Но лишь при условии, что отечественные компании справятся с двумя основными проблемами — дефицитом сырьевой базы и недостатком современных технологий для очистки и заморозки продукции.

Пока же серьезный акционер, располагающий достаточными средствами, решит начать бизнес на полуфабрикатах, имеет шанс выбиться в лидеры. Как и в любом бизнесе, ему понадобится ориентация на качество, налаженный сбыт и солидные маркетинговые расходы. И — выбор торговой марки своей «замороженной звезды»

Комментарии специалистов

Директор ЧП «Дрыгало» Людмила Дрыгало

Для того, чтобы предприятие по производству полуфабрикатов успешно развивалось, главное, чтобы у него было гибкое руководство, хорошая реклама и непрерывное внедрение инноваций. Главные проблемы этого рынка — недобросовестная конкуренция, периодическая нехватка сырья, фальсификация продукции. Мы со своей ТМ в ближайшем будущем планируем выйти на европейский рынок, потому как считаем, что украинские полуфабрикаты вполне конкурентоспособны.

Инна Иваненко, менеджер по продажам компании «Молмясопродукт»

В последнее время наблюдается четкая тенденция к сокращению количества компаний-производителей. Со временем останутся только сильнейшие, и отбирать их будут покупатели.

Сергей Сухой, менеджер сети гастрономов «Баклажан»

В ближайшее время в Украине должно получить развитие еще одно популярное направление — сегмент готовых обедов, завтраков и ужинов. Не быстрого приготовления, а именно готовых, которые следует просто разогреть в микроволновке. Рост этого рынка будет обеспечиваться, главным образом, изменением стиля жизни потребителей, увеличением спроса на продукты быстрого приготовления, а также дальнейшим повышением качества предлагаемой продукции. Люди, у которых на работе нет микроволновой печи, чтобы разогреть себе обед, охотнее купят готовый обед, чем замороженную котлету.

продукции, рынка, компании, рынке, время, мелких, полуфабрикаты, качество, вареники, заморозки, около, производства, будут, производителиТенденции рынка «заморозки»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/tendentsii-rynka-zamorozki/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052