15 апреля 2003, 00:00 2813 просмотров

Сетевая розница: итоги 2002 года и планы развития

© Кирилл Терещенко «Мое дело», №2-2003

Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами по России, СНГ и странам Балтии компании Dandy Distribution, член Ассоциации топ-менеджеров ритейла России

Итоги 2002 года подведены, перспективы развития розничного рынка Москвы и Московской области на ближайший год в основном обозначены. Открыты первые розничные объекты 2003 года. Свободных помещений, так необходимых для развития розницы, в городе практически не осталось, но есть необъятная карта России. Есть 13 городов-миллионников. Есть здоровые, честолюбивые амбиции владельцев будущих российских Wal-Mart и Carrefour. Есть стратегические планы развития и некая уверенность в том, что отечественная розница, впрочем, как и рынок в целом, станет цивилизованной во всех отношениях.

Попробуем охарактеризовать игроков первой десятки розничного рынка Москвы и Московской области, чтобы выявить основные тенденции развития для обеих сторон — ритейлеров и поставщиков.

Для начала — цифры. В таблице даны основные данные по сетевым структурам Москвы и области с количеством объектов на 01.01.2003 года и рейтингом надежности возможных инвестиций со стороны поставщиков в действующие и вновь открываемые сети Москвы.

Критерии составления рейтинга:

  • оценка годовых оборотов 2001/2002 гг. относительно декларируемых;
  • прогноз годового оборота сети на 2003 г.;
  • количество действующих и готовящихся к открытию объектов в 2003 году;
  • наличие четкой региональной программы развития;
  • наличие у сети стратегического партнера-инвестора;
  • стратегические планы развития: возможные альянсы, слияния, процессы поглощения, реструктуризации, рефинансирование оборотных средств;
  • эффективность управленческой команды розничного оператора;
  • кредитная политика розничного оператора;
  • имидж и маркетинговая стратегия розничной сети;
  • эффективность работы сети на торговых площадях (на 1 кв. метр);
  • кадровая и тренинговая политика сети;
  • наличие (планы открытия) дистрибуционного (распределительного) центра.

Итак, игроки основной группы: краткие итоги и анализ перспектив развития отечественных сетей (иностранные ритейлеры не рассматриваются в виду их полной публичности, прозрачности и ясности перспектив. Исключение составляет только структура и долевое участие AVA/Edeka и российского партнера в лице «Автогаранта» в совместном проекте по открытию первого магазина «Маркткауф»).

«Фелма» («Копейка»). Лучшая маркетинговая политика и команда сети в сфере отечественной розницы в очередной раз принесли результаты. Хотя так и остались загадкой многие финансовые детали и преимущества альянса с «ЮКОСом», но, открыв 5 и закрыв один магазин, сеть на 70% (!!!) увеличила оборот за 2002 год. Практически безупречной последние 2 года остается логистика и система работы РЦ, что во многом и объясняет успехи сети в целом. Как всегда, только положительные эмоции вызывает деятельность и политика лидеров «Копей-ки» — Александра Самонова, Сергея Ломакина и Андрея Николаевского.

«Седьмой континент»/»МосМарт». Многое стало ясно после анонса 16 января новообразованного альянса «МосМарт»/»Семерка». Симбиоз гарантирован интереснейший: слияние двух команд — сильной классической во главе с Натальей Политовой и новой, молодой и агрессивной, во главе с бывшими альфовцами, принимавшими непосредственное участие в становлении «Перекрестка». Уникальным может оказаться опыт привлечения и первого серьезного западного специалиста — Эрика Блондо. Хочется верить, что он получит необходимый уровень полномочий для успешной реализации совместного проекта.

«Перекресток». 2002 год для сети прошел ровно: 2-е место по годовому обороту. Ряд успешных открытых объектов, включая гипермаркет. В 2003 году снова ожидаются перемены в среде руководителей высшего звена. Интересно личное участие и непосредственное руководство многими торговыми процессами (в частности, закупками) с середины 2002 года Александра Косьяненко.

«Рамстор». «Рамэнка» провела год стабильно и мощно, оставаясь по валовому суммарному обороту у большинства поставщиков №1 по объему закупок. В активе — ряд открывшихся объектов с большим потенциалом в запасе и, как всегда, хороший западный маркетинг.

«Патэрсон». Сегодня сеть работает в Москве, Санкт-Петербурге, Твери. В ближайших планах — Нижний Новгород. Более интенсивно и массированно в регионах развиваются только «Дикси» (Москва, Питер, Челябинск, Тула) и «Пятерочка» (Москва, Питер, Воронеж). Год для сети прошел ровно, но один факт интересен: «Патэрсон» более чем в 2 раза увеличил количество торговых площадей, добавив всего 4 магазина к 12 существовавшим ранее.

«Дикси». Одна из самых технологичных и продвинутых сетей среди дискаунтеров во главе с блестящими лидерами Томсом Берзинем и Евгением Колывагиным. Компания ушла в тень с середины года, что, возможно, было вызвано неудачным проектом «Юнисам», который не был связан с «Дикси» напрямую, но об этом тем не менее было известно всем заинтересованным лицам. В активе сети — ряд супер-успешных приобретений, гарантирующих стабильное и динамичное развитие не на один год вперед. «Дикси» — лидер региональной экспансии в стране, с четко координируемой из центрального офиса деятельностью на местах, что обеспечивает особую эффективность развития.

«Пятерочка». Единственная из сетей, на 100% выполнившая план 2002 года по развитию и суммарному обороту и открывшая заявленное количество объектов, что неудивительно при наличии и возможностях инвесторов (венчурный фонд ЕБРР). Впечатляет и оборот за 2002 год — только чудо может помешать сети первой из российских ритейлеров в 2003 году преодолеть планку в полмиллиарда долларов.

«БИН». После ухода в начале лета 2002 года многолетнего лидера и одного из лучших специалистов-ритейлеров — коммерческого директора Ильи Скабицкого — сеть испытала затяжной спад по основным параметрам. Далее частично сменился персонал центрального офиса — появилась команда управленцев из «Нестеровского» и «Перекрестка». К концу года «БИН» начал медленно оживать. На полках — насыщенный рабочий ассортимент. Функции центрального офиса на 85% переданы магазинам, то есть происходит децентрализация сети, что, в свою очередь, является неким регрессом в развитии. В активе (помимо существующих 17 объектов) — 5 объектов в стадии ремонта и реконструкции и 10 незавершенных, выкупленных, как и все предыдущие, в собственность. На фоне дефицита торговых площадей в Москве «БИН» имеет более чем весомые козыри против конкурентов. Наблюдается новая тенденция — массированная сдача в аренду излишков площадей, хотя ранее сеть не жаловала любых арендаторов.

«12 месяцев». Одна из самых непрозрачных сетей Москвы. Образованные, технологически продвинутые и по-восточному мудрые владельцы и топ-менеджеры. Более половины объектов — «хиты» среди равноценных по обороту (например, бывшие гастрономы «Тульско-Даниловский», «Иван Поддубный» и «Юникор» на Щукинской). Довольно медленные темпы развития сети были обусловлены в 2002 году масштабными реконструкциями существующих площадей. В активе — ряд очень удачных приобретений в конце 2002 года. Один из самых высоких показателей оборота с кв. метра торговой площади в год. Региональные планы развития, анонсированные прошлым летом, пока фактической активностью на местах не подкреплены.

«Столица». Стабильный, прогнозируемый годовой оборот, но весьма туманные перспективы дальнейшего существования сети в нынешнем виде. В активе — амбициозные владельцы и менеджеры проекта, а также ряд возможных «секретных» инноваций. Часть торговых объектов могла бы стать украшением любой сети по существующему обороту и прекрасному стратегическому месторасположению.

«Самохвал». Единственная сеть магазинов торговли через прилавок поменяла в 2002 году формат и значительно расширила базовую ассортиментную матрицу, включив в нее новые категории. Лидер по количеству торговых точек и динамике их открытия (до 8-9 магазинов ежемесячно). Давно и прочно обосновалась в десятке лидеров у поставщиков по объему закупок.

SPAR. Все предельно ясно, публично и прозрачно — планы развития, источники финансирования, технологии и т.д. Успешный, стабильный и перспективный проект, по мнению всех розничных экспертов. Очень перспективен с точки зрения использования формата «магазин на углу/магазин по соседству» или «удобный магазин», так как нехватки торговых площадей от 100 до 300/350 кв. метров пока нет.

«ПродМак». Оставаясь не самой профильной частью холдинга «Нефтехимпром», сеть под руководством одного из лучших специалистов-ритейлеров Москвы Николая Морозова достаточно стабильно закончила год. Резервы (кадровые, финансовые) у нее есть — вопрос развития и его темпов или сворачивания проекта окончательно прояснится в 2003 году.

«Геркулес». Самая закрытая сеть Москвы, управляемая топ- и мидл-менеджментом из «Перекрестка» во главе с лучшим руководителем новых розничных проектов Сергеем Шведовым, недавно открывшая 22-й магазин, незаметно закрепилась в десятке ведущих игроков по суммарному обороту и объему закупок, а по некоторым компаниям-производителям — уже и в первой пятерке. Темпы роста — одни из самых высоких в Москве по всем параметрам.

«Нестеровский». Первая потеря среди дискаунтеров Москвы. Детали сделки с «Тандером» (сеть «Магнит») так и остались «за кадром», поэтому пока неизвестно, означает ли это начало экспансии краснодарцев (лидера в стране по количеству торговых объектов) на московский рынок. Пока же в 2 магазина бывшего «Нестеровского» вселился «Геркулес».

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Сетевая розница: итоги 2002 года и планы развитиясети, объектов, года, сеть, Москвы, год, торговых